Статистико-экономический анализ себестоимости подсолнечника на примере СХА «Заря» и других хозяйств Павловского, Калачеевского и Семилу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Снижение себестоимости одинаково выгодно всем - населению, работникам, предприятию, отрасли, национальной экономике и государству в целом. А значит усилия всех должны быть постоянно нацелены на всемерное снижение себестоимости. В этом основное экономическое условие конкурентоспособности страны как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Актуальность снижения себестоимости продукции усиливается с возрастанием объемов производства. Каждый процент снижения себестоимости обеспечивает при этом все возрастающую сумму экономии.

Содержание работы

Введение 2
Анализ рядов динамики 5
1.1 .Понятие производственных затрат, их классификация. Динамика производственных затрат на подсолнечник за 6 лет. 5
1.2 Себестоимость 1ц подсолнечника, её структура. Динамика себестоимости 1ц подсолнечника за 9-12 лет. 11
1.3 Приёмы выравнивания рядов динамики, схемы расчётов, значение. Выявление тенденции себестоимости 1ц подсолнечника. 14
Индексный метод анализа 19
2.1 Сущность индексов. Индивидуальные и общие (постоянного и переменного состава) индексы себестоимости. Взаимосвязь индексов себестоимости. 19
2.2 Индексный анализ средней себестоимости и производственных затрат. 22
Метод группировок и дисперсионный анализ 30
3.1 Сущность группировок, их виды, задачи и значение. Аналитическая группировка ( по урожайности подсолнечника, влияющей на себестоимость 1ц (трудоёмкость, уровень интенсивности, концентрация производства подсолнечника, фондообеспеченность или фондовооружённость, уровень специализации). 30
3.2 Сущность и значение дисперсионного анализа. Оценка существенности влияния группировочного признака на себестоимость 1ц. 37
Проектная часть 41
4.1 Сущность и основные условия применения корреляционно-регрессионного анализа. 41
4.2 Построение экономико-математической модели себестоимости 1ц. 43
4.3 Расчёт резервов снижения средней себестоимости и производственных затрат на подсолнечник. 44
Заключение 48
Список литературы 51

Файлы: 1 файл

КУРСЯК по статистике(мой).docx

— 172.63 Кб (Скачать файл)

Определим общее изменение  производственных затрат.

Относительное: путём расчёта общего индекса производственных затрат.

=, где производственные затраты на произведённый подсолнечник в отчётном и базисном периодах.

==1,1884 или 118,84%

Абсолютное: как разность между числителем и знаменателем рассчитанного индекса.

=-

=98209505-87815500=10394005 .руб.

Отсюда следует, что величина производственных затрат на подсолнечник в отчётном периоде по сравнению с базисным увеличилась на 10394005 руб.

Величина производственных затрат находится под влиянием трёх факторов:

1.себестоимость 1ц подсолнечника  в отдельных предприятиях района;

2.количество произведённого  подсолнечника;

3.структура произведённого  подсолнечника.

Влияние первого фактора:

Относительное: определяется путём расчёта общего индекса себестоимости 1ц подсолнечника постоянного состава, который составил

  =110,65%.

Абсолютное: =(-)*

=(585.2-432)*205268=31447057 руб.

Таким образом, за счёт повышения 1ц подсолнечника в отдельных  предприятиях изучаемой группы, производственные затраты увеличились в отчётном периоде по сравнению с базисным на 31447057 руб.

Влияние второго фактора:

Относительное: определяется путём расчета общего индекса физического объёма или количества произведённого подсолнечника.

=, где количество произведённого подсолнечника в районах в отчётном и базисном году.

==0,9873 или 98,73%

Абсолютное:

=(-)*

=(205268-207899)*448.8= -23105732руб.

Итак, за счет роста производства подсолнечника в отчётном периоде  затраты на его производство уменьшились  на 1180792,8 руб.

Влияние третьего фактора:

Относительное: определяется путём расчёта общего индекса произведённого подсолнечника, который составил =102,37%

Абсолютное:

=(-)*

=(432-422)*205268=2052680 руб.

Следовательно, за счёт улучшения  структуры произведённого подсолнечника, величина производственных затрат на подсолнечник в рассматриваемых районах увеличилась на 2052680 руб.

Выполненные расчёты позволяют  построить модели:

Мультипликативная:

=**=

1.1884=1.1065*0.9873*1.0237=1.1884

Аддитивная:

=++=

10394005=31447057-23105732+2052680=10394005

Таким образом, индексный  анализ выявил, что в рассматриваемых  районах Рост себестоимости 1ц подсолнечника привел к повышению средней себестоимости данного вида продукции и увеличению производственных затрат. Лишь улучшение структуры произведённого подсолнечника оказало положительное влияние на состояние средней себестоимости и величины затрат.

Поэтому в каждом предприятии  рассматриваемых районов должны быть найдены резервы увеличения производства и снижения себестоимости 1ц подсолнечника, что приведёт к улучшению финансового состояния предприятий района.

Метод группировок  и дисперсионный анализ

  1. Сущность  группировок, их виды, задачи и значение. Аналитическая группировка ( по урожайности подсолнечника, влияющей на себестоимость 1ц (трудоёмкость, уровень интенсивности, концентрация производства подсолнечника, фондообеспеченность или фондовооружённость, уровень специализации).

Группировка - это распределение  единиц по группам в соответствии со следующим принципом: различия между  единицами, отнесенными к одной  группе, должны быть меньше, чем между  единицами, отнесенными к разным группам.

Группировка лежит в основе всей дальнейшей работы с собранной  информацией. На основе группировки рассчитываются сводные показатели по группам, появляется возможность их сравнения, анализа причин различий между группами, изучения взаимосвязей между признаками. Если рассчитать сводные показатели только в целом по совокупности, то мы не сможем уловить ее структуры, роли отдельных групп, их специфики.

Однородность (гомогенность) данных является исходным условием их статистического описания и анализа - вычисления и интерпретации обобщающих показателей, построения уравнения регрессии, измерения корреляции, статистического умозаключения.

Таким образом, значение группировки  состоит в том, что этот метод  обеспечивает обобщение данных, представление  их в компактном, обозримом виде. Кроме того, группировка создает основу для последующей сводки и анализа данных.

Используя правило 3*(±3*), для определения величины интервала посредством группировки определим влияние.

Ключ выборки:

  1. Площадь посева подсолнечника, га
  2. Количество произведённого подсолнечника, ц
  3. Себестоимость всего произведённого подсолнечника, тыс.руб.
  4. Себестоимость 1ц подсолнечника, руб.
  5. Количество реализованного подсолнечника, ц
  6. Себестоимость реализованного подсолнечника, тыс.руб.
  7. Денежная выручка за реализованный подсолнечник, тыс.руб.
  8. Денежная выручка от реализованной продукции в целом по хозяйству, тыс.руб.
  9. Среднегодовая численность работников, занятых в с/х, чел.
  10. Среднегодовая стоимость основных производственных средств, тыс.руб.

Исходя из поставленной задачи, аналитическая группировка предприятий взятых районов будет выполняться по урожайности подсолнечника.

Построим ряд распределения  и рассчитаем его характеристики ( и *).

Группировочный признак располагается по ранжиру в порядке возрастания, то есть строится ранжированный ряд распределения по урожайности подсолнечника:

1,9   3,4   13,3   13,5   13,7   14   14,1   16,2   17,1   17,6   17,6   18,1   18,2   19,2   21,5   22,4   23   25,4   25,6   25,7   27,2

Определим число групп, на которые необходимо распределить предприятия данных районов.

n=1+3.322

n=1+3.322*1,32=5,38≈5 групп.

Определим равный интервал:

i= =(2,7-1,9)/5=5,1

Определим границы группы:

1.НГ         1,9        1,9 - 7

   ВГ         7

2.НГ         7         7 – 12,1

   ВГ         12,1

3.НГ         12,1         12,1 – 17,2

   ВГ         17,2

4.НГ         17,2         17,2 – 22,3

   ВГ         22,3

5.НГ         22,3         22,3 – 27,4

   ВГ         27,4

Определим число предприятий, которое войдёт в каждую найденную  группу, то есть строится интервальный ряд распределения.

 

Таблица 8. Интервальный ряд распределения

Группы предприятий  по урожайности  подсолнечника, ц/га

Число предприятий, f

Середина интервала, X

Общая урожайность

X*f

x-

 

*f

1,9 -7

2

4,45

8,9

-10,2

104,04

208

7 – 12,1

-

9,55

-

-

-

-

12,1 – 17,2

7

14,65

102,55

0

0

0

17,2 – 22,3

6

19,75

118,5

5,1

26,01

156,06

22,3 – 27,4

6

24,85

149,1

10,2

104,04

624,24

   

=14.65

 

-

-

988,38


Определим среднее значение признака или среднюю урожайность  подсолнечника по средней взвешенной.

=

==18,05

Определим дисперсию взвешенную:

 

=47,07

Определим среднее квадратическое отклонение:

*===6,8

Рассчитаем коэффициент  вариации:

ν=*100% =36,8%

Рассчитанные показатели вариации свидетельствуют о значительных колебаниях в урожайности подсолнечника  по отдельным предприятиям. Построенный ряд распределения может быть рекомендован к практическому использованию.

Так как в построенном  интервальном ряду (см. таблицу 8)предприятия  районов распределились по группам  неравномерно: первая группа-1 предприятие, последняя -6 предприятий, то следует построить интервальный ряд с использованием правила трёх сигм. Так как это правило учитывает вариацию группировочного признака, то должно быть более равномерное распределение единиц совокупности по группам. При этом границы групп определяются следующим образом:

НГ определяется как =18,05-20,4=-2,35

ВГ =18,05-13,6=4,45 и т.д. (см. таблицу 10)

Пояснение к таблице 10: если в группе нет ни одного хозяйства  или только 1 хозяйство, то группа не представительна. Такие группы не дают объективных выводов и они объединяются с близлежащими группами посредством укрупнения интервалов. Часто новые образовавшиеся группы имеют открытые интервалы. Исходя из полученного распределения предприятий (см. последнюю графу таблицы), следует объединить 1 и 2 группы, сделав одну группу с открытым интервалом: до 11,25. В эту группу входят 2 хозяйства. Объединим 4 и 5 группы. Получим новую группу с открытым интервалом: свыше 24,85,в которую входят 4 хозяйства.

 

Таблица 9. Интервальный ряд распределения

Группы предприятий по урожайности подсолнечника, ц/га

Нижняя граница

Верхняя граница

Число предприятий

формула

Значение

формула

значение

1.-2,35-4,45

 

-2,35

 

4,45

2

2.4,45-11,25

 

4,45

 

11,25

-

3.11,25-18,05

 

11,25

 

18,05

9

4.18,05-24,85

 

18,05

 

24,85

6

5.24,85-31,65

 

24,85

 

31,65

4


 

Таблица 10. Интервальный ряд распределения

Группы предприятий  по урожайности подсолнечника, ц/га

Число предприятий

Накопленные частоты

До 18,05

11

11

18,05 – 24,85

6

17

Свыше 24,85

4

21

Итого:

21

 

 

Полученный интервальный ряд распределения может быть использован для дальнейшей работы. На основе полученных групп определяются сводные или обобщающие показатели по каждой группе и совокупности в  целом и представляются таблицей 11.

 

 

Таблица 11. Сводные данные по группам

Группы хозяйств

Число хозяйств

Площадь посева подсолнечника, га

Колич-во произведенного подсолнечника после доработки, ц

Себестоимость всего произведенного подсолнечника, тыс.руб

Полная себестоимость реализованного подсолнечника, тыс.руб.

Денежная выручка за реализованный подсолнечник, тыс.руб

Прямые затраты на подсолнечник, тыс.чел/час

Прибыль, тыс.руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9(7-6)

До 18,05

11

7050

98064

47337

25237,68

46889

61

21651,32

18,05-24,85

6

3558

71144

34059

23263

47630

30

24367

Свыше 24,85

4

1396

36060

16800

13983

20503

10

6520

Итого

21

12004

205268

98196

62483,68

115022

101

52538,32


 

Таблица 12. Аналитическая группировка

Группы хозяйств

Число хозяйств

Производственные затраты на 1 га посева подсолнечника, руб.

Урожайность подсолнечника, ц/га

Трудоёмкость 1 ц подсолнечника, чел./час

Себестоимость 1ц подсолнечника, руб.

Уровень рентабельности, %

До 18,05

11

12866

13,9

1

1069,9

209,8

18,05-24,85

6

9572

19,9

0,4

478,7

104,7

Свыше 24,85

4

12034

25,8

0,3

465,9

46,6

В среднем по району

21

1641,5

2,8

0,08

95,9

17,2


 

Следствием увеличения урожайности  является снижение себестоимости, так, сравнивая показатели III и I групп, она снизилась на 604 руб., а в сравнении III группы со средне районным показателем, себестоимость 1 ц подсолнечника снизилась на 370 руб.

Уровень рентабельности III группы ниже на 163,2%, по сравнению с I группой, и на 29,4 %, по сравнению со средним показателем по району, это происходит из-за повышения урожайности.

Делая общие выводы, нужно  отметить, что для повышения эффективности предприятия, т.е. снижения себестоимости, необходимо снижать производственные затраты на 1 га посева подсолнечника – это является одним из основных показателей, влияющих на экономическое состояние предприятия.

 

 

    1. Сущность  и значение дисперсионного анализа. Оценка существенности влияния группировочного признака на себестоимость 1ц.

Дисперсионный анализ (от латинского Dispersio – рассеивание) применяется для исследования влияния одной или нескольких качественных переменных (факторов) на одну зависимую количественную переменную (отклик).

В основе дисперсионного анализа  лежит предположение о том, что  одни переменные могут рассматриваться как причины (факторы, независимые переменные): , а другие как следствия (зависимые переменные). Независимые переменные называют иногда регулируемыми факторами именно потому, что в эксперименте исследователь имеет возможность варьировать ими и анализировать получающийся результат.

Основной целью дисперсионного анализа  является исследование значимости различия между средними с помощью сравнения (анализа) дисперсий. Разделение общей дисперсии на несколько источников, позволяет сравнить дисперсию, вызванную различием между группами, с дисперсией, вызванной внутригрупповой изменчивостью. При истинности нулевой гипотезы (о равенстве средних в нескольких группах наблюдений, выбранных из генеральной совокупности), оценка дисперсии, связанной с внутригрупповой изменчивостью, должна быть близкой к оценке межгрупповой дисперсии. Если вы просто сравниваете средние в двух выборках, дисперсионный анализ даст тот же результат, что и обычный t-критерий для независимых выборок (если сравниваются две независимые группы объектов или наблюдений) или t-критерий для зависимых выборок (если сравниваются две переменные на одном и том же множестве объектов или наблюдений).

Информация о работе Статистико-экономический анализ себестоимости подсолнечника на примере СХА «Заря» и других хозяйств Павловского, Калачеевского и Семилу