Статистико-экономический анализ уровня и эффективности производства продукции животноводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 22:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение статистико-экономического анализа эффективности производства продукции животноводства и выявление тенденций развития данной отрасли. Объектом исследования является совокупность сельскохозяйственных предприятий.
Обозначим задачи курсового проекта:
провести аналитическую результативную группировку предприятий, а на ее основе типологическую группировку выборочной совокупности;
рассчитать наиболее важные показатели по типическим группам и проанализировать их с целью выявления взаимосвязи между результативными и факторными признаками;

Файлы: 1 файл

статистика.doc

— 4.74 Мб (Скачать файл)

 

 

Между предприятиями, как  видно, имеются весьма существенные различия. Ранжированный ряд показывает размах вариации (Хmin = 0 тыс. руб. и Xmax= 1350 тыс. руб.) и интенсивность возрастания группировочного признака.

Построим огиву распределения  по стоимости валовой продукции  сельского хозяйства в расчете  на 100 га с.-х. угодий (рис. 1).

Рисунок 1 - Ранжированный ряд распределения валовой продукции по Огиве Гальтона

На графике  ясно прослеживается постепенный нарастающий  характер изменения признака. Так  как данная совокупность предприятий  не имеет резких отличий в уровне изучаемого признака, что видно из графика, разделим ее на интервалы согласно огиве (табл. 3).

 

 

Таблица 3 - Интервальный ряд распределения предприятий Воронежской области по стоимости валовой продукции сельского хозяйства в расчете на 100 га с/х угодий

№ группы

Итервалы

Количество хозяйств

1

0 - 539,94

10

2

539,94 - 809,91

9

3

809,91- 1079,88

7

4

1079,88 и более

4


Изобразим интервальный ряд распределения графически в  виде гистограммы (рис.2).

Рисунок 2 - Гистограмма распределения хозяйств по выходу валовой продукции животноводства в расчете на 100 га с/х угодий

Интервальный  ряд распределения показывает, что  в совокупности преобладают предприятия  с размером выхода валовой продукции  на 100 га с.-х. угодий от до 539,94 тыс.руб. хозяйств с наибольшим размером выручки немного – 4. Распределение хозяйств по интервалам близко к нормальному. Поскольку объединить можно лишь качественные однородные группы, не смешивая разных типов хозяйств, то далее необходимо провести оценку выделенных выше групп путем расчета по каждой из них ряда существенных показателей, которые раскроют качественные особенности групп. Проведем типологическую группировку предприятий, для этого составим сводную таблицу по группам интервального ряда. Рассчитаем и проанализируем по группам интервального ряда наиболее важные показатели, влияющие на уровень и эффективность производства продукции животноводства.

Аналитическая группировка проводится для изучения взаимосвязи между признаками, положенными в основание группировки, и признаками, используемыми для характеристики групп. Она позволяет оценить качественные особенности каждой группы интервального ряда, объединить однородные и малочисленные группы и таким образом обеспечить переход к типологической группировке, при которой выделяются крупные, качественно своеобразные группы, представляющие типы единиц, сформировавшиеся под влиянием основного процесса развития изучаемого явления.

Далее рассматриваем  промежуточную аналитическую группировку  и обеспечиваем переход от нее к типологической группировке. Сводные данные по аналитическим группам представлены в Приложении 2.

Аналитическая промежуточная группировка представлена в Приложении 3.

Для оценки качественных особенностей групп сопоставим их между собой по полученным показателям. 1 группа отличается от следующих групп самым низким отрицательным уровнем рентабельности, низкими затратами и трудообеспеченностью в расчете на 100 га с/х угодий. Поэтому ее следует выделить как низшую по продуктивности и эффективности типическую группу.

Группы 3 и 4 с высоким уровнем затрат и трудообеспеченности  в расчете на 100 га с.-х. резко отличается по всем показателям, поэтому целесообразно выделить их  в высшую типическую, наиболее продуктивную и эффективную группу.

Группу 2 следует отнести в среднюю типическую группу. Она практически по всем показателям занимает промежуточное положение между низшей и высшей типическими группами.

Таким образом, мы выделили следующие группы предприятий: 1 – низшая, в нее входят 10 предприятий; 2 – средняя, в нее входят 9 предприятий, и 3 – высшая, в нее входит 11 предприятий.

Проведем по типическим группам  сводку (суммирование) статистических данных (Приложение 4). Рассчитаем относительные статистические показатели, необходимые для выявления по типическим группам уровня производства продукции животноводства и наиболее существенные различия в них. На основании свода данных рассчитаем и составим типологическую группировку. Результаты оформим в Таблицу 4.

Таблица 4 - Статистические показатели типических групп предприятий с различным выходом валовой продукции на 100 га с/х угодий

 № группы

I (низшая)

II (средняя)

III (высшая)

В среднем

III к I, %

Число хозяйств

10

9

11

Валовая продукция на 100 га с/х угодий

154,97

382,67

711,93

401,40

459,38

Рентабельность

-0,36

-0,03

-0,07

-0,11

19,77

Затраты на корма  на 100 га с/х угодий

99,29

146,91

292,37

173,48

294,47

Общие затраты  на 100 га с/х угодий

212,40

385,78

738,33

430,16

347,61

Трудообеспеченность на 100 га с/х угодий

2,01

2,55

3,99

2,79

198,65

Выручка на 100 га с/х угодий

114,53

286,17

536,83

301,02

468,71


 

В высшей группе количество хозяйств больше, чем в низшей и в средней, что говорит о неравномерности эффективности производства. В целом группы достаточно многочисленны, что позволяет получить их типические характеристики и установить закономерности развития и причины различия.

По данным таблицы видно, что выход валовой продукции  на 100 га с.-х. угодий в III группе больше, чем в I  в 4,59 раз. Сумма выручки от реализации продукции животноводства на 100 га с/х угодий в III группе также выше, чем в I, в 4,68 раз.  Эти различия в результатах производства и реализации продукции обусловлены влиянием комплекса факторов, о чем можно судить по данным сопоставления факторных показателей. Высшая типическая группа ведет крупное интенсивное производство. Хозяйства низшей  группы убыточны.

Также можно сказать, что  практически по всем показателям  II группа находится в равной удаленности от значений низшей и высшей групп.

Показатели  степени различия между группами целесообразно сопоставить также между собой. Так, сильнее всего III группа отличается от I по валовой продукции, выручке, по общим затратам на продукцию в расчете на 100 га с/х угодий.  Высокие результаты III группы достигнуты как за счет большого использования материальных ресурсов для интенсификации производства, так и благодаря лучшему их использованию, что обеспечило рост выручки и  выхода валовой продукции животноводства.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО ТИПИЧЕСКИМ ГРУППАМ

 ПРЕДПРИЯТИЙ

2.1 Анализ размеров хозяйств  по группам

Основными показателями размера с/х производства являются: стоимость валовой продукции, выручка, площадь сельскохозяйственных угодий, численность работников, среднегодовое поголовье коров молочного стада в расчете на 1 хозяйство.

Таблица 5 - Размеры предприятий по группам

Показатели

Группа

III к I, %

I (низшая)

II (средняя)

III (высшая)

Число хозяйств

10

9

11

В расчете на 1 хозяйство

Площадь с-х  угодий, га

6485,00

7484,67

5047,91

77,84

Среднегодовое поголовье коров молочного стада, гол.

246,30

376,11

399,27

162,11

Среднегодовая численность работников, чел

130,40

190,89

201,64

154,63

Выход валовой  продукции животноводства, тыс. руб

10050,10

28641,33

35937,55

357,58

Выручка от реализации продукции животноводства, тыс. руб

7427,50

21419,11

27098,64

364,84


 

Изучив показатели размера хозяйств, можно сказать, что размер предприятий закономерно увеличивается от низшей группы к высшей, что может объяснить результаты деятельности хозяйств, за исключением площади с/х угодий: в расчете на 1 хозяйство данный показатель в III группе на 22, 16 % меньше, чем в I. Выход валовой продукции в высшей группе в расчете на 1 хозяйство по сравнению с низшей больше на 35937,55 – 10050,10 = 25887,45 тыс. руб., или на 257, 58 %, тем самым выручка от реализации продукции животноводства в расчете на 1 хозяйство выше на 27098,64 – 7427,50 = 19671,14 тыс. руб., или в 2,65 раз.

Среднегодовое поголовье коров молочного стада в высшей группе превышает низшую на 399,27 – 246,30 = 152,97 головы, или на 62,11 %, а среднегодовая численность работников в расчете на 1 хозяйство больше на 201,64 – 130,40 = 71,24 человека, или на 54,63 %.

2.2 Характеристика специализации предприятий

Специализация – преимущественное развитие той или иной отрасли, группы взаимосвязанных отраслей, превращение их в товарные отрасли, которые определяют производственное направление сельскохозяйственного предприятия.

Специализацию характеризует структура общей выручки от реализации всей продукции животноводства по типическим группам, т. е. удельный вес выручки по каждому виду продукции. Данные показатели приведены в Таблице 6.

Таблица 6 - Структура реализованной продукции по группам предприятий (выручка), %

Продукция

Животноводство

I (низшая)

II (средняя)

III (высшая)

Итого

КРС

12,59

19,42

15,56

16,49

Свиньи

0,06

13,23

11,20

10,43

Овцы и козы

0,00

0,01

0,00

0,01

Птица

0,00

0,77

0,00

0,26

Мясо и мясопродукты

9,03

2,76

4,96

4,74

Молоко цельное

78,00

60,01

67,01

66,07

Прочая

0,32

3,80

1,27

2,01

Итого

100,00

100,00

100,00

100,00


 

Для наглядности  и простоты восприятия изобразим  структуру выручки от реализации продукции животноводства в виде диаграмм (рис. 3 – рис. 5).

Рисунок 3 - Структура выручки от реализации продукции животноводства в I группе хозяйств по животноводству, %

Рисунок 4 - Структура выручки от реализации продукции животноводства в III группе хозяйств по животноводству, %

Рисунок 5 - Структура выручки от реализации продукции животноводства всего, %

Из таблицы  и диаграмм видно, что в обеих  группах ведущее место в выручке занимает цельное молоко, однако в III группе по сравнению с I объём реализации этой продукции ниже (на 2,97 %). Здесь выше доля свиней (больше на 11,14 %). Также в этой группе более высок уровень реализации КРС (на 2,97 %).

Теперь рассмотрим специализацию всей отрасли сельского хозяйства. Она определяется по агрегированным отраслям, видам продукции, а также по отдельным культурам или видам животных (табл. 7).

Таблица 7 - Структура реализованной продукции сельского хозяйства (выручено), %

Продукция

Сельское хозяйство

 

I

II

III

Итого

Животноводство, всего

17,59

35,28

43,68

34,23

в том числе:

       

КРС

2,21

6,85

6,80

5,64

Свиньи

0,01

4,67

4,89

3,57

Овцы и козы

0,00

0,00

0,00

0,00

Птица

0,00

0,27

0,00

0,09

Мясо и мясопродукты

1,59

0,97

2,17

1,62

Молоко цельное

13,72

21,17

29,27

22,61

Прочая

0,06

1,34

0,55

0,69

Растениеводство

84,19

65,89

61,25

68,65

Сельское хозяйство

100,00

100,00

100,00

100,00

Информация о работе Статистико-экономический анализ уровня и эффективности производства продукции животноводства