Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 16:55, курсовая работа
Снижение себестоимости одинаково выгодно всем - населению, работникам, предприятию, отрасли, национальной экономике и государству в целом. А значит усилия всех должны быть постоянно нацелены на всемерное снижение себестоимости. В этом основное экономическое условие конкурентоспособности страны как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Актуальность снижения себестоимости продукции усиливается с возрастанием объемов производства. Каждый процент снижения себестоимости обеспечивает при этом все возрастающую сумму экономии.
Введение 2
Анализ рядов динамики 5
1.1 .Понятие производственных затрат, их классификация. Динамика производственных затрат на подсолнечник за 6 лет. 5
1.2 Себестоимость 1ц подсолнечника, её структура. Динамика себестоимости 1ц подсолнечника за 9-12 лет. 11
1.3 Приёмы выравнивания рядов динамики, схемы расчётов, значение. Выявление тенденции себестоимости 1ц подсолнечника. 14
Индексный метод анализа 19
2.1 Сущность индексов. Индивидуальные и общие (постоянного и переменного состава) индексы себестоимости. Взаимосвязь индексов себестоимости. 19
2.2 Индексный анализ средней себестоимости и производственных затрат. 22
Метод группировок и дисперсионный анализ 30
3.1 Сущность группировок, их виды, задачи и значение. Аналитическая группировка ( по урожайности подсолнечника, влияющей на себестоимость 1ц (трудоёмкость, уровень интенсивности, концентрация производства подсолнечника, фондообеспеченность или фондовооружённость, уровень специализации). 30
3.2 Сущность и значение дисперсионного анализа. Оценка существенности влияния группировочного признака на себестоимость 1ц. 37
Проектная часть 41
4.1 Сущность и основные условия применения корреляционно-регрессионного анализа. 41
4.2 Построение экономико-математической модели себестоимости 1ц. 43
4.3 Расчёт резервов снижения средней себестоимости и производственных затрат на подсолнечник. 44
Заключение 48
Список литературы 51
Определим общее изменение производственных затрат.
Относительное: путём расчёта общего индекса производственных затрат.
=, где производственные затраты на произведённый подсолнечник в отчётном и базисном периодах.
==1,1884 или 118,84%
Абсолютное: как разность между числителем и знаменателем рассчитанного индекса.
=-
=98209505-87815500=10394005 .руб.
Отсюда следует, что величина производственных затрат на подсолнечник в отчётном периоде по сравнению с базисным увеличилась на 10394005 руб.
Величина производственных затрат находится под влиянием трёх факторов:
1.себестоимость 1ц
2.количество произведённого подсолнечника;
3.структура произведённого подсолнечника.
Влияние первого фактора:
Относительное: определяется путём расчёта общего индекса себестоимости 1ц подсолнечника постоянного состава, который составил
=110,65%.
Абсолютное: =(-)*
=(585.2-432)*205268=31447057 руб.
Таким образом, за счёт повышения 1ц подсолнечника в отдельных предприятиях изучаемой группы, производственные затраты увеличились в отчётном периоде по сравнению с базисным на 31447057 руб.
Влияние второго фактора:
Относительное: определяется путём расчета общего индекса физического объёма или количества произведённого подсолнечника.
=, где количество произведённого подсолнечника в районах в отчётном и базисном году.
==0,9873 или 98,73%
Абсолютное:
=(-)*
=(205268-207899)*448.8= -23105732руб.
Итак, за счет роста производства подсолнечника в отчётном периоде затраты на его производство уменьшились на 1180792,8 руб.
Влияние третьего фактора:
Относительное: определяется путём расчёта общего индекса произведённого подсолнечника, который составил =102,37%
Абсолютное:
=(-)*
=(432-422)*205268=2052680 руб.
Следовательно, за счёт улучшения структуры произведённого подсолнечника, величина производственных затрат на подсолнечник в рассматриваемых районах увеличилась на 2052680 руб.
Выполненные расчёты позволяют построить модели:
Мультипликативная:
=**=
1.1884=1.1065*0.9873*1.0237=1.
Аддитивная:
=++=
10394005=31447057-23105732+
Таким образом, индексный анализ выявил, что в рассматриваемых районах Рост себестоимости 1ц подсолнечника привел к повышению средней себестоимости данного вида продукции и увеличению производственных затрат. Лишь улучшение структуры произведённого подсолнечника оказало положительное влияние на состояние средней себестоимости и величины затрат.
Поэтому в каждом предприятии рассматриваемых районов должны быть найдены резервы увеличения производства и снижения себестоимости 1ц подсолнечника, что приведёт к улучшению финансового состояния предприятий района.
Группировка - это распределение единиц по группам в соответствии со следующим принципом: различия между единицами, отнесенными к одной группе, должны быть меньше, чем между единицами, отнесенными к разным группам.
Группировка лежит в основе всей дальнейшей работы с собранной информацией. На основе группировки рассчитываются сводные показатели по группам, появляется возможность их сравнения, анализа причин различий между группами, изучения взаимосвязей между признаками. Если рассчитать сводные показатели только в целом по совокупности, то мы не сможем уловить ее структуры, роли отдельных групп, их специфики.
Однородность (гомогенность) данных является исходным условием их статистического описания и анализа - вычисления и интерпретации обобщающих показателей, построения уравнения регрессии, измерения корреляции, статистического умозаключения.
Таким образом, значение группировки состоит в том, что этот метод обеспечивает обобщение данных, представление их в компактном, обозримом виде. Кроме того, группировка создает основу для последующей сводки и анализа данных.
Используя правило 3*(±3*), для определения величины интервала посредством группировки определим влияние.
Ключ выборки:
Исходя из поставленной задачи,
аналитическая группировка
Построим ряд распределения и рассчитаем его характеристики ( и *).
Группировочный признак располагается по ранжиру в порядке возрастания, то есть строится ранжированный ряд распределения по урожайности подсолнечника:
1,9 3,4 13,3 13,5 13,7 14 14,1 16,2 17,1 17,6 17,6 18,1 18,2 19,2 21,5 22,4 23 25,4 25,6 25,7 27,2
Определим число групп, на которые необходимо распределить предприятия данных районов.
n=1+3.322
n=1+3.322*1,32=5,38≈5 групп.
Определим равный интервал:
i= =(2,7-1,9)/5=5,1
Определим границы группы:
1.НГ 1,9 1,9 - 7
ВГ 7
2.НГ 7 7 – 12,1
ВГ 12,1
3.НГ 12,1 12,1 – 17,2
ВГ 17,2
4.НГ 17,2 17,2 – 22,3
ВГ 22,3
5.НГ 22,3 22,3 – 27,4
ВГ 27,4
Определим число предприятий, которое войдёт в каждую найденную группу, то есть строится интервальный ряд распределения.
Таблица 8. Интервальный ряд распределения
Группы предприятий по урожайности подсолнечника, ц/га |
Число предприятий, f |
Середина интервала, X |
Общая урожайность X*f |
x- |
*f | |
1,9 -7 |
2 |
4,45 |
8,9 |
-10,2 |
104,04 |
208 |
7 – 12,1 |
- |
9,55 |
- |
- |
- |
- |
12,1 – 17,2 |
7 |
14,65 |
102,55 |
0 |
0 |
0 |
17,2 – 22,3 |
6 |
19,75 |
118,5 |
5,1 |
26,01 |
156,06 |
22,3 – 27,4 |
6 |
24,85 |
149,1 |
10,2 |
104,04 |
624,24 |
=14.65 |
- |
- |
988,38 |
Определим среднее значение признака или среднюю урожайность подсолнечника по средней взвешенной.
=
==18,05
Определим дисперсию взвешенную:
=47,07
Определим среднее квадратическое отклонение:
*===6,8
Рассчитаем коэффициент вариации:
ν=*100% =36,8%
Рассчитанные показатели вариации свидетельствуют о значительных колебаниях в урожайности подсолнечника по отдельным предприятиям. Построенный ряд распределения может быть рекомендован к практическому использованию.
Так как в построенном интервальном ряду (см. таблицу 8)предприятия районов распределились по группам неравномерно: первая группа-1 предприятие, последняя -6 предприятий, то следует построить интервальный ряд с использованием правила трёх сигм. Так как это правило учитывает вариацию группировочного признака, то должно быть более равномерное распределение единиц совокупности по группам. При этом границы групп определяются следующим образом:
НГ определяется как =18,05-20,4=-2,35
ВГ =18,05-13,6=4,45 и т.д. (см. таблицу 10)
Пояснение к таблице 10: если в группе нет ни одного хозяйства или только 1 хозяйство, то группа не представительна. Такие группы не дают объективных выводов и они объединяются с близлежащими группами посредством укрупнения интервалов. Часто новые образовавшиеся группы имеют открытые интервалы. Исходя из полученного распределения предприятий (см. последнюю графу таблицы), следует объединить 1 и 2 группы, сделав одну группу с открытым интервалом: до 11,25. В эту группу входят 2 хозяйства. Объединим 4 и 5 группы. Получим новую группу с открытым интервалом: свыше 24,85,в которую входят 4 хозяйства.
Таблица 9. Интервальный ряд распределения
Группы предприятий по урожайности подсолнечника, ц/га |
Нижняя граница |
Верхняя граница |
Число предприятий | ||
формула |
Значение |
формула |
значение | ||
1.-2,35-4,45 |
-2,35 |
4,45 |
2 | ||
2.4,45-11,25 |
4,45 |
11,25 |
- | ||
3.11,25-18,05 |
11,25 |
18,05 |
9 | ||
4.18,05-24,85 |
18,05 |
24,85 |
6 | ||
5.24,85-31,65 |
24,85 |
31,65 |
4 |
Таблица 10. Интервальный ряд распределения
Группы предприятий по урожайности подсолнечника, ц/га |
Число предприятий |
Накопленные частоты |
До 18,05 |
11 |
11 |
18,05 – 24,85 |
6 |
17 |
Свыше 24,85 |
4 |
21 |
Итого: |
21 |
Полученный интервальный ряд распределения может быть использован для дальнейшей работы. На основе полученных групп определяются сводные или обобщающие показатели по каждой группе и совокупности в целом и представляются таблицей 11.
Таблица 11. Сводные данные по группам
Группы хозяйств |
Число хозяйств |
Площадь посева подсолнечника, га |
Колич-во произведенного подсолнечника после доработки, ц |
Себестоимость всего произведенного подсолнечника, тыс.руб |
Полная себестоимость реализованного подсолнечника, тыс.руб. |
Денежная выручка за реализованный подсолнечник, тыс.руб |
Прямые затраты на подсолнечник, тыс.чел/час |
Прибыль, тыс.руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9(7-6) |
До 18,05 |
11 |
7050 |
98064 |
47337 |
25237,68 |
46889 |
61 |
21651,32 |
18,05-24,85 |
6 |
3558 |
71144 |
34059 |
23263 |
47630 |
30 |
24367 |
Свыше 24,85 |
4 |
1396 |
36060 |
16800 |
13983 |
20503 |
10 |
6520 |
Итого |
21 |
12004 |
205268 |
98196 |
62483,68 |
115022 |
101 |
52538,32 |
Таблица 12. Аналитическая группировка
Группы хозяйств |
Число хозяйств |
Производственные затраты на 1 га посева подсолнечника, руб. |
Урожайность подсолнечника, ц/га |
Трудоёмкость 1 ц подсолнечника, чел./час |
Себестоимость 1ц подсолнечника, руб. |
Уровень рентабельности, % |
До 18,05 |
11 |
12866 |
13,9 |
1 |
1069,9 |
209,8 |
18,05-24,85 |
6 |
9572 |
19,9 |
0,4 |
478,7 |
104,7 |
Свыше 24,85 |
4 |
12034 |
25,8 |
0,3 |
465,9 |
46,6 |
В среднем по району |
21 |
1641,5 |
2,8 |
0,08 |
95,9 |
17,2 |
Следствием увеличения урожайности является снижение себестоимости, так, сравнивая показатели III и I групп, она снизилась на 604 руб., а в сравнении III группы со средне районным показателем, себестоимость 1 ц подсолнечника снизилась на 370 руб.
Уровень рентабельности III группы ниже на 163,2%, по сравнению с I группой, и на 29,4 %, по сравнению со средним показателем по району, это происходит из-за повышения урожайности.
Делая общие выводы, нужно
отметить, что для повышения
Дисперсионный анализ (от латинского Dispersio – рассеивание) применяется для исследования влияния одной или нескольких качественных переменных (факторов) на одну зависимую количественную переменную (отклик).
В основе дисперсионного анализа лежит предположение о том, что одни переменные могут рассматриваться как причины (факторы, независимые переменные): , а другие как следствия (зависимые переменные). Независимые переменные называют иногда регулируемыми факторами именно потому, что в эксперименте исследователь имеет возможность варьировать ими и анализировать получающийся результат.
Основной целью дисперсионного анализа является исследование значимости различия между средними с помощью сравнения (анализа) дисперсий. Разделение общей дисперсии на несколько источников, позволяет сравнить дисперсию, вызванную различием между группами, с дисперсией, вызванной внутригрупповой изменчивостью. При истинности нулевой гипотезы (о равенстве средних в нескольких группах наблюдений, выбранных из генеральной совокупности), оценка дисперсии, связанной с внутригрупповой изменчивостью, должна быть близкой к оценке межгрупповой дисперсии. Если вы просто сравниваете средние в двух выборках, дисперсионный анализ даст тот же результат, что и обычный t-критерий для независимых выборок (если сравниваются две независимые группы объектов или наблюдений) или t-критерий для зависимых выборок (если сравниваются две переменные на одном и том же множестве объектов или наблюдений).