Методика обучения обработке металлов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:29, реферат

Описание работы

Технология – это наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов. В школе «Технология» – интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, транспорте и других направлениях деятельности человека.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Методический раздел курсовой работы…………………………..7
Определение места темы в учебной программе и календарных сроков её изучения ……………………………..............................7
Разработка календарно-тематического плана изучения темы..8
Методический анализ темы; определение круга технических и методологических сведений, подлежащих изучению………………………………………………………....11
Выбор объектов труда и его обоснование; определение практических навыков, подлежащих усвоению……………………………………………………........16
Разработка развёрнутого плана-конспекта на одно занятие…………………………………………………………...18
Определение воспитательных возможностей
учебного материала………………………………………….…20
Определение форм, методов и технологий обучения при организации работы по теме…………………………………....21
Разработка учебно-дидактического обеспечения, чертежей на объекты труда, технологической документации к ним, заданий для контроля знаний учащихся………………………………...23
Правила техники безопасности в учебных мастерских………26
Профориентация………………………………………………..29
Глава 2. Анализ материальной базы трудового обучения на примере
МБОУ СОШ №8 им. Сибирцева………………………………….32
2.1Общая характеристика кабинета технологии……. ……………32
2.2 Анализ материально-технической базы кабинета технологии в
МБОУ СЩШ №8 им. Сибирцева……………………………….33
Заключение…………………………………………………………………..35
Библиографический список………………………………………………...36

Файлы: 1 файл

GBOU_VPO_kurs.docx

— 1.73 Мб (Скачать файл)

                                                                        ГБОУ ВПО

            «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

             Ханты-Мансийского автономного округа  – Югры»

 


                         Кафедра теории и методики  профессионального образования

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Теория и методика

обучения  технологии и предпринимательству»

Тема: Методика обучения культуре дома.

 

 

 

 

 

 

            Выполнила: студентка гр. 93-06 

            4 курса ИГОиС

            Фамилия:  Суслова

            Имя:          Любовь

            Отчество: Викторовна

 

                                                      Научный руководитель:

                                    доцент, д.п.н.

                                                Фамилия: Насырова

                                                                          Имя:         Эльмира

                                                                          Отчество: Фанилевна

                                    

Сургут,  2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………….3                                                                                                  

Глава 1. Методический раздел курсовой работы…………………………..7

    1. Определение места темы в учебной программе и календарных сроков её изучения ……………………………..............................7
    2. Разработка календарно-тематического плана изучения темы..8
    3. Методический анализ темы; определение круга технических и методологических сведений, подлежащих изучению………………………………………………………....11
    4. Выбор объектов труда и его обоснование; определение практических навыков, подлежащих усвоению……………………………………………………........16
    1. Разработка развёрнутого плана-конспекта на одно занятие…………………………………………………………...18
    1. Определение воспитательных возможностей

 учебного  материала………………………………………….…20

    1. Определение форм, методов и технологий обучения при организации работы по теме…………………………………....21
    2. Разработка учебно-дидактического обеспечения, чертежей на объекты труда, технологической документации к ним, заданий для контроля знаний учащихся………………………………...23
    3. Правила техники безопасности в учебных мастерских………26
    4. Профориентация………………………………………………..29

Глава 2. Анализ материальной базы трудового обучения на примере

               МБОУ СОШ №8 им. Сибирцева………………………………….32

           2.1Общая характеристика кабинета технологии……. ……………32

           2.2 Анализ материально-технической базы кабинета технологии в

                  МБОУ СЩШ №8 им. Сибирцева……………………………….33

Заключение…………………………………………………………………..35

Библиографический список………………………………………………...36

ВВЕДЕНИЕ

Технология  – это наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов. В школе «Технология» – интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, транспорте и других направлениях деятельности человека.

Изучение  интегративной образовательной  области «Технология», включающей базовые (т. е. наиболее распространенные и перспективные) технологии и предусматривающая творческое развитие учащихся в рамках системы проектов, позволит молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям. Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, экономическому и экологическому аспектам деятельности, ознакомлению с информационными и высокими технологиями, качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.

Основная  цель обучения школьников по программе «Технология» – обеспечить усвоение ими основ технических знаний и умений по элементам техники, технологий, материаловедения, информационных технологий в их интеграции с декоративно-прикладным искусством, а также элементы кулинарии, культуры дома и вышивки.

          Изменения социально-политической и экономической обстановки в России ставят новые задачи перед системой обучения и воспитания подрастающего поколения. Важную роль в решении этих задач играют учреждения общего образования. Именно они, в первую очередь, обеспечивают жизненное и социально-трудовое становление молодежи, соответствующее современным требованиям общества.

Ведущую роль здесь традиционно играет трудовая подготовка, которая направлена на воспитание трудолюбия и уважительного  отношения к труду, развитие практических умений и навыков, расширение политехнического кругозора, введение в мир профессий.

Технологическое образование представляет собой  прогрессивную линию движения человека, процесс развития талантов и способностей личности, стремление к совершенствованию  интеллекта через реализацию собственных  умений и навыков, способность приобретать  и систематизировать знания, и  как результат – адаптацию  к социальным и технологическим  изменениям.

Реализация  образовательных, развивающих возможностей образовательной области «Технология» представляет собой многостороннее взаимодействие учащихся как активных субъектов деятельности с окружающей социально – экономической, производственной, природно-социальной средой, в процессе, которого они формируются как  личности – представители экосистемы «Человек – Природа – Общество».

Задачи  же технологической подготовки школьников при таком понимании будут  решаться в том случае, когда показывается применение естественнонаучных закономерностей в технологических процессах; раскрывается то общее, что характеризует все отрасли производства, создаются возможности для переноса знаний и умений в новые условия, где подчеркивается, тем самым, актуальность данной работы.

Методы  организации и осуществления  учебно-познавательной деятельности:

1.      Словесные, наглядные, практические.

2.      Индуктивные, дедуктивные.

3.      Репродуктивные, проблемно-поисковые.

4.      Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы  стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.
  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы  контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.
  2. Письменного контроля и самоконтроля.
  3. Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.

Гипотеза: трудовое обучение учащихся технологии будет эффективным если:

–   учитель будет владеть современной теорией и практикой трудового обучения учащихся.

– создана хорошая материальная база для процесса трудового обучения.

– труд будет рассматриваться как средство развития личности учащихся.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов в дальнейших исследованиях, посвященных анализу особенностей методики подготовки и проведения уроков технологии. В рамках преподавания технологии могут быть использованы разработанные конспекты уроков.

  В   процессе  преподавания  предмета  «Технология»  должны   быть   решены следующие задачи:

а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;

б) привитие элементарных знаний и умений по ведению  домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;

в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

г) развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;

д) обеспечение  учащимся   возможности   самопознания,   изучения   мира профессий,  выполнения  профессиональных  проб  с  целью профессионального самоопределения;

е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия,  обязательности,  честности,  ответственности  и   порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;

ж)  овладение  основными  понятиями  рыночной  экономики,  менеджмента  и маркетинга и умением применять их при  реализации собственной продукции  и услуг;

з) использование в качестве  объектов  труда потребительских изделий  и оформление  их  с  учетом  требований  дизайна   и   декоративно-прикладного искусства  для  повышения  конкурентоспособности  при  реализации.  Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

    1. Определение места темы в учебной программе и календарных сроков её изучения.

Закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу 1 сентября 2013 г., нацелен на будущее общества и утверждал, что содержание образования должно обеспечивать:

  • формирование у учащихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (степени обучения) картины мира;
  • адекватный мировой уровень общей и профессиональной культуры;
  • формирование человека, гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества;

Сформулированные  новые принципы государственной  политики в области образования  учли, в том числе и недостатки существовавшей системы трудовой подготовки молодёжи, несоответствие её изменившимся задачам развития подрастающего  поколения. Длительная работа по созданию федеральных компонентов государственных  стандартов обусловила утверждение  обязательного содержательного  минимума для российской школы.

В соответствии с этим минимумом в Российской академии образовании под руководством академика В.А. Полякова большим  количеством учёных и учителей-практиков  были разработаны примерные программы для образовательной области «Технология».

Это означает, что преподаватель технологии в  зависимости от материально-технического обеспечения учебного процесса, избранных  объектов труда, характера изучаемых  технологий имеет возможность широко использовать дополнительные часы в  желаемом направлении.

        На региональный и школьный компоненты выделяется 40 часов, которые могут значительно наполнить содержание избранных разделов. Более того, чтобы снять проблемы, возникающие у школьного учителя с изучением разделов, не обеспеченных материально-технической базой обучения, допускается содержательная корректировка. При отсутствии возможностей для организации практической деятельности учащихся по какой-либо теме соответствующий ей материал может быть дан в сокращённом варианте, информационно-иллюстративно.

 

    1.  Разработка календарно-тематического плана изучения темы.

Дисциплина «Технология», раздел «Культура  дома»  5 класс:

Таблица 1.

занятия

Тема

занятия

Кол-во

часов

Содержание практических работ

Наглядные пособия и дидактические  материалы

1.

Интерьер кухни, столовой

2

Зарисовать эскиз кухни или  столовой

Иллюстрации, планы комнат, чертежи

2.

Размещение оборудования в кухне

2

Схематично зарисовать расположение оборудования в кухне

Иллюстрации, чертежи

3.

Творческий проект «Интерьер кухни», «Интерьер столовой»

2

Выполнение проекта

Цветные карандаши, линейка, А4 формат, иллюстрации с изображением интерьера кухни

4.

Изделия из творога. Приготовление сырников

2

Выполнение практической работы

Презентация, картинки с готовым блюдом

5.

Блюда из овощей. Приготовление салата «Винегрет»

2

Приготовление салата «Винегрет»

Презентация по теме, история приготовления  салата, картинки

Информация о работе Методика обучения обработке металлов