Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:38, контрольная работа
Инженер-конструктор является творцом новой техники, и уровнем его творческой работы в большей степени определяются темпы научно-технического прогресса. Деятельность конструктора принадлежит к числу наиболее сложных проявлений человеческого разума. Решающая роль успеха при создании новой техники определяется тем, что заложено на чертеже конструктора. С развитием науки и техники проблемные вопросы решаются с учетом все возрастающего числа факторов, базирующихся на данных различных наук. При выполнении проекта используются математические модели, базирующиеся на теоретических и экспериментальных исследованиях, относящихся к объемной и контактной прочности, материаловедению, теплотехнике, гидравлике, теории упругости, строительной механике. Широко используются сведения из курсов сопротивления материалов, теоретической механики, машиностроительного черчения и т. д. Все это способствует развитию самостоятельности и творческого подхода к поставленным проблемам.
Задание
Спроектировать привод.
В состав привода входят следующие передачи:
1 - червячная передача;
2 - закрытая зубчатая
Сила на выходном элементе привода F = 2,8 кН.
Скорость на ленте (цепи) привода V = 1,3 м/с.
Диаметр выходного элемента привода D = 275 мм.
Коэффициент годового использования Кг = 1.
Коэффициент использования в течении смены Кс = 1.
Срок службы L = 6 лет.
Число смен S = 2.
Продолжительность смены T = 8 ч.
Тип нагрузки - постоянный.
Содержание
Инженер-конструктор является творцом новой техники, и уровнем его творческой работы в большей степени определяются темпы научно-технического прогресса. Деятельность конструктора принадлежит к числу наиболее сложных проявлений человеческого разума. Решающая роль успеха при создании новой техники определяется тем, что заложено на чертеже конструктора. С развитием науки и техники проблемные вопросы решаются с учетом все возрастающего числа факторов, базирующихся на данных различных наук. При выполнении проекта используются математические модели, базирующиеся на теоретических и экспериментальных исследованиях, относящихся к объемной и контактной прочности, материаловедению, теплотехнике, гидравлике, теории упругости, строительной механике. Широко используются сведения из курсов сопротивления материалов, теоретической механики, машиностроительного черчения и т. д. Все это способствует развитию самостоятельности и творческого подхода к поставленным проблемам.
При выборе типа редуктора для привода рабочего органа (устройства) необходимо учитывать множество факторов, важнейшими из которых являются: значение и характер изменения нагрузки, требуемая долговечность, надежность, КПД, масса и габаритные размеры, требования к уровню шума, стоимость изделия, эксплуатационные расходы.
Из всех видов передач зубчатые передачи имеют наименьшие габариты, массу, стоимость и потери на трение. Коэффициент потерь одной зубчатой пары при тщательном выполнении и надлежащей смазке не превышает обычно 0,01. Зубчатые передачи в сравнении с другими механическими передачами обладают большой надежностью в работе, постоянством передаточного отношения из-за отсутствия проскальзывания, возможностью применения в широком диапазоне скоростей и передаточных отношений. Эти свойства обеспечили большое распространение зубчатых передач; они применяются для мощностей, начиная от ничтожно малых (в приборах) до измеряемых десятками тысяч киловатт.
К недостаткам зубчатых передач могут быть отнесены требования высокой точности изготовления и шум при работе со значительными скоростями.
Одной из целей выполненного проекта является развитие инженерного мышления, в том числе умение использовать предшествующий опыт, моделировать используя аналоги. Для курсового проекта предпочтительны объекты, которые не только хорошо распространены и имеют большое практическое значение, но и не подвержены в обозримом будущем моральному старению.
По табл. 1.1[1] примем следующие значения КПД:
- для закрытой червячной передачи: h1 = 0,85
- для закрытой зубчатой
Общий КПД привода вычисляем по формуле:
h = h1 · h2 · hподш.3 · hмуфты2
где hподш. = 0,99 - КПД одной пары подшипников.
hмуфты = 0,98 - КПД одной муфты.
Подставляя, получим:
h = 0,85 · 0,975 · 0,993 · 0,982 = 0,772
Угловая скорость на выходном валу будет:
wвых. = 2 · V / D
Подставляя соответствующие
wвых. = 2 · 1,3 · 103 / 275 = 9,455 рад/с
Требуемая мощность двигателя будет:
Pтреб. = F · V / h
После подстановки имеем:
Pтреб. = 2,8 · 1,3 / 0,772 = 4,715 кВт
В таблице П.1[1](см. приложение) по требуемой мощности выбираем электродвигатель 112M4, с синхронной частотой вращения nдвиг.синх.=1500 об/мин, с параметрами: Pдвиг.=5,5 кВт и скольжением s=3,7% (ГОСТ 19523-81). Номинальная частота вращения с учётом скольжения:
nдвиг. = nдвиг.синх. - nдвиг.синх. · s / 100%
Подставляя соответствующие зна
nдвиг. = 1500-1500·3,7/100 = 1444,5 об/мин,
Угловая скорость:
wдвиг. = p · nдвиг. / 30
В итоге получаем:
wдвиг. = 3,14 · 1444,5 / 30 = 151,268 рад/с.
Oбщее передаточное отношение:
uобщ. = wдвиг. / wвых.
После подстановки получаем:
uобщ. = 151,268 / 9,455 = 15,999
Для передач выбрали следующие передаточные числа: u1 = 8 u2 = 2
Рассчитанные частоты и угловые скорости вращения валов сведены ниже в таблицу.
Таблица 1. Частоты и угловые скорости вращения валов.
Вал |
Частота вращения, об./мин |
Угловая скорость вращения, рад/с |
Вал 1-й |
n1 = nдвиг. = 1444,5 |
w1 = wдвиг. = 151,268 |
Вал 2-й |
n2 = n1 / u1 = 1444,5 / 8 = 180,562 |
w2 = w1 / u1 = 151,268 / 8 = 18,908 |
Вал 3-й |
n3 = n2 / u2 = 180,562 / 2 = 90,281 |
w3 = w2 / u2 = 18,908 / 2 = 9,454 |
Мощности на валах:
P1 = Pтреб. · hподш. · h(муфты 1) = 4,715 · 103 · 0,99 · 0,98 = 4574,493 Вт
P2 = P1 · h1 · hподш. = 4574,493 · 0,85 · 0,99 = 3849,436 Вт
P3 = P2 · h2 · hподш. = 3849,436 · 0,975 · 0,99 = 3715,668 Вт
Вращающие моменты на валах:
T1 = P1 / w1 = (4574,493 · 103) / 151,268 = 30240,983 Н·мм = 30,241 Н·м
T2 = P2 / w2 = (3849,436 · 103) / 18,908 = 203587,688 Н·мм = 203,588 Н·м
T3 = P3 / w3 = (3715,668 · 103) / 9,454 = 393026,021 Н·мм = 393,026 Н·м
По таблице П.1(см. приложение учебника Чернавского) выбран электродвигатель 112M4, с синхронной частотой вращения 1500 об/мин, с мощностью Pдвиг.=5,5 кВт и скольжением 3,7% (ГОСТ 19523-81). Номинальная частота вращения с учётом скольжения nдвиг. = 1444,5 об/мин.
Таблица 2. Передаточные числа и КПД передач.
Передачи |
Передаточное число |
КПД |
1-я червячная передача |
8 |
0,85 |
2-я закрытая зубчатая цилиндрическая передача |
2 |
0,975 |
Таблица 3. Рассчитанные частоты, угловые скорости вращения валов и моменты на валах.
Валы |
Частота вращения, об/мин |
Угловая скорость, |
Момент, Нxмм |
1-й вал |
1444,5 |
151,268 |
30240,983 |
2-й вал |
180,562 |
18,908 |
203587,688 |
3-й вал |
90,281 |
9,454 |
393026,021 |
Число витков червяка z1 принимаем в зависимости от передаточного числа: при u1=8 принимаем z1=4 (см. с.55[1]). Число зубьев червячного колеса:
z2 = z1 · u1 = 4 · 8 = 32
Принимаем стандартное значение z2 = 32
При этом фактическое передаточное число
uф = z2 / z1 = 32 / 4 = 8
Отличие от заданного:
(uф - u1) · 100 / u1 = (8 - 8) · 100 / 8 = 0%
По ГОСТ 2144-76 допустимо отклонение не более 3%.
Выбираем материал червяка и венца червячного колеса.
Принимаем для червяка сталь 45 с закалкой менее HRC 45 и последующим шлифованием.
Предварительно примем скорость скольжения V=6,517м/c. Тогда по таблицам 4.8 и 4.9[1] выбираем для венца червячного колеса БрА10Ж4Н4Л (отливка в кокиль).
В этом случае по табл. 4.8 и 4.9 основное допускаемое контактное напряжение:
[sH] = [sH] · KHL
где [sH] = 160,898 МПа - по табл. 4.9[1], KHL - коэффициент долговечности.
KHL = (NHO / NH)1/8,
где NHO = 107 - базовое число циклов нагружения;
NH = 60 · n2 · tS
здесь:
- n2 = 180,563 об/мин. - частота вращения червячного колеса;
- tS - продолжительность работы передачи в расчётный срок службы, ч.
tS = 365 · Lг · C · tc
- Lг=6 г. - срок службы передачи;
- С=2 - количество смен;
- tc=8 ч. - продолжительность смены.
tS = 365 · 6 · 2 · 8 = 35040 ч.
Тогда:
NH = 60 · 180,563 · 35040 = 379615651,2
В итоге получаем:
КHL = (107 / 379615651,2)1/8 = 0,635
Допустимое контактное напряжение:
[sH] = 160,898 · 0,635 = 102,17 МПа.
Расчетное допускаемое напряжение изгиба:
[s-1F] = [s-1F]' · KFL
где [s-1F]' = 81 МПа - основное допускаемое напряжение изгиба для реверсивной работы по табл. 4.8[1], KFL - коэффициент долговечности.
KFL = (NFO / NF)1/9,
где NFO = 106 - базовое число циклов нагружения;
NF = 60 · n2 · tS
здесь:
- n2 = 180,563 об/мин. - частота вращения червячного колеса;
- tS - продолжительность работы передачи в расчётный срок службы, ч.:
tS = 365 · Lг · C · tc
- Lг=6 г. - срок службы передачи;
- С=2 - количество смен;
- tc=8 ч. - продолжительность смены.
tS = 365 · 6 · 2 · 8 = 35040 ч.
Тогда:
NF = 60 · 180,563 · 35040 = 379615651,2
В итоге получаем:
КFL = (106 / 379615651,2)1/9 = 0,517
Допустимое напряжение изгиба:
[s-1F] = 81 · 0,543 = 43,983 МПа.
Принимаем предварительно коэффициент диаметра червяка q=10, и коэффициент нагрузки K=1,2.
Определяем межосевое расстояние из условия контактной прочности [см. формулу(4.9[1])]:
aw = (z2 / q + 1) · ((170 · q / (z2 · [sH]))2 · T2 · K)1/3
aw = (32 / 10 + 1) · ((170 · 10 / (32 · 102,17))2 · 203587,688 · 1,2)1/3 = 169,776 мм.
Округлим: aw = 170 мм.
Модуль:
m = 2 · aw / (Z2 + q) = 2 · 170 / (32 + 10) = 8,095 мм.
Принимаем по ГОСТ 2144-76 (табл. 4.1 и 4.2) стандартные значения m=8 мм и q=10, а также z1=4 и z2=32.
Тогда пересчитываем межосевое расстояние по стандартным значениям m, q и z2:
aw = m · (z2 + q) / 2 = 8 · (32 + 10) / 2 = 168 мм.
Основные размеры червяка:
делительный диаметр червяка:
d1 = q · m = 10 · 8 = 80 мм;
диаметр вершин витков червяка:
da1 = d1 + 2 · m = 80 + 2 · 8 = 96 мм;
диаметр впадин витков червяка:
df1 = d1 - 2.4 · m = 80 - 2.4 · 8 = 60,8 мм.
длина нарезанной части шлифованного червяка (см. формулу 4.7[1]):
b1 >= (12.5 + 0.09 · z2) · m + 25 = (12.5 + 0.09 · 32) · 8 + 25 = 148,04 мм;
принимаем b1 = 149 мм.
делительный угол g по табл. 4.3[1]: при z1=4 и q=10 угол g=21,8o.
Основные размеры венца червячного колеса:
делительный диаметр червячного колеса:
d2 = z2 · m = 32 · 8 = 256 мм;
диаметр вершин зубьев червячного колеса:
da2 = d2 + 2 · m = 256 + 2 · 8 = 272 мм;
диаметр впадин червячного колеса:
df2 = d2 - 2.4 · m = 256 - 2.4 · 8 = 236,8 мм;
наибольший диаметр червячного колеса:
daM2 £ da2 + 6 · m / (z1 + 2) = 272 + 6 · 8 / (4 + 2) = 280 мм;
принимаем: daM2 = 280 мм.
ширина венца червячного колеса (см. формулу 4.12[1]):
b2 £ 0.67 · da1 = 0.67 · 96 = 64,32 мм.
принимаем: b2 = 64 мм.
Окружная скорость червяка:
V = p · d1 · n1 / 60 = 3.142 · 80 · 10-3 · 1444,503 / 60 = 6,051 м/c.
Скорость скольжения:
Vs = V / Cos(g) = 6,051 / cos(21,8o) = 6,517 м/c.
Уточняем КПД редуктора (cм. формулу 4.14[1]).
По табл. 4.4[1] при скорости Vs=6,517 м/c при шлифованном червяке приведённый угол трения r' = 1,25o. КПД редуктора с учетом потерь в опорах, потерь на разбрызгивание и перемешивание масла:
h = (0.95 ... 0.96) · = tg(g) / tg(g + r') =
h = 0.95 · tg(21,8o) / tg(21,8o + 1,25o) = 89,299%.
По табл. 4.7[1] выбираем 7-ю степень точности передачи и находим значение коэффициента динамичности Kv=1,1.
Коэффициент неравномерности распределения нагрузки (cм. формулу 4.26[1]):
Kb = 1 + (z2 / q)3 · (1 - c).
В этой формуле: коэффициент деформации червяка q=70 - по табл. 4.6[1]. При постоянной нагрузке вспомогательный коэффициент c=1 (см. c.65[1]). Тогда:
Kb = 1 + (32 / 70)3 · (1 - 1) = 1.
Коэффициент нагрузки:
K = Kb · Kv = 1 · 1,1 = 1,1.
Проверяем контактное напряжение (см. формулу 4.23[1]):
sH = 170 · q · T2 · K · (z2 / q + 1)3 / aw3)1/2 / z2
sH = 170 · 10 · (203587,688 · 1,1 · (32 / 10 + 1)3 / 1683)1/2 / 32 = 99,376 МПа;
sH = 99,376 МПа £ [sh] = 102,17 МПа.
Проверяем прочность зуба на изгиб.
Эквивалентное число зубьев:
Zv = z2 / cos3(g) = 32 / cos3(21,8o) = 39,978.
Коэффициент формы зуба по табл. 4.5[1] Yf=2,27.
Напряжение изгиба:
sF = 1.2 · T2 · K · YF / (z2 · b2 · m2)
sF = 1.2 · 203587,688 · 1,1 · 2,27 / (32 · 64 · 82) = 4,654 МПа £ [s-1F] = 43,983 МПа.
Условие прочности выполнено.
Силы действующие на червяк и червячное колесо:
окружная сила на червячном колесе, равная осевой силе на червяке:
Ft2 = Fa1 = 2 · T2 / d2 = 2 · 203587,688 / 256 = 1590,529 H;
окружная сила на червяке, равная осевой силе на колесе:
Ft1 = Fa2 = 2 · T1 / d1 = 2 · 30240,983 / 80 = 756,025 H;