Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 02:37, курсовая работа
Предмет: здоровьесбережение учащихся коррекционной школы.
Цель исследования: проанализировать современные здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционно-педагогическом процессе
Задачи исследования:
1) рассмотреть современные подходы к сохранению и формированию здоровья учащихся на уроке;
2) проанализировать принципы сохранения здоровья младших школьников в коррекционно-педагогическом процессе;
Введение
1. Теоретическая часть исследования проблемы
1.1 Современные подходы к сохранению и формированию здоровья учащихся на уроке
1.2 Принципы сохранения здоровья младших школьников в коррекционно-педагогическом процессе
2. Практическая часть исследования
2.1 Профилактическая и коррекционная работа учителя на уроке
2.2 Применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогическом процессе
2.3 Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушениями слуха
Заключение
Библиография
В Древнем Риме школьники носили
розмариновые венки для улучшения
памяти. Провожая ребенка в школу,
надушите его носовой платок розмарином,
который повышает способность к
сосредоточению и память. Чтобы избавить
ребенка от страха перед экзаменом
или контрольной, замените розмарин
лавандой или иланг-илангом. На ночь
можно сделать ванну с
Заболевания
Насморк эвкалипт, чайное дерево (вдыхать из флакона или распылять в комнате).
Кашель эвкалипт, мята перечная (для детей старше шести лет).
Боль в ухе смешать 3 капли лаванды с миндальным или оливковым маслом, подогреть и капнуть в ухо, можно сделать компресс с этой смесью, растереть область уха теми же маслами.
Боль в животе теплые компрессы или легкий массаж с маслом лаванды, мяты перечной.
Ожоги, мелкие раны и ссадины – лаванда, чайное дерево (нанести неразбавленное масло на пораженную поверхность).
Вывихи компрессы с маслом лаванды, мяты перечной, чайного дерева.
Недержание мочи – ванна с маслом кипариса в течение 2 недель, если улучшения нет, консультация врача.
Дезинфекция помещений – масло
чайного дерева (уничтожает бактерии,
эффективно против вирусов и грибков,
уменьшает опасность заражения)
Ангина – лаванда.
Скарлатина эвкалипт, чайное дерево.
Ветрянка чайное дерево.
Аллергия
Поллиноз эвкалипт, лаванда.
Аллергия на домашнюю пыль – масло чайного дерева (для уборки помещений, в увлажнитель воздуха).
Атопический дерматит – масло чайного дерева, лаванды.
Бронхиальная астма – лаванда.
Фитотерапия
Фитотерапия метод оздоровления с
использованием лекарственных трав
и препаратов из них, соков фруктов
и овощей. Соки – это продукты
питания, как бы специально созданные
природой для людей, страдающих конкретными
болезнями. Они представляют собой
природные лекарственные
Многовековой опыт показывает, что
лекарственные травы, соки фруктов
и овощей оказывают существенный
положительный эффект на профилактику
и лечение многих заболеваний
и могут успешно использоваться
в общеобразовательных
Система оздоровления по данной методике в школе включает:
· прием напитков поливитаминного состава в течение 2–4 недель осенью и весной;
· прием по назначению медперсонала школы общеукрепляющих чаев из лекарственных трав, обязательно осенью;
· фруктовых и овощных соков в течение года.
Для внедрения фитотерапии
Одним из важнейших вопросов организации фитотерапии является финансирование. Пока все расходы по реализации данной методики оздоровления берут на себя родители. В школе ведется большая и планомерная работа по просвещению родителей, цель которой переориентировать родителей из сторонних наблюдателей в активных участников здоровьетворчества. Положительный опыт внедрения фитооздоровления накоплен школами Москвы и Татарстана. Хотелось, чтобы эта методика более активно внедрялась в школах нашего города.
Использование данной методики позволяет избежать утомления детского организма в весенний период, уменьшить заболеваемость и повысить эффективность учебы.
Арт-терапия
О способности искусства
В педагогической практике эти возможности искусства определяют понятием «арт-терапия» (Л.Д. Лебедева и др.). Педагоги используют арт-терапию в образовании в качестве фактора социализации ученика, оптимизирующего педагогические условия формирования здоровой самоактуализирующейся личности. Таким образом, сущность арт-терапии в образовании состоит в поддерживающем, исцеляющем, возвышающем и развивающем воздействии искусства на ребенка, организованном учителем.
Эта деятельность педагога направлена на оказание ребенку помощи в формировании отношения к самому себе, своему здоровью, своих отношений с другими людьми и окружающим миром, воспитание здоровой личности, обладающей качествами: стремление к самоактуализации, открытость, свободу самовыражения, стремление жить осмысленно, способность к подлинному диалогу, целостность как гармоническое воздействие всех структур личности, является составной частью педагогической деятельности.
Организация арт-терапевтического процесса представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющихся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией применения.
Многие современные
– музыка музыкотерапия,
– изобразительное искусство – изотерапия;
– театр, образ – имаготерапия
– литература, слово – библиотерапия;
– танец танцетерапия;
– пластическое интонирование, движение, ритмическая пластика [6; 61].
На положительный результат
арт-терапевтической
Исходя из возможностей искусства, оказывать мощное целостное воздействие на физический, психоэмоциональный, интеллектуальный, социальный, личностный, духовно-нравственный уровни жизнедеятельности человека мы полагаем, что будущим педагогам необходимо владеть техникой арт-терапии. В связи, с чем содержание подготовки будущих учителей нуждается в определенной коррекции, позволяющей решить проблемы здоровьесбережения в образовании. И в первую очередь – изменение общих установок педагогов на осознанание себя людьми, призванными помочь ребенку.
Практика показывает, что использование арттерапии в различных её формах для детей с ограничениями в развитии позволяет стабилизировать их эмоциональные состояния, развивает коммуникативные навыки, способствует формированию социально приемлемых допустимых форм отреагирования отрицательных эмоций.
Коррекционно-развивающие
Коррекционно-развивающая
Принципы коррекционно-
В основу коррекционно-развивающей
занятий арттерапией положен
принцип единства диагностики и
коррекции. Этот принцип реализуется
в двух аспектах. Во-первых, в том,
что на вступительных занятиях проводится
комплексное диагностическое
Обязательным принципом
Методические требования и психологические
условия коррекционно-
Общая продолжительность игрового
занятия составляет от 30 минут до
1 часа для младших школьников. Продолжительность
занятия постоянна и не может
быть изменена по желанию членов группы,
кроме как в исключительных обстоятельствах.
Постоянство времени
Психологические условия, необходимые для эффективности занятий:
• Поддерживать в ребенке его достоинства и позитивный образ «Я».
• Не применять негативных оценочных суждений, «ярлыков», отрицательного программирования.
• Не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию.
• Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы, качества
2.3 Методические рекомендации
по использованию
Одним из требований при организации учебного процесса в коррекционной школе является строгое соблюдение охранительного педагогического режима.
Несмотря на большой объем традиционных
здоровьеохранительных
В ряду здоровьесберегающих
Это, прежде всего, создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, отношений взаимного доверия и уважения между педагогом и учащимся. Очень важно создать позитивный психологический настрой в начале занятий.
Создание доброжелательной обстановки способствует формированию желания заниматься, создает благоприятные условия для успешного обучения ребенка.
Важной задачей учителя
Повышению физической и умственной
работоспособности способствует динамизация
рабочей позы учащихся в процессе
занятия. Известно, что большую часть
урока школьники, как правило, проводят
сидя за столом, в условиях обездвиженности
и статического напряжения. В то
же время установлено, что даже кратковременное
воздействие статически напряженных
состояний является фактором, угнетающим
нейродинамику и регуляцию
Учитель планирует построения урока
с таким расчетом, чтобы ребенок
несколько раз переходил из положения
«сидя» в положение «стоя». Учащимся
рекомендуется менять рабочую позу
2–3 раза за урок с учетом сезона года,
характера предшествующего
Периодическая смена поз учащихся занимает важное место и в профилактике близорукости. Известно, что нарушение слуха оказывает отрицательное влияние на зрительное внимание, приводя к снижению его устойчивости.
Восприятие информации происходит, в основном, благодаря двум сенсорным системам: слуховой и зрительной. Отсутствие или недостаток слуха способствуют более напряженной работе зрительной системы и являются отягчающим фактором для ее функционирования, что приводит к снижению зрительной работоспособности и устойчивости внимания. Необходим специальный постоянный контроль за дозированием зрительных нагрузок и состоянием зрения глухих и слабослышащих детей.
В связи с этим, направлением физиологической
коррекции и