Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 12:19, курсовая работа
В данном курсовом проекте будет проведен анализ совокупности 30 предприятий Краснодарского края. Необходимо выявить показатели, наиболее полно отражающие уровень и эффективность реализации продукции, а также факторы, их определяющие. Для выявления всех факторов, влияющих на процесс реализации продукции сельского хозяйства следует использовать основные методы статистического анализа:
1. метод типологической группировки;
2. индексный анализ;
Введение 3
Глава 1. Анализ вариации основных статистических показателей 5
Глава 2. Проведение типологической группировки хозяйств 7
Глава 3. Анализ показателей по типическим группам 11
3.1. Объёмы реализации продукции. Структура реализованной продукции. Уровень товарности 11
3.2. Влияние на объёмы производства урожайности культур и продуктивности животных. Обеспеченность ресурсами и их использование 15
3.3. Результаты производства и реализации продукции 18
3.4. Анализ рентабельности 19
3.5. Анализ различий в массе прибыли в целом и по факторам 21
3.6. Анализ финансового состояния предприятий 25
3.7. Изменение объемов реализации и производства, массы прибыли и рентабельности за 2 года 26
Глава 4. Комбинационная группировка и корреляционно-регрессионный анализ 29
Глава 5. Анализ динамики объема реализации сельскохозяйственной продукции по Краснодарскому краю в 1995-2002 гг. 32
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Таблица 2.4
Типологическая группировка предприятий
Группы |
Число предприятий |
Выручка |
Обеспеченность работниками на единицу площади, |
Затраты на единицу площади |
Фондообеспченность единицы площади |
Затраты на энергоресурсы на единицу площади |
Рентабельность |
Руб./га |
чел/100га |
тыс.руб./100га |
тыс.руб./100га |
тыс.руб./100га |
% | ||
низшая |
6 |
1094 |
4 |
172 |
1440 |
37 |
-17 |
средняя |
17 |
5051 |
7 |
522 |
1064 |
72 |
22 |
высшая |
7 |
13943 |
9 |
816 |
1568 |
125 |
94 |
Итого и в среднем |
30 |
7151 |
7 |
561 |
1398 |
83 |
45 |
Для изучения процессов реализации продукции статистика получает особую систему показателей, характеризующую объемы, структуру, выручку и цены. В таблице 3.1.1. представлены объемы реализации продукции сельского хозяйства по видам.
Таблица 3.1.1.
Объёмы реализации продукции сельского хозяйства, руб. на 1га
Объёмы реализации на 1 га сельскохозяйственных угодий, рублей | |||||||||||||
Группы |
Число предприятий |
Сельскохозяйственной продукции в целом |
продукции растениеводства |
зернобобовые |
подсолнечник |
сахарная свекла |
продукции животноводства |
КРС |
свиней |
скота и птицы |
мяса и мясопродуктов |
молока цельного |
молочных продуктов |
Руб. на 1га |
Руб. на 1га |
Руб. на 1га |
Руб. на 1га |
Руб. на 1га |
Руб. на 1га |
Руб. на 1га |
Руб. на 1га |
Руб. на 1га |
Руб. на 1га |
Руб. на 1га |
Руб. на 1га | ||
низшая |
6 |
1094,2 |
309,7 |
160,0 |
23,0 |
2,0 |
477,8 |
87,5 |
30,4 |
128,8 |
44,5 |
286,6 |
0 |
средняя |
17 |
5050,9 |
3254,5 |
2231,9 |
372,5 |
196,3 |
1434,5 |
149,8 |
434,1 |
595,1 |
86,1 |
705,3 |
5 |
высшая |
7 |
13943,5 |
5468,5 |
3306,1 |
550,4 |
98,7 |
3234,3 |
251,0 |
590,7 |
1232,4 |
464,7 |
931,4 |
91 |
Итого и в среднем |
30 |
6476,0 |
3379,7 |
2217,4 |
369,3 |
152,8 |
1704,7 |
164,0 |
420,1 |
675,8 |
161,7 |
704,3 |
23 |
Из таблицы видно, что реализация всех видов сельскохозяйственной продукции увеличивается от низшей типологической группы к высшей, исключением является сахарная свекла, реализация которой в средней группе больше, чем в высшей. Можно также заметить, что предприятия низшей группы не занимаются переработкой молока.
На размер выручки влияет также оказывает структура реализованной продукции, которая показана в таблице 3.1.2.
Таблица 3.1.2.
Структура реализованной продукции
Объёмы реализации на 1 га сельскохозяйственных угодий, % | |||||||||||||
Группы |
Число предприятий |
Сельскохозяйственной продукции в целом |
продукции растениеводства |
зернобобовые |
подсолнечник |
сахарная свекла |
продукции животноводства |
КРС |
свиней |
скота и птицы |
мяса и мясопродуктов |
молока цельного |
молочных продуктов |
% |
% |
% |
% |
% |
% |
% |
% |
% |
% |
% |
% | ||
низшая |
6 |
100 |
28,3 |
14,6 |
2,1 |
0,2 |
43,7 |
8,0 |
2,8 |
11,8 |
4,1 |
26,2 |
0,0 |
средняя |
17 |
100 |
64,4 |
44,2 |
7,4 |
3,9 |
28,4 |
3,0 |
8,6 |
11,8 |
1,7 |
14,0 |
0,1 |
высшая |
7 |
100 |
39,2 |
23,7 |
3,9 |
0,7 |
23,2 |
1,8 |
4,2 |
8,8 |
3,3 |
6,7 |
0,7 |
Итого и в среднем |
30 |
100 |
52,2 |
34,2 |
5,7 |
2,4 |
26,3 |
2,5 |
6,5 |
10,4 |
2,5 |
10,9 |
0,4 |
Таким образом,
видно, что в предприятиях
низшей группы большую часть
реализованной продукции
Цена играет немалую роль в получении большей выручки. В таблице 3.1.3. представлены средние цены реализации продукции сельского хозяйства по видам в каждой из типических групп.
Таблица 3.1.3.
Средние цены реализации продукции сельского хозяйства
Группы |
Число предприятий |
зернобобовые |
подсолнечник |
сахарная свекла |
КРС |
свиней |
скота и птицы |
мяса и мясопродуктов |
молока цельного |
молочных продуктов |
Руб. за 1 ц |
Руб. за 1 ц |
Руб. за 1 ц |
Руб. за 1 ц |
Руб. за 1 ц |
Руб. за 1 ц |
Руб. за 1 ц |
Руб. за 1 ц |
Руб. за 1 ц | ||
низшая |
6 |
149,1 |
247,0 |
69,2 |
1584,1 |
2352,7 |
1767,3 |
1124,8 |
430,5 |
0 |
средняя |
17 |
176,2 |
386,1 |
54,8 |
1971,5 |
2816,6 |
2548,4 |
1215,8 |
405,5 |
256,0 |
высшая |
7 |
199,7 |
388,9 |
42,4 |
1867,0 |
2825,5 |
2332,2 |
2420,9 |
443,4 |
382,3 |
Итого и в среднем |
30 |
182,7 |
385,4 |
52,7 |
1907,6 |
2814,5 |
2436,8 |
1740,1 |
416,6 |
355,2 |
Цены на продукцию сельского хозяйства возрастают по типическим группам. Исключением являются сахарная свекла (её цена наоборот уменьшается от низшей группы к высшей), а также КРС, скот и птица (по этим видам продукции цена в средней группе выше, чем в высшей).
Реализованная продукция из общего объема производства в течение календарного года считается товарной. Товарность основных видов продукции сельского хозяйства показана в таблице 3.1.4.
Таблица 3.1.4.
Товарность основных видов продукции сельского хозяйства по типическим группам
Группы |
Число предприятий |
Зернобобовые |
подсолнечник |
сахарная свекла |
КРС |
свиней |
молока цельного |
низшая |
6 |
44,9 |
84,6 |
23,9 |
86,7 |
56,4 |
77,5 |
средняя |
17 |
71,1 |
85,3 |
60,2 |
51,5 |
76,7 |
86,8 |
высшая |
7 |
72,5 |
90,1 |
41,7 |
52,1 |
82,4 |
76,8 |
Итого и в среднем |
30 |
71,0 |
87,6 |
55,9 |
53,3 |
78,0 |
83,5 |
Данная таблица показывает, что товарность основных видов продукции также увеличивается от низшей группы к высшей, исключением является КРС, товарность которого наибольшая в низшей группе. Почти полностью реализуется подсолнечник во всех типологических группах (от 85 до 90%), цельное молоко около 80%, больше половины свиней и КРС, в высшей и средней группах больше половины зернобобовых (70%).
Таким образом, на величину
выручки оказывают влияние
Исходные данные для индексного анализа представлены в таблице 3.1.5.
Таблица 3.1.5.
Объём и цены реализации продукции сельского хозяйства
Вид продукции |
Объёмы реализации ц./100га |
Цены реализации |
Выручка на 100 га, руб. | ||||
низшая |
высшая |
низшая |
высшая |
низшая |
высшая |
условная | |
q0 |
q1 |
p0 |
p1 |
q0p0 |
q1p1 |
q1p0 | |
зернобобовые |
107,4 |
1655,6 |
149,1 |
199,7 |
16004,7 |
330614,6 |
246774,4 |
подсолнечник |
9,3 |
141,5 |
247,0 |
388,9 |
2297,1 |
55044,7 |
34957,4 |
сахарная свекла |
2,9 |
232,6 |
69,2 |
42,4 |
198,6 |
9873,3 |
16086,4 |
КРС |
5,5 |
13,4 |
1584,1 |
1867,0 |
8748,4 |
25099,2 |
21295,6 |
свиней |
1,3 |
20,9 |
2352,7 |
2825,5 |
3043,2 |
59065,1 |
49181,1 |
скота и птицы |
7,3 |
52,8 |
1767,3 |
2332,2 |
12881,1 |
123237,0 |
93388,1 |
мяса и мясопродуктов |
4,0 |
19,2 |
1124,8 |
2420,9 |
4449,3 |
46471,1 |
21592,2 |
молока цельного |
66,6 |
210,0 |
430,5 |
443,4 |
28655,0 |
93140,5 |
90431,9 |
молочных продуктов |
0 |
23,9 |
0 |
382,3 |
0 |
9133,2 |
0 |
Итого |
Х |
Х |
Х |
Х |
76277,4 |
751678,6 |
573707,0 |
Индекс выручки показывает, что выручка предприятий высшей группы на 885,5% выше, чем предприятий низшей группы, за счёт того, что средние цены реализации выше на 13%, а также стоимостной объём реализованной продукции выше на 752,1% (выше не только физический объём реализованной продукции, но и лучше структура, то есть больше той продукции, которая является наиболее прибыльной).
Как уже было
сказано, из-за
, где D – доля вида продукции в объеме реализации, n – порядковый номер в ранжированном ряду, начиная с высшего. Коэффициент менее 0,2 означает низкий уровень специализации, от 0,2 до 0,4 – средний, от 0,4 до 0,6 – высокий, свыше 0,6 – глубокую специализацию.
В данном случае
коэффициенты специализации
Это означает, что предприятия всех групп имеют средний уровень специализации, то есть предприятия стремятся расширить свою деятельность (увеличить ассортимент выпускаемой продукции, создать новые вспомогательные производства и т.п.), чтобы защититься от сильного влияния на производство природно-климатических условий и сезонности.
Индексный анализ в предыдущем разделе показал, что величина выручки, прежде всего, зависит от объёмов реализации, которые в свою очередь зависят от объёмов производства. Мы уже выяснили, что объёмы производства также увеличиваются от низшей типологической группы к высшей, теперь необходимо узнать каковы различия в урожайности культур и продуктивности животных по группам, для того чтобы в будущем оценить эффективность использования ресурсов.
Таблица 3.2.1.
Урожайность культур и продуктивность животных
Группы |
зернобобовые, ц/га |
подсолнечник, ц/га |
сахарная свекла, ц/га |
КРС, кг/голова |
свиней, кг/голова |
молока цельного, кг/голова |
низшая |
28,6 |
10,0 |
124,5 |
120,5 |
59,7 |
1906,9 |
средняя |
40,0 |
14,1 |
176,1 |
146,4 |
78,8 |
2518,8 |
высшая |
51,5 |
17,0 |
198,7 |
183,8 |
79,2 |
4211,3 |
В среднем |
42,4 |
14,8 |
180,6 |
155,6 |
78,5 |
2796,7 |