Расчёт двухступенчатого редуктора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

При конструировании задача состоит в создании машин, дающих наибольший экономический эффект и обладающих высокими технико-экономическими и эксплуатационными показателями. Основные требование, предъявляемые к конструируемой машине – высокая надежность, ремонтопригодность, технологичность, минимальные габариты и масса, удобство эксплуатации. Машина должна соответствовать требованиям технической эстетики.

Содержание работы

Введение 4
1 Выбор электродвигателя и кинематический расчет 5
2 Определение мощностей и предварительных крутящих моментов 6
3 Расчет передач 7

3.1 Расчет цилиндрической косозубой передачи(U= 4,50) 7
3.2 Расчет цилиндрической косозубой передачи(U= 3,55) 12
3.3 Расчет цилиндрической косозубой передачи(U= 3,14) 17

4 Расчет диаметров валов 22
5 Предварительный выбор подшипников 23
6 Расчет валов по эквивалентному моменту 24

Вал № 1(сталь 45) 24
Вал № 2(сталь 45) 29
Вал № 3(сталь 45) 34
Вал № 4(сталь 45) 39

7 Расчет подшипников по динамической грузоподъемности 44
8 Подбор и предварительный расчет шпоночных и шлицевых соединений 48
9 Назначение посадок, шероховатости поверхности, выбор степени точности и назначение допусков формы и расположения поверхностей 50
10 Определение размеров корпусных деталей 52
11 Описание сборки 54
12 Литература 55

Файлы: 1 файл

Пояснительная записка (!2007!).docx

— 605.16 Кб (Скачать файл)

 

Введение 4

1 Выбор электродвигателя и кинематический расчет 5

2 Определение мощностей и предварительных крутящих моментов 6

3 Расчет передач 7

 

3.1 Расчет цилиндрической косозубой передачи(U= 4,50) 7

3.2 Расчет цилиндрической косозубой передачи(U= 3,55) 12

3.3 Расчет цилиндрической косозубой передачи(U= 3,14) 17

 

4 Расчет диаметров валов 22

5 Предварительный выбор подшипников 23

6 Расчет валов по эквивалентному моменту 24

 

Вал № 1(сталь 45) 24

Вал № 2(сталь 45) 29

Вал № 3(сталь 45) 34

Вал № 4(сталь 45) 39

 

7 Расчет подшипников по динамической грузоподъемности 44

8 Подбор и предварительный расчет шпоночных и шлицевых соединений 48

9 Назначение посадок, шероховатости поверхности, выбор степени точности и назначение допусков формы и расположения поверхностей 50

10 Определение размеров корпусных деталей 52

11 Описание сборки 54

12 Литература 55

 

Введение

 

При конструировании задача состоит  в создании машин, дающих наибольший    экономический эффект и обладающих высокими технико-экономическими и  эксплуатационными показателями.

Основные  требование, предъявляемые к конструируемой машине – высокая надежность, ремонтопригодность, технологичность, минимальные габариты и масса, удобство эксплуатации. Машина должна соответствовать требованиям  технической эстетики.

 

Основные  требования и принципы конструирования:

В разрабатываемой конструкции все  детали и сборочные единицы должны обладать одинаковой степенью соответствия требованиям надежности, точности, жесткости, прочности и др.

Конструируемое  изделие должно обладать рациональностью  компоновки сборочных единиц, обеспечивающую малые габариты, удобство сборки, регулировки, замены деталей или сборочных  единиц при ремонте.

Конструируемые  машины должны отвечать требованиям  унификации и стандартизации. Унификация – рациональное сокращение многообразия видов, типов и типоразмеров изделий. Стандартизация – установление и  применение единообразия и обязательных требований к изделиям и продукции  массового производства.

Взаимозаменяемость  – свойство деталей и узлов, позволяющее  заменять их без дополнительной обработки  с сохранением всех требований к  работе данной машины.

В нашем проекте взаимозаменяемыми  будут подшипники, крышки подшипников  и т.д.

Проектируемый нами редуктор применяется для  изменения  крутящего момента и частоты  вращения ротора электродвигателя посредством  ступенчатого изменения передаточного  числа.

При проектировании корпусных деталей, валов будем максимально экономить  материал, конструировать технологично, применяя максимум стандартных изделий.

 

1 Выбор электродвигателя  и кинематический расчет

 

Исходные  данные:

Количество  валов = 4

Сила  на последнем валу F 4 = 3700 Н

Скорость  на выходном валу v 4 =  0,35 м/с

Диаметр выходного вала D 4 = 354,9 мм

1.1 Мощность на выходном валу привода, кВт:

Pвых= Fвых·vвых/1000 = 3700·0,35/1000 = 1,29 кВт

1.2 КПД

Принимаем КПД: подшипников-0,99;  цилиндрические колеса-0,97;

Общее КПД - произведение КПД всех передач  и пар подшипников в механизме

η(общ)= η подш 4 · η цил·η цил·η цил·η = 0,99 4·0,97·0,97·0,97=0,877

1.3 Расчетная мощность электродвигателя:

  Pрасч=Pвых / ηобщ= 1,29/0,877 = 1,48 кВт

1.4 Частота вращения выходного вала:

nвых= 60000·vвых/(p·Dвых) = 60000·0,35 /(3.14·354,9) = 18,84 мин-1

1.5 Передаточные отношения

На  основании рекомендуемых средних  величин перед. чисел U для различных  видов механических передач(табл.1.1.2[1]) и рекомендуемого их распределения в редукторах и приводах(табл.1.1.3 и рис.1.1.2[1]) определяем рекомендуемое передаточное число U0’=U1’·U2’..·Un

U цил=  4,5;  U цил= 3,55; U цил=  3,15;

Предварительное передаточное отношение привода U0’= 50,32;

1.6 Расчетная частота вращения вала электродвигателя

nэ/д=nвых·U0’= 18,84·50,32 =948,28 мин-1

Для заданного значения мощности принимаем  асинхронный  электродвигатель с  номинальной мощностью равной или  несколько превышающей  , электродвигатель серии и типоразмера 4A90L6Y3 , для которого 1,5 кВт, 945,0 об/мин

1.7 Действительное общее передаточное число привода

U0 = nэд/nвых = 945,0/18,84 = 50,1

1.8 Действительные передаточные числа передач привода

Выбираются  так чтобы U1»U1’, U2»U2’… и чтобы U0= U1· U2…

U цил=  4,5;  U цил= 3,55; U цил=  3,14;

1.9 Частоты вращения валов(об/мин):

ni=ni-1/Uпер ;

n1=nэ/д= 945,0

n2= 945,0/4,5= 210,00; 

n3= 210,00/3,55= 59,15; 

n4= 59,15/3,14= 18,84; 

2 Определение мощностей  и предварительных крутящих моментов

 

2.2.2  Мощности на валах привода(кВт):

Pi=Pi-1·hподш·hпер ;

P1=Pэ/д·0,99= 1,5·0,99= 1,50

P2= 1,50·0.99·0,97= 1,44

P3= 1,44·0.99·0,97= 1,38

P4= 1,38·0.99·0,97= 1,33

2.2.3.Крутяшие  моменты на валах(Нм):

Ti=9550·Pi/ni

T1=9500· 1,50/945,0= 15,16 ;

T2=9500· 1,44/210,00= 65,51 ;

T3=9500· 1,38/59,15= 223,31 ;

T4=9500· 1,33/18,84= 673,18 ;

 

№ вала

Частота, об/мин

Мощность, кВт

Крутящий момент, Нм

1

945,0

1,50

15,16

2

210,00

1,44

65,51

3

59,15

1,38

223,31

4

18,84

1,33

673,18


 

 

3 Расчет передач

 

3.1 Расчет цилиндрической косозубой передачи(U= 4,50)

 

Исходные  данные:

Частота вращения шестерни n1=  945,0 мин-1; колеса n2=   210,0 мин-1

Передаточное  число передачи U=  4,50

Крутящий  момент на шестерне T1=  15,2 Нм; на колесе T2=  65,5 Нм

Параметры долговечности Lгод= 5,0

    Kгод= 0,5

    Kсут= 0,3

3.1.1.Выбираем  материал шестерни и зубчатого  колеса.

Группу  материалов выбираем в зависимости  от требований габаритов передачи и  крутящего момента на ведомом  колесе (табл.3.2[2],табл.16.2.1,4.1.1[1]

Рекомендуемые сочетания материалов табл.4.1.2[1]

Выбираем  материал шестерни – Сталь 45 и колеса – Сталь 40Л

Термообработка  шестерни - нормализация

Термообработка  колеса - нормализация

Твердость шестерни HB1= 241

                      колеса   HB2= 197

 

3.1.2.ДОПУСКАЕМЫЕ  КОНТАКТНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ.

 

3.1.2.1. Базовое  число циклов,

соответствующее пределу выносливости для шестерни и колеса NHlim=f(HB) (табл.4.1.3[1]) (если HB<=200 NHlim=107)

NHlim1=  1,7·107 циклов

NHlim2=  1,0·107 циклов

3.1.2.2.Эквивалентное  число циклов

NHE=60·n·c·Lh·kHE

Lh - продолжительность работы передачи, час

Lh=Lгод·kгод·24·kсут·365=5,0·0,5·24·0,3·365= 6570,0

kHE - коэффициент, учитывающий изменение нагрузки в соответствии с циклограммой

 

  где qH=6-показатель степени кривой усталости при расчете на контактную выносливость

c = 1 - число зацеплений зуба за  один оборот колеса

 

NHE1 =60· 945,0·6570,0·1·0,4512= 16,8·107

NHE1 =60· 210,0·6570,0·1·0,4512= 3,7·107

3.1.2.3.Kоэффициент долговечности

(При NHlim< NHE ZN=1)

ZN1= 1,0;  ZN2= 1,0

3.1.2.4.Пределы  контактной выносливости 

sHlim=2HB+70

sHlim1=2·241+70= 555,0 МПа

sHlim2=2·197+70= 464,0 МПа

3.1.2.5.Допускаемые  контактные напряжения

sH1(2) =0.9·sHlim 1(2)·ZN 1(2)/SH 1(2)

SH1(2) =1.1 - коэффициент запаса прочности:

sH1=0.9·555,0·1,0/1.1=  454,1 МПа

sH2=0.9·464,0·1,0/1.1=  379,6 МПа

3.1.2.6.

Для цилиндрических колес с небольшой  разницей твердостей sHP=sH min

sHP = 379,6 МПа

 

3.1.3.ДОПУСКАЕМЫЕ  ИЗГИБНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ.

 

3.1.3.1.Базовое  число циклов напряжений NFlim=4·106 циклов

3.1.3.2.Эквивалентное число циклов

NFE=60·n·c·Lh·kFE

kFE - коэффициент, учитыващий изменение нагрузки

 

где qF=6 для HB<=350, qF=9 для HB>350

 

NFE1=60·945,0·6570,0·1·0,3327= 123,9·106

NFE2=60·210,0·6570,0·1·0,3327= 27,5·106

3.1.3.3.Коэффициент  долговечности (при NFlim <= NFE YN=1)

,

YN1= 1,0;    YN2= 1,0

3.1.3.4.Предел выносливости зубьев при изгибе, МПа.

sFlim = f(HB)  (табл.4.1.3[1])

sFlim 1= 422,0 МПа;        sFlim 2= 345,0 МПа

3.1.3.5.Допускаемые  изгибные напряжения

sFP 1(2) =0.4·sFlim 1(2)·YN 1(2)·YA

YA - коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки:

  при одностороннем приложении  нагрузки YA = 1.0 ;

  при двустороннем приложении  нагрузки YA = (0.7..0.8).

YA:= 1.0

 

sFP1=0.4·422,0·1,0·1.0=  168,8 МПа

sFP2=0.4·345,0·1,0·1.0=  138,0 МПа

 

3.1.4.РАСЧЕТ  ОСНОВНЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ

 

3.1.4.1.Расчетное  межосевое расстояние

,

ka= 43 MPa1/3 - коэффициент, зависящий от типа передачи(стр.46[1])

yba - коэффициент ширины колеса относительно межосевого расстояния

yba = b/aw=2·ybd /(u+1),  ybd =b/d1 (табл.4.2.6,4.2.7[1]

Выбранное значение ybd = 0,93 =>

yba =2·0,93/(4,5+1)= 0,34

KHb - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца

KHb =f(HB, расположение колес относительно опор, ybd)= 1.1 (рис.4.2.2[1])

KA - коэффициент внешней динамической нагрузки, KA= 1 (табл.4.2.9[1])

Предварительно  межосевое расстояние

 мм

Стандартное значение межосевого расстояния(табл.4.2.2[1]) aw= 100,0 мм

3.1.4.2.Ширины  зубчатых венцов:

шестерни b1=b2+(3..5)=33,8+4= 37,8 мм

колеса   b2=yba ·aw=0,3·100,0= 33,8 мм

3.1.4.3. Модуль  зацепления 

m’=2·aw·cosb/(z1’·(u+1))

Принимаем предварительно: z1’= 19, b=15° тогда

m’=2·100,0·cos15/(19·(4,5+1))= 1,76

3.1.4.4.Стандартное  значение модуля табл.4.2.1[1]:

m= 1,75

3.1.4.5.Суммарное  число зубьев передачи 

zS=2·aw·cosb’/m=2·100,0·cos15/1,75=110

3.1.4.6.Действительный  угол наклона зубьев

b=arccos(zS·m/(2·aw))=arccos(110·1,75/(2·100,0))=15,7

3.1.4.7.Число  зубьев шестерни 

z1=zS/(u+1)=110/(4,5+1)=20

3.1.4.8.Число  зубьев колеса 

z2= zS-z1=110-20= 90

3.1.4.9.Действительное  значение 

U=z2/z1=90/20= 4,5

3.1.4.10.Диаметры  зубчатых колес, мм

Делительные диаметры d1(2)=m·z/cosb:

d1= 1,8·20/cos15,7= 36,4

d2= 1,8·90/cos15,7= 163,6

Диаметры  вершин и впадин da=d+2·m, df=d-2.5·m:

-вершин  da1= 36,4+2·1,8= 39,9

da2= 163,6+2·1,8= 167,1

-впадин  df1= 36,4-2.5·1,8= 32,0

df2= 163,6-2.5·1,8= 159,3

3.1.4.11.Силы  в зацеплении зубчатых колес

Окружные  силы Ft1(2)=2·103·T1/d1(2)

Ft1=2·103·15,2/36,4= 836,0 H;

Ft2=2·103·65,5/163,6= 800,6 H

Радиальные  силы Fr1(2)=Ft1(2)·tg(aw)/cosb

Fr1= 836,0·tg(20)/cos15,7 = 316,1 H;

Fr2= 800,6·tg(20)/cos15,7 = 302,7 H

Осевые  силы Fа1(2)=Ft1(2)·tg(b)

Fa1= 836,0·tg15,7 = 235,8 H;

Fa2= 800,6·tg15,7 = 225,8 H

 

3.1.5.ПРОВЕРКА  РАСЧЕТНЫХ КОНТАКТНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ

 

3.1.5.1.Oкружная  скорость колес υ=3.14·d2·n2/(60·103)

υ =3.14·163,6·210,0/(60·103)= 1,8 м/c

3.1.5.2.Степень  точности=f(v, b)= 9 (табл.4.2.8[1])

3.1.5.3.Коэффициент,  учитывающий динамическую нагрузку  в зацеплении,

kHu=f(степень точности, u, твердость зубьев)=1,0 (табл.4.2.8[2])

3.1.5.4.Коэффициент,  учитывающий неравномерность нагрузки  для одновременно зацепляющихся  зубьев,

kHa=f(степень точности, u) = 1,1 (табл.4.2.11[2])

3.1.5.5.Удельная  расчетная окружная сила

WHt=Ft1·KHb·K·KA/b2= 836,0·1,1·1,0·1/33,8= 31,3 H/мм

3.1.5.6.Расчетные  контактные напряжения

ZH - коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев;

   для прямых зубьев ZH =1,77·cosb=1,7

ZE – коэффициент, учитывающий механические свойства материалов колес;

ZE =275 МПа1/2

 

Zε - коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий;

   для прямых зубьев Zε ==0,8 (c.44[1]);

 

 МПа

Недогрузка 0,5% sH = 377,6 МПа èsHP = 379,6 МПа

 

 

 

3.1.6.ПРОВЕРКА  РАСЧЕТНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ ИЗГИБА

 

3.1.6.1.Коэффициент,  учитывающий динамическую нагрузку  в зацеплении,

kFu=f(степень точности, u, твердость зубьев)=1,0 (табл.4.2.8[2])

3.1.6.2.Коэффициент,  учитывающий неравномерность распределения  нагрузки по ширине венца (для  изгибной прочности),

kFb=f(HB, расположение колес относительно опор, ybd)=1,2 (рис.4.2.3[2])

3.1.6.3.Коэффициент,  учитывающий неравномерность нагрузки  для одновременно зацепляющихся  зубьев,

kFa=f(степень точности, u) = 1,4 (табл.4.2.11[2])

3.1.6.4.Удельная  расчетная окружная сила при  изгибе

WFt=Ft1·KFb·K·KA/b2=836,0·1.2·1,0·1/33,8= 39,9 H/мм

3.1.6.5.Kоэффициент, учитывающий форму зуба, YFS=f(z1(2)E,x) (x=0)(рис.4.2.3 [1])

где     z1(2)E=z1(2)  - эквивалентное число зубьев

Выбранные значения YFS1= 4,0; YFS2= 3,7    

Дальнейший  расчет производим для элемента пары "шестерня-колесо" у которого меньше величина отношения sHP 1(2)/ YFS 1(2)

3.1.6.6.Расчетные  напряжения изгиба

Yb - коэффициент, учитывающий наклон зуба

  для косых зубьев  Yb=1-b/140=0,9

  Yε - коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев

  для косых зубьев  Yε =1/ea=0,6

 МПа

Недогрузка 66,5%  sF = 46,2 èМПа sFP = 138,0 МПа

 

3.2 Расчет цилиндрической косозубой передачи(U= 3,55)

 

Исходные  данные:

Частота вращения шестерни n1=  210,0 мин-1; колеса n2=   59,2 мин-1

Передаточное  число передачи U=  3,55

Крутящий  момент на шестерне T1=  65,5 Нм; на колесе T2=  223,3 Нм

Информация о работе Расчёт двухступенчатого редуктора