Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:48, курсовая работа
При конструировании задача состоит в создании машин, дающих наибольший экономический эффект и обладающих высокими технико-экономическими и эксплуатационными показателями. Основные требование, предъявляемые к конструируемой машине – высокая надежность, ремонтопригодность, технологичность, минимальные габариты и масса, удобство эксплуатации. Машина должна соответствовать требованиям технической эстетики.
Введение 4
1 Выбор электродвигателя и кинематический расчет 5
2 Определение мощностей и предварительных крутящих моментов 6
3 Расчет передач 7
3.1 Расчет цилиндрической косозубой передачи(U= 4,50) 7
3.2 Расчет цилиндрической косозубой передачи(U= 3,55) 12
3.3 Расчет цилиндрической косозубой передачи(U= 3,14) 17
4 Расчет диаметров валов 22
5 Предварительный выбор подшипников 23
6 Расчет валов по эквивалентному моменту 24
Вал № 1(сталь 45) 24
Вал № 2(сталь 45) 29
Вал № 3(сталь 45) 34
Вал № 4(сталь 45) 39
7 Расчет подшипников по динамической грузоподъемности 44
8 Подбор и предварительный расчет шпоночных и шлицевых соединений 48
9 Назначение посадок, шероховатости поверхности, выбор степени точности и назначение допусков формы и расположения поверхностей 50
10 Определение размеров корпусных деталей 52
11 Описание сборки 54
12 Литература 55
Введение 4
1 Выбор электродвигателя и кинематический расчет 5
2 Определение мощностей и предварительных крутящих моментов 6
3 Расчет передач 7
3.1 Расчет цилиндрической косозубой передачи(U= 4,50) 7
3.2 Расчет цилиндрической косозубой передачи(U= 3,55) 12
3.3 Расчет цилиндрической косозубой передачи(U= 3,14) 17
4 Расчет диаметров валов 22
5 Предварительный выбор подшипников 23
6 Расчет валов по эквивалентному моменту 24
Вал № 1(сталь 45) 24
Вал № 2(сталь 45) 29
Вал № 3(сталь 45) 34
Вал № 4(сталь 45) 39
7 Расчет подшипников по динамической грузоподъемности 44
8 Подбор и предварительный расчет шпоночных и шлицевых соединений 48
9 Назначение посадок, шероховатости поверхности, выбор степени точности и назначение допусков формы и расположения поверхностей 50
10 Определение размеров корпусных деталей 52
11 Описание сборки 54
12 Литература 55
Введение
При
конструировании задача состоит
в создании машин, дающих наибольший
экономический эффект и обладающих
высокими технико-экономическими и
эксплуатационными
Основные требование, предъявляемые к конструируемой машине – высокая надежность, ремонтопригодность, технологичность, минимальные габариты и масса, удобство эксплуатации. Машина должна соответствовать требованиям технической эстетики.
Основные требования и принципы конструирования:
В
разрабатываемой конструкции
Конструируемое изделие должно обладать рациональностью компоновки сборочных единиц, обеспечивающую малые габариты, удобство сборки, регулировки, замены деталей или сборочных единиц при ремонте.
Конструируемые машины должны отвечать требованиям унификации и стандартизации. Унификация – рациональное сокращение многообразия видов, типов и типоразмеров изделий. Стандартизация – установление и применение единообразия и обязательных требований к изделиям и продукции массового производства.
Взаимозаменяемость – свойство деталей и узлов, позволяющее заменять их без дополнительной обработки с сохранением всех требований к работе данной машины.
В
нашем проекте
Проектируемый нами редуктор применяется для изменения крутящего момента и частоты вращения ротора электродвигателя посредством ступенчатого изменения передаточного числа.
При
проектировании корпусных деталей,
валов будем максимально
1 Выбор электродвигателя и кинематический расчет
Исходные данные:
Количество валов = 4
Сила на последнем валу F 4 = 3700 Н
Скорость на выходном валу v 4 = 0,35 м/с
Диаметр выходного вала D 4 = 354,9 мм
1.1 Мощность на выходном валу привода, кВт:
Pвых= Fвых·vвых/1000 = 3700·0,35/1000 = 1,29 кВт
1.2 КПД
Принимаем КПД: подшипников-0,99; цилиндрические колеса-0,97;
Общее КПД - произведение КПД всех передач и пар подшипников в механизме
η(общ)= η подш 4 · η цил·η цил·η цил·η = 0,99 4·0,97·0,97·0,97=0,877
1.3 Расчетная мощность электродвигателя:
Pрасч=Pвых / ηобщ= 1,29/0,877 = 1,48 кВт
1.4 Частота вращения выходного вала:
nвых= 60000·vвых/(p·Dвых) = 60000·0,35 /(3.14·354,9) = 18,84 мин-1
1.5 Передаточные отношения
На
основании рекомендуемых
U цил= 4,5; U цил= 3,55; U цил= 3,15;
Предварительное передаточное отношение привода U0’= 50,32;
1.6 Расчетная частота вращения вала электродвигателя
nэ/д=nвых·U0’= 18,84·50,32 =948,28 мин-1
Для заданного значения мощности принимаем асинхронный электродвигатель с номинальной мощностью равной или несколько превышающей , электродвигатель серии и типоразмера 4A90L6Y3 , для которого 1,5 кВт, 945,0 об/мин
1.7 Действительное общее передаточное число привода
U0 = nэд/nвых = 945,0/18,84 = 50,1
1.8 Действительные передаточные числа передач привода
Выбираются так чтобы U1»U1’, U2»U2’… и чтобы U0= U1· U2…
U цил= 4,5; U цил= 3,55; U цил= 3,14;
1.9 Частоты вращения валов(об/мин):
ni=ni-1/Uпер ;
n1=nэ/д= 945,0
n2= 945,0/4,5= 210,00;
n3= 210,00/3,55= 59,15;
n4=
59,15/3,14= 18,84;
2 Определение мощностей
и предварительных крутящих
2.2.2
Мощности на валах привода(кВт)
Pi=Pi-1·hподш·hпер ;
P1=Pэ/д·0,99= 1,5·0,99= 1,50
P2= 1,50·0.99·0,97= 1,44
P3= 1,44·0.99·0,97= 1,38
P4= 1,38·0.99·0,97= 1,33
2.2.3.Крутяшие моменты на валах(Нм):
Ti=9550·Pi/ni
T1=9500· 1,50/945,0= 15,16 ;
T2=9500· 1,44/210,00= 65,51 ;
T3=9500· 1,38/59,15= 223,31 ;
T4=9500· 1,33/18,84= 673,18 ;
№ вала |
Частота, об/мин |
Мощность, кВт |
Крутящий момент, Нм |
1 |
945,0 |
1,50 |
15,16 |
2 |
210,00 |
1,44 |
65,51 |
3 |
59,15 |
1,38 |
223,31 |
4 |
18,84 |
1,33 |
673,18 |
3 Расчет передач
3.1 Расчет цилиндрической косозубой передачи(U= 4,50)
Исходные данные:
Частота вращения шестерни n1= 945,0 мин-1; колеса n2= 210,0 мин-1
Передаточное число передачи U= 4,50
Крутящий момент на шестерне T1= 15,2 Нм; на колесе T2= 65,5 Нм
Параметры долговечности Lгод= 5,0
Kгод= 0,5
Kсут= 0,3
3.1.1.Выбираем материал шестерни и зубчатого колеса.
Группу
материалов выбираем в зависимости
от требований габаритов передачи и
крутящего момента на ведомом
колесе (табл.3.2[2],табл.16.2.1,4.1.
Рекомендуемые сочетания материалов табл.4.1.2[1]
Выбираем материал шестерни – Сталь 45 и колеса – Сталь 40Л
Термообработка шестерни - нормализация
Термообработка колеса - нормализация
Твердость шестерни HB1= 241
колеса HB2= 197
3.1.2.ДОПУСКАЕМЫЕ КОНТАКТНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ.
3.1.2.1. Базовое число циклов,
соответствующее пределу выносливости для шестерни и колеса NHlim=f(HB) (табл.4.1.3[1]) (если HB<=200 NHlim=107)
NHlim1= 1,7·107 циклов
NHlim2= 1,0·107 циклов
3.1.2.2.Эквивалентное число циклов
NHE=60·n·c·Lh·kHE
Lh - продолжительность работы передачи, час
Lh=Lгод·kгод·24·kсут·365=5,0·
kHE - коэффициент, учитывающий изменение нагрузки в соответствии с циклограммой
где qH=6-показатель степени кривой усталости при расчете на контактную выносливость
c = 1 - число зацеплений зуба за один оборот колеса
NHE1 =60· 945,0·6570,0·1·0,4512= 16,8·107
NHE1 =60· 210,0·6570,0·1·0,4512= 3,7·107
3.1.2.3.Kоэффициент долговечности
(При NHlim< NHE ZN=1)
ZN1= 1,0; ZN2= 1,0
3.1.2.4.Пределы контактной выносливости
sHlim=2HB+70
sHlim1=2·241+70= 555,0 МПа
sHlim2=2·197+70= 464,0 МПа
3.1.2.5.Допускаемые контактные напряжения
sH1(2) =0.9·sHlim 1(2)·ZN 1(2)/SH 1(2)
SH1(2) =1.1 - коэффициент запаса прочности:
sH1=0.9·555,0·1,0/1.1= 454,1 МПа
sH2=0.9·464,0·1,0/1.1= 379,6 МПа
3.1.2.6.
Для цилиндрических колес с небольшой разницей твердостей sHP=sH min
sHP = 379,6 МПа
3.1.3.ДОПУСКАЕМЫЕ ИЗГИБНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ.
3.1.3.1.Базовое число циклов напряжений NFlim=4·106 циклов
3.1.3.2.Эквивалентное число циклов
NFE=60·n·c·Lh·kFE
kFE - коэффициент, учитыващий изменение нагрузки
где qF=6 для HB<=350, qF=9 для HB>350
NFE1=60·945,0·6570,0·1·0,3327= 123,9·106
NFE2=60·210,0·6570,0·1·0,3327= 27,5·106
3.1.3.3.Коэффициент долговечности (при NFlim <= NFE YN=1)
,
YN1= 1,0; YN2= 1,0
3.1.3.4.Предел выносливости зубьев при изгибе, МПа.
sFlim = f(HB) (табл.4.1.3[1])
sFlim 1= 422,0 МПа; sFlim 2= 345,0 МПа
3.1.3.5.Допускаемые изгибные напряжения
sFP 1(2) =0.4·sFlim 1(2)·YN 1(2)·YA
YA - коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки:
при одностороннем приложении нагрузки YA = 1.0 ;
при двустороннем приложении нагрузки YA = (0.7..0.8).
YA:= 1.0
sFP1=0.4·422,0·1,0·1.0= 168,8 МПа
sFP2=0.4·345,0·1,0·1.0= 138,0 МПа
3.1.4.РАСЧЕТ
ОСНОВНЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ
3.1.4.1.Расчетное межосевое расстояние
,
ka= 43 MPa1/3 - коэффициент, зависящий от типа передачи(стр.46[1])
yba - коэффициент ширины колеса относительно межосевого расстояния
yba = b/aw=2·ybd /(u+1), ybd =b/d1 (табл.4.2.6,4.2.7[1]
Выбранное значение ybd = 0,93 =>
yba =2·0,93/(4,5+1)= 0,34
KHb - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца
KHb =f(HB, расположение колес относительно опор, ybd)= 1.1 (рис.4.2.2[1])
KA - коэффициент внешней динамической нагрузки, KA= 1 (табл.4.2.9[1])
Предварительно межосевое расстояние
мм
Стандартное значение межосевого расстояния(табл.4.2.2[1]) aw= 100,0 мм
3.1.4.2.Ширины зубчатых венцов:
шестерни b1=b2+(3..5)=33,8+4= 37,8 мм
колеса b2=yba ·aw=0,3·100,0= 33,8 мм
3.1.4.3. Модуль зацепления
m’=2·aw·cosb/(z1’·(u+1))
Принимаем предварительно: z1’= 19, b=15° тогда
m’=2·100,0·cos15/(19·(4,5+1))= 1,76
3.1.4.4.Стандартное значение модуля табл.4.2.1[1]:
m= 1,75
3.1.4.5.Суммарное число зубьев передачи
zS=2·aw·cosb’/m=2·100,0·cos15/
3.1.4.6.Действительный угол наклона зубьев
b=arccos(zS·m/(2·aw))=arccos(
3.1.4.7.Число зубьев шестерни
z1=zS/(u+1)=110/(4,5+1)=20
3.1.4.8.Число зубьев колеса
z2= zS-z1=110-20= 90
3.1.4.9.Действительное значение
U=z2/z1=90/20= 4,5
3.1.4.10.Диаметры зубчатых колес, мм
Делительные диаметры d1(2)=m·z/cosb:
d1= 1,8·20/cos15,7= 36,4
d2= 1,8·90/cos15,7= 163,6
Диаметры вершин и впадин da=d+2·m, df=d-2.5·m:
-вершин da1= 36,4+2·1,8= 39,9
da2= 163,6+2·1,8= 167,1
-впадин df1= 36,4-2.5·1,8= 32,0
df2= 163,6-2.5·1,8= 159,3
3.1.4.11.Силы в зацеплении зубчатых колес
Окружные силы Ft1(2)=2·103·T1/d1(2)
Ft1=2·103·15,2/36,4= 836,0 H;
Ft2=2·103·65,5/163,6= 800,6 H
Радиальные силы Fr1(2)=Ft1(2)·tg(aw)/cosb
Fr1= 836,0·tg(20)/cos15,7 = 316,1 H;
Fr2= 800,6·tg(20)/cos15,7 = 302,7 H
Осевые силы Fа1(2)=Ft1(2)·tg(b)
Fa1= 836,0·tg15,7 = 235,8 H;
Fa2= 800,6·tg15,7 = 225,8 H
3.1.5.ПРОВЕРКА
РАСЧЕТНЫХ КОНТАКТНЫХ
3.1.5.1.Oкружная
скорость колес υ=3.14·d2·n2/(
υ =3.14·163,6·210,0/(60·103)= 1,8 м/c
3.1.5.2.Степень точности=f(v, b)= 9 (табл.4.2.8[1])
3.1.5.3.Коэффициент,
учитывающий динамическую
kHu=f(степень точности, u, твердость зубьев)=1,0 (табл.4.2.8[2])
3.1.5.4.Коэффициент,
учитывающий неравномерность
kHa=f(степень точности, u) = 1,1 (табл.4.2.11[2])
3.1.5.5.Удельная расчетная окружная сила
WHt=Ft1·KHb·KHυ·KA/b2= 836,0·1,1·1,0·1/33,8= 31,3 H/мм
3.1.5.6.Расчетные контактные напряжения
ZH - коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев;
для прямых зубьев ZH =1,77·cosb=1,7
ZE – коэффициент, учитывающий механические свойства материалов колес;
ZE =275 МПа1/2
Zε - коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий;
для прямых зубьев Zε ==0,8 (c.44[1]);
МПа
Недогрузка 0,5% sH = 377,6 МПа èsHP = 379,6 МПа
3.1.6.ПРОВЕРКА РАСЧЕТНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ ИЗГИБА
3.1.6.1.Коэффициент,
учитывающий динамическую
kFu=f(степень точности, u, твердость зубьев)=1,0 (табл.4.2.8[2])
3.1.6.2.Коэффициент,
учитывающий неравномерность
kFb=f(HB, расположение колес относительно опор, ybd)=1,2 (рис.4.2.3[2])
3.1.6.3.Коэффициент,
учитывающий неравномерность
kFa=f(степень точности, u) = 1,4 (табл.4.2.11[2])
3.1.6.4.Удельная расчетная окружная сила при изгибе
WFt=Ft1·KFb·KFυ·KA/b2=836,0·1.
3.1.6.5.Kоэффициент, учитывающий форму зуба, YFS=f(z1(2)E,x) (x=0)(рис.4.2.3 [1])
где z1(2)E=z1(2) - эквивалентное число зубьев
Выбранные значения YFS1= 4,0; YFS2= 3,7
Дальнейший расчет производим для элемента пары "шестерня-колесо" у которого меньше величина отношения sHP 1(2)/ YFS 1(2)
3.1.6.6.Расчетные напряжения изгиба
Yb - коэффициент, учитывающий наклон зуба
для косых зубьев Yb=1-b/140=0,9
Yε - коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев
для косых зубьев Yε =1/ea=0,6
МПа
Недогрузка 66,5% sF = 46,2 èМПа sFP = 138,0 МПа
3.2 Расчет цилиндрической косозубой передачи(U= 3,55)
Исходные данные:
Частота вращения шестерни n1= 210,0 мин-1; колеса n2= 59,2 мин-1
Передаточное число передачи U= 3,55
Крутящий момент на шестерне T1= 65,5 Нм; на колесе T2= 223,3 Нм