Расчет редуктора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:38, контрольная работа

Описание работы

Инженер-конструктор является творцом новой техники, и уровнем его творческой работы в большей степени определяются темпы научно-технического прогресса. Деятельность конструктора принадлежит к числу наиболее сложных проявлений человеческого разума. Решающая роль успеха при создании новой техники определяется тем, что заложено на чертеже конструктора. С развитием науки и техники проблемные вопросы решаются с учетом все возрастающего числа факторов, базирующихся на данных различных наук. При выполнении проекта используются математические модели, базирующиеся на теоретических и экспериментальных исследованиях, относящихся к объемной и контактной прочности, материаловедению, теплотехнике, гидравлике, теории упругости, строительной механике. Широко используются сведения из курсов сопротивления материалов, теоретической механики, машиностроительного черчения и т. д. Все это способствует развитию самостоятельности и творческого подхода к поставленным проблемам.

Файлы: 1 файл

расчет.doc

— 394.00 Кб (Скачать файл)

 

dв  ³  (16 · 30240,983 / (3,142 · 20))1/3 = 19,747 мм.

 

Под 1-й элемент (подшипник) выбираем диаметр вала: d1 = 30 мм.

Под 2-й элемент (червяк) выбираем диаметр вала: d2 = 40 мм.

Под 3-й элемент (подшипник) выбираем диаметр вала: d3 = 30 мм.

Под свободный (присоединительный) конец вала выбираем диаметр вала: d4 = 25 мм.

 

2-й  вал.

 
Рис. 2. 2-й вал привода.

 

dв  ³  (16 · 203587,688 / (3,142 · 20))1/3 = 37,288 мм.

 

Под 1-й элемент (подшипник) выбираем диаметр вала: d1 = 40 мм.

Под 2-й элемент (ведущий) выбираем диаметр вала: d2 = 45 мм.

Под 3-й элемент (ведомый) выбираем диаметр вала: d3 = 50 мм.

Под 4-й элемент (подшипник) выбираем диаметр вала: d4 = 40 мм.

 

Выходной  вал.

 
Рис. 3. 3-й вал привода.

 

dв  ³  (16 · 393026,021 / (3,142 · 20))1/3 = 46,429 мм.

Под свободный (присоединительный) конец вала выбираем диаметр вала: d1 = 50 мм.

Под 2-й элемент (подшипник) выбираем диаметр вала: d2 = 55 мм.

Под 3-й элемент (ведомый) выбираем диаметр вала: d3 = 60 мм.

Под 4-й элемент (подшипник) выбираем диаметр вала: d4 = 55 мм.

Диаметры участков валов  назначаем исходя из конструктивных соображений.

Таблица 8. Диаметры валов, мм.

Валы

Расчетный диаметр

Диаметры валов по сечениям

1-е сечение

2-е сечение

3-е сечение

4-е сечение

Ведущий вал.

19,747

Под 1-м элементом (подшипником) диаметр  вала:

 

30

Под 2-м элементом (червяком) диаметр  вала:

 

40

Под 3-м элементом (подшипником) диаметр  вала:

 

30

Под свободным (присоединительным) концом вала:

 

25

2-й вал.

37,288

Под 1-м элементом (подшипником) диаметр вала:

 

40

Под 2-м элементом (ведущим) диаметр  вала:

 

45

Под 3-м элементом (ведомым) диаметр  вала:

 

50

Под 4-м элементом (подшипником) диаметр  вала:

 

40

Выходной вал.

46,429

Под свободным (присоединительным) концом вала:

 

50

Под 2-м элементом (подшипником) диаметр вала:

 

55

Под 3-м элементом (ведомым) диаметр  вала:

 

60

Под 4-м элементом (подшипником) диаметр  вала:

 

55


 

 

Таблица 9. Длины участков валов, мм.

Валы

Длины участков валов  между

1-м и 2-м сечениями

2-м и 3-м сечениями

3-м и 4-м сечениями

Ведущий вал.

155

155

120

2-й вал.

60

65

70

Выходной вал.

130

60

135


 

 

5. Выбор муфт

5.1 Выбор муфты на входном валу привода

Так как нет необходимости  в больших компенсирующих способностях муфт и, в процессе монтажа и эксплуатации соблюдается достаточная соосность валов, то возможен подбор муфты упругой с резиновой звёздочкой. Муфты обладают большой радиальной, угловой и осевой жёсткостью. Выбор муфты упругой с резиновой звёздочкой производится в зависимости от диаметров соединяемых валов, расчётного передаваемого крутящего момента и максимально допустимой частоты вращения вала.

Диаметры соединяемых  валов:

d(эл. двиг.) = 32 мм;

d(1-го вала) = 25 мм;

Передаваемый крутящий момент через муфту:

T = 30,241 Н·м

Расчётный передаваемый крутящий момент через муфту:

Tр = kр · T = 1,5 · 30,241 = 45,361 Н·м 

здесь kр = 1,5 - коэффициент, учитывающий условия эксплуатации; значения его приведены в таблице 11.3[1].

Частота вращения муфты:

n = 1444,5 об./мин.

Выбираем муфту упругую  с резиновой звёздочкой 125-32-1-25-1-У3 ГОСТ 14084-93 (по табл. К23[3]) Для расчётного момента более 16 Н·м число "лучей" звёздочки будет 6.

Радиальная сила, с  которой муфта упругая со звёздочкой действует на вал, равна:

Fм1 = СDr · Dr, 

где: СDr = 1320 Н/мм - радиальная жёсткость данной муфты; Dr = 0,3 мм - радиальное смещение. Тогда:

Fм1 = 1320 · 0,3 = 396 Н.

5.2 Выбор муфты на выходном валу привода

В виду того, что в данном соединении валов требуется невысокая  компенсирующая способность муфт, то допустима установка муфты упругой втулочно-пальцевой. Достоинство данного типа муфт: относительная простота конструкции и удобство замены упругих элементов. Выбор муфты упругой втулочно-пальцевой производится в зависимости от диаметров соединяемых валов, расчётного передаваемого крутящего момента и максимально допустимой частоты вращения вала.

Диаметры соединяемых  валов:

d(выход. вала) = 50 мм;

d(вала потребит.) = 50 мм;

Передаваемый крутящий момент через муфту:

T3 = 393,026 Н·м

Расчётный передаваемый крутящий момент через муфту:

Tр = kр · T3 = 1,5 · 393,026 = 589,539 Н·м 

здесь kр = 1,5 - коэффициент, учитывающий условия эксплуатации; значения его приведены в таблице 11.3[1].

Частота вращения муфты:

n = 90,281 об./мин.

Выбираем муфту упругую втулочно-пальцевую 710-50-I.1-50-I.1-У2 ГОСТ 21424-93 (по табл. К21[3]).

Упругие элементы муфты проверим на смятие в предположении равномерного распределения нагрузки между пальцами.

sсм. = 2 · 103 · Tр / (zc · Do · dп · lвт

sсм. = 2 · 103 · 589,539 / (8 · 136 · 18 · 36) = 1,672 МПа £  [sсм] = 1,8МПа,

здесь zc=8 - число пальцев; Do=136 мм - диаметр окружности расположения пальцев; dп=18 мм - диаметр пальца; lвт=36 мм - длина упругого элемента.

Рассчитаем на изгиб  пальцы муфты, изготовленные из стали 45:

sи = 2 · 103 · Tр · (0,5 · lвт + с) / (zc · Do · 0,1 · dп3

sи = 2 · 103 · 589,539 · (0,5 · 36 + 4) / (8 · 136 · 0,1 · 183)

      = 40,881 МПа     £     [sи] = 80МПа,

здесь c=4 мм - зазор между  полумуфтами.

Условие прочности выполняется.

Радиальная сила, с  которой муфта упругая втулочно-пальцевая действует на вал, равна:

Fм2 = СDr · Dr, 

где: СDr = 5400 Н/мм - радиальная жёсткость данной муфты; Dr = 0,4 мм - радиальное смещение. Тогда:

Fм2 = 5400 · 0,4 = 2160 Н.

Таблица 10. Муфты.

Муфты

Соединяемые валы

Ведущий

Ведомый

Муфта упругая с резиновой звёздочкой 125-32-1-25-1-У3 ГОСТ 14084-93 (по табл. К23[3]) с числом "лучей" звёздочки - 6.

Вал двигателя

d(эл. двиг.) = 32 мм;

1-й вал

d(1-го вала) = 25 мм;

Муфта упругая втулочно-пальцевая 710-50-I.1-50-I.1-У2 ГОСТ 21424-93 (по табл. К21[3]).

Выходной вал

d(выход. вала) = 50 мм;

Вал потребителя

d(вала потребит.) = 50 мм;


 

6.  Проверка прочности шпоночных соединений

6.1 Червячное колесо 1-й червячной передачи

Для данного элемента подбираем шпонку призматическую со скруглёнными торцами 14x9. Размеры сечения шпонки, паза и длины шпонки по ГОСТ 23360-78 (см. табл. 8,9[1]).

 

Материал шпонки - сталь 45 нормализованная.

Напряжение смятия и  условие прочности проверяем  по формуле 8.22[1].

sсм = 2 · T2 / (dвала · (l - b) · (h - t1)) 

sсм = 2 · 203587,688 / (50 · (56 - 14) · (9 - 5,5)) = 55,398 МПа £  [sсм]

где T2 = 203587,688 Н·мм - момент на валу; dвала = 50 мм - диаметр вала; h = 9 мм - высота шпонки; b = 14 мм - ширина шпонки; l = 56 мм - длина шпонки; t1 = 5,5 мм - глубина паза вала. Допускаемые напряжения смятия при переменной нагрузке и при стальной ступице [sсм] = 75 МПа.

Проверим шпонку на срез по формуле 8.24[1].

tср = 2 · T2 / (dвала · (l - b) · b) 

tср = 2 · 203587,688 / (50 · (56 - 14) · 14) = 13,85 МПа £ [tср]

Допускаемые напряжения среза при стальной ступице [tср] = 0,6 · [sсм] = 0,6 · 75 = 45 МПа.

Все условия прочности  выполнены.

 

 

6.2 Шестерня 2-й зубчатой цилиндрической передачи

Для данного элемента подбираем две шпонки, расположенные  под углом 180o друг к другу. Шпонки призматические со скруглёнными торцами 14x9. Размеры сечений шпонок, пазов и длин шпонок по ГОСТ 23360-78 (см. табл. 8,9[1]).

Материал шпонок - сталь 45 нормализованная.

Напряжение смятия и  условие прочности проверяем  по формуле 8.22[1].

sсм = T2 / (dвала · (l - b) · (h - t1)) 

sсм = 203587,688 / (45 · (36 - 14) · (9 - 5,5)) = 58,755 МПа £  [sсм]

где T2 = 203587,688 Н·мм - момент на валу; dвала = 45 мм - диаметр вала; h = 9 мм - высота шпонки; b = 14 мм - ширина шпонки; l = 36 мм - длина шпонки; t1 = 5,5 мм - глубина паза вала. Допускаемые напряжения смятия при переменной нагрузке и при стальной ступице [sсм] = 75 МПа.

Проверим шпонку на срез по формуле 8.24[1].

tср = T2 / (dвала · (l - b) · b)  

tср = 203587,688 / (45 · (36 - 14) · 14) = 14,689 МПа £ [tср]

Допускаемые напряжения среза при стальной ступице [tср] = 0,6 · [sсм] = 0,6 · 75 = 45 МПа.

Все условия прочности выполнены.

 

 

6.3 Колесо 2-й зубчатой цилиндрической передачи

Для данного элемента подбираем две шпонки, расположенные  под углом 180o друг к другу. Шпонки призматические со скруглёнными торцами 18x11. Размеры сечений шпонок, пазов и длин шпонок по ГОСТ 23360-78 (см. табл. 8,9[1]).

Материал шпонок - сталь 45 нормализованная.

Напряжение смятия и  условие прочности проверяем  по формуле 8.22[1].

sсм = T3 / (dвала · (l - b) · (h - t1)) 

sсм = 393026,021 / (60 · (40 - 18) · (11 - 7)) = 74,437 МПа £  [sсм]

где T3 = 393026,021 Н·мм - момент на валу; dвала = 60 мм - диаметр вала; h = 11 мм - высота шпонки; b = 18 мм - ширина шпонки; l = 40 мм - длина шпонки; t1 = 7 мм - глубина паза вала. Допускаемые напряжения смятия при переменной нагрузке и при стальной ступице [sсм] = 75 МПа.

Проверим шпонку на срез по формуле 8.24[1].

tср = T3 / (dвала · (l - b) · b) 

tср = 393026,021 / (60 · (40 - 18) · 18) = 16,541 МПа £ [tср]

Допускаемые напряжения среза при стальной ступице [tср] = 0,6 · [sсм] = 0,6 · 75 = 45 МПа.

Все условия прочности  выполнены.

Таблица 11. Соединения элементов  передач с валами.

Передачи

Соединения

Ведущий элемент передачи

Ведомый элемент передачи

1-я червячная передача

Заодно с валом.

Шпонка призматическая со скруглёнными торцами 14x9

2-я зубчатая цилиндрическая  передача

Две шпонки призматические со скруглёнными торцами 14x9

Две шпонки призматические со скруглёнными торцами 18x11


 

7. Проверка долговечности подшипников

7.1  Расчёт реакций в опорах 1-го вала

Из условия равенства  суммы моментов сил относительно опоры 2 выводим:

Rx1 = ((-Fa1 · cos(a1) · d1(пер.1) / 2) - Ft1 · LБВ) / (LАБ + LБВ

Rx1 = ((-(-1590,529) * cos(90) * 80 / 2) - (-756,025) * 155) / (155 + 155) = 378,012 H

Ry1 = ((-Fa1 · sin(a1) · d1(пер.1) / 2) - Fr1 · LБВ) / (LАБ + LБВ

Ry1 = ((-(-1590,529) * sin(90) * 80 / 2) - (-578,905) * 155) / (155 + 155) = 494,682 H

Из условия равенства  суммы сил относительно осей X и Y, выводим:

Rx2 = (-Rx1) - Ft1 

Rx2 = (-378,012) - (-756,025) = 378,012 H

Ry2 = (-Ry1) - Fr1 

Ry2 = (-494,682) - (-578,905) = 84,223 H

Суммарные реакции опор:

R1 = (Rx12 + Ry12)1/2 = (378,0122 + 494,6822)1/2 = 622,578  H; 

R2 = (Rx22 + Ry22)1/2 = (378,0122 + 84,2232)1/2 = 387,281  H; 

Радиальная сила действующая  на вал со стороны муфты равна (см. раздел пояснительной записки "Выбор  муфт"):

Fм1 = 396 Н.

Из условия равенства  суммы моментов сил относительно опоры 2 получаем:

R1(м1) = (Fм1 · LВГ) / (LАБ + LБВ

R1(м1) = (396 * 120) / (155 + 155) = 153,29 H

Из условия равенства  суммы сил нулю, получаем:

R2(м1) = - Fм1 - R1(м1) 

R2(м1) = - 396 - 153,29 = -549,29 H

7.2 Расчёт подшипников 1-го вала

Выбираем подшипник  роликовый конический однорядный (по ГОСТ 333-79) 7306 средней серии со следующими параметрами:

d = 30 мм - диаметр вала (внутренний посадочный диаметр подшипника);

D = 72 мм - внешний диаметр подшипника;

C = 43 кН - динамическая грузоподъёмность;

Информация о работе Расчет редуктора