Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 02:37, курсовая работа

Описание работы

Предмет: здоровьесбережение учащихся коррекционной школы.
Цель исследования: проанализировать современные здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционно-педагогическом процессе
Задачи исследования:
1) рассмотреть современные подходы к сохранению и формированию здоровья учащихся на уроке;
2) проанализировать принципы сохранения здоровья младших школьников в коррекционно-педагогическом процессе;

Содержание работы

Введение
1. Теоретическая часть исследования проблемы
1.1 Современные подходы к сохранению и формированию здоровья учащихся на уроке
1.2 Принципы сохранения здоровья младших школьников в коррекционно-педагогическом процессе
2. Практическая часть исследования
2.1 Профилактическая и коррекционная работа учителя на уроке
2.2 Применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогическом процессе
2.3 Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушениями слуха
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Курсовая работа112.docx

— 82.87 Кб (Скачать файл)

В Древнем Риме школьники носили розмариновые венки для улучшения  памяти. Провожая ребенка в школу, надушите его носовой платок розмарином, который повышает способность к  сосредоточению и память. Чтобы избавить ребенка от страха перед экзаменом  или контрольной, замените розмарин лавандой или иланг-илангом. На ночь можно сделать ванну с лавандой. Если вашему ребенку не нравится какой-либо запах, не заставляйте его терпеть, лучше подобрать такие запахи, которые будут нравиться.

Заболевания

Насморк эвкалипт, чайное дерево (вдыхать  из флакона или распылять в  комнате).

Кашель эвкалипт, мята перечная (для  детей старше шести лет).

Боль в ухе смешать 3 капли  лаванды с миндальным или оливковым  маслом, подогреть и капнуть в  ухо, можно сделать компресс с  этой смесью, растереть область уха  теми же маслами.

Боль в животе теплые компрессы  или легкий массаж с маслом лаванды, мяты перечной.

Ожоги, мелкие раны и ссадины –  лаванда, чайное дерево (нанести неразбавленное масло на пораженную поверхность).

Вывихи компрессы с маслом лаванды, мяты перечной, чайного дерева.

Недержание мочи – ванна с  маслом кипариса в течение 2 недель, если улучшения нет, консультация врача.

Дезинфекция помещений – масло  чайного дерева (уничтожает бактерии, эффективно против вирусов и грибков, уменьшает опасность заражения), эвкалипт, мята перечная, розмарин.

Ангина – лаванда.

Скарлатина эвкалипт, чайное дерево.

Ветрянка чайное дерево.

Аллергия

Поллиноз эвкалипт, лаванда.

Аллергия на домашнюю пыль – масло  чайного дерева (для уборки помещений, в увлажнитель воздуха).

Атопический дерматит – масло чайного  дерева, лаванды.

Бронхиальная астма – лаванда.

Фитотерапия

Фитотерапия метод оздоровления с  использованием лекарственных трав и препаратов из них, соков фруктов  и овощей. Соки – это продукты питания, как бы специально созданные  природой для людей, страдающих конкретными  болезнями. Они представляют собой  природные лекарственные средства и способствуют укреплению здоровья, придают нам бодрость и энергичность, повышают нашу жизнеспособность. В  силу естественного происхождения  растительных продуктов их сильные  лечебные свойства не вызывают побочных эффектов. Современные медицинские  исследования подтверждают их уникальную способность лечить и предупреждать  большое число болезней. Растительные плоды содержат огромное количество целебных для растущего организма  школьника веществ. Природа предлагает нам эти вещества в готовом  виде.

Многовековой опыт показывает, что  лекарственные травы, соки фруктов  и овощей оказывают существенный положительный эффект на профилактику и лечение многих заболеваний  и могут успешно использоваться в общеобразовательных учреждениях. Внедрение фитотерапии в школе  следует начинать с разъяснительной  работы среди педагогов, учащихся и  их родителей. Желательно, чтобы непосредственной организацией занимались специалисты, имеющие практический опыт. Если таковых  нет, то этот процесс может осуществляться медсестрой или школьным врачом, работниками  пищеблока и членами родительского  комитета.

Система оздоровления по данной методике в школе включает:

·          прием напитков поливитаминного состава в течение 2–4 недель осенью и весной;

·          прием по назначению медперсонала школы общеукрепляющих чаев из лекарственных трав, обязательно осенью;

·          фруктовых и овощных соков в течение года.

Для внедрения фитотерапии необходимо в школе организовать кабинет  фитотерапии. Например, ежедневное употребление настоя плодов шиповника позволит восполнить детский организм необходимым витамином  С. Положительное воздействие фитотерапии отмечается у школьников, страдающих заболеваниями пищеварительного тракта. Педагоги отмечают повышение успеваемости у учащихся по некоторым предметам. Наблюдения сравнивались с классами, где не проводилась работа с использованием фитопрепаоатов.

Одним из важнейших вопросов организации  фитотерапии является финансирование. Пока все расходы по реализации данной методики оздоровления берут на себя родители. В школе ведется большая  и планомерная работа по просвещению  родителей, цель которой переориентировать  родителей из сторонних наблюдателей в активных участников здоровьетворчества. Положительный опыт внедрения фитооздоровления накоплен школами Москвы и Татарстана. Хотелось, чтобы эта методика более активно внедрялась в школах нашего города.

Использование данной методики позволяет  избежать утомления детского организма  в весенний период, уменьшить заболеваемость и повысить эффективность учебы.

Арт-терапия

О способности искусства оказывать  и целительное, и воспитывающее  воздействие на человека в целом, формировать и развивать его  как личность, мы находим сведения в трудах древних философов Платона, Аристотеля и др. Мыслители создали  целые системы формирования качеств  личности средствами искусства, воздействия  ими на человека с целью коррекции  психоэмоционального состояния. Идеи древних философов развиваются  современными учеными: М.А. Вейт, Л.И. Глазуновой, Д.Б. Кабалевским, А.С. Петелиным и др.

В педагогической практике эти возможности  искусства определяют понятием «арт-терапия» (Л.Д. Лебедева и др.). Педагоги используют арт-терапию в образовании в качестве фактора социализации ученика, оптимизирующего педагогические условия формирования здоровой самоактуализирующейся личности. Таким образом, сущность арт-терапии в образовании состоит в поддерживающем, исцеляющем, возвышающем и развивающем воздействии искусства на ребенка, организованном учителем.

Эта деятельность педагога направлена на оказание ребенку помощи в формировании отношения к самому себе, своему здоровью, своих отношений с другими  людьми и окружающим миром, воспитание здоровой личности, обладающей качествами: стремление к самоактуализации, открытость, свободу самовыражения, стремление жить осмысленно, способность к подлинному диалогу, целостность как гармоническое  воздействие всех структур личности, является составной частью педагогической деятельности.

Организация арт-терапевтического процесса представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющихся как жанровой принадлежностью  к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией  применения.

Многие современные исследователи  указывают на способность различных  видов искусства выступать в  качестве адаптогенных, профилактических, коррекционных средств:

– музыка музыкотерапия,

– изобразительное искусство – изотерапия;

– театр, образ – имаготерапия

– литература, слово – библиотерапия;

– танец танцетерапия;

– пластическое интонирование, движение, ритмическая пластика [6; 61].

На положительный результат  арт-терапевтической деятельности педагогу указывает снятие у школьника  тревожности, преодоление им болезненных  симптомов, оптимистичный взгляд на существующие проблемы, желание их преодолевать [2; 104].

Исходя из возможностей искусства, оказывать мощное целостное воздействие  на физический, психоэмоциональный, интеллектуальный, социальный, личностный, духовно-нравственный уровни жизнедеятельности человека мы полагаем, что будущим педагогам  необходимо владеть техникой арт-терапии. В связи, с чем содержание подготовки будущих учителей нуждается в  определенной коррекции, позволяющей  решить проблемы здоровьесбережения в  образовании. И в первую очередь  – изменение общих установок  педагогов на осознанание себя людьми, призванными помочь ребенку.

Практика показывает, что использование  арттерапии в различных её формах для детей с ограничениями  в развитии позволяет стабилизировать  их эмоциональные состояния, развивает  коммуникативные навыки, способствует формированию социально приемлемых допустимых форм отреагирования отрицательных  эмоций.

Коррекционно-развивающие занятия  арттерапией развивают способность  самовыражения и самопознания ребёнка  с ограниченными возможностями  и этим гармонизируют его личность в целом. Расширение возможностей самовыражения  и самопознания на занятиях связано  с продуктивным характером искусства  – созданием эстетических продуктов, объективирующих в себе чувства, переживания и способности ребенка.

Коррекционно-развивающая занятия  арттерапией основываются на деятельностном подходе А.Н. Леонтьева и теории психического развития ребёнка, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина.

Принципы коррекционно-развивающих  занятий арттерапией

В основу коррекционно-развивающей  занятий арттерапией положен  принцип единства диагностики и  коррекции. Этот принцип реализуется  в двух аспектах. Во-первых, в том, что на вступительных занятиях проводится комплексное диагностическое обследование, позволяющее выявить характер и  интенсивность трудностей развития ребёнка, сделать заключение об их возможных  причинах. Во-вторых, в ходе коррекционно-развиваюших  занятий арттерапией проводится постоянный контроль динамики изменений личности, поведения и деятельности ребенка, динамики его эмоциональных состояний. Такой контроль позволяет внести необходимые коррективы при работе с ребенком.

Обязательным принципом коррекционно-развивающих  занятий арттерапией является деятельностный принцип коррекции. Указанный принцип  означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия  является организация активной деятельности ребенка, в ходе реализации которой  создаются условия для ориентировки ребенка в «трудных» конфликтных  ситуациях, организуется необходимая  основа для позитивных сдвигов в  развитии личности ребенка. Принцип  учета возрастно-психологических  и индивидуальных особенностей ребенка  в коррекционно-развивающих занятиях арттерапией согласует требование соответствия хода психического и личностного  развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признание  бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности, с другой.

Методические требования и психологические  условия коррекционно-развивающих  занятий арттерапией

Общая продолжительность игрового занятия составляет от 30 минут до 1 часа для младших школьников. Продолжительность  занятия постоянна и не может  быть изменена по желанию членов группы, кроме как в исключительных обстоятельствах. Постоянство времени арттерапевтического  занятия является важным психологическим  условием формирования у ребенка  способности к произвольной регуляции  своей деятельности, формирования умения подчиняться правилам и организовывать свою деятельность во времени. Проводятся занятие 1 раз в неделю в течение 8 месяцев с октября по май включительно.

Психологические условия, необходимые  для эффективности занятий:

• Поддерживать в ребенке его  достоинства и позитивный образ  «Я».

• Не применять негативных оценочных  суждений, «ярлыков», отрицательного программирования.

• Не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки  его желанию.

• Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы, качества

2.3 Методические рекомендации  по использованию здоровьесберегающих технологии на занятиях по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушениями слуха 

 

Одним из требований при  организации учебного процесса в  коррекционной школе является строгое  соблюдение охранительного педагогического  режима.

Несмотря на большой объем традиционных здоровьеохранительных мероприятий, их резерв далеко не исчерпан.

В ряду здоровьесберегающих мероприятий, используемых на уроках развития речевого слуха и формирования произношения с глухими и слабослышащими детьми, можно выделить несколько направлений.

Это, прежде всего, создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, отношений взаимного доверия  и уважения между педагогом и  учащимся. Очень важно создать  позитивный психологический настрой  в начале занятий.

Создание доброжелательной обстановки способствует формированию желания  заниматься, создает благоприятные  условия для успешного обучения ребенка.

Важной задачей учителя является поддержание положительного эмоционального состояния учащихся. Положительные  эмоции активизируют деятельность головного  мозга, улучшают память и работоспособность  детей. Положительные эмоции в процессе деятельности – необходимое условие  психического здоровья. Напротив, отсутствие интереса к занятиям, скука являются сильным фактором утомляемости.

Повышению физической и умственной работоспособности способствует динамизация  рабочей позы учащихся в процессе занятия. Известно, что большую часть  урока школьники, как правило, проводят сидя за столом, в условиях обездвиженности  и статического напряжения. В то же время установлено, что даже кратковременное  воздействие статически напряженных  состояний является фактором, угнетающим нейродинамику и регуляцию вегетативных функций организма. Поэтому особую актуальность приобретает расширение на уроке двигательной активности учащихся. Одним из путей решения этой проблемы может стать динамизация рабочей  позы учащихся (сидя стоя).

Учитель планирует построения урока  с таким расчетом, чтобы ребенок  несколько раз переходил из положения  «сидя» в положение «стоя». Учащимся рекомендуется менять рабочую позу 2–3 раза за урок с учетом сезона года, характера предшествующего урока, состояния здоровья ребенка в  настоящий момент, индивидуальных особенностей. Важна не столько продолжительность  пребывания в положении «стоя», сколько  сам факт смены поз.

Периодическая смена поз учащихся занимает важное место и в профилактике близорукости. Известно, что нарушение  слуха оказывает отрицательное влияние на зрительное внимание, приводя к снижению его устойчивости.

Восприятие информации происходит, в основном, благодаря двум сенсорным  системам: слуховой и зрительной. Отсутствие или недостаток слуха способствуют более напряженной работе зрительной системы и являются отягчающим фактором для ее функционирования, что приводит к снижению зрительной работоспособности  и устойчивости внимания. Необходим  специальный постоянный контроль за дозированием зрительных нагрузок и  состоянием зрения глухих и слабослышащих  детей.

В связи с этим, направлением физиологической  коррекции и здоровьесберегающих  мероприятий является обучение в  режиме зрительных горизонтов (удаление дидактического материала соразмерно остроте зрения).

Информация о работе Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогическом процессе