Статистико-экономический анализ реализации продукции сельского хозяйства по группе предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

В данном курсовом проекте будет проведен анализ совокупности 30 предприятий Краснодарского края. Необходимо выявить показатели, наиболее полно отражающие уровень и эффективность реализации продукции, а также факторы, их определяющие. Для выявления всех факторов, влияющих на процесс реализации продукции сельского хозяйства следует использовать основные методы статистического анализа:
1. метод типологической группировки;
2. индексный анализ;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Анализ вариации основных статистических показателей 5
Глава 2. Проведение типологической группировки хозяйств 7
Глава 3. Анализ показателей по типическим группам 11
3.1. Объёмы реализации продукции. Структура реализованной продукции. Уровень товарности 11
3.2. Влияние на объёмы производства урожайности культур и продуктивности животных. Обеспеченность ресурсами и их использование 15
3.3. Результаты производства и реализации продукции 18
3.4. Анализ рентабельности 19
3.5. Анализ различий в массе прибыли в целом и по факторам 21
3.6. Анализ финансового состояния предприятий 25
3.7. Изменение объемов реализации и производства, массы прибыли и рентабельности за 2 года 26
Глава 4. Комбинационная группировка и корреляционно-регрессионный анализ 29
Глава 5. Анализ динамики объема реализации сельскохозяйственной продукции по Краснодарскому краю в 1995-2002 гг. 32
Заключение 36
Список используемой литературы 38

Файлы: 1 файл

Курсовая по статистике1.doc

— 8.74 Мб (Скачать файл)

 

 

Таблица 2.4

 

Типологическая  группировка предприятий

Группы

Число предприятий

Выручка

Обеспеченность  работниками на единицу площади,

Затраты на единицу площади

Фондообеспченность единицы площади

Затраты на энергоресурсы на единицу площади

Рентабельность

   

Руб./га

чел/100га

тыс.руб./100га

тыс.руб./100га

тыс.руб./100га

%

низшая

6

1094

4

172

1440

37

-17

средняя

17

5051

7

522

1064

72

22

высшая

7

13943

9

816

1568

125

94

Итого и в среднем

30

7151

7

561

1398

83

45


 

 

 

Глава 3. Анализ показателей по типическим группам

3.1. Объёмы реализации  продукции. Структура реализованной  продукции. Уровень товарности

 

 

Для изучения процессов  реализации продукции статистика получает особую систему показателей, характеризующую  объемы, структуру, выручку и цены. В таблице 3.1.1. представлены объемы реализации продукции сельского хозяйства по видам.

Таблица 3.1.1.

Объёмы реализации продукции сельского хозяйства, руб. на 1га

Объёмы  реализации на 1 га сельскохозяйственных угодий, рублей

Группы

Число предприятий

Сельскохозяйственной продукции в целом

продукции растениеводства

зернобобовые

подсолнечник

сахарная свекла

продукции животноводства

КРС

свиней

скота и птицы

мяса и мясопродуктов

молока цельного

молочных продуктов

   

Руб. на 1га

Руб. на 1га

Руб. на 1га

Руб. на 1га

Руб. на 1га

Руб. на 1га

Руб. на 1га

Руб. на 1га

Руб. на 1га

Руб. на 1га

Руб. на 1га

Руб. на 1га

низшая

6

1094,2

309,7

160,0

23,0

2,0

477,8

87,5

30,4

128,8

44,5

286,6

0

средняя

17

5050,9

3254,5

2231,9

372,5

196,3

1434,5

149,8

434,1

595,1

86,1

705,3

5

высшая

7

13943,5

5468,5

3306,1

550,4

98,7

3234,3

251,0

590,7

1232,4

464,7

931,4

91

Итого и в среднем

30

6476,0

3379,7

2217,4

369,3

152,8

1704,7

164,0

420,1

675,8

161,7

704,3

23


 

Из таблицы видно, что  реализация всех видов сельскохозяйственной продукции увеличивается от низшей типологической группы к высшей, исключением является сахарная свекла, реализация которой в средней группе больше, чем в высшей. Можно также заметить, что предприятия низшей группы не занимаются переработкой молока.

На размер выручки влияет также оказывает структура реализованной продукции, которая показана в таблице 3.1.2.

 

Таблица 3.1.2.

Структура реализованной  продукции

Объёмы  реализации на 1 га сельскохозяйственных угодий, %

Группы

Число предприятий

Сельскохозяйственной продукции в целом

продукции растениеводства

зернобобовые

подсолнечник

сахарная свекла

продукции животноводства

КРС

свиней

скота и птицы

мяса и мясопродуктов

молока цельного

молочных продуктов

   

%

%

%

%

%

%

%

%

%

%

%

%

низшая

6

100

28,3

14,6

2,1

0,2

43,7

8,0

2,8

11,8

4,1

26,2

0,0

средняя

17

100

64,4

44,2

7,4

3,9

28,4

3,0

8,6

11,8

1,7

14,0

0,1

высшая

7

100

39,2

23,7

3,9

0,7

23,2

1,8

4,2

8,8

3,3

6,7

0,7

Итого и в среднем

30

100

52,2

34,2

5,7

2,4

26,3

2,5

6,5

10,4

2,5

10,9

0,4


 

 Таким образом,  видно, что в  предприятиях  низшей группы большую часть  реализованной продукции составляет  продукция животноводства (в основном молоко), а в средней и высшей группах – продукция растениеводства.

Цена играет немалую  роль в получении большей выручки. В таблице 3.1.3. представлены средние цены реализации продукции сельского хозяйства по видам в каждой из типических групп.

Таблица 3.1.3.

Средние цены реализации продукции сельского  хозяйства

Группы

Число предприятий

зернобобовые

подсолнечник

сахарная свекла

КРС

свиней

скота и птицы

мяса  и мясопродуктов

молока  цельного

молочных продуктов

   

Руб. за 1 ц

Руб. за 1 ц

Руб. за 1 ц

Руб. за 1 ц

Руб. за 1 ц

Руб. за 1 ц

Руб. за 1 ц

Руб. за 1 ц

Руб. за 1 ц

низшая

6

149,1

247,0

69,2

1584,1

2352,7

1767,3

1124,8

430,5

0

средняя

17

176,2

386,1

54,8

1971,5

2816,6

2548,4

1215,8

405,5

256,0

высшая

7

199,7

388,9

42,4

1867,0

2825,5

2332,2

2420,9

443,4

382,3

Итого и в среднем

30

182,7

385,4

52,7

1907,6

2814,5

2436,8

1740,1

416,6

355,2


 

Цены на продукцию  сельского хозяйства возрастают по типическим группам. Исключением являются сахарная свекла (её цена наоборот уменьшается от низшей группы к высшей), а также КРС, скот и птица (по этим видам продукции цена в средней группе выше, чем в высшей).

Реализованная продукция  из общего объема производства в течение календарного года  считается  товарной. Товарность основных видов продукции сельского хозяйства показана в таблице 3.1.4.

Таблица 3.1.4.

Товарность  основных видов продукции сельского  хозяйства по типическим группам

Группы

Число предприятий

Зернобобовые

подсолнечник

сахарная свекла

КРС

свиней

молока  цельного

низшая

6

44,9

84,6

23,9

86,7

56,4

77,5

средняя

17

71,1

85,3

60,2

51,5

76,7

86,8

высшая

7

72,5

90,1

41,7

52,1

82,4

76,8

Итого и в среднем

30

71,0

87,6

55,9

53,3

78,0

83,5


 

Данная таблица показывает, что товарность основных видов продукции также увеличивается от низшей группы к высшей, исключением является КРС, товарность которого наибольшая в низшей группе. Почти полностью реализуется подсолнечник во всех типологических группах (от 85 до 90%), цельное молоко около 80%, больше половины свиней и КРС, в высшей и средней группах больше половины  зернобобовых (70%).

Таким образом, на величину выручки оказывают влияние структура  реализованной продукции, цена реализации единицы продукции и объём реализованной продукции в натуральном выражении. Чтобы оценить степень влияния каждого из этих факторов, целесообразно провести индексный анализ. При этом для наглядности сравним высшую и низшую типологические группы. Индекс выручки является индексом переменного состава, его разложение стоит проводить по общей схеме, применяющейся для любых совокупностей, в том числе и состоящих из разнокачественных элементов, а так как выручку разная продукция суммировать которую напрямую нельзя, то

 

Исходные данные для  индексного анализа представлены в  таблице 3.1.5.

Таблица 3.1.5.

Объём и цены реализации продукции сельского  хозяйства

Вид продукции

Объёмы  реализации ц./100га

Цены 

реализации

Выручка на 100 га, руб.

низшая

высшая

низшая

высшая

низшая

высшая

условная

q0

q1

p0

p1

q0p0

q1p1

q1p0

зернобобовые

107,4

1655,6

149,1

199,7

16004,7

330614,6

246774,4

подсолнечник

9,3

141,5

247,0

388,9

2297,1

55044,7

34957,4

сахарная свекла

2,9

232,6

69,2

42,4

198,6

9873,3

16086,4

КРС

5,5

13,4

1584,1

1867,0

8748,4

25099,2

21295,6

свиней

1,3

20,9

2352,7

2825,5

3043,2

59065,1

49181,1

скота и птицы

7,3

52,8

1767,3

2332,2

12881,1

123237,0

93388,1

мяса и мясопродуктов

4,0

19,2

1124,8

2420,9

4449,3

46471,1

21592,2

молока цельного

66,6

210,0

430,5

443,4

28655,0

93140,5

90431,9

молочных продуктов

0

23,9

0

382,3

0

9133,2

0

Итого

Х

Х

Х

Х

76277,4

751678,6

573707,0


 

Индекс выручки показывает, что выручка предприятий высшей группы на 885,5% выше, чем предприятий низшей группы, за счёт того, что средние цены реализации выше на 13%, а также стоимостной объём реализованной продукции выше на 752,1% (выше не только физический объём реализованной продукции, но и лучше структура, то есть больше той продукции, которая является наиболее прибыльной).

 Как уже было  сказано, из-за несопоставимости  отдельных видов продукции, нельзя разложить индекс объёма и структуры на индексы фиксированного состава, но всё же можно косвенно оценить влияние структуры реализованной продукции на величину выручки, рассчитав коэффициент специализации по каждой типической группе, который находится по формуле:

, где D – доля вида продукции в объеме реализации, n – порядковый номер в ранжированном ряду, начиная с высшего. Коэффициент менее 0,2 означает низкий уровень специализации, от 0,2 до 0,4 – средний, от 0,4 до 0,6 – высокий, свыше 0,6 – глубокую специализацию.

 В данном случае  коэффициенты специализации равны:

    • Низшая группа – 0,252
    • Средняя группа – 0,244
    • Высшая группа – 0,271

Это означает, что предприятия  всех групп имеют средний уровень  специализации, то есть предприятия стремятся расширить свою деятельность (увеличить ассортимент выпускаемой продукции, создать новые вспомогательные производства и т.п.), чтобы защититься от сильного влияния на производство природно-климатических условий и сезонности.

3.2. Влияние на объёмы  производства урожайности культур  и продуктивности животных.                                                                                   Обеспеченность ресурсами и их использование

 

Индексный анализ в предыдущем  разделе показал, что величина выручки, прежде всего, зависит от объёмов реализации, которые в свою очередь зависят от объёмов производства. Мы уже выяснили, что  объёмы производства также увеличиваются от низшей типологической группы к высшей, теперь необходимо узнать каковы различия в урожайности культур и продуктивности животных по группам, для того чтобы в будущем оценить эффективность использования ресурсов.

Таблица 3.2.1.

Урожайность культур и продуктивность животных

Группы

зернобобовые, ц/га

подсолнечник, ц/га

сахарная  свекла, ц/га

КРС, кг/голова

свиней, кг/голова

молока  цельного, кг/голова

низшая

28,6

10,0

124,5

120,5

59,7

1906,9

средняя

40,0

14,1

176,1

146,4

78,8

2518,8

высшая

51,5

17,0

198,7

183,8

79,2

4211,3

В среднем

42,4

14,8

180,6

155,6

78,5

2796,7

Информация о работе Статистико-экономический анализ реализации продукции сельского хозяйства по группе предприятий