Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 12:19, курсовая работа
В данном курсовом проекте будет проведен анализ совокупности 30 предприятий Краснодарского края. Необходимо выявить показатели, наиболее полно отражающие уровень и эффективность реализации продукции, а также факторы, их определяющие. Для выявления всех факторов, влияющих на процесс реализации продукции сельского хозяйства следует использовать основные методы статистического анализа:
1. метод типологической группировки;
2. индексный анализ;
Введение 3
Глава 1. Анализ вариации основных статистических показателей 5
Глава 2. Проведение типологической группировки хозяйств 7
Глава 3. Анализ показателей по типическим группам 11
3.1. Объёмы реализации продукции. Структура реализованной продукции. Уровень товарности 11
3.2. Влияние на объёмы производства урожайности культур и продуктивности животных. Обеспеченность ресурсами и их использование 15
3.3. Результаты производства и реализации продукции 18
3.4. Анализ рентабельности 19
3.5. Анализ различий в массе прибыли в целом и по факторам 21
3.6. Анализ финансового состояния предприятий 25
3.7. Изменение объемов реализации и производства, массы прибыли и рентабельности за 2 года 26
Глава 4. Комбинационная группировка и корреляционно-регрессионный анализ 29
Глава 5. Анализ динамики объема реализации сельскохозяйственной продукции по Краснодарскому краю в 1995-2002 гг. 32
Заключение 36
Список используемой литературы 38
По таблице 4.2. видно, что выручка от реализации продукции имеет тесноту связи выше средней с затратами на удобрения и затратами на корма.
По данным регрессионного анализа, по полученным коэффициентам можно составить уравнение зависимость результативного признака от факторных признаков. Уравнение регрессии будет иметь следующий вид:
, где У – выручка от реализации продукции сельского хозяйства; Х1 – затраты на минеральные удобрения; Х2 – затраты на корма. Уравнение показывает, что изменение затрат на удобрения на единицу влечет за собой увеличение размера выручки на 72,4 единиц при неизменном размере затрат на корма. Изменение затрат кормов на единицу влечет изменение выручки на 17,5 единиц при неизменных затратах на удобрения. Различия во влиянии объясняется тем, что доля растениеводства, на которое собственно и влияют удобрения, значительно превышает долю животноводства в структуре реализации.
Линейный коэффициент множественной корреляции равен 0,744. Он показывает, что связь результативного признака и факторов достаточно тесная. Коэффициент детерминации равен 0,554 или 55,4%. Следовательно, вариация выручки от реализации продукции на 1 га угодий определяется вариацией учтенных в модели факторов на 55,4%. Прочие факторы, которые не были включены в модель, составляют соответственно 44,6% от общей вариации результативного признака.
Роль неучтенных факторов в вариации размеров выручки очень велика. Проведение прогнозного расчета ожидаемого значения выручки при заданных размерах факторных признаков является осуществимым, но достоверность такого прогноза очень мала.
В данном разделе проекта рассматривается период с 1995 по 2002 год. В наличии имеются данные по посевным площадям и поголовью скота, валовому сбору и производству молока, урожайности и продуктивности культур и коров молочного стада. Как результативный признак выбрана условная общая выручка от отдельных видов продукции.
Условная выручка (объем
реализации) каждого вида продукции
будет посчитана следующим
Таблица 5.1.
Динамика объема реализации основных видов сельскохозяйственной продукции по Краснодарскому краю в 1995-2002 гг., млн. руб.
Показатели |
Символы |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | ||
Абсолютный уровень динамического ряда: |
|||||||||
объем реализации |
у |
16500 |
13328 |
13810 |
11014 |
15014 |
16043 |
17419 |
19463 |
цепные относительные показатели динамического ряда: |
|||||||||
абсолютный прирост |
А |
- |
-3171 |
482 |
-2796 |
4000 |
1029 |
1376 |
2043 |
коэффициент роста |
К |
- |
0,808 |
1,036 |
0,798 |
1,363 |
1,069 |
1,086 |
1,117 |
темп прироста |
Т |
- |
-19,2 |
3,6 |
-20,2 |
36,3 |
6,9 |
8,6 |
11,7 |
значение 1% прироста |
П |
- |
165 |
133 |
138 |
110 |
150 |
160 |
174 |
Средние показатели:
;
;
;
.
По величине средних показателей, можно сказать, что в среднем объемы реализации увеличивались в период с 1995 по 2001 гг. на 423 млн. руб. за год, со средним темпом прироста 2,4% в год. Графически это изображено на рисунке 5.1.
В 1996 году объемы реализации снизились, в 1997 году они ненамного повысились. Минимальные объемы реализации были в 1998 году. Период с 1998 по 2002 гг. отмечается ростом объемов реализации продукции.
Используя приложения Excel динамический ряд удалось выровнять трендами. Наиболее близкой из опробованных функций (таблица 5.2) оказалась полиномиальная шестой степени; величина остаточной вариации составила 0,0882 или 8,82%.
Таблица №5.2.
Уравнения функций трендов и величина достоверности аппроксимации
Функция |
Уравнение функции тренда |
величина достоверности аппроксимации R^2 |
Степенная |
y = 13668x0,0808 |
R2 = 0,1004 |
Логарифмическая |
y = 1345,8Ln(x) + 13641 |
R2 = 0,1248 |
Экспоненциальная |
y = 12725e0,0397x |
R2 = 0,2937 |
Линейная |
y = 637,64x + 12556 |
R2 = 0,3398 |
Полиномиальная второй степени |
y = 376,48x2 - 2750,7x + 18203 |
R2 = 0,8137 |
Полиномиальная третьей степени |
y = -69,678x3 + 1317,1x2 - 6339,1x + 21652 |
R2 = 0,8711 |
Полиномиальная четвертой степени |
y = -3,1418x4 - 13,125x3 + 975,58x2 - 5555,5x + 21119 |
R2 = 0,8715 |
Полиномиальная пятой степени |
y = 7,6938x5 - 176,25x4 + 1423x3 - 4390,8x2 + 3178,4x + 16404 |
R2 = 0,8767 |
Полиномиальная шестой степени |
y = 14,983x6 - 396,86x5 + 4100,8x4 - 20950x3 + 55636x2 - 73343x + 51465 |
R2 = 0,9118 |
Выровненные уровни динамического ряда показывают общую тенденцию к увеличению объемов реализации сельскохозяйственной продукции после 1998 года в целом по Краснодарскому краю.
Тренд, по которому был выровнен динамический ряд, объясняет вариацию выручки на 91,2%. Этого вполне достаточно для того, чтобы составить прогноз выручки на следующий за последним из изучаемой совокупности год. Но учитывая специфику функции тренда (полиномиальная шестой степени) и её поведение на прогнозном периоде (кривая резко уходит вверх), вряд ли можно считать прогноз достоверным. Поэтому прогноз можно составить по тренду полиномиальной функции пятой степени, следующей по величине достоверности аппроксимации после полиномиальной шестой степени. Прогноз будет выглядеть следующим образом (см. рисунок №4.):
По этому прогнозу размер условной выручки от реализации основных видов продукции предприятиями Краснодарского края в 2003 году составит порядка 24700 млн. рублей. Это довольно высокий показатель, уровень его достоверности равен 87,7%.
В данной работе было проведено статистическое исследование предприятий Краснодарского края с целью выявления уровня и эффективности реализации продукции животноводства и факторов, его определяющих. Изучение основывалось на выборке, состоящей из 30 предприятий.
В качестве результативного признака был принят уровень выручки на 1 га сельскохозяйственных угодий, который и лег в основу типологической группировки. Анализ типических групп позволил всесторонне оценить факторы, влияющие на результат, выбрать наиболее существенные из них.
Таким образом, на величину
выручки в первую очередь оказывают
влияние структура
С другой стороны эффективность производства и реализации характеризуется не только показателями объемов реализации, производства, уровнем товарности, ценой на продукцию, структурой реализации, но и такими важнейшими показателями результата хозяйственной деятельности как валовой доход, прибыль, рентабельность, оплата труда наемных работников, а также показателями чистого дохода, чистой прибыли и многих других показателей, рассчитанных в данном проекте.
Так же выявлена закономерная связь между эффективностью реализации и общим финансовым состоянием предприятия: чем эффективней реализация, тем благополучнее в финансовом отношении предприятие. В условиях рыночной экономики эффективность производства в значительной степени зависит от успешной реализации продукции. Поэтому на наиболее крупных предприятиях, производящих широкий ассортимент продукции, а также в хозяйствах, реализующих значительную часть продукции за пределы своего административного района и области, необходимо создавать маркетинговые службы.
Рынок продовольствия не может быть саморегулирующейся системой, он нуждается в постоянном целенаправленном воздействии со стороны государства. В данном случае под воздействием понимаются экономические рычаги воздействия на товаропроизводителей: компенсации на приобретение удобрений, техники, энергоресурсов; льготные кредиты на проведение лизинговых операций, весенне-полевых и уборочных работ; субсидии на производство важнейших и жизненно необходимых для население товаров с целью продовольственной безопасности и продовольственной независимости.