Расчёт двухступенчатого редуктора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

При конструировании задача состоит в создании машин, дающих наибольший экономический эффект и обладающих высокими технико-экономическими и эксплуатационными показателями. Основные требование, предъявляемые к конструируемой машине – высокая надежность, ремонтопригодность, технологичность, минимальные габариты и масса, удобство эксплуатации. Машина должна соответствовать требованиям технической эстетики.

Содержание работы

Введение 4
1 Выбор электродвигателя и кинематический расчет 5
2 Определение мощностей и предварительных крутящих моментов 6
3 Расчет передач 7

3.1 Расчет цилиндрической косозубой передачи(U= 4,50) 7
3.2 Расчет цилиндрической косозубой передачи(U= 3,55) 12
3.3 Расчет цилиндрической косозубой передачи(U= 3,14) 17

4 Расчет диаметров валов 22
5 Предварительный выбор подшипников 23
6 Расчет валов по эквивалентному моменту 24

Вал № 1(сталь 45) 24
Вал № 2(сталь 45) 29
Вал № 3(сталь 45) 34
Вал № 4(сталь 45) 39

7 Расчет подшипников по динамической грузоподъемности 44
8 Подбор и предварительный расчет шпоночных и шлицевых соединений 48
9 Назначение посадок, шероховатости поверхности, выбор степени точности и назначение допусков формы и расположения поверхностей 50
10 Определение размеров корпусных деталей 52
11 Описание сборки 54
12 Литература 55

Файлы: 1 файл

Пояснительная записка (!2007!).docx

— 605.16 Кб (Скачать файл)

Параметры долговечности Lгод= 5,0

    Kгод= 0,5

    Kсут= 0,3

3.2.1.Выбираем  материал шестерни и зубчатого  колеса.

Группу  материалов выбираем в зависимости  от требований габаритов передачи и  крутящего момента на ведомом  колесе (табл.3.2[2],табл.16.2.1,4.1.1[1]

Рекомендуемые сочетания материалов табл.4.1.2[1]

Выбираем  материал шестерни – Сталь 45 и колеса – Сталь 45Л

Термообработка  шестерни - улучшение

Термообработка  колеса - улучшение

Твердость шестерни HB1= 260

                      колеса   HB2= 223

 

3.2.2.ДОПУСКАЕМЫЕ  КОНТАКТНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ.

 

3.2.2.1. Базовое  число циклов,

соответствующее пределу выносливости для шестерни и колеса NHlim=f(HB) (табл.4.1.3[1]) (если HB<=200 NHlim=107)

NHlim1=  1,9·107 циклов

NHlim2=  1,4·107 циклов

3.2.2.2.Эквивалентное  число циклов

NHE=60·n·c·Lh·kHE

Lh - продолжительность работы передачи, час

Lh=Lгод·kгод·24·kсут·365=5,0·0,5·24·0,3·365= 6570,0

kHE - коэффициент, учитывающий изменение нагрузки в соответствии с циклограммой

 

  где qH=6-показатель степени кривой усталости при расчете на контактную выносливость

c = 1 - число зацеплений зуба за  один оборот колеса

 

NHE1 =60· 210,0·6570,0·1·0,4512= 3,7·107

NHE1 =60· 59,2·6570,0·1·0,4512= 1,1·107

3.2.2.3.Kоэффициент долговечности

(При NHlim< NHE ZN=1)

 

ZN1= 1,0;  ZN2= 1,0

3.2.2.4.Пределы  контактной выносливости 

sHlim=2HB+70

sHlim1=2·260+70= 580,0 МПа

sHlim2=2·223+70= 516,0 МПа

3.2.2.5.Допускаемые  контактные напряжения

sH1(2) =0.9·sHlim 1(2)·ZN 1(2)/SH 1(2)

SH1(2) =1.1 - коэффициент запаса прочности:

sH1=0.9·580,0·1,0/1.1=  474,5 МПа

sH2=0.9·516,0·1,0/1.1=  442,7 МПа

3.2.2.6.

Для цилиндрических колес с небольшой  разницей твердостей sHP=sH min

sHP = 442,7 МПа

 

3.2.3.ДОПУСКАЕМЫЕ  ИЗГИБНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ.

 

3.2.3.1.Базовое  число циклов напряжений NFlim=4·106 циклов

3.2.3.1.Эквивалентное  число циклов

NFE=60·n·c·Lh·kFE

kFE - коэффициент, учитыващий изменение нагрузки

 

где qF=6 для HB<=350, qF=9 для HB>350

 

NFE1=60·210,0·6570,0·1·0,3327= 27,5·106

NFE2=60·59,2·6570,0·1·0,3327= 7,8·106

3.2.3.3.Коэффициент  долговечности (при NFlim <= NFE YN=1)

,

YN1= 1,0;    YN2= 1,0

3.2.3.2.Предел  выносливости зубьев при изгибе, МПа.

sFlim = f(HB)  (табл.4.1.3[1])

sFlim 1= 446,0 МПа;        sFlim 2= 390,0 МПа

3.2.3.5.Допускаемые  изгибные напряжения

sFP 1(2) =0.4·sFlim 1(2)·YN 1(2)·YA

YA - коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки:

  при одностороннем приложении  нагрузки YA = 1.0 ;

  при двустороннем приложении  нагрузки YA = (0.7..0.8).

YA:= 1.0

sFP1=0.4·446,0·1,0·1.0=  178,4 МПа

sFP2=0.4·390,0·1,0·1.0=  156,0 МПа

 

3.2.4.РАСЧЕТ  ОСНОВНЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ

 

3.2.4.1.Расчетное  межосевое расстояние

,

ka= 43 MPa1/3 - коэффициент, зависящий от типа передачи(стр.46[1])

yba - коэффициент ширины колеса относительно межосевого расстояния

yba = b/aw=2·ybd /(u+1),  ybd =b/d1 (табл.4.2.6,4.2.7[1]

Выбранное значение ybd = 0,90 =>

yba =2·0,90/(3,5+1)= 0,40

KHb - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца

KHb =f(HB, расположение колес относительно опор, ybd)= 1.1 (рис.4.2.2[1])

KA - коэффициент внешней динамической нагрузки, KA= 1 (табл.4.2.9[1])

Предварительно  межосевое расстояние

 мм

Стандартное значение межосевого расстояния(табл.4.2.2[1]) aw= 125,0 мм

3.2.4.2.Ширины  зубчатых венцов:

шестерни b1=b2+(3..5)=49,5+4= 53,5 мм

колеса   b2=yba ·aw=0,4·125,0= 49,5 мм

3.2.4.3. Модуль  зацепления 

m’=2·aw·cosb/(z1’·(u+1))

Принимаем предварительно: z1’= 22, b=15° тогда

m’=2·125,0·cos15/(22·(3,5+1))= 2,4

3.2.4.4.Стандартное  значение модуля табл.4.2.1[1]:

m= 2,5

3.2.4.5.Суммарное  число зубьев передачи 

zS=2·aw·cosb’/m=2·125,0·cos15/2,5=97

3.2.4.6.Действительный  угол наклона зубьев

b=arccos(zS·m/(2·aw))=arccos(97·2,5/(2·125,0))=14,1

3.2.4.7.Число  зубьев шестерни 

z1=zS/(u+1)=97/(3,5+1)=21

3.2.4.8.Число  зубьев колеса 

z2= zS-z1=97-21= 76

3.2.4.9.Действительное  значение 

U=z2/z1=76/21= 3,6

3.2.4.10.Диаметры  зубчатых колес, мм

Делительные диаметры d1(2)=m·z/cosb:

d1= 2,5·21/cos14,1= 54,1

d2= 2,5·76/cos14,1= 195,9

Диаметры  вершин и впадин da=d+2·m, df=d-2.5·m:

-вершин  da1= 54,1+2·2,5= 59,1

da2= 195,9+2·2,5= 200,9

-впадин  df1= 54,1-2.5·2,5= 47,9

df2= 195,9-2.5·2,5= 189,6

3.2.4.11.Силы  в зацеплении зубчатых колес

Окружные  силы Ft1(2)=2·103·T1/d1(2)

Ft1=2·103·65,5/54,1= 2420,4 H;

Ft2=2·103·223,3/195,9= 2280,0 H

Радиальные  силы Fr1(2)=Ft1(2)·tg(aw)/cosb

Fr1= 2420,4·tg(20)/cos14,1 = 908,2 H;

Fr2= 2280,0·tg(20)/cos14,1 = 855,5 H

Осевые  силы Fа1(2)=Ft1(2)·tg(b)

Fa1= 2420,4·tg14,1 = 606,9 H;

Fa2= 2280,0·tg14,1 = 571,7 H

 

3.2.5.ПРОВЕРКА  РАСЧЕТНЫХ КОНТАКТНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ

 

3.2.5.1.Oкружная  скорость колес υ=3.14·d2·n2/(60·103)

υ =3.14·195,9·59,2/(60·103)= 0,6 м/c

3.2.5.2.Степень  точности=f(v, b)= 9 (табл.4.2.8[1])

3.2.5.3.Коэффициент,  учитывающий динамическую нагрузку  в зацеплении,

kHu=f(степень точности, u, твердость зубьев)=1,0 (табл.4.2.8[2])

3.2.5.4.Коэффициент,  учитывающий неравномерность нагрузки  для одновременно зацепляющихся  зубьев,

kHa=f(степень точности, u) = 1,1 (табл.4.2.11[2])

3.2.5.5.Удельная  расчетная окружная сила

WHt=Ft1·KHb·K·KA/b2= 2420,4·1,1·1,0·1/49,5= 62,1 H/мм

3.2.5.6.Расчетные  контактные напряжения

ZH - коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев;

   для прямых зубьев ZH =1,77·cosb=1,7

ZE – коэффициент, учитывающий механические свойства материалов колес;

ZE =275 МПа1/2

Zε - коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий;

   для прямых зубьев Zε ==0,8 (c.44[1]);

 МПа

   Перегрузка 1,1% sH = 447,6 МПа èsHP = 442,7 МПа

 

 

3.2.6.ПРОВЕРКА  РАСЧЕТНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ ИЗГИБА

 

3.2.6.1.Коэффициент,  учитывающий динамическую нагрузку  в зацеплении,

kFu=f(степень точности, u, твердость зубьев)=1,0 (табл.4.2.8[2])

3.2.6.2.Коэффициент,  учитывающий неравномерность распределения  нагрузки по ширине венца (для  изгибной прочности),

kFb=f(HB, расположение колес относительно опор, ybd)=1,2 (рис.4.2.3[2])

3.2.6.3.Коэффициент,  учитывающий неравномерность нагрузки  для одновременно зацепляющихся  зубьев,

kFa=f(степень точности, u) = 1,4 (табл.4.2.11[2])

3.2.6.4.Удельная  расчетная окружная сила при  изгибе

WFt=Ft1·KFb·K·KA/b2=2420,4·1.2·1,0·1/49,5= 77,7 H/мм

3.2.6.5.Kоэффициент, учитывающий форму зуба, YFS=f(z1(2)E,x) (x=0)(рис.4.2.3 [1])

где     z1(2)E=z1(2)  - эквивалентное число зубьев

Выбранные значения YFS1= 4,0; YFS2= 3,7    

Дальнейший  расчет производим для элемента пары "шестерня-колесо" у которого меньше величина отношения sHP 1(2)/ YFS 1(2)

3.2.6.6.Расчетные  напряжения изгиба

Yb - коэффициент, учитывающий наклон зуба

  для косых зубьев  Yb=1-b/140=0,9

Yε - коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев

  для косых зубьев  Yε =1/ea=0,6

 МПа

Недогрузка 59,5%  sF = 63,3 èМПа sFP = 156,0 МПа

 

3.3 Расчет цилиндрической  косозубой передачи(U= 3,14)

 

Исходные  данные:

Частота вращения шестерни n1=  59,2 мин-1; колеса n2=   18,8 мин-1

Передаточное  число передачи U=  3,14

Крутящий  момент на шестерне T1=  223,3 Нм; на колесе T2=  673,2 Нм

Параметры долговечности Lгод= 5,0

    Kгод= 0,5

    Kсут= 0,3

3.3.1.Выбираем  материал шестерни и зубчатого  колеса.

Группу  материалов выбираем в зависимости  от требований габаритов передачи и  крутящего момента на ведомом  колесе (табл.3.2[2],табл.16.2.1,4.1.1[1]

Рекомендуемые сочетания материалов табл.4.1.2[1]

Выбираем  материал шестерни – Сталь 40Х и  колеса – Сталь 55

Термообработка  шестерни - улучшение

Термообработка  колеса - улучшение

Твердость шестерни HB1= 285

                      колеса   HB2= 255

 

3.3.2.ДОПУСКАЕМЫЕ  КОНТАКТНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ.

 

3.3.2.1. Базовое  число циклов,

соответствующее пределу выносливости для шестерни и колеса NHlim=f(HB) (табл.4.1.3[1]) (если HB<=200 NHlim=107)

NHlim1=  2,3·107 циклов

NHlim2=  1,8·107 циклов

3.3.2.2.Эквивалентное  число циклов

NHE=60·n·c·Lh·kHE

Lh - продолжительность работы передачи, час

Lh=Lгод·kгод·24·kсут·365=5,0·0,5·24·0,3·365= 6570,0

kHE - коэффициент, учитывающий изменение нагрузки в соответствии с циклограммой

 

  где qH=6-показатель степени кривой усталости при расчете на контактную выносливость

c = 1 - число зацеплений зуба за  один оборот колеса

 

NHE1 =60· 59,2·6570,0·1·0,4512= 1,1·107

NHE1 =60· 18,8·6570,0·1·0,4512= 0,3·107

3.3.2.3.Kоэффициент долговечности

(При NHlim< NHE ZN=1)

 

ZN1= 1,1;  ZN2= 1,3

3.3.2.4.Пределы  контактной выносливости 

sHlim=2HB+70

sHlim1=2·285+70= 640,0 МПа

sHlim2=2·255+70= 580,0 МПа

3.3.2.5.Допускаемые  контактные напряжения

sH1(2) =0.9·sHlim 1(2)·ZN 1(2)/SH 1(2)

SH1(2) =1.1 - коэффициент запаса прочности:

sH1=0.9·640,0·1,1/1.1=  596,5 МПа

sH2=0.9·580,0·1,3/1.1=  628,2 МПа

3.3.2.6.

Для цилиндрических колес с небольшой  разницей твердостей sHP=sH min

sHP = 596,5 МПа

 

3.3.3.ДОПУСКАЕМЫЕ  ИЗГИБНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ.

 

3.3.3.1.Базовое  число циклов напряжений NFlim=4·106 циклов

3.3.3.1.Эквивалентное  число циклов

NFE=60·n·c·Lh·kFE

kFE - коэффициент, учитыващий изменение нагрузки

 

где qF=6 для HB<=350, qF=9 для HB>350

 

NFE1=60·59,2·6570,0·1·0,3327= 7,8·106

NFE2=60·18,8·6570,0·1·0,3327= 2,5·106

3.3.3.3.Коэффициент  долговечности (при NFlim <= NFE YN=1)

,

YN1= 1,0;    YN2= 1,1

3.3.3.2.Предел  выносливости зубьев при изгибе, МПа.

sFlim = f(HB)  (табл.4.1.3[1])

sFlim 1= 499,0 МПа;        sFlim 2= 446,0 МПа

3.3.3.5.Допускаемые  изгибные напряжения

sFP 1(2) =0.4·sFlim 1(2)·YN 1(2)·YA

YA - коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки:

  при одностороннем приложении  нагрузки YA = 1.0 ;

  при двустороннем приложении  нагрузки YA = (0.7..0.8).

YA:= 1.0

sFP1=0.4·499,0·1,0·1.0=  199,6 МПа

sFP2=0.4·446,0·1,1·1.0=  193,4 МПа

 

 

 

 

3.3.4.РАСЧЕТ  ОСНОВНЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ

 

3.3.4.1.Расчетное  межосевое расстояние

,

ka= 43 MPa1/3 - коэффициент, зависящий от типа передачи(стр.46[1])

 

yba - коэффициент ширины колеса относительно межосевого расстояния

yba = b/aw=2·ybd /(u+1),  ybd =b/d1 (табл.4.2.6,4.2.7[1]

Выбранное значение ybd = 0,93 =>

yba =2·0,93/(3,1+1)= 0,45

KHb - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца

KHb =f(HB, расположение колес относительно опор, ybd)= 1.1 (рис.4.2.2[1])

KA - коэффициент внешней динамической нагрузки, KA= 1 (табл.4.2.9[1])

Предварительно  межосевое расстояние

 мм

Стандартное значение межосевого расстояния(табл.4.2.2[1]) aw= 140,0 мм

3.3.4.2.Ширины  зубчатых венцов:

шестерни b1=b2+(3..5)=62,9+4= 66,9 мм

колеса   b2=yba ·aw=0,4·140,0= 62,9 мм

3.3.4.3. Модуль  зацепления 

m’=2·aw·cosb/(z1’·(u+1))

Принимаем предварительно: z1’= 19, b=15° тогда

m’=2·140,0·cos15/(19·(3,1+1))= 3,4

3.3.4.4.Стандартное  значение модуля табл.4.2.1[1]:

m= 3,5

3.3.4.5.Суммарное  число зубьев передачи 

zS=2·aw·cosb’/m=2·140,0·cos15/3,5=77

3.3.4.6.Действительный  угол наклона зубьев

b=arccos(zS·m/(2·aw))=arccos(77·3,5/(2·140,0))=15,7

3.3.4.7.Число  зубьев шестерни 

z1=zS/(u+1)=77/(3,1+1)=19

3.3.4.8.Число  зубьев колеса 

z2= zS-z1=77-19= 58

3.3.4.9.Действительное  значение 

U=z2/z1=58/19= 3,1

3.3.4.10.Диаметры  зубчатых колес, мм

Делительные диаметры d1(2)=m·z/cosb:

d1= 3,5·19/cos15,7= 69,1

d2= 3,5·58/cos15,7= 210,9

Диаметры  вершин и впадин da=d+2·m, df=d-2.5·m:

-вершин  da1= 69,1+2·3,5= 76,1

da2= 210,9+2·3,5= 217,9

-впадин  df1= 69,1-2.5·3,5= 60,3

df2= 210,9-2.5·3,5= 202,2

3.3.4.11.Силы  в зацеплении зубчатых колес

Окружные  силы Ft1(2)=2·103·T1/d1(2)

Ft1=2·103·223,3/69,1= 6463,9 H;

Ft2=2·103·673,2/210,9= 6383,8 H

Радиальные  силы Fr1(2)=Ft1(2)·tg(aw)/cosb

Fr1= 6463,9·tg(20)/cos15,7 = 2444,4 H;

Fr2= 6383,8·tg(20)/cos15,7 = 2414,1 H

Осевые  силы Fа1(2)=Ft1(2)·tg(b)

Fa1= 6463,9·tg15,7 = 1822,8 H;

Fa2= 6383,8·tg15,7 = 1800,2 H

 

3.3.5.ПРОВЕРКА  РАСЧЕТНЫХ КОНТАКТНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ

 

3.3.5.1.Oкружная  скорость колес υ=3.14·d2·n2/(60·103)

υ =3.14·210,9·18,8/(60·103)= 0,2 м/c

3.3.5.2.Степень  точности=f(v, b)= 9 (табл.4.2.8[1])

3.3.5.3.Коэффициент,  учитывающий динамическую нагрузку  в зацеплении,

kHu=f(степень точности, u, твердость зубьев)=1,0 (табл.4.2.8[2])

3.3.5.4.Коэффициент,  учитывающий неравномерность нагрузки  для одновременно зацепляющихся  зубьев,

kHa=f(степень точности, u) = 1,1 (табл.4.2.11[2])

3.3.5.5.Удельная  расчетная окружная сила

WHt=Ft1·KHb·K·KA/b2= 6463,9·1,1·1,0·1/62,9= 130,3 H/мм

Информация о работе Расчёт двухступенчатого редуктора