Основные положения анализа финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических положений исследования финансового состояния общества, анализ и оценка финансового состояния организации. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные теоретические положения анализа финансового состояния предприятия;
- оценить финансовое состояние и провести анализ угрозы банкротства предприятия по существующим методикам оценки

Содержание работы

Введение 3
Глава 1: Основные положения анализа финансового состояния предприятия 6
1.1. Сущность, значение и задачи анализа финансового состояния предприятия 6
1.2. Информационная база и методы проведения анализа финансового состояния 10
Глава 2: Оценка финансового состояния и прогнозирования банкротства предприятия 19
2.1. Организационно – экономическая характеристика предприятия 19
2.2. Анализ имущества предприятия и источников его формирования 23
2.3. Анализ ликвидности баланса и платежеспособности предприятия 31
2.4. Анализ угрозы банкротства предприятия по существующим методикам оценки 37
Заключение 43
Список использованных источников 46
Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая анализ фин сост.doc

— 508.00 Кб (Скачать файл)

Бухгалтерская отчетность должна быть достоверной, полной, открытой для  ознакомления пользователей. Открытые акционерные общества, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

Публичность бухгалтерской  отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации для предоставления заинтересованным пользователям.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность организации (кроме бюджетных) является открытой для заинтересованных пользователей. Предприятие должно обеспечить возможность для пользователей ознакомиться с ней.

Детализация процедурной  стороны методики анализа финансового  состояния зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, временного, методического, кадрового и технического обеспечения. Аналитическая работа может проводиться в два этапа:

предварительная оценка или  экспресс-анализ финансового состояния;

детализированный анализ финансового состояния.

Целью экспресс-анализа является наглядная и простая оценка финансового  положения и динамики развития предприятия.

Метод финансового анализа  – это система теоретико - познавательных категорий, научного инструментария и  регулятивных принципов исследования финансовой деятельности предприятий, иначе это выражение зависимости, представленное в виде формулы (1) [17]:

 

M = ( K, I, P )      (1),

где  K – система категорий;

I – научный  инструментарий;

P – система  регулятивных принципов.

 

Первые два  элемента характеризуют статистическую компоненту метода, третий элемент  – динамику метода.

Категории финансового  анализа – это наиболее общие, основные понятия данной науки. В их числе: фактор, модель, ставка, процент, дисконт, риск и т. п.

Научный инструментарий финансового анализа – это  совокупность общенаучных и конкретно-научных  способов исследования финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.

Принципы финансового  анализа регулируют процедурную  сторону его методологии и  методики. К ним относятся: системность, комплексность, регулярность, преемственность  и др.

Существуют  различные классификации методов  экономического анализа. Первый уровень классификации выделяют:

неформализованные;

формализованные методы анализа.

Представим  данную классификацию на рисунке 2:

 

Рис. 2. Классификации методов экономического анализа

 

Неформализованные (качественные, логические) методы – основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне, а не на строгих аналитических зависимостях. Это методы экспертных оценок, сценариев, морфологические, сравнения и др. Применение этих методов характеризуется определенным субъективизмом, поскольку большое значение имеют интуиция, опыт и знания аналитика.

Формализованные (количественные) методы – приемы, использующие математику, в их основе лежат достаточно строгие формализованные аналитические  зависимости. Известны десятки этих методов. Перечислим некоторые из них.

Классические методы анализа хозяйственной деятельности и финансового анализа: цепных подстановок, арифметических разниц, балансовый, выделения изолированного влияния факторов, процентных чисел, дифференциальный, логарифмический, интегральный, простых и сложных процентов, дисконтирования.

Традиционные методы экономической статистики: средних и относительных величин, группировки, графический, индексный, элементарные методы обработки рядов динамики.

Математико-статистические методы изучения связей: корреляционный анализ, регрессионный анализ, дисперсионный анализ, факторный анализ, метод главных компонент, ковариационный анализ, метод объекто-периодов, кластерный анализ и другие методы.

Экономические методы: матричные методы, гармонический анализ, спектральный анализ, методы теории производственных функций, методы теории межотраслевого баланса.

Методы исследования операций и теории принятия решений: методы теории графов, метод деревьев, методы байесовского анализа, теория игр, теория массового обслуживания, методы сетевого планирования и управления.

Методы экономической  кибернетики и оптимального программирования: методы системного анализа, метод машинной имитации, линейное программирование, нелинейное программирование, динамическое программирование, выпуклое программирование и др.

Безусловно, не все из перечисленных методов  могут найти непосредственное применение в рамках финансового анализа, поскольку  основные результаты эффективного анализа  и управления финансами достигаются с помощью специальных финансовых инструментов, тем не менее некоторые их элементы уже используются.

Кроме того, практика финансового анализа уже выработала основные методы анализа финансовых отчетов. Выделяют шесть основных методов:

Первый метод – горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим временным периодом.

Горизонтальный анализ проводят с помощью следующих методов:

простое сравнение статей финансовой отчетности и анализ резких изменений;

анализ изменений статей отчетности в сравнении с изменениями других статей; при этом особое внимание следует уделять случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменениям другого показателя.

Второй метод - вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на конечный результат. Вертикальный анализ проводят в целях выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем, итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода.

Третий метод - сравнительный (пространственный) анализ – это анализ, включающий в себя внутрихозяйственный анализ свободных  показателей отчетности по отдельным  показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, и межхозяйственный анализ показателей анализируемой фирмы с показателями фирм конкурентов, со среднеотраслевыми и среднехозяйственными данными.

Четвертый метод - факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда результативный показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель

Пятый метод - трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определения тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей  отдельных периодов. С помощью тренда прогнозируются возможные значения показателей в будущем, а соответственно, ведется перспективный прогноз анализа.

Шестой метод - анализ относительных показателей (коэффициентов) – это расчет отношения между отдельными позициями отчета или позициям разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей.

Множественность финансовых коэффициентов  стимулирует поиск комплексных оценок, позволяющих выстраивать работоспособные конструкции, включающие несколько составляющих по выбранному алгоритму (например, формулы Дюпона, Альтмана, Лиса, Таффлера), либо используют интегральную балльную оценку. При этом варьируется не только количество коэффициентов, но и нормативное значение.

Определенный вклад в развитие методики проведения финансового анализа хозяйствующих субъектов вносят разработанные Министерством экономики Российской Федерации «Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятий». В этих рекомендациях подтверждается целесообразность совместного использования вертикального, горизонтального и трендового анализа.

Финансовый анализ проводят с помощью различного типа моделей, позволяющих структурировать и  идентифицировать взаимосвязи между  основными показателями. Можно выделить три основных типа моделей:

  • дескриптивные;
  • предикативные;
  • нормативные.

Представим классификацию  типов моделей на рисунке 3:

 

Рис. 3. Классификация типов моделей

 

Дескриптивные модели –  известны так же, как модели описательного характера, являются основными для оценки финансового состояния предприятия. К ним относятся: построение системы отчетных балансов, представление финансовой отчетности в различных аналитических разрезах, вертикальный горизонтальный анализ отчетности, система аналитических коэффициентов, аналитические записки к отчетности.

Предикативные модели – это модели предсказательного, прогностического характера. Они используются для  прогнозирования доходов предприятия  и его будущего финансового состояния. Наиболее распространенными из них являются: расчет точки критического объема продаж, построение прогностических финансовых отчетов, модели динамического анализа (жестко детерминированные факторные модели и регрессионные модели), модели ситуационного анализа.

Нормативные модели. Модели этого типа позволяют сравнить фактические результаты деятельности предприятий с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету. Эти модели используются в основном во внутреннем финансовом анализе. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов по технологическим процессам, видам изделий, центрам ответственности и т. п. и к анализу отклонений фактических данных от этих нормативов.

Таким образом, изученный теоретический  материал позволяет нам  выделить следующие блоки оценки финансового состояния и прогнозирования банкротства предприятия:

- анализ имущества  предприятия и источников его  формирования 

- анализ ликвидности баланса  и платежеспособности предприятия

- анализ угрозы банкротства  предприятия.

Следующая глава курсовой работы будет посвящена изучению объекта исследования и непосредственно оценке финансового состояния и прогнозирования банкротства предприятия по существующим методикам.

 

 

ГЛАВА 2: ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО  СОСТОЯНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ  БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

2.1. Организационно – экономическая  характеристика предприятия

 

 

Объектом исследования курсовой работы выступает Репьевское районное потребительское Общество (РайПо).

Организация зарегистрирована 12 марта 1993 года.

Репьевское  районное потребительское Общество осуществляет свою деятельность согласно Уставу, последняя редакция которого зарегистрирована в 2008 г. [Приложение 1].

Полное наименование общества – Репьевское районное потребительское Общество. Сокращенное наименование общества – РайПо.

Юридический адрес общества: Воронежская область, Репьевский район, село Репьевка, улица Воронежская, д. 54.

Репьевское  РайПо - юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, имеющей самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банках, печать с фирменным наименованием, бланки, штамп и другие рквизиты. Имеет в собственности имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, в том числе арбитражном.

Репьевское  РайПо – это добровольное объединение пайщиков, граждан и юридических лиц, созданное по территориальному признаку на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, строительной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

Граждане и  юридические лица, внесшие вступительный  и паевой взносы и принятые в Общество, являются пайщиками.

В Репьевском РайПо  созданы структурные подразделения  без права юридического лица: Коопунивермаг, Общепит, Краснолипье, Россошанское, Колбинское, розничные торговые предприятия, транспорт.

Общество создано  на неопределенный срок. Новозадонское  ПО является некоммерческой организацией, не имеющее извлечение прибыли в  качестве основной цели своей деятельности.

Целью общества является удовлетворение материальных и иных потребностей его членов и населения в товарах и услугах.

Предметом деятельности общества является:

определение экономической, социальной и научно-технической  политики развития потребительской кооперации района, создание и развитие организации торговли для обеспечения членов потребительского общества товарами, развитие новых форм торговли;

Информация о работе Основные положения анализа финансового состояния предприятия