Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 02:37, курсовая работа

Описание работы

Предмет: здоровьесбережение учащихся коррекционной школы.
Цель исследования: проанализировать современные здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционно-педагогическом процессе
Задачи исследования:
1) рассмотреть современные подходы к сохранению и формированию здоровья учащихся на уроке;
2) проанализировать принципы сохранения здоровья младших школьников в коррекционно-педагогическом процессе;

Содержание работы

Введение
1. Теоретическая часть исследования проблемы
1.1 Современные подходы к сохранению и формированию здоровья учащихся на уроке
1.2 Принципы сохранения здоровья младших школьников в коррекционно-педагогическом процессе
2. Практическая часть исследования
2.1 Профилактическая и коррекционная работа учителя на уроке
2.2 Применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогическом процессе
2.3 Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушениями слуха
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Курсовая работа112.docx

— 82.87 Кб (Скачать файл)

Принцип повторения умений и навыков  является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Включение вариантных изменений в  стереотипы предполагает соблюдение принципа постепенности. Он предполагает преемственность  от одной ступени обучения к другой.

Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной  направленности здоровьесберегающих  образовательных технологий.

Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей  обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог  всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его  развитие.

Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как  целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования  нагрузок и отдыха.

Принцип цикличности. Упорядочению процесса педагогики оздоровления способствует принцип цикличности. Он заключается  в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Данный принцип  способствует формированию двигательных умений и навыков, развитию двигательных способностей ребенка, учету функциональных возможности организма младшего школьника.

Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Этот принцип имеет  важнейшее значение, так как содействует  развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка  в процессе обучения.

Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и  медицинских работников.

Принцип активного обучения, заключающийся  в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, игровые  технологии и др.).

Принцип формирования ответственности  у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

Принцип связи теории с практикой  призывает настойчиво приучать младших  школьников применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического  применения [11].

Для достижения целей здоровьесберегающих  образовательных технологий обучения необходимо определить основные средства обучения: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические. Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления [10].

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач  здоровьесберегающих образовательных  технологий обучения. Это движение; физические упражнения; физкультминутки  и подвижные перемены; эмоциональные  разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной  физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.

Использование оздоровительных сил  природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих  образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе  способствует активизации биологических  процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность  организма, замедляют процесс утомления. Как относительно самостоятельные  средства оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапию, ароматерапию, ингаляцию, витаминотерапию (витаминизацию  пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина  дважды в год в декабре и  весной с целью укрепления памяти школьников). Возможно привнесение  в жизнь школы новых элементов  фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные  тренинги для педагогов и учащихся [1].

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных  технологий обучения, содействующим  укреплению здоровья и стимулирующим  развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических  требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота  тела, чистота мест занятий, воздуха  и т.д.); проветривание и влажная  уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям  элементарных навыков при мытье  рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д.; обучение детей элементарным приемам  здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской  помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного  уровня учебной нагрузки во избежание  переутомления.

Одним из главных требований к использованию  перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением  функциональной музыки; аудиосопровождение уроков, с чередованием занятий с  высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные  мероприятия, спортивно-оздоровительные  праздники, тематические праздники  здоровья; выход на природу, экскурсии, через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового  образа жизни в системе организационно-теоретических  и практических занятий в родительских лекториях, в работе с педагогическим коллективом как обучение педагогического  коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения [6].

В современной литературе и практике системы образования здоровьесберегающие  технологии понимаются как совокупность методов, которые направлены на решение  таких задач, как: охрана и укрепление здоровья учащихся; создание оптимальных  моделей планирования образовательного процесса, основанных на пропорциональном сочетании учебной нагрузки и  различных видов отдыха, в том  числе, активных его форм; формирование в сознании учащихся и педагогов  ценностей здорового образа жизни.

Метод обучения (от греч. metodos – буквально  путь к чему-либо) – это упорядоченная  деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения. В здоровьесберегающих образовательных  технологиях обучения применяются  две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

Ученые (В.Ф. Лахтман, Н.К. Смирнов и др.) считают, что, кроме стремления защитить школьников от воздействия негативных факторов образовательного процесса, необходимо последовательно и планомерно обучать их ведению здорового образа жизни, воспитывать у них культуру здоровья. Причем делать это не в традиционных формах проведения большинства уроков, а в режиме активных методов обучения, с использованием игр, тренингов, показом и обсуждением видеоматериалов, анализом реальных жизненных ситуаций и т.п. Заметно повысить эффективность этой работы можно путем приобщения к ней родителей школьников, но в традиционных формах взаимодействия семьи и школы, а именно по тематике заботы о здоровье учащихся.

Педагогами применяются следующие  методы здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного:

·          динамизация рабочей позы посредством использования ученических конторок для профилактики нарушений осанки и искривления позвоночника;

·          методика сенсорно-координаторских тренажей с помощью зрительно-сигнальных сюжетов и зрительно-двигательной схемы для повышения физической и психической активности детей на уроке, коррекции и профилактики зрения;

·          обучение по экологическим букварям для активизации познавательных процессов, расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия;

·          методика повышения эффективности психомоторных функций с помощью самоуправляемого, шагового ритма [2, 9].

Основной формой обучения младших  школьников остается урок. Чтобы проанализировать урок с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие его аспекты:

1.         Гигиенические условия в классе (кабинете).

2.         Число видов учебной деятельности, используемых учителем (нормой считается 4–7 видов за урок).

3.         Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (ориентировочная норма: 7–10 минут).

4.         Число использованных учителем видов преподавания (норма – не менее трех за урок).

5.         Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.

6.         Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.

7.         Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.

8.         Физкультминутки и физкультпаузы (норма – на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

9.         Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

10.      Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.

11.      Благоприятный психологический климат на уроке.

12.      Преобладающее выражение лица учителя.

13.      Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.

14.      Темп и особенности окончания урока.

15.      Состояние и вид учеников, выходящих с урока. Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя [4].

Анализ урока лучше начать с  позитивных моментов, с того, что  понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков  следует избегать безапелляционных высказываний, переходов к обсуждению личностных особенностей учителя. Важно  не подавить инициативу, творческие тенденции  в работе педагога.

Таким образом, для сохранения здоровья младших школьников в коррекционно-педагогическом процессе необходима реализация принципов, форм и методов здоровьесохраняющего обучения и воспитания.

 

2. Практическая часть  исследования

2.1 Профилактическая и  коррекционная работа учителя  на уроке

Необходимость осуществления профилактической и коррекционной работы учителя  на уроке обусловлена ростом в  последние годы числа разного  рода отклонений в физическом, психическом  и нравственном развитии школьников.

В этой связи со всей остротой встает вопрос о такой организации общения  и совместной деятельности учителя  и учащихся, в процессе которой  осуществляется взаимное личностное развитие участников педагогического взаимодействия. Такому контакту соответствует техника  психотерапевтического педагогического  воздействия, основанная на саногенном мышлении.

Под саногенным мышлением Ю.М. Орлов понимает мышление, способствующее поддержанию здоровья, погашающее внутренний конфликт, напряженность, позволяющее контролировать эмоции, потребности, желания и соответственно предотвращающее заболевания. Овладеть саногенным мышлением означает не только научиться управлять своими эмоциями, потребностями, но и стремиться познавать себя и прийти к согласию с собой и окружающим миром. Результат саногенного мышления находит свое отражение в поведении учителя, в характере и методике его профессионально-педагогической деятельности. Суть психотерапии педагогической деятельности заключается в организации комфортного общения, приносящего удовольствие совместной деятельности учителя и учащихся (Д.А. Белухин).

К примеру, учитель приходит на урок, испытывая сильную физическую боль или переживая крупные неприятности. Такое состояние педагога отражается на его внешнем облике и угнетающе  действует на учеников. В результате их активность резко снижается, в  классе создается отрицательный  эмоциональный настрой.

Эффективность урока также будет  страдать, если педагог часто бывает чрезмерно возбужденным, веселым. Подобная повышенная активность на учебном занятии  может вызвать обратную реакцию  учащихся. Эмоциональный настрой  и физическое состояние учителя  но многом определяют ход и результаты урока. Настроенный на доброжелательное общение, он как бы излучает положительную  энергетику, мобилизует учащихся на работу, чем и гарантирует успех.

Наблюдения показывают, что в  речевых действиях учителя нередко  преобладают отрицательные оценочные  суждения или сравнения, которые  неприятны ученику. Не часто учитель  при затруднении школьника позволяет себе поддержать его успокаивающими «поглаживаниями», «похлопываниями» со словами: «Не волнуйся», «Я уверен, у тебя все получится», «Подумай еще раз» и т.д. Словесные педагогические действия, в которых доминируют приказания, предупреждения, упреки, порицания и другие элементы репрессивного свойства, следует отнести к авторитарному стилю профессионального поведения, ведущему к снижению психического здоровья учащихся.

Информация о работе Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогическом процессе