Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:38, контрольная работа
Инженер-конструктор является творцом новой техники, и уровнем его творческой работы в большей степени определяются темпы научно-технического прогресса. Деятельность конструктора принадлежит к числу наиболее сложных проявлений человеческого разума. Решающая роль успеха при создании новой техники определяется тем, что заложено на чертеже конструктора. С развитием науки и техники проблемные вопросы решаются с учетом все возрастающего числа факторов, базирующихся на данных различных наук. При выполнении проекта используются математические модели, базирующиеся на теоретических и экспериментальных исследованиях, относящихся к объемной и контактной прочности, материаловедению, теплотехнике, гидравлике, теории упругости, строительной механике. Широко используются сведения из курсов сопротивления материалов, теоретической механики, машиностроительного черчения и т. д. Все это способствует развитию самостоятельности и творческого подхода к поставленным проблемам.
радиальные силы на колесе и червяке:
Fr1 = Fr2 = Ft2 · tg(20o) = 1590,529 · tg(20o) = 578,905 H.
Таблица 4. Механические характеристики материалов червячной передачи.
Элемент передачи |
Марка материала |
Способ отливки |
sв |
st |
[s]H |
[s]F |
H/мм2 | ||||||
Червяк |
сталь 45 с закалкой менее HRC 45 и последующим шлифованием |
- |
570 |
290 |
- |
- |
Колесо |
БрА10Ж4Н4Л |
отливка в кокиль |
590 |
275 |
160,898 |
81 |
Таблица 5. Параметры червячной передачи, мм.
Проектный расчёт | ||||||
Параметр |
Значение |
Параметр |
Значение | |||
Межосевое расстояние aw |
168 |
Ширина зубчатого венца колеса b2 |
64 | |||
Модуль зацепления m |
8 |
Длина нарезаемой части |
124 | |||
Коэффициент диаметра червяка q |
10 |
Диаметры червяка |
||||
делительный d1 начальный dw1 вершин витков da1 впадин витков df1 |
80 80 96 60,8 | |||||
Делительный угол витков |
21,8 | |||||
Угол обхвата червяка 2d, град. |
44,079 |
Диаметры колеса: |
||||
делительный d2 = dw2 вершин зубьев da2 впадин зубьев df2 наибольший daM2 |
256 272 236,8 280 | |||||
Число витков червяка z1 |
4 | |||||
Число зубьев колеса z2 |
32 | |||||
Проверочный расчёт | ||||||
Параметр |
Допускаемые значения |
Расчётные значения |
Примечание | |||
Коэффициент полезного действия h |
- |
89,299 |
||||
Контактные напряжения sH, H/мм2 |
102,17 |
99,376 |
||||
Напряжения изгиба sF, H/мм2 |
43,983 |
4,654 |
Так как в задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, выбираем материалы со средними механическими характеристиками (см. гл.3, табл. 3.3[1]):
- для шестерни:
сталь: 40ХН
термическая обработка: улучшение
твердость: HB 280
- для колеса:
сталь: 40ХН
термическая обработка: улучшение
твердость: HB 265
Допустимые контактные напряжения (формула (3.9)[1]), будут:
[sH] = sH lim b · KHL / [SH]
По таблице 3.2 гл. 3[1] имеем для сталей с твердостью поверхностей зубьев менее HB 350 :
sH lim b = 2 · HB + 70
sH lim b (шестерня) = 2 · 280 + 70 = 630 МПа;
sH lim b (колесо) = 2 · 265 + 70 = 600 МПа;
[SH] - коэффициент безопасности [SH]=1,1; KHL - коэффициент долговечности.
KHL = (NH0 / NH)1/6,
где NH0 - базовое число циклов нагружения; для данных сталей NH0 = 26400000;
NH = 60 · n · c · tS
Здесь :
- n - частота вращения, об./мин.; n(шест.) = n2 = 180,558 об./мин.; n(колеса) = n3 = 90,279 об./мин.
- c = 1 - число колёс, находящихся в зацеплении;
- tS - продолжительность работы передачи в расчётный срок службыб ч.:
tS = 365 · Lг · C · tc
- Lг=6 г. - срок службы передачи;
- С=2 - количество смен;
- tc=8 ч. - продолжительность смены.
tS = 365 · 6 · 2 · 8 = 35040 ч.
Тогда:
NH(шест.) = 60 · 180,558 · 1 · 35040 = 379605139,2
NH(кол.) = 60 · 90,279 · 1 · 35040 = 189802569,6
В итоге получаем:
КHL(шест.) = (26400000 / 379605139,2)1/6 = 0,641
Так как КHL(шест.)<1,0, то принимаем КHL(шест.) = 1
КHL(кол.) = (26400000 / 189802569,6)1/6 = 0,72
Так как КHL(кол.)<1,0, то принимаем КHL(кол.) = 1
Допустимые контактные напряжения:
для шестерни [ sH3 ] = 630 · 1 / 1,1 = 572,727 МПа;
для колеса [ sH4 ] = 600 · 1 / 1,1 = 545,455 МПа.
Для прямозубых колес за расчетное напряжение принимается минимальное допустимое контактное напряжение шестерни или колеса.
Тогда расчетное допускаемое
[ sH ] = [ sH4 ] = 545,455 МПа.
Принимаем коэффициент симметричности расположения колес относительно опор по таблице 3.5[1] : KHb = 1,25 .
Коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию принимаем: yba = b / aw = 0,2, (см. стр.36[1]).
Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев найдем по формуле 3.7 гл. 3[1]:
aw = Ka · (u2 + 1) · (T3 · KHb / ([ sH ] 2 · u22 · yba )) 1/3
aw = 49.5 · (2 + 1) · (393026,021 · 1,25 / (545,4552 · 22 · 0,2))1/3 = 189,075 мм.
где для прямозубых колес Кa = 49,5, передаточное число передачи u2 = 2; T3 = 393026,021 Н·мм - вращающий момент на колесе.
Принимаем значение межосевого расстояния по ГОСТ 2185-66: aw = 180 мм .
Нормальный модуль зацепления берем по следующей рекомендации:
mn = (0.01...0.02) · aw мм, для нас: mn = 1,8...3,6 мм, принимаем:
по ГОСТ 9563-60* (см. стр. 36[1]) mn = 2 мм.
Задаемся суммой зубьев:
SZ = z3 + z4 = 2 · aw / mn = 2 · 180 / 2 = 180
Числа зубьев шестерни и колеса:
z3 = SZ / (u2 + 1) = 180 / (2 + 1) = 60
z4 = SZ - z3 = 180 - 60 = 120
Угол наклона зубьев b = 0o.
Основные размеры шестерни и колеса:
диаметры делительные:
d = mn · z / cos(b)
d3 = mn · z3 / cos(b) = 2 · 60 / cos(0o) = 120 мм;
d4 = mn · z4 / cos(b) = 2 · 120 / cos(0o) = 240 мм.
Проверка: aw = (d3 + d4) / 2 = (120 + 240) / 2 = 180 мм.
диаметры вершин зубьев:
da = d + 2 · mn
da3 = d3 + 2 · mn = 120 + 2 · 2 = 124 мм;
da4 = d4 + 2 · mn = 240 + 2 · 2 = 244 мм.
ширина колеса: b4 = yba · aw = 0,2 · 180 = 36 мм;
ширина шестерни: b3 = b4 + 5 = 36 + 5 = 41 мм;
Определим коэффициент ширины шестерни по диаметру:
ybd = b3 / d3 = 41 / 120 = 0,342
Окружная скорость колес будет:
V = w3 · d3 / 2 = 18,908 · 120 · 10-3 / 2 = 1,134 м/c;
При такой скорости следует принять для зубчатых колес 8-ю степень точности.
Коэффициент нагрузки равен:
KH = KHb · KHa · KHv.
Коэффициент KHb=1,04 выбираем по таблице 3.5[1], коэффициент KHa=1 выбираем по таблице 3.4[1], коэффициент KHv=1,05 выбираем по таблице 3.6[1], тогда:
KH = 1,04 · 1 · 1,05 = 1,092
Проверку контактных напряжений проводим по формуле 3.6[1]:
sH = (310 / aw) · ((T3 · KH · (u2 + 1)3) / (b4 · u22))1/2
sH = (310 / 180) · ((393026,021 · 1,092 · (2 + 1)3 / (36 · 22))1/2 =
= 488,553 МПа. £ [sH]
Фактическая недогрузка:
DsH = (s - [s]H) · 100% / [s] = (488,553 - 545,455) · 100% / 545,455 = -10,432%, что меньше допустимых 13%.
Силы действующие в зацеплении вычислим по формуле 8.3 и 8.4[1]:
окружная:
Ft3 = Ft4 = 2 · T2 / d3 = 2 · 203587,688 / 120 = 3393,128 Н,
радиальная:
Fr3 = Fr4 = Ft3 · tg(a) / cos(b) = 3393,128 · tg(20o) / cos(0o) = 1234,998 Н;
осевая:
Fa3 = Fa4 = F t3 · tg(b) = 3393,128 · tg(0o) = 0 Н.
Проверим зубья на выносливость по напряжениям изгиба по формуле 3.22[1]:
sF = Ft · KF · YF / (b · mn) £ [sF]
Здесь коэффициент нагрузки KF = KFb · KFv (см. стр. 42[1]). По таблице 3.7[1] выбираем коэффициент расположения колес KFb = 1,061, по таблице 3.8[1] выбираем коэффициент KFv=1,25. Таким образом коэффициент KF = 1,061 · 1,25 = 1,326. Y - коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа Zv (см. гл.3, пояснения к формуле 3.25[1]):
у шестерни: Zv3 = z3 / cos3(b) = 60 / cos3(0o) = 60
у колеса: Zv4 = z4 / cos3(b) = 120 / cos3(0o) = 120
Тогда: YF3 = 3,62; YF4 = 3,59
Допускаемые напряжения находим по формуле 3.24[1]:
[sF] = soF lim b · KFL / [Sf] .
KFL - коэффициент долговечности.
KFL = (NFO / NF)1/6,
где NFO - базовое число циклов нагружения; для данных сталей NFO = 4000000;
NF = 60 · n · c · tS
Здесь :
- n - частота вращения, об./мин.; n(шест.) = n2 = 180,558 об./мин.
n(колеса) = n3 = 90,279 об./мин.
- c = 1 - число колёс, находящихся в зацеплении;
- tS - продолжительность работы передачи в расчётный срок службы, ч.
tS = 365 · Lг · C · tc
- Lг=6 г. - срок службы передачи;
- С=2 - количество смен;
- tc=8 ч. - продолжительность смены.
tS = 365 · 6 · 2 · 8 = 35040 ч.
Тогда:
NF(шест.) = 60 · 180,558 · 1 · 35040 = 379605139,2
NF(кол.) = 60 · 90,279 · 1 · 35040 = 189802569,6
В итоге получаем:
КFL(шест.) = (4000000 / 379605139,2)1/6 = 0,468
Так как КFL(шест.)<1,0, то принимаем КFL(шест.) = 1
КFL(кол.) = (4000000 / 189802569,6)1/6 = 0,526
Так как КFL(шест.)<1,0, то принимаем КFL(шест.) = 1
Для шестерни: soF lim b = 504 МПа;
Для колеса : soF lim b = 477 МПа.
Коэффициент [SF] безопасности находим по формуле 3.24[1]:
[SF] = [SF]' · [SF]".
где для шестерни [SF]' = 1,75 ;
[SF]" = 1 ;
[SF(шест.)] = 1,75 · 1 = 1,75
для колеса [SF]' = 1,75 ;
[SF]" = 1 .
[SF(кол.)] = 1,75 · 1 = 1,75
Допускаемые напряжения:
для шестерни: [sF3] = 504 · 1 / 1,75 = 288 МПа;
для колеса: [sF4] = 477 · 1 / 1,75 = 272,571 МПа;
Находим отношения [sF] / YF :
для шестерни: [sF3] / YF3 = 288 / 3,62 = 79,558
для колеса: [sF4] / YF4 = 272,571 / 3,59 = 75,925
Дальнейший расчет будем вести для колеса, для которого найденное отношение меньше.
Проверяем прочность зуба колеса:
sF4 = (Ft · KF · YF3) / (b4 · mn) = (3393,128 · 1,326 · 3,59) / (36 · 2) = 224,339 МПа
sF4 = 224,339 МПа < [sf] = 272,571 МПа.
Условие прочности выполнено.
Таблица 6. Механические характеристики материалов зубчатой передачи.
Элемент передачи |
Марка стали |
Термообработка |
HB1ср |
sв |
[s]H |
[s]F |
HB2ср |
H/мм2 | |||||
Шестерня |
40ХН |
улучшение |
280 |
930 |
572,727 |
288 |
Колесо |
40ХН |
улучшение |
265 |
880 |
545,455 |
272,571 |
Таблица 7. Параметры зубчатой цилиндрической передачи, мм.
Проектный расчёт | |||||||
Параметр |
Значение |
Параметр |
Значение | ||||
Межосевое расстояние aw |
180 |
Угол наклона зубьев b, град |
0 | ||||
Модуль зацепления m |
2 |
Диаметр делительной окружности: |
|||||
Ширина зубчатого венца: |
шестерни d1 колеса d2 |
120 240 | |||||
шестерни b1 колеса b2 |
41 36 | ||||||
Числа зубьев: |
Диаметр окружности вершин: |
||||||
шестерни z1 колеса z2 |
60 120 |
шестерни da1 колеса da2 |
124 244 | ||||
Вид зубьев |
прямозубая передача |
Диаметр окружности впадин: |
|||||
шестерни df1 колеса df2 |
115 235 | ||||||
Проверочный расчёт | |||||||
Параметр |
Допускаемые значения |
Расчётные значения |
Примечание | ||||
Контактные напряжения sH, H/мм2 |
545,455 |
488,553 |
- | ||||
Напряжения изгиба, H/мм2 |
sF1 |
288 |
198,627 |
- | |||
sF2 |
272,571 |
224,339 |
- |
Предварительный расчёт валов проведём на кручение по пониженным допускаемым напряжениям.
Диаметр вала при допускаемом напряжении [tк] = 20 МПа вычисляем по формуле 8.16[1]:
dв ³ (16 · Tк / (p · [tк]))1/3
Ведущий вал.