Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 07:50, реферат
Электропривод взаимодействует с системой электроснабжения или источником электрической энергии, с одной стороны, с технологической установкой или машиной, с другой стороны, и наконец, через информационный преобразователь ИП с информационной системой более высокого уровня, часто с человеком - оператором, с третьей стороны (рис. 1.1).
Можно считать, что электропривод как подсистема входит в указанные системы, являясь их частью. Действительно, специалиста по электроснабжению электропривод обычно интересует как потребитель электроэнергии, технолога или конструктора машин - как источник механической энергии, инженера, разрабатывающего или эксплуатирующего АСУ, - как развитый интерфейс, связывающий его систему с технологическим процессом или системой электроснабжения.
ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
1.1. Определение понятия “электропривод”
1.2. Функции электропривода и задачи курса
1.3. Тенденции развития автоматизированного электропривода станков и промышленных роботов
1.4 Основные определения и классификация
ОСНОВЫ МЕХАНИКИ ЭЛЕКТРОПРИВОДА
2.1. Уравнение движения
2.2. Приведение моментов и моментов инерции
2.3. Механические характеристики
2.4. Регулирование координат электропривода
ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА
3.1. Основные уравнения
3.2. Характеристики и режимы при независимом возбуждении, U = const
3.3. Характеристики и режимы при независимом возбуждении, I = const
3.4. Характеристики и режимы при последовательном возбуждении
3.5. Номинальный режим. Допустимые значения координат
3.6. Регулирование координат в разомкнутых структурах
3.7. Регулирование координат в замкнутых структурах
3.8. Технические реализации. Применения
ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
4.1. Простые модели асинхронного электропривода
4.2. Механические характеристики. Режимы
4.3. Номинальный режим
4.4. Двигатель с короткозамкнутым ротором - регулирование координат
4.5. Двигатель с фазным ротором - регулирование координат
4.6. Синхронный двигатель. Другие виды электроприводов
4.7. Технические реализации. Применения
ПЕРЕХОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЭЛЕКТРОПРИВОДАХ
5.1. Общие сведения
5.2. Переходные процессы при L = 0 и быстрых изменениях воздействующего фактора
5.3. Переходные процессы при L = 0 и “медленных” изменениях воздействующего фактора
5.4. Переходные процессы при L ¹ 0
5.5. Переходные процессы в системах
ЭНЕРГЕТИКА ЭЛЕКТРОПРИВОДА
6.1. Общие сведения
6.2. Способы оценки энергетической эффективности
6.3. Анализ потерь в установившихся режимах
6.4. Анализ потерь в переходных режимах
6.5. Энергосбережение средствами электропривода
ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ
7.1. Общие сведения
7.2. Нагрузочные диаграммы. Стандартные режимы
7.3. Тепловая модель двигателя
7.4. Выбор двигателя и преобразователя
7.5. Оценка надежности и экономичности электропривода
Список литературы
2. За время t = Тм изменение величины составляет 0,632 от полного изменения.
3. За время t = 3Тм изменение составляет 0,95 от полного. В дальнейшем мы будем считать, что процесс устанавливается за t = 3Тм.
Уравнение (5.10) позволяет решать любые задачи, относящиеся к рассматриваемому типу.
Пример 1. Рассчитать переходный процесс мгновенного наброса нагрузки от Мс1 до Мс2 на асинхронный короткозамкнутый двигатель с механической характеристикой, линейной на рабочем участке (рис. 5.6).
Рис.5.6. Переходный процесс наброса нагрузки
Вычислим Тм:
Определим начальные и конечные значения w и М:
wнач = w1, wкон = w2;
Мнач = Мс1, Мкон = Мс2
Запишем по (5.10) уравнения переходного процесса
и построим графики (рис. 5.6).
Пример 2. Рассчитать переходный процесс пуска с одной ступенью пускового реостата и динамического торможения с самовозбуждением двигателя постоянного тока последовательного возбуждения; Мс - реактивный.
Построим сначала пусковую
диаграмму и тормозную
а)
Рис. 5.7. Механические характеристики (а) и кривые переходных процессов (б) при реостатном пуске и динамическом торможении двигателя последовательного возбуждения
В нашем случае таких участков будет четыре:
I - 0< w < w3 (пуск на реостатной характеристике);
II - w3 < w < w1 (пуск на естественной характеристике);
III - w1 > w > w4 (торможение с самовозбуждением);
IV - w4 < w < 0 (торможение под действием Мс).
К первым трем участкам может быть применена формула (5.10), так как в пределах этих участков М(w) - линейные функции; к IV участку, где М = 0 и Мс = const, следует применить решение, полученное в п. а), т.е. формулу (5.2).
Обратим внимание на то, что отсчет времени в уравнениях (5.10) и (5.2), которыми мы будем пользоваться, ведется от момента t = 0, в который произошло изменение, вызвавшее переходный процесс. Поэтому, решая задачу по этапам, следует на каждом этапе отсчет времени вести от своего начала; общее время переходного процесса определится конечно, как сумма времени на этапах.
Для того, чтобы воспользоваться уравнениями (5.10) и (5.2), следует определить входящие в них начальные и конечные значения величин и постоянные времени.
Начальные значения скорости очевидны из графика w(М) - это фактические значения скорости в начале соответствующего этапа. При определении начальных значений момента следует помнить, что в рассматриваемых задачах мы пренебрегаем инерционностью электрических цепей и считаем, что ток, а следовательно, и момент изменяются мгновенно при изменении параметров привода, то есть при переходе с характеристики на характеристику. На графике w(М) это соответствует горизонтальным линиям - момент изменяется скачком при w = const. Поэтому в качестве начальных значений момента следует брать величины из графика w(М), получившиеся после соответствующего мгновенного изменения характеристики.
В качестве конечных значений w и М при использовании уравнения (5.10) следует всегда брать координаты точки пересечения двух прямых w(М) и w(Мс), то есть точки установившегося режима, независимо от того будет достигнут этот режим фактически или нет. Это важное правило вытекает из того, что уравнение (5.10) есть решение уравнения (5.8) именно при указанных условиях. Постоянные времени определяются для каждого этапа по (5.9).
Для рассматриваемой задачи начальные и конечные значения приведены в табл. 5.1 (следует обратить внимание на подчеркнутые величины).
Таблица 5.1
№№ этапов |
wнач |
wкон |
Мнач |
Мкон |
Тм |
Примечания |
I |
0 |
w2 |
М1 |
Мс |
Уравнение (5.10) | |
II |
w3 |
w1 |
М1 |
Мс |
Уравнение (5.10) | |
III |
w1 |
-w5 |
-М3 |
Мс |
Уравнение (5.10) | |
IV |
w4 |
0 |
0 |
0 |
- |
Уравнение (5.2) Процесс заканчивается при w =0, так как Мс - реактивный |
Данные табл. 5.1 позволяют записать уравнения для каждого из четырех этапов и построить графики - рис. 5.7,б.
Пример 3. Рассчитать и построить кривые переходного процесса реверса двигателя постоянного тока независимого возбуждения, питающегося от сети U = const, при активном и реактивном характере Мс.
а)
Рис. 5.8. Механические характеристики (а) и кривые переходных процессов (б)
при реверсе электропривода
Решение, как всегда, начнем с построения графиков w(М) (рис. 5.8,а); график реактивного Мс построен жирными пунктирными линиями.
Рассмотрим сначала случай, когда Мс активный. При этом, очевидно, переходный процесс протекает в один этап, а его уравнения, полученные из (5.10), имеют вид:
где
Соответствующие графики построены на рис. 5.8,б сплошными линиями.
При реактивном Мс, изменяющем знак при w = 0, необходимо рассматривать два этапа: I от w1 до w = 0 и II от w = 0 до w = - w2. На I этапе уравнения не будут отличаться от полученных ранее. Действительно, на этом этапе реактивный характер Мс не проявляется и он, как и в первом случае, способствует торможению привода. Этот результат соответствует правилу, изложенному в предыдущем примере.
На II этапе изменяется знак Мс и, в противоположность предыдущему случаю, Мс оказывает тормозящее действие при разгоне привода в противоположную сторону. Уравнения для этого этапа имеют вид:
Графики переходных процессов при реактивном Мс построены на рис. 5.8,б пунктирными линиями. В момент времени t¢ кривые терпят излом, темп процесса замедляется, что связано со скачкообразным уменьшением динамического момента, обусловленным изменением знака Мс.
Если требуется найти зависимость i(t), следует воспользоваться известным соотношением
в) Мс = const, M - линейно зависит от w, b > 0
Рассмотренные выше переходные процессы при b < 0 соответствовали устойчивой точке установившегося режима wкон, Мкон, то есть w и М, изменяясь, стремились к этой точке. Вместе с тем, иногда требуется рассчитывать переходные процессы при b > 0, что соответствует неустойчивой точке установившегося режима (см. п. 1.3) - рис. 5.9,а.
а)
Рис. 5.9. Механические характеристики (а) и кривые переходного
процесса (б) при b > 0
В этом случае уравнение механической характеристики привода запишется как
или
что приведет после подстановки этих выражений в (5.1) и выполнения преобразований к уравнению
(5.11)
где х - скорость или момент;
хс - скорость или момент, соответствующие точке установившегося режима (см. рис. 5.9,а).
По сравнению с (5.8) в этом уравнении изменился знак перед производной, а в правой части стоит величина хс, не имеющая теперь смысла конечного значения переменной.
Решим уравнение (5.11), как уравнение с разделяющимися переменными; кстати, мы могли бы решить этим приемом и уравнение (5.8):
Использовав начальные условия t = 0, x = xнач, получим
х = (хнач - хс) (5.12)
Графики w(t) и М(t), соответствующие (5.12), показаны на рис. 5.9,б.
г) Мс и М - линейные функции w.
Полученные в п.п. б) и в) результаты можно распространить на случай, когда М и Мс - линейные функции скорости.
Рассмотрим эту возможность на простом примере. Пусть требуется рассчитать переходный процесс пуска привода, если характеристики двигателя и нагрузки заданы, как показано на рис. 5.10,а пунктиром.
а)
Рис. 5.10. Механические характеристики (а) и кривые переходных процессов (б)
при линейных зависимостях М(w) и Мс(w)
Заменим эти характеристики одной - зависимостью динамического момента Мдин = М - Мс от скорости. Эта зависимость линейна, так как линейны М(w) и Мс(w) - сплошная линия на рис. 5.10,а. Теперь, воспользовавшись полученными ранее результатами, можно получить зависимости w(t) и Мдин(t). При этом wнач = 0, wкон = w¢, Мдин нач = Мдин1, Мдин кон = 0, ; кривые построены на рис. 5.10,б сплошными линиями. Если необходимо, можно построить и графики М(t) и Мс(t), так как известны начальные и конечные величины (рис. 5.10,а) и определена Тм. Эти графики показаны на рис. 5.10,б пунктиром.
5.3. Переходные процессы при L=0 и “медленных” изменениях воздействующего фактора
К задачам данной группы ранее были отнесены переходные процессы в системе преобразователь - двигатель (П-Д). Фактор, вызывающий переходный процесс, изменяется не мгновенно (темп его изменения соизмерим с темпом изменения скорости привода в переходном процессе); учитывается только механическая инерция в приводе (J), индуктивности в цепях двигателя малы или не проявляются.
Типичные структуры системы П-Д и соответствующие механические характеристики показаны на рис. 5.11 и 5.12.
а)
Рис. 5.11. Система ПН-ДПТ и ее механические характеристики
Роль преобразователя П в схеме на рис. 5.11, как отмечалось, может играть генератор (система Г-Д) или тиристорный преобразователь (ТП-Д). Фактор, вызывающий переходный процесс в этих системах, - изменение входного сигнала uвх, приводящее к изменению ЭДС преобразователя еп.
а) б)
Рис. 5.12. Система ПЧ-АД и ее механические характеристики
Роль преобразователя П в схеме на рис. 5.12 играет статический преобразователь частоты. Фактор, вызывающий переходный процесс в этих системах, - изменение входного сигнала uвх, приводящее к изменению частоты и напряжения на выходе преобразователя.
Как и прежде, целью изучения переходных процессов в системе П-Д будет определение зависимостей w(t), М(t) и иногда i(t) при известных условиях переходного процесса и параметрах привода.
Введем ряд условий и допущений.
1. Механические характеристики привода w(М) известны, линейны (по крайней мере, на рабочих участках) и параллельны друг другу, то есть выражаются уравнением (5.4):
где - жесткость характеристик.
2. Известны или могут
быть определены зависимости еп
- для схемы на рис. 5.11,
- для схемы на рис. 5.12,
то известен закон изменения во времени w0.
3. Известно начальное (wнач, Мнач) и конечное (w<span class="dash041e_0431_044b_