Методика формирования критического мышления на уроках технологи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Содержание обучения и общие нормы организации учебного процесса, которые мы называем принципами обучения, определяют, каким образом обеспечиваются достижение целей обучения. Для этого сопровождение учебного процесса в виде различных источников должны быть новейшими, основывающимися на современных технологиях, достижениях науки и техники. И применения в процессе обучения усовершенствованных технологий, методов и способов взаимодействия учителя и учащегося.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..
1. Сущность теоретических особенностей формирования критического мышления …………………………………………………………………….
2. Общедидактические средства формирования критического мышления …………………………………………………………………………………...
3. Методика формирования критического мышления на уроках технологи………………………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………
Библиографический список ………………………………………………..

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по методике критической.doc

— 248.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО  ЗабГУ)

 

Факультет естественных наук математики и технологии

Кафедра теории и методики профессионального образования,

сервиса и технологий

 

 

Курсовая работа

 МЕТОДИКА  ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

(РАЗДЕЛ «ТЕХНОЛОГИЯ  ВЕДЕНИЯ ДОМА»)

 

 

 

Выполнила:

Таскина В. В

студентка 5 курса,

заочного отделения


 

Руководитель

Шевкун А.В.

к. п. н., доцент кафедры ТМПОСиТ




 

 

Чита – 2014 г.

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………..

  1. Сущность теоретических особенностей формирования критического мышления …………………………………………………………………….
  2. Общедидактические средства формирования критического мышления …………………………………………………………………………………...
  3. Методика формирования критического мышления на уроках технологи………………………………………………………………………

Заключение …………………………………………………………………

Библиографический список ………………………………………………..

Приложение………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Наше общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новые поколения людей к жизни в условиях, которые еще полностью не сформированы, и к решению задач. Запросы на образовательные услуги достаточно высоки. Поэтому в условиях функционирования системы образования  основой становится развитие и саморазвитие личности учащегося, творческих способностей. Появляются новые требований к образовательному процессу.

Перед образованием  встает главная задача: формирование современных, актуальных, дидактических условий для реализации качественного учебного процесса. В этой связи значительным изменениям подвергаются программы по технологии ведения дома с учетом требований ФГОС, так как более требовательным стал подход  к качеству образования  выпускников. Для обучения  учеников трудовой деятельности, связанных с формированием всесторонне развитых, творческих и активных личностей, необходимо, чтобы учитель выполнял все компетентности образовательной деятельности.

Содержание обучения и общие нормы организации учебного процесса, которые мы называем принципами обучения, определяют, каким образом обеспечиваются достижение целей обучения. Для этого сопровождение учебного процесса в виде различных источников должны быть новейшими, основывающимися на современных технологиях,  достижениях науки и техники. И применения в процессе обучения усовершенствованных технологий, методов и способов взаимодействия учителя и учащегося.

Школа является одним из самых первым социальным институтом в жизни ребенка. Именно она должна помочь становлению личности, которая будет обладать важнейшими качествами, уметь критически мыслить, находить пути решения проблем, самостоятельно выбирать профессиональный путь, быть  готовым к самообразованию в течение всей жизни.    Одной из  главных задач в образовании  становиться формирование универсальных учебных действий: выпускник научится быть самокритичным, самостоятельным уметь проявлять инициативность, планировать пути достижения целей, уметь самостоятельно контролировать своё время  и управлять им, принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, уважать личность и её достоинства, доброжелательно относится к окружающим. Требования социума растёт, соответственно, изменяются в качественном отношении, что сразу отражается в таких нормативных документах как ФГОС, Концепции образования [ 6. 4 ].

В самом центре современной образовательной системы - полноценное развитие личности, максимально возможном диапазоне роста индивидуальных психологических ресурсов обучающихся. Именно  такой подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где скрываются еще не раскрытые способности и возможности. Цель школы – выявить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. В этой связи возрастает актуальность развития критического мышления на уроках. Поэтому развитие критичности мышления выходит на первый план.

Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать новые идеи вдумчиво, критически, с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации. Учитель должен  учить детей так, чтобы у них развивалось критическое мышление, труднее, чем просто сообщать им отдельные факты и закономерности. Например, для развития умения обосновывать свои выводы и решения, учитель должен заинтересовать учеников необычными заданиями и материалами.

Основываясь на всём вышесказанном можно смело сказать, что проблема развития критического мышления очень актуальна сегодня, а также будет актуальна и «завтра». Так как технологии не стоят на месте, и каждый новый день несет нам несметное количество новой информации.

Критическое мышление рассматривается множеством педагогов, методистов такими как  Бертран Расселл , Платон, Декарт, Л.С.Выготский, И.И. Ильясова , Дж.Брунер.

Цель работы разработать методику  критического мышления на уроках технологии как средства для развития мыслительной деятельности учащихся.

Объект исследования – процесс обучения технологии в условиях реализации ФГОС.

Предмет исследования: методика формирования критического мышления на уроках технологии.

Отсюда вытекает ряд задач:

  1. Раскрыть сущность понятия критического мышления в науке;
  2. Изучить теоретические особенности  формирования критического мышления на уроках технологии;
  3. Разработать методику критического мышления на уроках технологии.
  4.  
  5. Сущность теоретических особенностей формирования критического мышления.

Критическое мышление – это вид интеллектуальной деятельности человека, который определяется   высоким уровнем восприятия, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Мышление — это неразрывно связанный с речью процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности в ходе её анализа и синтеза. Мышление является рациональной формой познания реальности. Для  свойств мышления существуют такие понятия как суждения и умозаключения. А процесс мышления включает в себя анализ, синтез  и обобщение. Основная задача мышления – выявить отношения между предметами. Мышление  принимает на себя функции  планирования и обобщения. Бертран Расселл считал: «То, что мы называем мыслями… зависит от организации путей в мозге, примерно таким же образом, каким путешествия зависят от дорог и железнодорожных путей»   

Мышление функция мозга, существует  в многообразных формах духовной и практической деятельности, в них обобщается и сохраняется познавательный опыт людей.  Платон считал так, что процесс мышления — это процесс припоминания, так как все знания человека это воспоминания души, которая, перед тем как вселиться в человеческое тело, пребывала в мире идей. Мышление для Декарта представало как нечто бестелесное, духовное. Более того, оно является единственным атрибутом души, и именно это обусловливает постоянность мыслительных процессов, происходящих в душе, то есть она всегда знает о том, что происходит внутри неё.  Ещё одна особенность мышления — его обобщённость. Познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется в конкретном.

Виды мышление:

практическое и теоретическое,

логическое  и интуитивное,

панорамное мышление,

аутистическое и морфологическое,

творческое,

комбинаторное мышление,

латеральное мышление,

стратегическое мышление,

нестандартное мышление практическое мышление,

стратегическое мышление, музыкальное мышление,

критическое мышление.

Критическое мышление – не просто мышление, а мышление, влекущее самоусовершенствование.  Это усовершенствование приходит с навыка и использования стандартов корректной оценки мыслительного процесса. Короче говоря, это самоусовершенствование мышления на основе определенных стандартов. Критическое мышления объединяет в себя  логическое мышление, аналитическое и творческое.

Критическое мышление – это способность  получать знания, уметь  оценивать, анализировать ситуацию, выражать собственное мнение  по данной проблеме  и уметь применять знание, в любой ситуации.

По мнению И.И. Ильясова критическое мышление характеризуется конструктивностью, гибкостью, открытостью, умением планировать и

анализировать собственную деятельность. В известном смысле, критическое мышление предвосхищает творческое, дает для него импульс, обеспечивает общественную значимость творческого продукта. Работа в технологии критического мышления приобретает на сегодняшний день особое значение в формировании личности школьника, обеспечивает успешность его деятельности в будущем.  
Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. [79]

По поводу определения понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок. Хотя термин известен очень давно из работ известных психологов, как Ж.Пиаже, Дж.Брунер,  Л.С.Выготский, в профессиональном языке педагогов-практиков в России его стали употреблять сравнительно недавно.

В различных научных источниках можно найти разные определения термина «критическое мышление». Дж.Браус и Д.Вуд определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критическое мышление, по их мнению, - это поиск здравого смысла: «как рассудить объективно и поступить логично с учетом как своей точки зрения. Так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.  Критические мыслители способны  выдвинуть новые идеи и удивить новые возможности, что весьма существенно при решении проблем».[ 2]

Д.Халперн определяет критическое мышление в своей работе «психология критического мышления» следующим образом: это «направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленность, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата».

При всем разнообразии определений критического мышления виден близкий смысл, который отражает оценочные и рефлексивные свойства мышления. Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть его отличие от мышления творческого, которое не предусматривает оценивания, а предполагает проецирования новых идей, часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления. Более того, и критическое, и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено.

Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развивать в себе ряд качеств. Среди которых  Д.Халперн выделяет [56]

1. Готовность к планированию. Последовательное изложения своих мыслей.

2. Гибкость. Каждый учащийся должен научиться воспринимать идеи других, чтобы стать генератором собственных мыслей и идей. Нужно обладать гибкостью, уметь слушать.

3. Настойчивость. Иногда, сталкиваясь с трудностями, мы откладываем решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума. Ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.

4. Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает правильные выводы. Воспользуется ошибкой для продолжения обучения.

5. Осознание.  Способность наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.

6. Поиск компромиссных решений. Очень важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми.

Дж.Барелл выделяет следующие характеристики, присущие критически мыслящему человеку. Критически мыслящей человек, ставит для себя следующие задачи: [45]

  • Решать проблемы;
  • Проявлять настойчивость в решении проблем;
  • Контролировать себя;
  • Быть открытым для новых идей;
  • Решать  проблемы, сотрудничать с другими людьми;
  • Внимательно слушать мысли собеседника;
  • Рассматривать проблемы с разных точек зрения;
  • Терпимо относиться  к мнению других, отличным от моих

Информация о работе Методика формирования критического мышления на уроках технологи