Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 18:07, курсовая работа
Проведем статистико-экономический анализ производства зерна на примере ООО «Ритм» и других 20 хозяйств Аннинского и Павловского районов Воронежской области. Для этого потребуется:
раскрыть экономическую сущность производства зерновых культур;
изучить теорию и практику производства зерновых культур;
провести анализ ресурсно-сырьевой базы производства зерна в хозяйствах Аннинского и Аннинского и Павловского районов Воронежской области
Объектом исследования в данном проекте служит производственная деятельность ООО «Ритм» и 20других хозяйств Аннинского и Павловского района Воронежской области за период 1996-2004 гг.
1.Обзор литературы 5
2.Анализ рядов динамики 12
2.1Сущность эффективности и система показателей 12
2.2 Состояние рынка зерна: основные каналы реализации, динамика денежной выручки за последние 6 лет 18
2.3 Средняя цена 1 ц реализованного зерна, факторы, ее формирующие и динамика за 9 лет 21
2.4 Выявление тенденций в изменении цены 1 ц зерна посредством использования статистических методов: укрупнение периодов, скользящая средняя, аналитическое выравнивание 22
3. Индексный анализ прибыли и рентабельности 27
3.1 Сущность и значение показателей прибыли и рентабельности 29
3.2 Индексный анализ прибыли и уровня рентабельности зерна по совокупности хозяйств 33
4. Метод статистических группировок и дисперсионный анализ 38
4.1 Сущность группировки. Виды группировок, задачи и значение 38
4.2 Построение аналитической группировки (используя правило трех сигм) по одному из факторов, влияющих на уровень рентабельности зерна: урожайность, уровень интенсивности, уровень концентрации производства, уровень специализации, себестоимости 1 ц продукции, трудообеспеченности хозяйства 43
4.3 Сущность и значение дисперсионного анализа. Оценка существенности влияния группировочного признака на уровень рентабельности. 47
5.Проектная часть 50
5.1 Сущность и основные условия применения корреляционно-регрессионного анализа 50
5.2 Построение экономико-математической модели уровня рентабельности зерна 54
5.3 Расчет резервов повышения уровня рентабельности зерна и увеличения прибыли от его реализации 56
Заключение 58
Список использованной литературы 60
Приложения 62
Исходные и расчётные данные для индексного анализа представлены в виде таблицы На основе этих данных определим абсолютное и относительное изменение факторов, влияющих в прибыль и уровень рентабельности зерна.
Таблица 7Количество реализованного зерна, полная себестоимость реализованного зерна, Себестоимость 1ц зерна, цена 1ц зерна и денежная выручка за зерно по хозяйствам Аннинского и Павловского районов за 2003-2004гг.
Наименование хозяйства |
Количество реализованного зерна, ц |
Полная себестоимость реализованного зерна, тыс.руб. |
Денежная выручка, тыс.руб. |
Себестоимость 1ц зерна, руб. |
Цена 1ц зерна, руб. | |||||||
2003 |
2004 |
2003 |
2004 |
2003 |
2004 |
2003 |
2004 |
2003 |
2004 | |||
факт. |
усл. |
факт. |
усл. | |||||||||
усл.обозначение |
q0 |
q1 |
z0q0 |
z1q1 |
z0q1 |
p0q0 |
p1q1 |
p0q1 |
z0 |
z1 |
p0 |
p1 |
ЗАО "Николаевка" |
16371 |
23435 |
387010,44 |
1201981,15 |
554003,4 |
3189070,8 |
5203976,1 |
4565138 |
23,64 |
51,29 |
194,8 |
222,06 |
ОАО "Нащекино" |
30203 |
24127 |
3144132,3 |
3659100,82 |
2511620,7 |
4779020,69 |
3715075,46 |
3817615,21 |
104,1 |
151,66 |
158,23 |
153,98 |
ООО МТС "Студеное" |
31931 |
35971 |
5194854,39 |
11683021,09 |
5852121,99 |
7804255,71 |
15697024,98 |
8791672,11 |
162,69 |
324,79 |
244,41 |
436,38 |
СХА им ЛЕНИНА |
42347 |
28949 |
2218982,8 |
4294873,64 |
1516927,6 |
7173158,33 |
5768956,72 |
4903671,11 |
52,4 |
148,36 |
169,39 |
199,28 |
СХА "Левашовка" |
4400 |
6658 |
292996 |
1055026,68 |
443356,22 |
774092 |
1381002,36 |
1171341,94 |
66,59 |
158,46 |
175,93 |
207,42 |
СХА "Моховое" |
21658 |
14460 |
3053994,58 |
3011005,8 |
2039004,6 |
4293915,08 |
3230942,4 |
2866839,6 |
141,01 |
208,23 |
198,26 |
223,44 |
ОАО "Новонадеждинское" |
28053 |
11973 |
4931997,93 |
2183037,09 |
2104973,13 |
6134068,98 |
6261759,27 |
2618016,18 |
175,81 |
182,33 |
218,66 |
522,99 |
СХА им. Кирова |
22143 |
13366 |
2046013,2 |
1471997,58 |
1235018,4 |
3917982,42 |
2784004,14 |
2364980,04 |
92,4 |
110,13 |
176,94 |
208,29 |
ООО"Рубашевское" |
31495 |
15836 |
3220993,65 |
1788992,92 |
1619547,72 |
4848025,35 |
3748064,48 |
2437635,48 |
102,27 |
112,97 |
153,93 |
236,68 |
СХА "Родина" |
2923 |
8613 |
818995,37 |
1656968,94 |
2413276,47 |
2062001,12 |
2788975,53 |
6075954,72 |
280,19 |
192,38 |
705,44 |
323,81 |
СХА "Красный Дон" |
9290 |
9597 |
813989,8 |
1595981,1 |
840889,14 |
1690036,8 |
2150975,61 |
1745886,24 |
87,62 |
166,3 |
181,92 |
224,13 |
ОАО "Мир" |
9453 |
10123 |
1183042,95 |
1914967,91 |
1266893,45 |
1657016,37 |
1922965,08 |
1774460,67 |
125,15 |
189,17 |
175,29 |
189,96 |
СХА "Дружба" |
49865 |
39283 |
6164809,95 |
6152896,29 |
4856557,29 |
8341915,85 |
14432967,03 |
6571653,07 |
123,63 |
156,63 |
167,29 |
367,41 |
сха. Им. Дзержинского |
27521 |
17382 |
3224085,15 |
2962066,62 |
2036301,3 |
5290086,62 |
3460930,02 |
3341168,04 |
117,15 |
170,41 |
192,22 |
199,11 |
СХА "Рассвет" |
61511 |
32753 |
6494946,49 |
3931997,65 |
3458389,27 |
9804853,4 |
14330092,56 |
5220828,2 |
105,59 |
120,05 |
159,4 |
437,52 |
СХА "Лосево" |
19159 |
10392 |
3981048,61 |
1745959,92 |
2159353,68 |
5007971,01 |
2289981,12 |
2716364,88 |
207,79 |
168,01 |
261,39 |
220,36 |
СХА "Заря" |
18475 |
11114 |
3086064 |
1635980,8 |
1856482,56 |
4763963,5 |
2742046,08 |
2865856,04 |
167,04 |
147,2 |
257,86 |
246,72 |
СХА "Воронцовская" |
26653 |
25119 |
2348129,3 |
2852011,26 |
2212983,9 |
5790897,31 |
6365908,17 |
5457605,13 |
88,1 |
113,54 |
217,27 |
253,43 |
СХА "Александровская" |
29446 |
19767 |
4978140,76 |
2867994,03 |
3341809,02 |
6809976,42 |
4463981,61 |
4571514,09 |
169,06 |
145,09 |
231,27 |
225,83 |
ЗАО "Герино " |
19157 |
19157 |
2931978,85 |
2931978,85 |
2931978,85 |
6138094,37 |
6138094,37 |
6138094,37 |
153,05 |
153,05 |
320,41 |
320,41 |
ПТ СХА им. Дзержинского и Компания |
5351 |
5351 |
691991,32 |
691991,32 |
691991,32 |
1354980,22 |
1354980,22 |
1354980,22 |
129,32 |
129,32 |
253,22 |
253,22 |
Итого |
∑q0= 507405 |
∑q1= 383426 |
∑z0q0= 61208197,84 |
∑z1q1= 61289831,46 |
∑z0q1= 45943480,01 |
∑p0q0= 101625382,4 |
∑p1q1= 110232703,3 |
∑p0q1= 81371275,3 |
∑z0= 127,36 |
∑z1= 157,11 |
∑p0= 229,22 |
∑p1= 270,12 |
Проведем индексный анализ прибыли и уровня рентабельности зерна по совокупности хозяйств двух районо: Аннинского и Павловского.
Определим величину прибыли за базисный(2003) и отчетный(2004) год как разность между денежной выручкой и полной себестоимостью:
2003:
2004:
Определим общее изменение прибыли
1) относительное изменение:
2) абсолютное изменение:
Следовательно, прибыль от реализации зерна в Аннинском и Павловском районах в 2004г. увеличилась на 21,09% или на 8525688,3 тыс.руб.
Величина прибыли находится под влиянием трех факторов:
1.Рассмотрим влияние первого фактора.
- относительное
- абсолютное
Можно сделать следующий вывод: при значительном уменьшении количества реализованного зерна прибыль от реализации зерна в анализируемых нами хозяйствах, а именно в Аннинском и Павловском, уменьшилась на 12,34% или на 4989389тыс.руб.
2. Рассмотрим влияние второго фактора.
- относительное
- абсолютное
Следовательно, за счет увеличения себестоимости 1ц реализованного зерна в 2004г. ( ) по сравнению с 2003г. ( ), прибыль от реализации данного вида с/х культуры уменьшилась на 43,32% или на 15346351тыс.руб.
3.Рассмотрим влияние третьего фактора.
- относительное
- абсолютное
Из данных расчетов видно, что за счет увеличения цены реализации 1ц зерновых в 2004г.(270,12руб.) по сравнению с 2003г.(229,22руб.),прибыль увеличилась на 143,72% или на 28861428,3тыс.руб.
Выполненные расчеты позволяют построить аддитивную и мультипликативную модели.
1) Мультипликативная
1,2109=0,8766*0,5668*2,4372=
2) Аддитивная
8525688,3= -4989389-15346351+28861428,3=
Т.о., два фактора (количество реализованного зерна(q);себестоимость реализованного зерна (z)) оказали отрицательное влияние на величину прибыли, и лишь повышение цены реализации зерна на 40,9 руб./ц в 2004г. по сравнению с 2003 оказало положительное влияние на величину прибыли, что не могло не отразиться на уровне рентабельности.
Исходя из того, что уровень рентабельности реализованной продукции - это отношение прибыли к полной себестоимости данного вида продукции, рассчитаем уровень рентабельности за отчетный и базисные периоды.
2003:
2004:
В целях изучения динамики этого показателя рассчитаем индекс уровня рентабельности:
Вывод: уровень рентабельности зерна в исследуемых районах увеличился в 2004г. по сравнению с 2003г. на 20,93%
Уровень рентабельности находится под влиянием тех же факторов, что и величина прибыли:
1.Рассмотрим влияние первого фактора.
С уменьшением количества реализованного зерна уровень рентабельности увеличился на 16,78%
2.Рассмотрим влияние второго фактора.
Следовательно, повышение себестоимости 1ц реализованного зерна снизило его уровень рентабельности в Аннинском и Павловском районе в 2004г. на 57,51%
3.Рассмотрим влияние третьего фактора.
Увеличение цены реализации 1ц зерна в 2004г.(270,12руб.) по сравнению с 2003г.(229,22руб.) оказало положительное влияние на уровень рентабельности, который увеличился на 143,72%.
Рассчитанные индексы позволяют построить мультипликативную модель:
1,2093=1,1678*0,4279*2,4372=1,
Т.о., индексный анализ показал, что основными направлениями улучшения финансового состояния каждого предприятия являются:
Одним из основных и наиболее распространенных методов обработки и анализа первичной статистической информации является группировка. Понятие статистической группировки в широком смысле слова охватывает целый комплекс статистических операций, направленных на объединение зарегистрированных при наблюдении единичных случаев в группы, сходные в том или ином отношении, поскольку целостную характеристику совокупности необходимо сочетать с характером основных ее частей, классов и т.д.; подсчет итогов по выделенным группам и по всей совокупности в целом и, наконец, оформление результатов группировки в виде статистических таблиц. При составлении плана статистического наблюдения определяется очередность обработки материалов, разрабатываются макеты сводных таблиц, па основе которых дается характеристика размеров структуры и взаимосвязи изучаемых явлении. Указывается также, кто и в какие сроки осуществляет сводку, каким способом, куда поступают сводные данные и кто проводит их дальнейшую обработку.
Под группировкой в статистике понимают расчленение единиц статистической совокупности на группы однородные в каком-либо существенном отношении, и характеристику таких групп системой показателей в целях выделения типов явлений, изучения их структуры ц взаимосвязей.
Метод группировок является основой применения других методов статистического анализа основных сторон и характерных особенностей изучаемых явлении. По своей роли в процессе исследования метод группировок выполняет некоторые функции, аналогичные функциям эксперимента в естественных науках посредством группировки по отдельным признакам и комбинации самих признаков статистика имеет возможность выявить закономерности и взаимосвязи явлений в условиях, в известной мере ею определяемых. При использовании метода группировок появляется возможность проследить взаимоотношение различных факторов и определить силу их влияния на результативные показатели.
Огромное значение и роль группировок в статистическом исследовании вытекает из характера объекта статистики, его специфики. Явления общественной жизни, изучаемые статистикой, отличаются мнoгooбpaзиeм форм и стадий развития, они состоят из существенно различающихся частей, обладающих многими специфическими свойствами .
Изучая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественными особенностями, статистика стремится показать совокупность явлений в дифференциации, и многообразии их типов, рассмотреть взаимосвязи и соотношения между последними. С помощью метода группировок решаются сложные задачи статистического анализа:
Для решения этих задач применяют (соответственно) три вида группировок: типологические, структурные и аналитические (факторные).
Типологическая группировка решает задачу выявления и характеристики социально-экономических типов (частных подсовокупностей) путем разделения качественно разнородной совокупности на классы, социально-экономические типы, однородные группы единиц в соответствии с правилами научной группировки.
Примерами типологической группировки могут служить группировки секторов экономики, хозяйствующих субъектов по формам собственности: группы предприятий государственной собственности, федеральной муниципальной, частной и смешанной собственности.
Признаки, по которым производится распределение единиц изучаемой совокупности на группы называются группировочными признаками или основанием группировки. Выделить типичное можно не по любому признаку, а только по определенному, который должен изменяться в зависимости от условий места и времени. Для правильного выбора группировочных признаков необходимо предварительно выявить возможные типы, четко сформулировать познавательную задачу.
По характеру вариантов признаки делятся на атрибутивные и количественные. Признак называется атрибутивным в том случае, если его варианты не выражаются числам, и количественным, если его варианты выражаются в виде чисел.
Если группировочными признаками выступают признаки атрибутивные (форма собственности, отрасль производства т.д.), то образовать группы сравнительно просто.
Выделение типов на основе количественного признака состоит в определении групп с учетом границ перехода количественного изменения признака в новое качество, новый тип явления.
Однако во всех случаях типологических группировок выбор группировочных признаков всегда должен быть основан на анализе качественной природы исследуемого явления. Экономический анализ сущности i закономерностей развития явления должен быть направлен на то, чтобы в соответствии с целью и задачами исследования положить в основание группировки, существенные признаки. При этом следует иметь в виду, что анализ одного и того же материала при различных приемах группировки может привести к диаметрально противоположным выводам. Раскрыть закономерности экономического развития помогут те группировки, которые исходят из реально существующих закономерностей.
Структурной называется группировка, в которой происходит разделение выделенных с помощью типологической группировки типов явлений, однородных совокупностей на группы, характеризующие их структуру по какому-либо варьирующему признаку.
К структурным группировкам относится группировка населения по размеру среднедушевого дохода группировка; хозяйств по объему продукции, структура депозитов по сроку их привлечения.
Анализ структурных группировок, взятых за ряд периодов или моментов времени, показывает изменении структуры изучаемых явлений, то есть структурные сдвиги. В изменении структуры общественных явлений отражаются важнейшие закономерности их развития.
Для исследования зависимости между явлениями используют аналитические группировки. При их построении можно установить взаимосвязь между двумя признаками и более. При этом один признак будет результативным, а другой (другие) факторным. Факторными называются признаки, под воздействием которых изменяются результативные признаки.