Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 12:19, курсовая работа
В данном курсовом проекте будет проведен анализ совокупности 30 предприятий Краснодарского края. Необходимо выявить показатели, наиболее полно отражающие уровень и эффективность реализации продукции, а также факторы, их определяющие. Для выявления всех факторов, влияющих на процесс реализации продукции сельского хозяйства следует использовать основные методы статистического анализа:
1. метод типологической группировки;
2. индексный анализ;
Введение 3
Глава 1. Анализ вариации основных статистических показателей 5
Глава 2. Проведение типологической группировки хозяйств 7
Глава 3. Анализ показателей по типическим группам 11
3.1. Объёмы реализации продукции. Структура реализованной продукции. Уровень товарности 11
3.2. Влияние на объёмы производства урожайности культур и продуктивности животных. Обеспеченность ресурсами и их использование 15
3.3. Результаты производства и реализации продукции 18
3.4. Анализ рентабельности 19
3.5. Анализ различий в массе прибыли в целом и по факторам 21
3.6. Анализ финансового состояния предприятий 25
3.7. Изменение объемов реализации и производства, массы прибыли и рентабельности за 2 года 26
Глава 4. Комбинационная группировка и корреляционно-регрессионный анализ 29
Глава 5. Анализ динамики объема реализации сельскохозяйственной продукции по Краснодарскому краю в 1995-2002 гг. 32
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Как видно из данной таблицы,
урожайность культур и
Таблица 3.2.2
Обеспеченность ресурсами
показатель |
Единицы измерения |
низшая |
средняя |
высшая |
В среднем |
Число работников, занятых в сельскохозяйственном производстве |
чел. / 100 га |
4,3 |
6,8 |
8,9 |
7,0 |
Доля пашни в сельскохозяйственных угодьях |
% |
59,4 |
92,4 |
90,9 |
88,2 |
Доля посевной площади в пашне |
% |
58,8 |
91,6 |
95,7 |
89,9 |
Фондообеспеченность |
тыс. руб./ 100 га |
1439,5 |
1064,3 |
1568,4 |
1398,0 |
Таблица 3.2.3
Затраты на производство
показатель |
Единицы измерения |
низшая |
средняя |
высшая |
В среднем |
На удобрение пашни |
Тыс. руб./ 100га |
9,7 |
38,0 |
68,6 |
41,2 |
На содержание основных средств |
Тыс. руб./ 100га |
21,2 |
60,0 |
97,8 |
63,5 |
Привлечение сторонних услуг |
Тыс. руб./ 100га |
3,1 |
66,1 |
70,6 |
59,7 |
Семена |
Тыс. руб./ 100га |
40,5 |
39,6 |
47,6 |
41,5 |
Корма |
Тыс. руб./ 100га |
45,6 |
112,7 |
199,7 |
123,3 |
Энергоносители |
Тыс. руб./ 100га |
37,2 |
72,1 |
125,2 |
79,3 |
На оплату труда |
Тыс. руб./ 100га |
28,2 |
94,4 |
143,0 |
98,3 |
Прочие затраты |
Тыс. руб./ 100га |
12,4 |
40,4 |
66,0 |
42,6 |
Итого затрат |
Тыс. руб./ 100га |
172,2 |
521,6 |
815,5 |
543,1 |
Таким образом, наличие ресурсов существенно отличается по группам, как и предполагалось при сопоставлении урожайности культур и продуктивности животных. Число работников в предприятиях высшей группы на 50% выше, чем в низшей. Но если рассматривать распаханность угодий и долю посевных площадей в пашне, можно сделать вывод о том, что предприятия низшей группы используют свои площади в недостаточной степени (распаханность и доля посевных площадей в пашне составляют 59,4% и 58,8% соответственно, тогда как в средней и высшей группах они выше 90%). То есть в предприятиях высшей группы используется более эффективная система севооборотов, производятся мероприятия по повышению плодородия почвы, что позволяет интенсивно пользоваться этим ресурсом и получать большую отдачу.
Исключением из всех ресурсов является Фондообеспеченность – в низшей и высшей группах она отличается несущественно, тогда как в средней группе она ниже средней.
Затраты на удобрение позволяют судить о мероприятиях по повышению плодородия почвы, а так как они увеличиваются от низшей группы к высшей, можно сделать вывод о том, что в предприятиях низшей группы ведется менее интенсивное производство; используется естественное плодородие земель, а, следовательно, получается меньше продукции на единицу площади.
Затраты, связанные с содержанием основных средств, говорят о характере использования основных средств и о типе воспроизводства. Так низшей группе присуще узкое воспроизводство, т.к. выше названные затраты там очень невелики. Того же самого нельзя сказать о предприятиях высшей группы, где затраты на содержание основных средств почти в 5 раз выше затрат в низшей группе.
Все затраты имеют тенденцию к увеличению, при этом группы значительно отличаются друг от друга. По всем видам затрат кроме семян высшая группа больше низшей в несколько раз. Наибольшая разница (23 раза) между крайними группами в привлечении услуг сторонних организаций, что говорит о том, что предприятия высшей группы имеют достаточно средств на то, чтобы использовать услуги различных специализированных служб (маркетинговых, гидромелиоративных), машинно-тракторных парков и других организаций.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в целом производственные затраты были эффективны, а наличие ресурсов сыграло свою роль, так как урожайность культур и продуктивность животных возросла.
Следовательно, объемы производства напрямую зависят от наличия ресурсов и размеров затрат на производство.
Эффективность производства и реализации характеризуется не только показателями объемов реализации, производства, уровнем товарности, ценой на продукцию, структурой реализации, но и такими важнейшими показателями результата хозяйственной деятельности как валовой доход, прибыль, рентабельность, оплата труда наемных работников, а также показателями чистого дохода, чистой прибыли. (Таблица 3.3.1.)
Таблица 3.3.1
Результаты производства и реализации продукции
Показатель |
Единицы измерения |
Группы |
Итого и в среднем | ||
низшая |
средняя |
высшая | |||
Число предприятий |
6 |
17 |
7 |
30 | |
Выручка |
Руб./га |
1094,2 |
5050,9 |
13943,5 |
7151,0 |
Валовый доход |
тыс. руб./ 100 га |
15,4 |
175,6 |
467,8 |
218,9 |
Прибыль |
тыс. руб./ 100 га |
-34,0 |
58,5 |
223,3 |
82,7 |
Рентабельность реализации |
% |
-17 |
22 |
94 |
45 |
Оплата труда |
тыс. руб./ 100 га |
28,2 |
96,4 |
143,0 |
98,3 |
Чистый доход |
тыс. руб./ 100 га |
4,0 |
155,4 |
432,0 |
196,4 |
Чистая прибыль |
тыс. руб./ 100 га |
-45,3 |
38,3 |
187,5 |
60,2 |
Амортизация |
тыс. руб./ 100 га |
11,4 |
20,1 |
35,8 |
22,4 |
Исходя из показателей результатов производства и реализации продукции по группам предприятий, можно отметить тенденцию к улучшению общего результата производства и реализации при переходе от предприятий низшей группы к предприятиям высшей группы. Наибольшие различия между группами наблюдается по величине чистого валового дохода. Так в высшей группе этот показатель в раз больше чем в низшей группе. Величины валового дохода не хватает на покрытие расходов, поэтому предприятия низшей группы убыточны то время как предприятия высшей и средней группы являются прибыльными; велики различия и в рентабельности реализации (111 %).
Показатель амортизации
говорит об общей
Рентабельность реализации также возрастает по группам. При этом рентабельность в низшей группе значительно отличается от рентабельности в средней и высшей группах предприятий. Вообще рентабельность является показателем доходности и эффективности производства, его нужно изучить подробнее.
В конкретном случае рентабельность будет определена по формуле: , где r – рентабельность, p – выручка от реализации, z – полная себестоимость. Степень влияния рентабельности отдельных видов продуктов на общую рентабельность зависит от доли продукта в полной себестоимости: . Для оценки степени влияния факторов изменения рентабельности продуктов по группам и структуры реализации на общее изменение рентабельности следует рассчитать среднюю условную рентабельность. Она рассчитывается по формуле: . (Таблица 3.4.1.)
Таблица 3.4.1.
Рентабельность и себестоимость основных видов продукции
Вид продукции |
Рентабельность отдельных видов продукции, % |
Полная себестоимость по группе продуктов, тыс. руб. |
Структура полной себестоимости, доля |
d0r0 |
d1r1 |
d1r0 | |||
низшая |
высшая |
низшая |
высшая |
низшая |
высшая | ||||
r0 |
r1 |
z0q0 |
z1q1 |
d0 |
d1 | ||||
зернобобовые |
-2,0 |
95,1 |
2144 |
17806 |
0,237 |
0,459 |
-0,474 |
43,673 |
-0,921 |
подсолнечник |
60,9 |
57,4 |
507 |
8177 |
0,021 |
0,095 |
1,259 |
5,440 |
5,772 |
сахарная свекла |
-60,2 |
-9,0 |
44 |
1687 |
0,007 |
0,029 |
-0,435 |
-0,264 |
-1,770 |
КРС |
-41,7 |
-23,4 |
16 |
523 |
0,217 |
0,089 |
-9,048 |
-2,081 |
-3,701 |
свиней |
-64,9 |
9,6 |
466 |
1582 |
0,126 |
0,146 |
-8,162 |
1,406 |
-9,481 |
молока цельного |
5,7 |
38,9 |
270 |
2600 |
0,393 |
0,182 |
2,231 |
7,066 |
1,033 |
Итого |
Х |
Х |
3446 |
32375 |
1,000 |
1,000 |
-14,629 |
55,240 |
-9,069 |
Таблица 3.4.2.
Результаты анализа
Показатель |
обозначение |
значение, % |
Рентабельность высшей группы |
r0 |
-14,6 |
Рентабельность низшей группы |
r1 |
55,2 |
Условная рентабельность |
r усл |
-9,1 |
Разность между рентабельностью высшей и низшей групп |
r1-r0 |
69,9 |
Разность между рентабельностью высшей группы и условной |
r1-r усл |
-46,2 |
Разность
условной рентабельностью и |
r усл-r0 |
5,6 |
Уровень рентабельности в высшей группе больше, чем в низшей на 69,9%, это связано с тем, что в высшей группе рентабельность отдельных видов продукции выше, чем в низшей (исключение – подсолнечник). При этом и структура реализованной продукции лучше в высшей группе (больше доля высокорентабельных видов продукции) – она увеличивает рентабельность на 5,6%. Стоит обратить внимание на рентабельность зернобобовых – в низшей группе она равна -2%, а в высшей 95%. Если учитывать, что зернобобовые имеют большую долю в реализованной продукции растениеводства (см. Таблицу 3.1.2. Структура реализованной продукции), то можно сделать вывод о том, что зернобобовые оказывают на рентабельность групп наибольшее влияние, тем более в высшей группе – это самый рентабельный вид продукции.
Прибыль как критерий оценки эффективности реализации продукции сельского хозяйства наряду с рентабельностью реализации играет важнейшую роль в экономико-статистическом анализе. С целью выявления характерных различий между двумя крайними группами требуется оценить степень влияния различных факторов на формирование прибыли. Другими словами, необходимо понять, за счет чего хозяйства высшей группы добились большей прибыли в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий. В качестве факторов, влияющих на прибыль, выступают: объем реализации, себестоимость, цены, дотации и компенсации. Исходные и расчетные данные для анализа представлены в таблице 3.5.1.
Таблица 3.5.1.
Результаты реализации основных продуктов по группам хозяйств
Показатели |
зернобобовые |
подсолнечник |
сахарная свекла |
КРС |
свиньи |
молоко цельное |
Сумма | ||
объем реализации, ц. на 100 га |
низшая |
q0 |
239,15 |
11,00 |
12,03 |
6,37 |
2,29 |
85,87 |
356,71 |
высшая |
q1 |
2284,89 |
157,08 |
557,69 |
25,78 |
25,37 |
273,54 |
3324,35 | |
полная себестоимость 1 ц, руб. |
низшая |
z0 |
152,10 |
153,49 |
173,83 |
2715,26 |
6709,54 |
407,39 |
X |
высшая |
z1 |
102,36 |
247,06 |
46,63 |
2438,23 |
2577,40 |
319,30 |
X | |
Цена 1 ц, руб. |
низшая |
p0 |
149,06 |
246,97 |
69,16 |
1584,06 |
2352,70 |
430,53 |
X |
высшая |
p1 |
199,70 |
388,89 |
42,45 |
1866,99 |
2825,52 |
443,42 |
X | |
Дотации и компенсации на 1ц реализованной продукции, руб. |
низшая |
k0 |
26,39 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
X |
высшая |
k1 |
1,82 |
0,00 |
1,40 |
2,64 |
0,85 |
0,54 |
X | |
выручка, руб. |
низшая |
z0q0 |
36376 |
1688 |
2091 |
17298 |
15377 |
34982 |
107812 |
высшая |
z1q1 |
233872 |
38806 |
26008 |
62858 |
65400 |
87340 |
514284 | |
условная |
z0q1 |
347542 |
24110 |
96944 |
70000 |
170251 |
111436 |
820283 | |
полная себестоимость, руб. |
низшая |
p0q0 |
35647 |
2717 |
832 |
10092 |
5392 |
36969 |
91648 |
высшая |
p1q1 |
456284 |
61084 |
23672 |
48131 |
71696 |
121294 |
782162 | |
условная |
p0q1 |
340575 |
38793 |
38569 |
40837 |
59699 |
117767 |
636240 | |
дотации и компенсации, руб. |
низшая |
k0q0 |
6312 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6312 |
высшая |
k1q1 |
4155 |
0 |
781 |
68 |
22 |
147 |
5172 | |
условная |
k0q1 |
60303 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
60303 |