Методика формирования критического мышления на уроках технологи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Содержание обучения и общие нормы организации учебного процесса, которые мы называем принципами обучения, определяют, каким образом обеспечиваются достижение целей обучения. Для этого сопровождение учебного процесса в виде различных источников должны быть новейшими, основывающимися на современных технологиях, достижениях науки и техники. И применения в процессе обучения усовершенствованных технологий, методов и способов взаимодействия учителя и учащегося.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..
1. Сущность теоретических особенностей формирования критического мышления …………………………………………………………………….
2. Общедидактические средства формирования критического мышления …………………………………………………………………………………...
3. Методика формирования критического мышления на уроках технологи………………………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………
Библиографический список ………………………………………………..

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по методике критической.doc

— 248.00 Кб (Скачать файл)

Шесть шляп мышления используются для подведения итогов работы на уроке (стадии рефлексии). Каждому ученику предлагается выбрать одну шляпу. Затем сообщить ученикам, что означает определенный цвет шляпы. Например:  красная шляпа предполагает выразить свои чувства, без объяснения причин их возникновения. Черная – выявление недостатков и их обоснование. Белая – перечень фактов.  Желтая –что-нибудь позитивное, что было хорошего и почему. Зеленая – нужно найти ответы на вопрос, где применить изученный материал. Синяя шляпа предполагает общий, философский вывод. На усмотрения учителя можно объединить в группы по цвету шляп. Организация деятельности детей на уроке с помощью следующих формы обучения: фронтальная; групповая; индивидуальная.

Типы уроков: приобретения новых знаний, повторения или закрепления знаний, обобщения и автоматическое изучения новых навыков, проверки знаний и разбор проверочных работ.

 И  так мы можем сделать вывод, что критическое мышление может развиваться в ходе беседы и анализа; в виде дискуссии в ходе которой учащиеся высказывают своё мнения, доказывают правильность той или иной точки зрения; в виде круглых столов, при решении ситуационных задач; в ходе лекции; в виде  игры; в  виде экскурсии; использования ранее предложенных методов на уроках, или комбинирования данных методов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методика формирования критического мышления на уроках технологии

 

«Методика – это педагогическая наука, которая исследует закономерности обучения определенному учебному предмету»

За последние годы в образование всё изменилось: на первом месте системно деятельностный подход, воспитания самостоятельной личности, которая легко может адаптироваться в любой жизненной ситуации.

Задачи современного учителя:

  1. Создания таких условий в процессе обучения, чтобы каждый ученик мог перейти от обучению к самообучению, от развития к саморазвитию.
  2. Пробудить у ученика стремление к образованию.
  3. Во время уроков и внеурочной деятельности нужно развивать и формировать развитие логического мышление, умение самостоятельно находить решения поставленных задач, иметь мыслить логически.
  4. В процессе обучения учитель не должен являться источником информации, а быть помощником, в целепологания  организации познавательной деятельности учащихся.

Технология развития критического мышления позволит решить ряд задач, касающихся обновления содержания образования в целом. В дальнейшем накопление информации ведет к перегрузке учащихся, задача педагога заключается не в суммировании знаний, а в вооружении учащегося инструментом, который можно использовать для получения знаний самостоятельно. Изменились в образовательном процессе цели и задачи, соответственно и процесс обучения и сам результат. Сравнительный анализ ( табл.1)

Таблица 1.

Сравнительный анализ постановки целей и задач

 

Старые цели

Новые цели

Учащийся

  • Приобретения знаний и навыков

в большем объеме; направленность на объем материала;

  • отсутствует    возможность выбора;
  • принятие целей образования и жизни в готовом виде;
  • возможность избежать контроля.
  • самосовершенствование и саморазвитие ;
  • новые знания приобретаются в форме деятельности с акцентом на будущую занятость;
  • возможность  выбора программ и предметов;
  • формулирование своих целей и способов их достижения;
  • появляется стремление к своевременному и объективному контролю.

Процесс обучения

  • Передаётся  опыт и знаний;
  • обучение происходит             на основе уже устоявшихся знаний;
  • использование методов воспроизводства, натаскивания;
  • ограниченность учебных и образовательных программ.
  • Больший акцент на развитие личности, самосовершенствование;
  • в основу обучения входит  критическое, логическое и творческое мышления;
  • обучение способам продуктивной деятельности, способам добычи знаний;
  • гибкость учебных и образовательных программ.

Результат

  • подготовка обучающихся к будущей спокойной, размеренной, планируемой жизни;
  • выпускник научиться быть самокритичным, самостоятельным уметь проявлять инициативность, планировать пути достижения целей, уметь самостоятельно контролировать своё время  и управлять им, принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

 

 

Таблица 2.

Описание развития технологии критического мышления

Стадия (фаза)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы данной фазы

Стадия вызова

 

 

 

 

Проверка наличия имеющихся знаний; учитель  задает вопросы. Информация полученная на первой стадии, выслушивается,

Обсуждается,

записывается, работа ведется

индивидуально - парами - группами.

Воспроизводят информацию которую знают по текущей теме, анализируют.

- систематизируют информацию  до ее изучения;

- задают вопросы, на которые  хотят получить ответы;

- публично демонстрируют свои знания с помощью

устной и письменной речи.

1. Составление списка известной  информации по вопросу.

2. Рассказ-активизация по  ключевым словам.

3. Систематизация материала (графическая):

кластеры, таблицы.

4. Верные и неверные  утверждения; перепутанные

логические цепочки и т.д.

Стадия осмысления

 

 

 

Сохранение интереса к теме при работе

с новой информацией.

Обязательно контакт с новой информацией

(фильм, текст, лекция, материал параграфа)

работа ведется индивидуально – парами – группами.

Слушают или читают текст, используя предложенные

учителем активные методы чтения;

- делают пометки на полях или ведут записи.

Методы активного чтения:

1. Маркировка с использованием  значков

«v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся

на полях справа).

2. Ведение различных записей  типа двойных дневников,

бортовых журналов.

3. Поиск ответов на вопросы поставленные в начале.

Стадия рефлексии

 

 

Воспроизвести совместно с учащимися первоначальную  информацию,

установление причинно- следственных связей между

блоками информации;

Анализ, Творческая переработка, интерпретация

изученной информации, работа ведется индивидуально

– в парах – группах

- Соопостовляют новую информацию со «старой»,

используя знания, полученные на стадии осмысления;

- классифицируют и систематизируют, рождение новых

целевых установок для дальнейшей самостоятельной работы;

- своими словами выражают  новые идеи и мысли;

- обмениваются мнениями  друг с другом, аргументируя свою

точку зрения;

- анализируют собственные мыслительные операции и чувства;

- самооценка и самоопределение.

1. Заполнение таблиц, кластеров, внесение  изменений,

дополнений в сделанные на первой стадии.

2. Возврат к ключевым  словам, верным и неверным утверждениям.

3. Ответы на поставленные вопросы.

4. Организация устных  и письменных круглых столов.

5. Организация различных  видов дискуссий.

6. Написание творческих  работ: синквейны, эссе.

7. Исследования по отдельным  вопросам темы.

8. Творческие, исследовательские на основе изученной информации.


 

Анализ диагностики использования  технологию развития критического мышления учащихся начальной школы показывает: большинство учащиеся умеют выделять главную мысль, конструировать  текст, существенно пополняют лексический запас, умение анализировать, доказывать, умение формулировать и задавать вопросы, следовательно развивать коммуникативные навыки в целом.

Ожидаемые результаты  технологии развития критического мышления

Личностные:

-правильное восприятие социальной роли обучающегося, развития мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла жизни;

- развитие навыков  сотрудничества со взрослыми  и сверстниками в разных социальных  ситуациях, умения не создавать  конфликтные ситуации и находить  выходы из спорных ситуациях.

Метапредметные:

- освоение способов  решения проблем творческого  и поиского  характера:

-овладение логическими  действиями сравнение, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым  признакам, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Предметные:

- формирование  позитивного отношения к правильной устной и письменной речи;

- умение самостоятельно  подбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительных информации;

- применения  математических знаний для решения учебно – познавательных и учебно – практических задач;

- осознание ценности  человеческой жизни.

Для учителя технологии, развивать критическое мышления гораздо проще, практически на каждом уроке включается творческое мышления в процесс обучения. Развиваются творческие способности – это качество мышления человека, благодаря которым он может создавать что-то новое субъективно или объективно.

Понятие творчества - это процесс создания чего-то нового никогда ранее не существовавшего.

Вводится такое понятие креативность  – это качество личности благодаря которому он может осуществить процесс творчества.  Всё это должен развивать учитель технологии.

В связи с введением Федерального  Государственного Общеобразовательного стандарта (ФГОС), активно меняются деятельность педагога, характеристика изменений приведена в таблице № 3.

Таблица №3

Характеристика изменений деятельности учителя, в связи сведением ФГОС.

№ п/п

Предмет изменения

Деятельность учителя

Старая

Новая

1.

Подготовка к уроку

Учитель  создаёт  контролируемый конспект урока.

В котором использует учебник и методические рекомендации.

Учитель пользуется технологической картой урока. В которой свободно выбирает формы способы  и приемы обучения. При подготовке к уроку использует не только учебник, но интернет ресурсы.

2.

Основные этапы

Объяснение и закрепления нового материала. «Делай как я»

Заинтересовать учащихся в теме урока. Учить мыслить критически. Работать самостоятельно.

3.

Цель учителя на уроке

Успеть выполнить всё согласно плану конспекта.

Организовать деятельность детей:

- к самостоятельному поиску  информации.

- самоконтролю в процессе  обучения.

- учитель партнер, по изучаемой  информации.

4.

Формулировка заданий для обучающихся.

Спишите, решите, сравните, выполните…

Объясните, сравните, проанализируйте, продолжите…

5.

Форма урока

 фронтальная

Индивидуальная, групповая, игровая.

6.

Нестандартное ведение уроков

Экскурсии.

Игра, диспут, мозговой штурм, мультимедиа, беседа, творческая работа. Проведения урока совместно с другим педагогом, присутствие родителей на уроке.

7.

Взаимодействие с родителями обучающихся.

Проведение родительских собраний.

Возможность общение через интернет. Родители могут участвовать в образовательном процессе, выбирать для ребенка лучшее.

8.

Образовательная деятельность.

 Создаётся учителем.

Создается детьми.

9.

Результаты обучения.

Предметные результаты.

Основная оценка – это  оценка учителя.

Важны, по итогом контрольных работ, положительные оценки.

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные.

 Каждый ученик должен  иметь портфолио.

Учитель ориентируется на формирование адекватной самооценки ученика.

Оценивается промежуточная аттестация обучения. Результат направлен на обучения детей относительно самих себя.


 

К сожалению роль технологии введения дома в основном общем образовании слишком мала. Учителю жестко ограничили часы, для проведения занятий. По моему мнению, одним из ведущих предметов развитие критического мышления является технология.

Рассмотрим методику развития критического мышления на примере следующих уроков.

В приложение № 1, методика развития критического мышления, происходит за счёт того, что учитель просит учеников высказать свое мысли, знания приобретенные в повседневной жизни. Получая новую информацию ученики выполняют творческую работу, путем наложения новой информации на уже имеющуюся.

В приложении № 2, развитие критического мышления, получают с помощью дидактической деловой игры «Суд над модой». Учащиеся высказывают своё мнение, доказывают его правильность. Толерантно относятся к  мнению других. Анализируют, в сотрудничестве с учителем.

В приложении № 3, развитие критического мышления, получают при помощи метода  «Корзина идей». А также в ходе творческой работы.

В приложении №4,  критическое мышления, можно развивать  путем наложения новой информации на уже имеющуюся. А также в ходе самостоятельной работы.

В приложении № 5, критическое мышления развивается за счёт самостоятельной творческой работы,( создание новогодней игрушки). Так же с помощью метода рефлексии «Шесть шляп мышления»

Эти уроки разработаны в качестве примера развития критического мышления. Все люди разные и каждый думает по своему, и не возможно один и тот же урок провести одинаково. Это зависит от опыта работы, от возраста, от его творческого и критического мышления. Насколько учитель хочет заинтересовать учеников, и научить их критически мыслить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

За последние годы в обществе произошли изменения в целях образования и о методах реализации. Если раньше на первое место выходило развитие знаний умений и навыков, то теперь учитель должен воспитать творческую  личность, которая умеет ясно выражать свои мысли, уметь анализировать, искать способы решения проблем, мыслить критически. Уметь излагать свои мысли, слушать других людей. Весь процесс обучения тесно связан с  конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, которые существуют в реальной жизни. Учитель должен стать не источником знаний, а помощником  в получении знаний самостоятельно. Наличия различных методов развития критического мышления на уроках, даёт возможность делать уроки не похожими друг на друга, что не мало важно для учащихся.

Ответственность учителя всегда была исключительной, но с введением ФГОС, ответственность возрастает.

Информация о работе Методика формирования критического мышления на уроках технологи