Статистико-экономический анализ реализации продукции сельского хозяйства по группе предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

В данном курсовом проекте будет проведен анализ совокупности 30 предприятий Краснодарского края. Необходимо выявить показатели, наиболее полно отражающие уровень и эффективность реализации продукции, а также факторы, их определяющие. Для выявления всех факторов, влияющих на процесс реализации продукции сельского хозяйства следует использовать основные методы статистического анализа:
1. метод типологической группировки;
2. индексный анализ;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Анализ вариации основных статистических показателей 5
Глава 2. Проведение типологической группировки хозяйств 7
Глава 3. Анализ показателей по типическим группам 11
3.1. Объёмы реализации продукции. Структура реализованной продукции. Уровень товарности 11
3.2. Влияние на объёмы производства урожайности культур и продуктивности животных. Обеспеченность ресурсами и их использование 15
3.3. Результаты производства и реализации продукции 18
3.4. Анализ рентабельности 19
3.5. Анализ различий в массе прибыли в целом и по факторам 21
3.6. Анализ финансового состояния предприятий 25
3.7. Изменение объемов реализации и производства, массы прибыли и рентабельности за 2 года 26
Глава 4. Комбинационная группировка и корреляционно-регрессионный анализ 29
Глава 5. Анализ динамики объема реализации сельскохозяйственной продукции по Краснодарскому краю в 1995-2002 гг. 32
Заключение 36
Список используемой литературы 38

Файлы: 1 файл

Курсовая по статистике1.doc

— 8.74 Мб (Скачать файл)

 

Общая масса прибыли  от реализации продукции по низшей (М0) и высшей (М1)  типическим группам рассчитывается следующим образом:

М0 = Σp0q0+Σk0q0-Σz0q0 = -9852 руб./100га угодий

М1 = Σp1q1+Σk1q1-Σz1q1 = 273050 руб./100га угодий

Абсолютный прирост  массы прибыли составил ∆М = М10 = 282902 руб.

Относительный прирост  массы прибыли –  ∆М / М0 *100% = -2872%.

Так как масса прибыли, и ее прирост зависят от цен  реализации, себестоимости, дотаций и компенсаций, объема реализованной продукции, то следует определить прирост массы прибыли под влиянием каждого из этих факторов:

  1. От изменения цен реализации: ΔМр= Σp1q1-Σpоq1
  2. От изменения размеров дотаций и компенсаций: ΔМk = Σk1q1-Σk0q1
  3. От изменения себестоимости: ΔМz= Σz0q1-Σz1q1
  4. От изменения объема реализованной продукции: ΔМq = (Σpоq1-Σp0q0)+(Σkоq1-Σk0q0)-(Σz0q1-Σz0q0)

Все перечисленные показатели рассчитаны и приведены в таблице 3.5.2.

Таблица 3.5.2.

Прирост массы  прибыли от реализации по факторам (на 100 га угодий)

Факторы прироста

прирост массы  прибыли

тыс. руб.

в % к итогу

Цена реализации

145,9

51,6

Дотации и компенсации

-55,1

-19,5

Себестоимость

306,0

108,2

Объем реализации продукции

-113,9

-40,3

Итого

282,9

100,0


 

В низшей типической группе мы получен убыток от реализации продукции сельского хозяйства, разность между прибылью высшей и низшей групп составляет 282,9 тыс.руб. из-за меньшего объема реализованной продукции на 113,9 тыс.руб. и меньших дотаций и компенсаций на 55,1 но даже повышение цен и уменьшение себестоимости не смогли покрыть этот убыток.

3.6. Анализ финансового  состояния предприятий

 

Финансы как совокупность денежных отношений, обеспечивающих производство, распределение, перераспределение и потребление продукции, услуги доходов, являются в условиях рыночных отношений важнейшим ресурсом и средством регулирования всех сторон жизни общества. Статистика изучает систему показателей, всесторонне характеризующая финансы, кредит и денежное обращение: их размеры, состав, формирование и использование. Эффективность хозяйств и их финансовое состояние зависят друг от друга. Данные для дальнейшего анализа представлены в таблице №3.6.1.

 

Таблица 3.6.1.

Показатели  финансового состояния предприятий  в расчёте на 100 га сельскохозяйственных угодий

Показатель

Единицы измерения

низшая

средняя

высшая

В среднем по совокупности

Уставный капитал

тыс. руб./ 100 га

28,7

5368,3

30572,7

10181,4

Прибыль (убыток) до налогообложения

тыс. руб./ 100 га

-1054

3668

10775

4382

Валовой доход

тыс. руб./ 100 га

479

11012

22574

11603

Рентабельность  реализации

%

-17

22

94

45

Заемные средства

тыс. руб./ 100 га

43,1

14,3

77,4

31,1

в т.ч. не погашенные в срок

тыс. руб./ 100 га

0,0

0,0

10,4

2,2

Краткосрочная дебиторская задолженность

тыс. руб./ 100 га

26,0

34,9

177,5

64,1

в т.ч. краткосрочная  дебиторская задолженность просроченная

тыс. руб./ 100 га

3,3

18,6

72,3

28,2

Краткосрочная кредиторская задолженность

тыс. руб./ 100 га

221,0

278,6

257,4

267,3

в т.ч. краткосрочная  кредиторская задолженность просроченная

тыс. руб./ 100 га

201,5

216,2

146,5

199,6


 

Из таблицы видно, что  уставный капитал, прибыль до налогообложения, валовой доход, рентабельность реализации, краткосрочная дебиторская  задолженность возрастают от низшей группы к высшей, значит можно сделать вывод о том, что эффективность хозяйств имеет прямую зависимость от их финансового состояния. При этом размер краткосрочной кредиторской задолженности примерно одинаков во всех группах, что говорит о том, что предприятия всех групп в своей деятельности широко используют средства, привлеченные со стороны. Но доля просроченной задолженности все же ниже у высшей группы и выше у низшей, что лишь подтверждает сделанные ранее выводы, о том, что финансовое положение наиболее стабильное в высшей группе, стабильное в средней и менее стабильное в низшей группе предприятий, что сказывается на общих результатах их деятельности.

3.7. Изменение объемов  реализации и производства, массы  прибыли и рентабельности за 2 года

 

Требуется сравнить объемы реализации и производства, массы  прибыли и рентабельность в типических группах предприятий за 2 года. Для этого необходимо обеспечить сопоставимость типических групп в 2000 и 2001 годах. Совокупность хозяйств 2000 года делится на типические группы таким образом, чтобы численность и состав трех типических групп в 2000 и  2001 годах совпадали. В этом случае будут сформированы группы, в которые входят одни и те же хозяйства, появится возможность провести анализ.

Данные, предназначенные  для сравнения показаны в таблице 3.7.1.

 

Таблица 3.7.1.

Объёмы производства и реализации, масса прибыли и  рентабельность за 2000 – 2001гг.

Показатель

типические  группы

В среднем  по совокупности

низшая

средняя

высшая

2000

2001

2000

2001

2000

2001

2000

2001

Объемы  производства, ц/100 га угодий

зернобобовые

792,4

239,2

1467,2

1782,8

1924,2

2284,9

1483,6

1708,6

подсолнечник

41,8

11,0

129,0

113,1

179,9

157,1

129,3

109,3

сахарная  свекла

181,6

12,0

689,5

594,6

562,1

557,7

598,2

518,5

КРС

7,2

6,4

15,5

14,8

25,6

25,8

16,7

16,1

свиней

2,4

2,3

22,2

20,1

25,2

25,4

20,4

19,1

молока  цельного

79,4

85,9

207,8

200,4

242,4

273,5

199,4

202,5

Объемы  реализации, ц/100 га угодий

зернобобовые

691,2

107,4

1116,5

1266,7

1392,7

1655,6

1124,2

1213,5

подсолнечник

37,0

9,3

116,7

96,5

179,9

141,5

120,7

95,8

сахарная  свекла

124,1

2,9

316,7

358,2

201,8

232,6

267,5

289,9

КРС

6,7

5,5

8,9

7,6

14,9

13,4

9,9

8,6

свиней

0,6

1,3

17,5

15,4

17,0

20,9

15,3

14,9

молока  цельного

60,6

66,6

169,1

174,0

184,0

210,0

158,9

169,0

Показатели  эффективности реализации продукции

масса прибыли на 100 га угодий, тыс.руб./100 га угодий

11,8

-22,5

69,0

91,0

150,2

675,3

79,7

201,8

рентабельность, %

5

-17

19

22

26

94

21

45


 

Анализируя данную таблицу, можно сказать, что самые значительные  изменения произошли в низшей типической группе. За год снизился объём производства продукции низшей группы (главным образом продукции растениеводства: зернобобовых в 3 раза, подсолнечника в 4 раза, сахарной свёклы в 15 раз), соответственно снизился и объём реализации (зернобобовых в 6 раз, подсолнечника в 4 раза, сахарной свёклы в 41 раз), что повлекло за собой значительное снижение рентабельности (с 5% до -17%) и массы прибыли (с 11,8 тыс. руб. до -22,5 тыс. руб. на 100 га сельскохозяйственных угодий). Такое положение сложилось из-за того, что предприятия низшей группы не могут выдерживать конкуренцию и постепенно приближаются к черте банкротства. Это подтверждается и тем, что  в средней и высшей группах объёмы производства и реализации, показатели эффективности реализации имеют в большинстве своём положительные тенденции.

Если же рассматривать  отдельные культуры, можно сделать следующие выводы:

    • Увеличились объёмы производства и реализации зернобобовых (за счёт производства предприятий средней и высшей типических групп);
    • Незначительно снизились объёмы производства подсолнечника и сахарной свёклы, при этом объём реализации подсолнечника снизился, а сахарной свёклы – увеличился (уровень товарности сахарной свёклы соответственно увеличился, т.к. часть реализованной продукции в произведённой возрастает);
    • Снизились объёмы производства и реализации КРС и свиней;
    • Увеличились объёмы производства и реализации цельного молока (во всех типических группах).

Таким образом, за данный период времени изменилась структура  производимой и реализуемой продукции:  сократилась доля низкорентабельной продукции и увеличилась доля высокорентабельной продукции (рентабельность продукции дана в главе 3.4. Анализ рентабельности, таблице 3.4.1.).

 

Глава 4. Комбинационная группировка и корреляционно-регрессионный анализ

 

При проведении комбинационной группировки в качестве результативного признака выбирают тот, который отражает эффективность реализации продукции сельского хозяйства. В нашем случае этот признак определен и используется на протяжении всей работы – это выручка от реализации продукции на 1 га угодий, которая измеряется в рублях.

На результативный признак влияет множество факторных признаков. Наиболее значимые из них: затраты на удобрения и затраты на корма. От этих факторов зависит уровень производства, а ведь именно он является главной обусловливающей  различия в размере выручки между предприятиями (это было выяснено ранее).

Комбинационная группировка  по выбранным показателям имеет  своей целью:

    • выявить влияние каждого фактора в отдельности на величину результативного признака;
    • выявить влияние каждого фактора в отдельности при различных уровнях другого фактора;
    • установить эффект совместного влияния двух факторов.

В ходе комбинационной группировки  для формирования групп необходимо определить число групп и подгрупп, а также их границы.  Мы выделим три группы по затратам на удобрения и две подгруппы по затратам на корма. В таблице 4.1. представлены результаты комбинационной группировки.

 

Таблица №4.1

Выручка от реализации продукции сельского хозяйства  в зависимости затрат на минеральные  удобрения и на корма, руб./ га

Группы  по затратам на удобрения, тыс. руб./100 га угодий

Подгруппы по затратам на корма, тыс. руб./100 га угодий

в среднем

 

до 123,3

св. 123,3

 

1,8-33,5

2978

7428

3735

33,6-65,5

5997

7178

6279

65,5-97,4

6687

8105

7818

в среднем

4111

7762

5334


 

Изменение размера выручки, как видно по таблице, напрямую зависит от изменения размеров затрат на удобрения и корма. Так увеличивается выручка от реализации при общем изменении размера затрат на удобрения (столбец «в среднем»). При увеличении затрат на корма выручка также увеличивается (строка «в среднем»). Эта тенденция подтверждается по каждой группе в разрезе на подгруппы (по каждой строке отмечается увеличение размера выручки при увеличении затрат на корма).

Дальнейшая задача заключается  в выявлении и оценки степени влияния факторов на результат и тесноту связи результативного признака с факторами при помощи корреляционно-регрессионного анализа. Результаты анализа будут представлены ниже.

Таблица 4.2.

Матрица парных коэффициентов корреляции

 

Выручка

Затраты на удобрения

Затраты на корма

Выручка

1

   

Затраты на удобрения

0,688582184

1

 

Затраты на корма

0,614573657

0,376658831

1

Информация о работе Статистико-экономический анализ реализации продукции сельского хозяйства по группе предприятий