Методика обучения обработке металлов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:29, реферат

Описание работы

Технология – это наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов. В школе «Технология» – интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, транспорте и других направлениях деятельности человека.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Методический раздел курсовой работы…………………………..7
Определение места темы в учебной программе и календарных сроков её изучения ……………………………..............................7
Разработка календарно-тематического плана изучения темы..8
Методический анализ темы; определение круга технических и методологических сведений, подлежащих изучению………………………………………………………....11
Выбор объектов труда и его обоснование; определение практических навыков, подлежащих усвоению……………………………………………………........16
Разработка развёрнутого плана-конспекта на одно занятие…………………………………………………………...18
Определение воспитательных возможностей
учебного материала………………………………………….…20
Определение форм, методов и технологий обучения при организации работы по теме…………………………………....21
Разработка учебно-дидактического обеспечения, чертежей на объекты труда, технологической документации к ним, заданий для контроля знаний учащихся………………………………...23
Правила техники безопасности в учебных мастерских………26
Профориентация………………………………………………..29
Глава 2. Анализ материальной базы трудового обучения на примере
МБОУ СОШ №8 им. Сибирцева………………………………….32
2.1Общая характеристика кабинета технологии……. ……………32
2.2 Анализ материально-технической базы кабинета технологии в
МБОУ СЩШ №8 им. Сибирцева……………………………….33
Заключение…………………………………………………………………..35
Библиографический список………………………………………………...36

Файлы: 1 файл

GBOU_VPO_kurs.docx

— 1.73 Мб (Скачать файл)

                            

                

                Иллюстрации, использовавшиеся при изучении темы:

                                      «Изделия и  выпечка из теста»:

 

                             

               

                                                              

          

 

    1. Правила техники безопасности в учебных мастерских.

                                         Общие правила Т/Б.

1.   Приходи на урок за пять минут до звонка.

2.   Входи в кабинет  «Технологии» только с  разрешения учителя.

3.   Надень специальную одежду и вымой руки с мылом (если урок кулинарных работ).

4.   Сиди на закрепленных местах и не вставай без разрешения учителя.

5.   Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.

6.   Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.

7.   Используй инструмент только по назначению.

8.   Не работай неисправными и тупыми инструментами.

9.   При работе держи инструмент так, как показал учитель.

10. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте. Нельзя хранить инструменты и  в беспорядке.

11. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

12. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.

13. Не разговаривай во время работы.

14. Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.

15. Во время перемены необходимо выходить из кабинета.

16. По окончании работы убери свое рабочее место.

Техника безопасности при пользовании электрического утюга.

1.  Включать электрический утюг в сеть и выключать сухими руками.

2.  При кратковременных перерывах в работе электрический утюг ставить на термоизоляционную подставку.

3.  При работе следить за тем, чтобы горячая подошва утюг не касалась электрического шнура.

4.  Во избежание ожогов рук не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материал водой.

5. Во избежание пожара не оставлять включенный в сеть электрический утюг без присмотра.

6. Следить за нормальной работой утюга, отключать электрический утюг от сети только за вилку, а не дергать за шнур.

Правила техники безопасности при работе с иглой и тканью.

1.  Хранить иголки и булавки в определенном месте (подушечке, специальной коробке и пр.), не оставлять их на рабочем месте.

2.  Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавки, ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот.

3.  Шить иголками только с наперстком.

4.  Выкройки к ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.

5.  Ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя, передавать друг другу ручками вперед.

6.  Не наклоняться близко к движущимся частям швейной длины.

7.  Не держать пальцы рук около лапки швейной машины в избежание прокола их иглой.

8.  Не откусывать нитки зубами, а отрезать их ножницами.

Правила техники безопасности при выполнении кулинарных работ.

1.   Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.

2. Проверить исправность кухонного инвентаря и его маркировку.

3. Включить вытяжную вентиляцию.

4.  Проверить целостность эмалированной посуды, отсутствие сколов эмали, а также отсутствие трещин и сколов столовой посуды.

5.  Перед включением настольной электроплитки в сеть проверить исправность шнура питания и вилки, установить плитку на огнеупорную подставку. Не пользоваться электроплиткой с открытой спиралью.

6.  Хлеб, овощи и другие продукты нарезать на разделочных досках, соблюдая правильные приемы резания: пальцы левой руки должны быть согнуты и находиться на некотором расстоянии от лезвия ножа. Сырые и вареные овощи, мясо, рыбу, хлеб нарезать на разных разделочных досках в соответствии с их маркировкой.

7.  Соблюдать осторожность при работе с ручными терками, надежно удерживать обрабатываемые продукты, не обрабатывать мелкие части.

Правила техники безопасности при работе с ножницами.

1.  Храни   ножницы   в   указанном   месте   в   определенном положении.

2.  Клади ножницы на стол так, чтобы они не выступали за край стола, кольцами к себе.

3.  При работе внимательно следи за линией разреза.

4.  Не    работай    тупыми    ножницами,     с    ослабленным шарнирным креплением.

5.  Во время резания придерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

6.  Не держи ножницы концами вверх.

7.  Не оставляй ножницы в раскрытом виде.

8.  Не режь ножницами на ходу.

9.  Не подходи к товарищу во время резания.

10.  Передавай ножницы товарищу только в закрытом виде, кольцами вперед.

11.  Не играй с ножницами, не подноси их к лицу, используй ножницы только по назначению.

1.10 Профориентация

Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное  словосочетание выбор профессии; сколько  в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная  жизнь или пассивное, равнодушное  существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий  человеческого счастья, сознание своей  необходимости людям. Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет  задавать буквально каждый ученик школы  без исключения.  

Профессиональная ориентация – «это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой единство практической деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе работы с учащимися».   
           «Система профориентации на современном этапе ее развития призвана обеспечить координацию действий  государственных органов, школы, семьи, органов профессионально-технического, среднего специального,  высшего образования и других социальных институтов, участвующих в ее осуществлении, непрерывное и своевременное  решение научных и организационных вопросов, связанных с профориентацией, комплексное проектирование воздействий профориентационного характера на личность школьника с учетом социально-экономического прогноза».

 Подготовка  к выбору профессии важна еще  и потому, что она является  неотъемлемой частью всестороннего  и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать  в единстве и взаимодействии  с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим  совершенствованием личности, то  есть со всей системой учебно-воспитательного  процесса. Таким образом, можно  сделать вывод о том, что  профориентация является важным  моментом как в развитии каждого  человека, так и в функционировании  общества в целом. 

Список  профессий:

Таблица 1.

 

Название профессии

Краткая характеристика

Продолжение Таблицы 1.

  1. Дизайнер-конструктор

Задача – упорядочение, эстетизация, гармонизация предметного окружения современного человека, создание промышленных изделий

  1. Инженер

Специалист с техническим образованием, создатель информации об архитектуре  материального средства, его функциональных свойствах, системах контроля и программирования, технологии изготовления этого средства , методах наладки и испытаний самого средства и его материального воплощения.

  1. Инженер-конструктор

Инженерная специальность, чья деятельность (работа) необходима для разработки и создания конечного (целевого) продукта из продуктов и ресурсов существующего материального производства.

  1. Инженер по Технике Безопасности

Специалист  с высшим образованием, специализирующийся на преподавании, обучении Т/Б

  1. Инженер-технолог

Специалист, занимающийся разработкой, организацией того или иного производственного процесса

  1. Воспитатель

Человек, осуществляющий воспитание;  должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в учебно-воспитательном учреждении.

  1. Педагог

Преподаватель профессионально-технического, среднего специального или высшего  учебного заведения, воспитатель в  дошкольном учреждении.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ ТРУДОВОГО  ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ  МБОУ СОШ №8 ИМ. СИБИРЦЕВА.

2.1 Общая характеристика кабинета технологии

            Занятия по технологии проводятся на базе кабинетов и мастерских по соответствующим направлениям обучения или комбинированных мастерских.                  

            По санитарным нормам площадь рабочих помещений должна быть не менее 4,5 м2 на одного учащегося для отдельной мастерской по обработке ткани и кабинета кулинарии и 5,4 м2 – для комбинированной мастерской. Рабочие места учащихся необходимо укомплектовать соответствующим оборудованием и инструментами. В гигиенических целях в кабинете и мастерской должны быть умывальник и полотенце (бумажное, тканое или электрическое). Температуру в мастерских в холодное время года нужно поддерживать не ниже 18С при относительной влажности 40–60%. Электрическая проводка к рабочим столам должна быть стационарной. Включение и выключение всей электросети кабинета или мастерской осуществляется с рабочего места учителя одним общим рубильником. 

           Учебно-материальная база по технологии должна иметь рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации набор инструментов, электроприборов, машин, оборудования и т. д. согласно утвержденному перечню средств обучения и учебного оборудования. В учебно-методический комплект для образовательной области «Технология» входят учебники, рабочие тетради для учащихся, методические рекомендации по организации учебной деятельности для учителя, методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских, таблицы, плакаты, электронные наглядные пособия, специально разработанное оборудование для лабораторно-практических работ, технические средства обучения, включая компьютер с комплексом обучающих программ и выходом в Интернет. Большое внимание при работе в мастерских должно быть обращено на соблюдение правил санитарии и гигиены, электро- и пожарной безопасности, безопасных приемов труда учащихся при выполнении технологических операций. Для этого мастерские оборудуются соответствующими приспособлениями и оснащаются наглядной информацией.

 

2.2 Анализ материально-технической базы кабинета технологии в МБОУ СЩШ №8 им. Сибирцева.

 

 

 

 

 

 

Рекомендуемая расстановка предметов в кабинете:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Технология  как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению  школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически  ориентированного мировоззрения, социально  обоснованных ценностных ориентаций. В школе обучающийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни  базовыми приемами ручного и механизированного  труда с использованием распространенных инструментов; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.

  Каждый компонент рабочей программы по технологии включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. В результате обучения учащиеся овладевают: трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

Преподавание культуры дома в школе  – важная составляющая в жизни школьника. Ценно и то, что учащиеся одновременно знакомятся с технологиями, внедряющимися в нашу жизнь. На уроках они научатся понимать ценности материальной культуры для жизни и развития человека; формировать эстетическую среду бытия; развивать творческие способности и достичь высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека; получать технико-технологические сведения из разнообразных источников информации; организовывать индивидуальную и коллективную трудовую деятельность; изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера и многое другое. В свою очередь, после изучения раздела «Культура дома» учащиеся научатся владеть полученными знаниями на практике.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алексеев, Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская работа школьников / Леонтович А.В., Обухов А.В. – 2001. –  с. 24–34.

2. Бордовский Г.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогика / Извозчиков В.А. – 2000.– с.12-16.

3. Гатанов, Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации : Психологическая наука и образование. – 1998. – с.93-100.

4. Громыко,  Ю.В. Понятие и проект в теории  развивающего образования : Известия Российской академии образования. – 2000. – с.36-43.

5. Давыдов,  В.В. Теория развивающего обучения – М. : ИНТОР, 2004. – 544 с.

6. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей  – СПб.: Питер, 2003. – 368 с.

7. Дьюи, Дж. Демократия и образование. – М.: Педагогика-Пресс, 2000. – 384 с.

8. Каратаева,  Е. Типы учебной активности: педагогическая  тактика и стратегия : – 2000. – с.75-80.

9. Клименко А.В. Проектная деятельность учащихся – 2002. – с.69-75.

10. Кругликов  Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: уч. пособие для студ. высш. Учеб. Заведений. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2002.

11. Кузнецова,  Т.В. Проектная деятельность в  практике учителя : Педагогика. – 2006.  – с.65-68.

Информация о работе Методика обучения обработке металлов