Методика формирования критического мышления на уроках технологи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Содержание обучения и общие нормы организации учебного процесса, которые мы называем принципами обучения, определяют, каким образом обеспечиваются достижение целей обучения. Для этого сопровождение учебного процесса в виде различных источников должны быть новейшими, основывающимися на современных технологиях, достижениях науки и техники. И применения в процессе обучения усовершенствованных технологий, методов и способов взаимодействия учителя и учащегося.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..
1. Сущность теоретических особенностей формирования критического мышления …………………………………………………………………….
2. Общедидактические средства формирования критического мышления …………………………………………………………………………………...
3. Методика формирования критического мышления на уроках технологи………………………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………
Библиографический список ………………………………………………..

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по методике критической.doc

— 248.00 Кб (Скачать файл)

Уроки технологии с учетом формирования критического мышления требуют от учителя грамотного построения урока, с новыми методиками. Нужно так представить организационный момент учащихся, чтобы они сами сказали цель урока, тему. Учитель должен всегда помнить что, изучаемый материал должен заинтересовать учащегося. Правильно разработать самостоятельные работы, творческие проекты, домашние задания. Заниматься саморазвитием, быть коммуникабельным, мобильным, воспитывать толерантность по отношению к ученикам.

Можно сказать, что критически мыслить могут все, но к сажелению не все это понимают и не все хотят это делать. Именно поэтому критическому мышлению нужно учить, чтобы ученики могли использовать навыки не только в учебной деятельности, но и в жизни в целом.

Взгляд на мир как на целостную взаимосвязанную систему выделяет проблему формирования нового критического мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки Российской Федерации. – Москва: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
  2. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон [от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ] (ред. от 21.07. 2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014г.) (29 декабря 2012 г.)
  3. Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Учеб.-метод. Пособие. Новосибирск: Новосиб. ин-т пов. квалификации и переподгот. работников образования. 2005. Вып. 2. 94 c.
  4. Волков, Б.С. Психология подростка: учеб. пособие / Б.С. Волков. - Москва: Акад. Проект; Гаудеамус, 2005. - 205 с.
  5. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В.  Петровского. - Москва, 2009.
  6. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб., 2003. – 192 с.
  7. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. – с. 66 - 72
  8. Игнатьев В.И. Образование в информационную эпоху

   // Философия образования. - 2010. - № 2 (23).

  1. Иванова Е. Формируя критическое мышление // Школьная библиотека. 2010. N 3. C. 21-23.
  2. Ильясова И. И. Критическое мышление// Организация процесса обучения. // Директор школы. 94 * 4. с 79 – 87.
  3. Калинников Л.А. «Критицизм» Канта и становление критического мышления // Критическое мышление, логика, аргументация / Под ред. В.Н.Брюшинкина, В.И.Маркина. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003. С. 35-50.
  4. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии. 2009. № 2. C. 3-10.
  5. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.И. Кругликов. – Москва: Академия, 2009. – 480 с.
  6. Конева В.С. Формирование критичности как условие овладения младшими школьниками творческой деятельностью // Младший школьник: формирование и развитие его личности. СПб., 2002. C. 59-68.
  7. Коржуев А.В., Попков В.А., Рязанова Е.Л. Как формировать критическое мышление? // Высшее образование в России. 2009. N 5. C. 55-58.
  8. Методические рекомендации по составу и структуре учебно-методических комплексов / А.А. Сытник, Т.Э. Шульга, Н.И. Мельникова [и др.] – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2010.-86 с.
  9. Муравьев, Е.М. Общие основы методики преподавания технологии / Е.М. Муравьев, В.Д. Симоненко. – Брянск: Изд-во Брянского гос. педагогического ун-та им. акад. И.Г. Петровского; Технология, 2009. – 235 с.
  10. Матвеева Т.М. Формирование критического мышления у современного школьника//Ученик в обновляющейся школе. М., 2008. C. 83-89.
  11. Муштавинская И.В., Иваньшина Е.В. Критическое мышление на уроках естествознания // Естествознание в школе. М., 2004. № 3. C. 34-39.
  12. Опыт проектирования образовательных программ: метод. рекомендации / авт.-сост. Е.Ю. Васильева. – Москва: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – Вып. 12.
  13. Примерные программы по учебным предметам. П76 Технология. 5-9 классы: проект. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.- (Стандарты второго поколения).
  14. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер. 2009. 5112 с.
  15. Браус Дж. Вуд Д. статья интернет ресурса www/ scienceforum. ru / 2013/228/6428.
  16. Барелл Дж. www/ scienceforum. ru / 2013/ 220/ 6428.
  17. Ноэль-Цигульская Т.Ф. О критическом мышлении. 2000 // http://noelrt.com/?p=266 (Формальное и социо(группо)центрическое «критическое мышление», полностью исчезающее там, где начинается вера в Библию).
  18. Столбунова С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии. 2003 / http://rus.1september.ru/article.php?ID=200302802
  19. http://www.infoliolib.info/philol/bogdanova/1.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Приложение 1.

Технологическая карта урока класс 5

Раздел 1.  Кулинария

Тема урока: Сервировка стола к завтраку. Элементы этикета.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: изучить правила сервировки стола к завтраку с элементами этикета.

Задачи:

    1. Изучить правила сервировки стола к завтраку и культуру поведения за столом.
    2. На основе ранее полученных знаний в повседневной жизни, сформулировать умения по сервировки стола к завтраку в соответствии с правилами этикета.
    3. Воспитывать аккуратность, опрятность, развивать эстетический вкус.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, набор столовой посуды, скатерть, салфетки, карточки по складыванию салфеток.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

№п/п

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

Учитель входит в класс приносит с собой набор столовой посуды, скатерть, салфетки.

Приветствует учащихся, создаёт рабочую атмосферу, проверяет готовность рабочего места учащихся.

Приветствуют учителя, проверяют готовность  места, настраиваются на работу.

2

Опрос учащихся по заданному на дом материалу

На прошлом уроке вашим домашним заданием было:  Правило пользования столовыми приборами.

Скажите что у меня на столе?

Значит тема урока?

Совместно с учениками воспроизводит тему,

Сервировка стола к завтраку. Элементы этикета.

Отвечают на вопросы.

3

Изучение нового материала.

Вступительные слова учителя о сервировке стола.

Расскажите ребята о правилах поведения за столом?

Дополняет о правилах поведения за столом

Демонстрация приемов складывания салфеток (раздаёт карточки).

Выполняют сервировку стола совместно с учащимися.

Корректирует, исправляет, помогает выполнять работу.  

Вспоминают всё, что знают о том, как вести себя за столом. Как накрывают на стол, принимают гостей у них дома.

 

Активно выполняют, складывания салфеток по карточкам. Выполняют сервировку стола.

4.

Закрепления учебного материала.

Ученикам даётся таблица, которую нужно заполнить. Что знали, узнали нового, хотели бы знать.

Анализируют совместно с учителем, все замечания ошибки.

 Совместно оценивают  практическую работу и устные ответы.

 Индивидуально заполняют таблицу.

     Анализируют  вместе с учителем.

 

 

 

Участвуют в оценивании работ.

5.

Задание на дом

Сделать карточки приема складывания салфеток для обеда, ужина, праздника.  Выполнить образец.

Записывают домашнее задание.


 

 

 

 

 

 

              

 Приложение 2.

      Технологическая  карта урока класс 6

Раздел 2. Создание изделий из текстильных материалов.

Тема урока№ 2: Современные направления моды.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Цель: формировать и закрепить знания по теме современные направление моды.

Задачи:

    1. Научить комбинировать различные элементы одежды в одном стиле.
    2. Развивать критическое мышление, эстетический вкус.
    3. Воспитать творческую самореализацию, креативность

Оборудование: компьютер, мультимедия.

Формы организации познавательной деятельности: Индивидуальная,  парная, игровая.

 

№ п/п

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1.

Организационный момент

Мы изучили моду на современном этапе развития. Давайте вспомним прошлую тему урока. Задаёт вопросы.

Ученики вспоминают

2.

Постановка цели занятия.

Учитель предлагает деловую игру. «Суд над модой»

 

3.

Проверка домашнего задания.

Некоторым из вас было дано задания, на тему «мода будущего»

. Кто не участвует тот  является судьями. Им раздаются листочки, ученики прописывают, что им понравилось , чтобы они хотели изменить?  Своё мнение.

Ученики выступают со своими творческими работами.

 

Принимают активное участие.

4.

Подведения итогов

Анализирует,

Выставляет оценку.

Высказывают своё мнение. Оценивают.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Технологическая карта урока класс 6

Раздел 3. Художественные ремесла.

Декоративно - прикладное искусство

Тема урока: № 3 Традиционные виды рукоделия. Ковроткачество.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель урока: Изучить один из видов традиционного рукоделия ковроткачество.

Задачи:

    1. Изучить историю и способы изготовления ковроткачества.
    2. На основе ранние полученных знаний, по вышиванию и из повседневной жизни, сформировать умения занятия ковроткачеством.
    3. Воспитывать аккуратность, опрятность, развивать эстетический вкус.
    4. Развивать критическое мышления.

Оборудование:

Учебник, рабочая тетрадь, рамка для натягивания материала, пряжа, специальная игла для ковроткачества, пряжа, ножницы, простой карандаш.

Формы организации познавательной  деятельности: Фронтальная, индивидуальная, групповая.

 

№ п/п

Этапы работы

 Содержание этапа работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

Учитель входит в класс. Рисует на доске корзину. Выкладывает на стол пряжу различных цветов. Ткань, иглу для ковроткачества. Создаёт рабочую атмосферу. Проверяет готовность рабочего места у учеников.

Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу.

2

Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

На прошлом уроке мы изучали вязание крючком. Давайте вспомним основные петли и приёмы? Виды пряжи?

Как вы считаете, какая тема у нас с вами сегодня?

Отвечают на вопросы.

3.

Изучение нового материала.

Учитель предлагает 2 минутки подумать и написать на листочке все свои идеи по изучаемой теме. С использованием метода Корзина идей. Все листочки прикрепить на доску с помощью магнитиков «собрать в корзину» Проанализировать совместно с учащимися.

Ученики активно принимают участие.

4

Краткое изучение истории возникновения ковроткачество. Методов и приемов использования.

Учитель рассказывает ученикам краткую историю. Методы и приемы использования.

Ученики слушают. Задают вопросы. Записывают методы и приемы.

 

5.

Творческая работа

Учитель предлагает по фантазировать какую картину бы вы хотели сделать из ковроткачество. Нарисовать.

Ученики фантазируют. Вместе с учителем наносят на ткань.

6.

 Индивидуальная работа.

Учитель показывает, как правильно делается набивка.

Ученики пробуют самостоятельно.

7.

Закрепление учебного материала.

Анализируют полученную информацию.

Выставления оценок.

Анализируют

 

Оценивают работы друг друга.

8.

Задание на дом

Самостоятельно сделать маленькую картину.

Записывают.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

 

Технологическая карта урока класс 9

Раздел 4. Оформление интерьера.

Тема: Интерьер жилых помещений и их комфортность.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель урока: Изучить интерьер жилых помещений и их комфортность

Задачи:

    1. Изучить интерьер  всех жилых помещений виды и стили.
    2. На основе ранние полученных знаний, из предыдущего урока и

из повседневной жизни, сформировать свой стиль интерьера определенной комнаты.

    1. Воспитывать аккуратность, опрятность, развивать эстетический

вкус.

    1. Развивать критическое мышления.

Оборудование:

Учебник, рабочая тетрадь, простой карандаш,  листок формата фА4,

цветные карандаши.

Формы организации познавательной  деятельности: фронтальная,

индивидуальная.

 

№ п/п

 этапы работы

Содержание этапа работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный этап

Учитель входит в класс. Создаёт рабочую атмосферу. Проверяет готовность рабочего места у учеников.

Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу.

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Учитель задаёт вопросы по прошлой теме урока:

Мы изучили историю интерьера, давайте вспомним основные моменты?

Какие виды, интерьера вы знаете?

Стили?

Ученики отвечают на вопросы.

Рассказывают, что знают о интерьере.

3.

Изучение нового материала.

Учитель анализирует полученную от учеников информацию. Рассказывает, что ещё есть нового в видах стилях способов создания интерьера.

Ученики записывают  основную информацию

4.

Творческая работа

Учитель предлагает ученикам создать свою комнату, в собственном стиле, или путём соединения каких - либо стилей.

Выполняют. С помощью цветных карандашей.

5.

Закрепление учебного материала.

Анализируют полученную информацию.

Выставления оценок.

 Защищают свои работы. Анализируют.

 

Оценивают работы друг друга.

6.

Задание на дом.

Доделать то, что не успели на уроке.

Записывают.

Информация о работе Методика формирования критического мышления на уроках технологи