Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 14:27, курсовая работа
Содержание обучения и общие нормы организации учебного процесса, которые мы называем принципами обучения, определяют, каким образом обеспечиваются достижение целей обучения. Для этого сопровождение учебного процесса в виде различных источников должны быть новейшими, основывающимися на современных технологиях, достижениях науки и техники. И применения в процессе обучения усовершенствованных технологий, методов и способов взаимодействия учителя и учащегося.
Введение ……………………………………………………………………..
1. Сущность теоретических особенностей формирования критического мышления …………………………………………………………………….
2. Общедидактические средства формирования критического мышления …………………………………………………………………………………...
3. Методика формирования критического мышления на уроках технологи………………………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………
Библиографический список ………………………………………………..
мнений
Критическое мышление – это способ взаимодействия идеи и информации. Сейчас учащиеся стоят перед проблемой отбора информации. Получая огромное количество новой информацию, ученики должны учиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно их точности и ценности.
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, а способность пользоваться приобретенным, не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста. Ведь такая работа обращена, прежде всего, лицом к ребенку, к его индивидуальности.
Дидактика и методика находятся в тесной связи и взаимодействии: дидактика опирается на практику преподавания конкретных учебных дисциплин, беря оттуда факты примеры и материалы дающие основания для обобщений, вскрытия закономерностей. Вместе с тем познанные дидактикой закономерности, выводы и рекомендации должны браться на ведения предметными методиками и использоваться для дальнейшего совершенствования процесса преподавания и изучения каждой учебной дисциплины.
Дидактика способствует распространению передового опыта, интересных находок учителей – практиков, анализируя и осмысливая их с общепедагогических позиций. Можно отметить, что дидактика является тем общенаучным ядром, которое объединяет все предметные методики и обеспечивает единство в подходах и принципах преподавания организации познавательной деятельности учащихся у различных учителей, преподающих отдельные предметы. Дидактика помогает школе более эффективно решать задачи, выдвигаемые на каждом этапе развития общества. Для правильного построения процесса обучения применяются дидактические средства. Любое дидактическое средство выполняет определенный ряд функций.
Функции дидактических средств обучения делятся на следующие виды:
• Познавательная функция
• Формирующая функция
• Дидактическая функция.
Для подготовки более интересного, познавательного урока учитель использует различные дидактические материалы. Виды дидактического материала:
• Дидактические тексты учебники, справочники, словари, карты, электронные ресурсы.
• Обобщенные планы избранных видов познавательной деятельности, например: изучения научных фактов; проведения эксперимента; изучения физического прибора; проведения научно-технического исследования; действия измерения.
• Различные инструкции для формирования логических операций мышления: обобщение, сравнение, синтез, классификация, анализ.
• Задания по формированию умений сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
•Задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого.
• Задания с вопросами, содержащими проблему.
• Задания для развития творчества и воображения.
• Экспериментальные задания.
•Эксперимента как метода самостоятельного исследования, с рекомендациями по формулировке цели эксперимента, выдвижению и обоснованию гипотезы экспериментального исследования, способы записи результатов наблюдений и измерений; правила измерения, оценку точности измерения; графическую интерпретацию результатов эксперимента; правила приближенных вычислений; формулировку вывода по результатам эксперимента; правила оформления отчета.
• Задание самоподготовки учащихся к лабораторному занятию.
• Алгоритм выполнения задания.
• Задания и тесты с возможностью самоконтроля.
Существуют основные требования, предъявляемые к дидактическому материалу:
- логичность;
- доступность;
- индивидуальная направленность;
- самостоятельная деятельность;
- наглядность и моделирование;
- познавательная мотивация.
Если говорить о разработке дидактических материалов, то она производится строго по определенным этапам:
определяется цель обучения на занятии;
подбирается определенный учебный материал и методики его преподавания;
разрабатывается занятие с использованием дидактических материалов;
разрабатываются дидактические задания;
разрабатываются методические рекомендации;
разрабатываются критерии оценивания результатов обучения;
разрабатывается метод контроля и самоконтроля знаний;
включается дидактический материал в качестве дидактического средства в образовательный процесс при использовании на занятиях;
интерпретация полученных результатов.
И так если учесть, что для подготовки интересного, познавательного урока учитель использует различные дидактические материалы. То можно сделать вывод, что и технология развития критического мышления направлена на подготовку урока развлечений.
ПЕРЕХОД
«Механизм критического мышления включает мыслительные операции, определяющие процесс рассуждения и аргументации: выявление проблемы постановка цели, выдвижение гипотез, приведение аргументов, их обоснование, прогнозирование последствий, принятие или непринятие альтернативных точек зрения. Он включает способность применять базовые интеллектуальные умения (знания и понимание) для синтеза, анализа и оценки сложных и неоднозначных ситуаций и проблем. Сюда можно отнести умения выявления проблемы, прояснения ситуации, анализ аргументации, всестороннего изучения вопроса, разработки критериев для оценки решений и надежности источников информации, избежание обобщений» [25].
«Критическое мышление носит рефлексивный характер и имеет отношение к общению, к психологии личности. Оно связано не только с познавательной (когнитивной), но и с мотивационной сферой, с самосознанием. Когда же мы имеем дело не с мыслями людей, а с явлениями материального мира, то нам бывает вполне достаточно обычного мышления» Ноэль-Цигульская Т.Ф [35]
Большое значение развитие критического мышления уделяют технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (технология РКМЧП). По мнению И.В. Усачевой, самой высокой ступенью осмысления текста является критический анализ - способность к нему проявляется в дополнениях к прочитанному, в выражении читателем сомнений или несогласий с автором текста, в мысленном выражении собственной, как правило, отличающейся от авторской точки зрения. У школьников такая способность проявляется после того, как они научились критически относиться к собственной деятельности по осмыслению текста - в реальности, по мнению авторов, исследовавших данную проблему, это проявляется довольно редко.
Технология РКМЧП была разработана учеными и преподавателями Хобарт Вильям Смит Колледж и Университета штата Северная Айова (США) Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером, которые являются членами консорциума «За демократическое образование». Данная технология может быть использована в различных предметных областях, для учащихся разных возрастов: начальная школа, средняя школа, ВУЗы, учреждения повышения квалификации. Прежде всего, подход, являющийся способом разбавить «разукрасить» урок, чтобы он не был однотипным, доставлял детям удовольствие от использования различных игровых приемов, частой смены деятельности групповых форм работы. Это проникающая универсальная, «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, представляющая собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма, а также базовые навыки человека открытого информационного пространства. Система развивает качества гражданина открытого общества, включённого в межкультурное взаимодействие. Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: воспитательных, развивающих и обучающих.
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых им не только в учебе, но и в обычной жизни: умение принимать обдуманные решения, анализировать различные стороны явлений.
Выготский Л.С. выражает теорию развития критического мышления «всякое размышление есть результат внутреннего спора, так как, если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы проведения, которые он применял раньше к другим»
РКМЧП технология позволяет использование на уроке трех этапов: вызова, осмысления, рефлексия.
Функции этапа «Вызов»:
• проанализировать, актуализировать имеющиеся знания и представлении по изучаемой теме;
• пробудить интерес к теме;
• активизировать обучаемого, направить на обдумывания, ясно выразить мысли;
• структурировать последующий процесс изучения материала;
• осмыслить – осуществить поиск решения поставленной проблемы и составления плана деятельности;
• осуществить теоретическую и практическую работу по реализации выработанного пути решения.
Функции этапа «Осмысление»:
• получение новой информации;
• осмысление полученной информации;
• соотнесение новой информации с собственными знаниями.
Учащиеся сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание; поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
Функции этапа «Рефлексия»:
• выражение новых идей и информации собственными словами;
• осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми между собой и учителем;
• анализ всего процесса изучения материала;
• выработка собственного отношения к изучаемому материалу
Классификация методов развития критического мышления:
- мозговой штурм;
- ролевая игра;
- инсерт;
- формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте;
- корзина идей;
- синквейн;
- Таблица «З–Х–У»;
- шесть шляп мышления.
Описание развития технологии развития критического мышления описаны в таблице № 2
В каждом методе есть собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Выбирая их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем подготовленности учеников, целями урока и объемом учебного материала. Комбинируя приемы, учитель может достигать конечную цель применения технологии ЧПКМ, впоследствии дети могут применять эту технологию самостоятельно, стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учиться в течение всей жизни.
Метод мозгового штурма на доске пишется проблема, учащиеся делятся на 2 и более группы. Первая группа генераторов предлагают как можно больше вариантов решения проблемы (правило мозгового штурма). Вторая группа аналитики, предложенные первой группы идеи передаются аналитикам – они выделяют самую оптимистическую идею. Рекомендации к эффективному использованию: 1. Жесткий лимит времени 5-7 минут; 2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются; 3. Оперативная запись высказанных предложений. Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся. Ролевая игра – необходимо заинтересовать учащихся, удивить, постановка проблем. Инсценировка Инсерт – чтение текста с пометками + я это знал,- я этого не знал; ! - это меня удивило; ? – хотел бы знать. Составляется таблица.
Корзина идей - метод организации как индивидуальной так и групповой работы учащихся в самом начале урока. Данный метод позволяет выяснить все, что думают ученики по заданной теме урока. Ученикам можно предложить нарисовать корзину, в которую условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Синквейн происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ соединения материала. Нужно изложить мысль в нескольких словах, в кратких выражениях. Данный метод может быть предложен, для работы в парах, как индивидуальное самостоятельное задание; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова. Правила написания синквейна: 1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным); 2. (вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными); 3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами); 4. (четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме); 5. (пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).
Таблица «З–Х–У» (Знаю-хочу знать-умею) Способ графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма предусматривает комплексный подход к содержанию темы. 1 шаг: До знакомства с информацией по данной теме ученики самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать». 2 шаг: В процессе обсуждения информации прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали». 3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф. Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто». Прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ» Одно условие – запивать воспринятую информацию, понятия или факты следует т своими словами. Такая табличка может быть заполнена во время урока или дома, также быть самостоятельной работой по определенной теме.
Информация о работе Методика формирования критического мышления на уроках технологи