Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 02:37, курсовая работа

Описание работы

Предмет: здоровьесбережение учащихся коррекционной школы.
Цель исследования: проанализировать современные здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционно-педагогическом процессе
Задачи исследования:
1) рассмотреть современные подходы к сохранению и формированию здоровья учащихся на уроке;
2) проанализировать принципы сохранения здоровья младших школьников в коррекционно-педагогическом процессе;

Содержание работы

Введение
1. Теоретическая часть исследования проблемы
1.1 Современные подходы к сохранению и формированию здоровья учащихся на уроке
1.2 Принципы сохранения здоровья младших школьников в коррекционно-педагогическом процессе
2. Практическая часть исследования
2.1 Профилактическая и коррекционная работа учителя на уроке
2.2 Применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогическом процессе
2.3 Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушениями слуха
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Курсовая работа112.docx

— 82.87 Кб (Скачать файл)

Наиболее оптимальной нагрузкой  для детского глаза (до 10 лет) является рассматривание удаленных в пространстве объектов. В то же время большая  часть учебных занятий проводится на близких от глаз дистанциях (работа с учебником, тетрадью). Отсюда часто  у детей возникают зрительные расстройства. Они усугубляют уже  имеющийся дефект слуха.

Отличительной особенностью занятий  является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном  удалении от детей. Каждый ученик находится  строго на своей зрительной рабочей  дистанции. Определяется она тем  расстоянием, с которого ребенок  может различать буквы, равные по высоте 1 см.

Необходимо соблюдать размер предъявляемого дидактического материала (сюжетные и  предметные картинки, карточки с буквенным  текстом, цифровой материал). Самые  мелкие детали должны быть по высоте не менее 1 см., размер самых крупных изображений не должен превышать 2–3 см.

Во время урока целесообразно  чередовать занятия в режиме зрительных горизонтов с занятиями на близких  дистанциях. В процессе занятий учитель  может выполнять с учащимися  упражнений со зрительными метками. В различных участках кабинета фиксируются  или подвешиваются привлекающие внимание объекты – яркие зрительные метки. Ими могут быть небольшие  предметы, игрушки или яркие картинки. Располагать их рекомендуется в  разноудаленных участках комнаты: например, две подвесить к потолку в  центре кабинета, две – зафиксировать  по углам у фронтальной стены.

Игрушки или картинки целесообразно  подобрать с таким расчетом, чтобы  вместе они составили единый зрительно-игровой  сюжет, например, из известных сказок, басен и т.д. Один раз в две  недели сюжеты рекомендуется менять. Упражнение необходимо выполнять в  положении «стоя». Для этого учитель  периодически дает соответствующие  команды и под счет «один, два, три, четыре» ребенок быстро фиксирует взгляд на указанных зрительных участках комнаты.

Большое значение в предупреждении утомления у детей на занятиях принадлежит физкультминуткам. Время  проведения физкультминуток, можно  варьировать, но в любом случае их следует проводить при первых признаках утомления детей.

Важным направлением здоровьесберегающих  мероприятий является развитие мелкой пальцевой моторики учащихся. Работу в этом направлении можно осуществить  на физкультминутках и на разных этапах всего занятия. Пальчиковая гимнастика проводится в виде движений пальцев  рук в сочетании их с речью (прил. 4). Это служит развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи, слухового восприятия. Эта деятельность вызывает интерес у детей, создает  эмоциональный настрой. Регулярно  стимулируются действия речевых  зон коры головного мозга, что  развивает речь, совершенствует психические  процессы – внимание и память, развивает  слуховое восприятие, облегчает усвоение навыков письма. На физкультминутках можно использовать упражнения на дыхание, упражнения, стимулирующие кровообращение головы: различные наклоны, повороты, вращения головы. Содержание упражнений для физкультминуток должно меняться, не быть однообразным.

Важным моментом сохранения работоспособности  учащихся во время занятия, сохранения их умственного и психического здоровья является смена видов деятельности на занятиях, смена видов работы в течение даже небольшого промежутка времени.

Таким образом, использование здоровьесберегающих  технологий обучения в коррекционной  школе позволит без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить  уровень здоровья детей с нарушениями  слуха, но и повысить эффективность  учебного процесса.

 

Заключение

В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Понятие «здоровьесберегающие  технологии» объединяет в себе  все направления деятельности  учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья  учащихся. Здоровьесберегающая технология  – это: условия обучения ребенка  в школе (отсутствие стресса,  адекватность требований, адекватность  методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного  процесса (в соответствии с возрастными,  половыми, индивидуальными особенностями  и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической  нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

В современной литературе и практике системы образования здоровьесберегающие  технологии понимаются как совокупность методов, которые направлены на решение  таких задач, как: охрана и укрепление здоровья учащихся; создание оптимальных  моделей планирования образовательного процесса, основанных на пропорциональном сочетании учебной нагрузки и  различных видов отдыха, в том  числе, активных его форм; формирование в сознании учащихся и педагогов  ценностей здорового образа жизни.

2. Для достижения целей здоровьесберегающих  образовательных технологий обучения  необходимо определить основные  средства обучения: средства двигательной  направленности; оздоровительные силы  природы; гигиенические. Комплексное  использование этих средств позволяет  решать задачи педагогики оздоровления.

3. Для здоровьесбережения школьников  с нарушениями слуха оправдано  применение таких нетрадиционных  технологий, как ароматерапия, фитотерапия  и арт-терапия.

4. В работе со слабослышащими  школьниками особое внимание  следует обратить на дозирование  зрительных нагрузок и состоянием  зрения детей, поскольку отсутствие  или недостаток слуха способствуют  более напряженной работе зрительной  системы и являются отягчающим  фактором для ее функционирования, что приводит к снижению зрительной  работоспособности и устойчивости  внимания.

5. Важным направлением здоровьесберегающих  мероприятий в работе со слабослышащими  детьми является развитие мелкой  пальцевой моторики учащихся. Работу  в этом направлении можно осуществить  на физкультминутках при помощи  пальчиковой гимнастики.

 

Библиография

1.    Антропова, М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. – М.: 1974. – 136 с.

2.    Базарный, В.Ф. Повернись, Россия, сердцем к детям! / В.Ф. Базарный // «Советская Россия», №136 (12607), 23 октября 2004 г.

3.    Всероссийский съезд «здоровое поколение – здоровая Россия». Здоровьесберегающее образование. Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения. http://www.zpzr.ru/healthcare_education/4169.html

4.    Калинова, Г.С., Мягкова А.Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников // Человек. Культура. Здоровье. – М.: Генезис, 1997.

5.    Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – 1–4 классы. – М.: «ВАКО», 2004. – 296 с.

6.    Коростелев Н.В. Воспитание здорового школьника. М., 1986.

7.    Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников / Н.Н. Куинджи: методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 139 с.

8.    Лядова Н.В. Здоровьесбережение в современном образовательном процессе: проблемы, перспективы http://forumpoipkro.forum24.ru/

9.    Сахаров Б.М. Фитотерапия. Лечение соками.-М.:Профит Стайл, 2008. – 256 с.

10. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.:АРКТИ, 2005.

11. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.

12. Чупаха, И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003.

 

Приложение 1

Рациональная организация урока  при использовании здоровьесберегающих  технологий обучения (по Н.К. Смирнову)

Факторы урока

Уровень гигиенической рациональности урока

 
 

Рациональный

Недостаточно рациональный

Нерациональный

 

Плотность урока

Не менее 60% и не более 80%

85–90%

Более 90%

 

Количество видов учебной  деятельности

Четыре-семь

Два-три

Один-два

 

Средняя продолжительность  различных видов учебной деятельности

Не более 10 мин

11–15 мин

Более 5 мин

 

Частота чередований различных  видов учебной деятельности

Смена не позже чем через 7–10 мин

Смена через 11–15 мин

Смена через 15–20 мин

 

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10–15 мин

Через 15–20 мин

Без чередования

 

Количество видов преподавания

Не менее трех

Два

Один

 

Наличие эмоциональных разрядок (их количество)

Два-три

Один

Без разрядок

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением  гигиенических норм

В произвольной форме

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает  за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся

Частые несоответствия позы виду работы. Позы не контролируются учителем

Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток

На 20-й и 35-й минутах урока по 1 мин. Из трех легких упражнений с тремя-четырьмя повторениями каждого

Одна физкультминутка  с неправильным содержанием или  продолжительностью

Отсутствует

Психологический климат

Преобладают положительные  эмоции

Имеются случаи отрицательных  эмоций Урок эмоционально индифферентный

Преобладают отрицательные  эмоции

Момент наступления утомления  учащихся по снижению учебной активности

Не ранее 40 мин

Не ранее 35–37 мин

До 30 мин

               

 

Приложение 2

Комплексы физических упражнений, используемых для физминуток на различных уроках

Комплекс №1 (на уроках письма)

И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.

И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты  в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 –  и.п.; 4 раза, темп средний.

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 –  держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – сидя за партой, лицом к  проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.

Ходьба на месте, руки через стороны  вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.

Комплекс №2 (на уроках чтения)

И.п. – сидя за партой, руки на пояс. 1 – наклон головы вперед; 2 назад; 4 раза, темп медленный.

И.п. – сидя за партой, удерживаясь  руками за край сиденья сзади. 1 прогнуться, отвести плечи назад, сблизить лопатки; 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – прогнуться, локти назад, левую  ногу назад на носок; 2^4 – держать; 5–6 – и.п.; то же правой ногой; 6 раз, темп средний.

И.п. – сидя за партой, лицом к  проходу, руки в упоре. 1 – поднять  ноги, согнутые в коленях; 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп средний.

Комплекс №3 (на уроках математики)

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – прогнуться, руки в стороны; 2 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – стойка ноги вместе, руки на пояс. 1 – прогнуться, локти отвести  назад; 2 – шаг левой вперед; 3 –  приставить к левой правую ногу; 4 – расслабиться; то же в обратном направлении.

И.п. – стойка ноги врозь. 1–3 – пружинистые  наклоны вперед прогнувшись, руки в  стороны; 4 – и.п.; 4 раза, темп средний.

И.п. – о.с. 1 – полуприседая, руки за голову; 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – о.с. 1 – поворот налево, руки в стороны; 2–4 – прямо, руки к плечам, ладонями вперед; 5–6 – и.п.; то же с поворотом направо; 6 раз, темп средний.

И.п. – стойка правая впереди левой, руки на пояс. 1–2 – смена положения  ног прыжком; 6–8 прыжков, темп средний.

 

Приложение 3

Психогимнастика

Игра «Радуга»

Дети проговаривают вместе с  учителем:

«Радуга-дуга-дуга,

Унеси меня в луга,

На травушку шелковую,

На речку бирюзовую,

На желтенький песок.»

Под это стихотворение дети закрывают  глаза, мысленно представляют летний пейзаж и покачивают туловищем из стороны  в сторону, держа руки над головой. Затем открывают глаза и снова  закрывают, садятся за столы и  расслабляются. Учитель показывает цвет; играющие стремятся с закрытыми  глазами «увидеть» его. Через 3–5 секунд он просит одного из игроков  охарактеризовать то, что он видел.

Учитель должен помнить, что созерцание и представление различных цветов радуги оказывают благоприятное  воздействие на организм ребенка. Например, синий цвет положительно влияет на зрение и слух, желтый – на желудочно-кишечный тракт, кровяное давление; зеленый – на сердечно-сосудистую систему.

 

Приложение 4

Пальчиковая гимнастика «Паучок»

На изогнутый сучок

Сломанный, осенний,

Опустился паучок

Правую кисть, шевеля пальцами, опустить сверху на левую кисть.

С крестиком на спинке

Указательным пальцем левой  руки «нарисовать» крестик на тыльной  стороне.

Свил уютный гамачок,

Пальцы правой руки сложить в  щепоть и опустить сверху в левую  ладонь, сложенную лодочкой.

Сам – в сторонку

Пальцами правой руки «побежать» по левой руке от кисти до локтя.

И молчок…

Правый указательный палец приложить  к губам.

«Деревушка»

Два домишки,

Выставить два кулачка перед  собой.

Два дымишки,

Поднять большие пальцы.

У крыльца

Правую ладонь положить на тыльную  сторону левой ладони.

Два деревца

Поднять согнутые в локтях руки вертикально, широко расставив пальцы.

А на глади озерца

«Нарисовать» ладонями круг в горизонтальной плоскости.

Посерёдочке

Сложить ладони вместе.

Кто-то в лодочке,

Кто-то в лодочке.

Сложить ладони лодочкой, покачать.


Информация о работе Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогическом процессе