Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 16:41, курсовая работа
Актуальность данной темы характерна тем , что возрастает интерес к статистике окружающей среды и природных ресурсов в современной науке и её недостаточной разработанностью . Высокая значимость и недостаточность разработанности проблемы определяет несомненную новизну данного исследования. На современном этапе перед статистикой природных ресурсов встают новые, еще более ответственные задачи. В условиях интенсивного вовлечения природных ресурсов в народнохозяйственный оборот, создания единой эколого-экономической воспроизводственной системы особенно актуальной становится задача более эффективного использования природных ресурсов.
Введение……………………………………………………………….....6-7
1.Теоретические вопросы статистического изучения окружающей среды и природных ресурсов…………………………………………………….8-16
1.1Природные ресурсы как компонент национального богатства и объект статистического наблюдения……………………………………….........8-11
1.2Задачи и система показателей статистики окружающей среды и природных ресурсов…………………………………………………….……….11-14
1.3Статистическое наблюдение за состоянием окружающей среды и использованием природных ресурсов ……………………………………...14-15
2.Статистическое изучение состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов России за 2007-2011 г.г…………………………………………………………………………….16-31
2.1Социально-экономическое положение России за 2007-2011г.г.……...............................................................................................16-21
2.2Статистическое изучение состояния и использования компонентов окружающей среды и природных ресурсов …………………………..……21-25
2.3Статистический анализ исчерпания природных ресурсов и загрязнения окружающей среды. Статистическое изучение эффективности природоохранной деятельности……………………………………………………...25-31
3.Факторный анализ и прогнозирование показателей состояния и использования природных ресурсов на основе методов статистики……..32-53
3.1Статистическая оценка влияния состояния природных ресурсов на основе индексного метода…………………………………………………...32-35
3.2Корреляционно-регрессионный анализ антропогенного воздействия на состояние природных ресурсов……………………………..…………35-41
3.3Статистическое прогнозирование показателей эффективности природоохранной деятельности…………………………………………………41-44
3.4 Основные направления совершенствования статистики природных ресурсов и окружающей среды……………………………….………..……44-53
Заключение……………………………………………………………54-55
Список использованных источников………………….…………….56-57
-достаточного увлажнения (южнотаежные районы);
-неустойчивого увлажнения (лесостепь Русской равнины и Западной Сибири); недостаточного увлажнения (степи центрально-черноземных областей; Предкавказья и юга Западной Сибири); засушливую (сухие степи Приазовья, Калмыкии и Заволжья); крайне засушливую (полупустыня Прикаспия); безводную (пустыня в низовьях Волги).
Около 80% пашни страны размещено в зонах неустойчивого и недостаточного увлажнения, что обусловливает уязвимость отечественного сельского хозяйства по отношению к погодным условиям и климатическим изменениям. В целом ресурсы влаги в земледельческих районах России в 1,2-2 раза ниже, чем в странах Европы и США. В связи с этим требуются специальные мероприятия по мелиорации почв.[12]
В настоящее время уровень водопотребления в России составляет около 5% от суммарных ресурсов стока, а величина влагопотребления измеряется примерно 5 - 7%. Эти показатели свидетельствуют о существующих резервах системы водопользования и водопотребления.
Велика площадь территорий России, пригодных для сельскохозяйственного использования. Но суровые климатические условия снижают сельскохозяйственный потенциал страны. Наибольшую площадь занимает арктический пояс (5 млн. кв.км), на втором месте умеренный и субтропический пояса (3 млн. кв.км), на третьем месте – умеренно-теплая и южная зона (2 млн. кв.км).[12]
В ноябре 2012г. ресурсы природного топлива (нефти, включая газовый конденсат, газа природного и попутного, угля) составили 217,7 млн.тонн условного топлива, что выше уровня ноября 2011г. на 10,1 млн.тонн, или на 4,8%. В составе ресурсов 50,5% приходилось на нефть, 34,9% - на газ природный и попутный и 14,6% - на уголь.[12]
Топливно-энергетические ресурсы в ноябре 2012г. составили: 66,1 млрд.куб.метров газа природного и попутного (на 6,2% больше, чем в ноябре 2011г.), 76,9 млн.тонн нефти, включая газовый конденсат (на 2,0% больше), 47,3 млн.тонн угля (на 12,4% больше).
В ноябре 2012г. на внутреннем рынке использовано 28,7% нефти, экспортировано - 26,6%; газа (с учетом закачки в подземные хранилища) - 74,1% и 25,9% соответственно; угля - 39,3% и 21,1%.[13]
В запасах сосредоточено 44,7% ресурсов нефти и 39,6% угля.
Таблица 2.1 - Ресурсы и использование природного топлива [17]
Январь-ноябрь 2012г. |
Ноктябрь |
В % к |
Справочно | |||||
ввсего |
в % к |
ноктябрю |
ооктябрю |
яянварь-ноябрь 2011г. |
ноябрь 2011г. в % к | |||
ноктябрю |
ооктябрю | |||||||
Нефть, включая газовый |
||||||||
добыча |
466,0 |
100,8 |
42,4 |
101,1 |
97,4 |
102,4 |
101,7 |
96,7 |
поступило на переработку |
235,8 |
103,5 |
21,4 |
103,5 |
98,6 |
102,5 |
102,2 |
97,7 |
экспорт1) |
222,6 |
98,2 |
20,4 |
100,4 |
89,4 |
100,0 |
98,6 |
104,9 |
Уголь, млн.тонн |
||||||||
добыча |
302,1 |
103,8 |
31,9 |
107,7 |
102,6 |
107,6 |
102,5 |
106,3 |
импорт2) |
1,5 |
10,1 |
0,2 |
139,8 |
134,3 |
69,4 |
5,0 |
199,7 |
реализация на |
180,1 |
99,6 |
18,7 |
101,5 |
105,3 |
110,0 |
99,5 |
104,9 |
экспорт1) |
100,8 |
96,1 |
10,0 |
100,2 |
93,0 |
109,6 |
102,6 |
113,9 |
1) По данным ФТС России, включая данные о взаимной торговле Российской Федерации с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан. 2) По данным
ФТС России, включая данные о
взаимной торговле Российской
Федерации с Республикой 3) По данным ГП "ЦДУ ТЭК" Минэнерго России. |
На освоение природных ресурсов, на здоровье человека и условия его проживания негативное влияние оказывает суровый климат страны; 2/3 территории страны занимают районы Крайнего Севера и приравненные к ним территории. Именно здесь сосредоточены основные запасы природных ископаемых, лесные ресурсы и гидроэнергетический потенциал.[13]
Традиционно в качестве рекреационных ресурсов называют, прежде всего, компоненты природного или культурного ландшафтов. Выделяются климатические, водные, гидроминеральные, лесные, горные, социально-культурные (памятники истории и культуры) и другие виды ресурсов. В рекреационном природопользовании в качестве ресурсов может выступать красота ландшафта, пейзажное разнообразие местности, материальная и духовная культура страны, экзотичность природы, уникальность архитектуры.
Таким образом, Россия имеет мощный и разнообразный природно - ресурсный потенциал, способный обеспечить необходимые объемы собственного потребления и экспорта. Россия находится на первом месте в мире по запасам большинства природных ресурсов, в том числе по запасам природной - газа, угля, железных руд, ряда цветных и редких металлов, а также по запасам земельных, водных и лесных ресурсов. По запасам энергетических ресурсов Россия занимает одно из первых мест в мире. [13]
2.2 Статистический анализ исчерпания природных ресурсов и загрязнения окружающей среды
Загрязнение окружающей среды – поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Загрязняющее вещество – вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
В течение января-сентября 2012г. службами мониторинга природной среды Росгидромета зафиксировано 30 случаев экстремально высокого и высокого загрязнения атмосферного воздуха (10 ПДК и более). Кроме того, зафиксировано 2 случая аварийного загрязнения.[1]
Таблица 2.2 - Загрязнение атмосферного воздуха [17]
Январь-сентябрь |
В % к |
Справочно | |
Число зафиксированных случаев |
30 |
61,2 |
50,5 |
в том числе: |
1 |
25,0 |
в 2,0р. |
высокого загрязнения |
29 |
64,4 |
47,4 |
Продолжение таблицы загрязнение атмосферного воздуха
Рисунок 1 – Число зарегистрированных случаев высокого загрязнения атмосферного воздуха
Таблица 2.3 - Города с высокими уровнями загрязнения атмосферного
воздуха в январе-сентябре 2012 года 1) [17]
Вещество, обусловившее |
Число случаев |
Максимальное | |
Архангельск |
бенз(а)пирен |
8 |
30,6 |
Уфа |
этилбензол |
2 |
20,5 |
сероводород |
2 |
13,0 | |
Екатеринбург |
этилбензол |
7 |
20,0 |
Южно-Сахалинск |
сажа |
2 |
18,0 |
Новодвинск |
бенз(а)пирен |
1 |
17,9 |
Александровск-Сахалинский |
сажа |
1 |
11,0 |
Нижний Новгород |
циклогексанон |
1 |
10,8 |
Новороссийск |
формальдегид |
3 |
10,5 |
Продолжение таблицы города с высокими уровнями загрязнения атмосферного воздуха в январе-сентябре 2012 года
Кроме того, высокие уровни загрязнения атмосферного воздуха были отмечены в деревне Ясная Поляна (Тульская область) и поселке городского типа Никель (Мурманская область).
В январе-сентябре 2012г. службами мониторинга природной среды Росгидромета было зафиксировано 2168 случаев экстремально высокого и высокого загрязнения водных объектов.
Таблица 2.4 - Загрязнение водных объектов [17]
Январь-сентябрь |
В % к |
Справочно | |
Число зафиксированных случаев |
2168 |
109,4 |
98,1 |
в том числе: |
426 |
115,4 |
76,4 |
высокого загрязнения |
1742 |
108,1 |
104,9 |
1) По оперативным данным Росгидромета. |
Рисунок 2 – Число зарегистрированных случаев экстремально высокого загрязнения поверхностных вод
В январе-сентябре 2012г. отмечено 23 случая аварийного загрязнения водных объектов и 4 случая аварийного загрязнения почв (в январе-сентябре 2011г. - 14 и 3 случая соответственно).
В приложении 1 представлено количество городов по округам с очень высоким уровнем загрязнения: по количеству городов (3 шт) это сахалинский край и Иркутская область. Число аварийного загрязнения атмосферного воздуха (приложение 2) в 2010 году произошло в Республике Северная Осетия.
Таблица 2.5 - Выбросы загрязняющих веществ, тыс. тонн[17]
Регион |
2009 |
2010 |
2011 |
Орловская область |
14,66 |
8,19 |
8,3 |
Россия |
9584 |
9547 |
9473 |
Как видим, выбросы загрязняющих веществ снижаются как по Орловской области с 14,66 тыс. тонн в 2009 гу до 8,3 тыс. тонн в 2011 году, так и по России: с 9584 тыс. тонн до 9473 тыс. тонн в 2011 году.
Таблица 5 – Количество объектов имеющих стационарные источники загрязнения
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Орловская область |
119 |
119 |
129 |
138,00 |
темпы роста цепные |
100 |
108,40 |
106,98 | |
темпы роста базисные |
100 |
108,40 |
115,97 |
Рисунок 3 – Динамика количества объектов имеющих стационарные источники загрязнения
Как видим количество предприятий имеющих стационарные источники загрязнения выросло в Орловской области к 2012 году до 138 шт, что на 6,98% по отношению к 2011 году, или 15,97% по отношению к 2009 году.
2.3 Статистическое изучение эффективности природоохранной деятельности
Необходимость проведения постоянного, повсеместного и непрерывного государственного экологического контроля за использованием и охраной земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, лесов и иной растительности, животного мира была установлена еще Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (утратил силу). Правом проведения государственного экологического контроля были наделены и республики в составе Российской Федерации, автономные области, автономные округа, края и области. Кроме государственного экологического контроля Закон предусматривал проведение производственного и общественного экологического контроля. Принятый в 2002 г. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" был разработан с учетом необходимости обеспечения сбалансированного решения социально-экономических задач, сохранения и восстановления окружающей среды. Также как и в предыдущем, в новом законе не были разграничены полномочия в области проведения государственного экологического контроля между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Одним из основных отличий принятого Федерального закона "Об охране окружающей среды" было введение нового вида экологического контроля - муниципального, которое было определено необходимостью проведения постоянного локального экологического контроля на всей территории страны.[2]
Сегодня законодательно следует рассмотреть правомочность терминов "государственный экологический контроль в сфере охраны окружающей среды" и "государственный надзор в области природопользования". Четкое понимание этих понятий (первое подразумевает контроль за надлежащим качеством компонентов окружающей среды, второе - за объемной составляющей использования компонентов природной среды) позволит исключить в будущем дублирование действий контрольных и надзорных органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области охраны окружающей среды и природопользования.[2]
Экологический контроль проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль, устанавливается Правительством Российской Федерации, а перечень должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль, устанавливается в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Правительство РФ издало Постановление от 25 сентября 2008 г. N 716 "О должностных лицах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторах в области охраны окружающей среды)". В нем сказано, что должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющие федеральный государственный экологический контроль, являются одновременно по должности государственными инспекторами Российской Федерации по охране природы. Правительство РФ Постановлением от 27 января 2009 г. N 53 "Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)" утвердило Правила осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), которые устанавливают порядок осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) в Российской Федерации.[2]
Информация о работе Статистика окружающей среды и природных ресурсов