Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:48, курсовая работа
При конструировании задача состоит в создании машин, дающих наибольший экономический эффект и обладающих высокими технико-экономическими и эксплуатационными показателями. Основные требование, предъявляемые к конструируемой машине – высокая надежность, ремонтопригодность, технологичность, минимальные габариты и масса, удобство эксплуатации. Машина должна соответствовать требованиям технической эстетики.
Введение 4
1 Выбор электродвигателя и кинематический расчет 5
2 Определение мощностей и предварительных крутящих моментов 6
3 Расчет передач 7
3.1 Расчет цилиндрической косозубой передачи(U= 4,50) 7
3.2 Расчет цилиндрической косозубой передачи(U= 3,55) 12
3.3 Расчет цилиндрической косозубой передачи(U= 3,14) 17
4 Расчет диаметров валов 22
5 Предварительный выбор подшипников 23
6 Расчет валов по эквивалентному моменту 24
Вал № 1(сталь 45) 24
Вал № 2(сталь 45) 29
Вал № 3(сталь 45) 34
Вал № 4(сталь 45) 39
7 Расчет подшипников по динамической грузоподъемности 44
8 Подбор и предварительный расчет шпоночных и шлицевых соединений 48
9 Назначение посадок, шероховатости поверхности, выбор степени точности и назначение допусков формы и расположения поверхностей 50
10 Определение размеров корпусных деталей 52
11 Описание сборки 54
12 Литература 55
Параметры долговечности Lгод= 5,0
Kгод= 0,5
Kсут= 0,3
3.2.1.Выбираем материал шестерни и зубчатого колеса.
Группу
материалов выбираем в зависимости
от требований габаритов передачи и
крутящего момента на ведомом
колесе (табл.3.2[2],табл.16.2.1,4.1.
Рекомендуемые сочетания материалов табл.4.1.2[1]
Выбираем материал шестерни – Сталь 45 и колеса – Сталь 45Л
Термообработка шестерни - улучшение
Термообработка колеса - улучшение
Твердость шестерни HB1= 260
колеса HB2= 223
3.2.2.ДОПУСКАЕМЫЕ КОНТАКТНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ.
3.2.2.1. Базовое число циклов,
соответствующее пределу выносливости для шестерни и колеса NHlim=f(HB) (табл.4.1.3[1]) (если HB<=200 NHlim=107)
NHlim1= 1,9·107 циклов
NHlim2= 1,4·107 циклов
3.2.2.2.Эквивалентное число циклов
NHE=60·n·c·Lh·kHE
Lh - продолжительность работы передачи, час
Lh=Lгод·kгод·24·kсут·365=5,0·
kHE - коэффициент, учитывающий изменение нагрузки в соответствии с циклограммой
где qH=6-показатель степени кривой усталости при расчете на контактную выносливость
c = 1 - число зацеплений зуба за один оборот колеса
NHE1 =60· 210,0·6570,0·1·0,4512= 3,7·107
NHE1 =60· 59,2·6570,0·1·0,4512= 1,1·107
3.2.2.3.Kоэффициент долговечности
(При NHlim< NHE ZN=1)
ZN1= 1,0; ZN2= 1,0
3.2.2.4.Пределы контактной выносливости
sHlim=2HB+70
sHlim1=2·260+70= 580,0 МПа
sHlim2=2·223+70= 516,0 МПа
3.2.2.5.Допускаемые контактные напряжения
sH1(2) =0.9·sHlim 1(2)·ZN 1(2)/SH 1(2)
SH1(2) =1.1 - коэффициент запаса прочности:
sH1=0.9·580,0·1,0/1.1= 474,5 МПа
sH2=0.9·516,0·1,0/1.1= 442,7 МПа
3.2.2.6.
Для цилиндрических колес с небольшой разницей твердостей sHP=sH min
sHP = 442,7 МПа
3.2.3.ДОПУСКАЕМЫЕ ИЗГИБНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ.
3.2.3.1.Базовое число циклов напряжений NFlim=4·106 циклов
3.2.3.1.Эквивалентное число циклов
NFE=60·n·c·Lh·kFE
kFE - коэффициент, учитыващий изменение нагрузки
где qF=6 для HB<=350, qF=9 для HB>350
NFE1=60·210,0·6570,0·1·0,3327= 27,5·106
NFE2=60·59,2·6570,0·1·0,3327= 7,8·106
3.2.3.3.Коэффициент долговечности (при NFlim <= NFE YN=1)
,
YN1= 1,0; YN2= 1,0
3.2.3.2.Предел
выносливости зубьев при
sFlim = f(HB) (табл.4.1.3[1])
sFlim 1= 446,0 МПа; sFlim 2= 390,0 МПа
3.2.3.5.Допускаемые изгибные напряжения
sFP 1(2) =0.4·sFlim 1(2)·YN 1(2)·YA
YA - коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки:
при одностороннем приложении нагрузки YA = 1.0 ;
при двустороннем приложении нагрузки YA = (0.7..0.8).
YA:= 1.0
sFP1=0.4·446,0·1,0·1.0= 178,4 МПа
sFP2=0.4·390,0·1,0·1.0= 156,0 МПа
3.2.4.РАСЧЕТ
ОСНОВНЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ
3.2.4.1.Расчетное межосевое расстояние
,
ka= 43 MPa1/3 - коэффициент, зависящий от типа передачи(стр.46[1])
yba - коэффициент ширины колеса относительно межосевого расстояния
yba = b/aw=2·ybd /(u+1), ybd =b/d1 (табл.4.2.6,4.2.7[1]
Выбранное значение ybd = 0,90 =>
yba =2·0,90/(3,5+1)= 0,40
KHb - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца
KHb =f(HB, расположение колес относительно опор, ybd)= 1.1 (рис.4.2.2[1])
KA - коэффициент внешней динамической нагрузки, KA= 1 (табл.4.2.9[1])
Предварительно межосевое расстояние
мм
Стандартное значение межосевого расстояния(табл.4.2.2[1]) aw= 125,0 мм
3.2.4.2.Ширины зубчатых венцов:
шестерни b1=b2+(3..5)=49,5+4= 53,5 мм
колеса b2=yba ·aw=0,4·125,0= 49,5 мм
3.2.4.3. Модуль зацепления
m’=2·aw·cosb/(z1’·(u+1))
Принимаем предварительно: z1’= 22, b=15° тогда
m’=2·125,0·cos15/(22·(3,5+1))= 2,4
3.2.4.4.Стандартное значение модуля табл.4.2.1[1]:
m= 2,5
3.2.4.5.Суммарное число зубьев передачи
zS=2·aw·cosb’/m=2·125,0·cos15/
3.2.4.6.Действительный угол наклона зубьев
b=arccos(zS·m/(2·aw))=arccos(
3.2.4.7.Число зубьев шестерни
z1=zS/(u+1)=97/(3,5+1)=21
3.2.4.8.Число зубьев колеса
z2= zS-z1=97-21= 76
3.2.4.9.Действительное значение
U=z2/z1=76/21= 3,6
3.2.4.10.Диаметры зубчатых колес, мм
Делительные диаметры d1(2)=m·z/cosb:
d1= 2,5·21/cos14,1= 54,1
d2= 2,5·76/cos14,1= 195,9
Диаметры вершин и впадин da=d+2·m, df=d-2.5·m:
-вершин da1= 54,1+2·2,5= 59,1
da2= 195,9+2·2,5= 200,9
-впадин df1= 54,1-2.5·2,5= 47,9
df2= 195,9-2.5·2,5= 189,6
3.2.4.11.Силы в зацеплении зубчатых колес
Окружные силы Ft1(2)=2·103·T1/d1(2)
Ft1=2·103·65,5/54,1= 2420,4 H;
Ft2=2·103·223,3/195,9= 2280,0 H
Радиальные силы Fr1(2)=Ft1(2)·tg(aw)/cosb
Fr1= 2420,4·tg(20)/cos14,1 = 908,2 H;
Fr2= 2280,0·tg(20)/cos14,1 = 855,5 H
Осевые силы Fа1(2)=Ft1(2)·tg(b)
Fa1= 2420,4·tg14,1 = 606,9 H;
Fa2= 2280,0·tg14,1 = 571,7 H
3.2.5.ПРОВЕРКА
РАСЧЕТНЫХ КОНТАКТНЫХ
3.2.5.1.Oкружная
скорость колес υ=3.14·d2·n2/(
υ =3.14·195,9·59,2/(60·103)= 0,6 м/c
3.2.5.2.Степень точности=f(v, b)= 9 (табл.4.2.8[1])
3.2.5.3.Коэффициент,
учитывающий динамическую
kHu=f(степень точности, u, твердость зубьев)=1,0 (табл.4.2.8[2])
3.2.5.4.Коэффициент,
учитывающий неравномерность
kHa=f(степень точности, u) = 1,1 (табл.4.2.11[2])
3.2.5.5.Удельная расчетная окружная сила
WHt=Ft1·KHb·KHυ·KA/b2= 2420,4·1,1·1,0·1/49,5= 62,1 H/мм
3.2.5.6.Расчетные контактные напряжения
ZH - коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев;
для прямых зубьев ZH =1,77·cosb=1,7
ZE – коэффициент, учитывающий механические свойства материалов колес;
ZE =275 МПа1/2
Zε - коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий;
для прямых зубьев Zε ==0,8 (c.44[1]);
МПа
Перегрузка 1,1% sH = 447,6 МПа èsHP = 442,7 МПа
3.2.6.ПРОВЕРКА РАСЧЕТНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ ИЗГИБА
3.2.6.1.Коэффициент,
учитывающий динамическую
kFu=f(степень точности, u, твердость зубьев)=1,0 (табл.4.2.8[2])
3.2.6.2.Коэффициент,
учитывающий неравномерность
kFb=f(HB, расположение колес относительно опор, ybd)=1,2 (рис.4.2.3[2])
3.2.6.3.Коэффициент,
учитывающий неравномерность
kFa=f(степень точности, u) = 1,4 (табл.4.2.11[2])
3.2.6.4.Удельная расчетная окружная сила при изгибе
WFt=Ft1·KFb·KFυ·KA/b2=2420,4·
3.2.6.5.Kоэффициент, учитывающий форму зуба, YFS=f(z1(2)E,x) (x=0)(рис.4.2.3 [1])
где z1(2)E=z1(2) - эквивалентное число зубьев
Выбранные значения YFS1= 4,0; YFS2= 3,7
Дальнейший расчет производим для элемента пары "шестерня-колесо" у которого меньше величина отношения sHP 1(2)/ YFS 1(2)
3.2.6.6.Расчетные напряжения изгиба
Yb - коэффициент, учитывающий наклон зуба
для косых зубьев Yb=1-b/140=0,9
Yε - коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев
для косых зубьев Yε =1/ea=0,6
МПа
Недогрузка 59,5% sF = 63,3 èМПа sFP = 156,0 МПа
3.3 Расчет цилиндрической косозубой передачи(U= 3,14)
Исходные данные:
Частота вращения шестерни n1= 59,2 мин-1; колеса n2= 18,8 мин-1
Передаточное число передачи U= 3,14
Крутящий момент на шестерне T1= 223,3 Нм; на колесе T2= 673,2 Нм
Параметры долговечности Lгод= 5,0
Kгод= 0,5
Kсут= 0,3
3.3.1.Выбираем материал шестерни и зубчатого колеса.
Группу
материалов выбираем в зависимости
от требований габаритов передачи и
крутящего момента на ведомом
колесе (табл.3.2[2],табл.16.2.1,4.1.
Рекомендуемые сочетания материалов табл.4.1.2[1]
Выбираем материал шестерни – Сталь 40Х и колеса – Сталь 55
Термообработка шестерни - улучшение
Термообработка колеса - улучшение
Твердость шестерни HB1= 285
колеса HB2= 255
3.3.2.ДОПУСКАЕМЫЕ КОНТАКТНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ.
3.3.2.1. Базовое число циклов,
соответствующее пределу выносливости для шестерни и колеса NHlim=f(HB) (табл.4.1.3[1]) (если HB<=200 NHlim=107)
NHlim1= 2,3·107 циклов
NHlim2= 1,8·107 циклов
3.3.2.2.Эквивалентное число циклов
NHE=60·n·c·Lh·kHE
Lh - продолжительность работы передачи, час
Lh=Lгод·kгод·24·kсут·365=5,0·
kHE - коэффициент, учитывающий изменение нагрузки в соответствии с циклограммой
где qH=6-показатель степени кривой усталости при расчете на контактную выносливость
c = 1 - число зацеплений зуба за один оборот колеса
NHE1 =60· 59,2·6570,0·1·0,4512= 1,1·107
NHE1 =60· 18,8·6570,0·1·0,4512= 0,3·107
3.3.2.3.Kоэффициент долговечности
(При NHlim< NHE ZN=1)
ZN1= 1,1; ZN2= 1,3
3.3.2.4.Пределы контактной выносливости
sHlim=2HB+70
sHlim1=2·285+70= 640,0 МПа
sHlim2=2·255+70= 580,0 МПа
3.3.2.5.Допускаемые контактные напряжения
sH1(2) =0.9·sHlim 1(2)·ZN 1(2)/SH 1(2)
SH1(2) =1.1 - коэффициент запаса прочности:
sH1=0.9·640,0·1,1/1.1= 596,5 МПа
sH2=0.9·580,0·1,3/1.1= 628,2 МПа
3.3.2.6.
Для цилиндрических колес с небольшой разницей твердостей sHP=sH min
sHP = 596,5 МПа
3.3.3.ДОПУСКАЕМЫЕ ИЗГИБНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ.
3.3.3.1.Базовое число циклов напряжений NFlim=4·106 циклов
3.3.3.1.Эквивалентное число циклов
NFE=60·n·c·Lh·kFE
kFE - коэффициент, учитыващий изменение нагрузки
где qF=6 для HB<=350, qF=9 для HB>350
NFE1=60·59,2·6570,0·1·0,3327= 7,8·106
NFE2=60·18,8·6570,0·1·0,3327= 2,5·106
3.3.3.3.Коэффициент долговечности (при NFlim <= NFE YN=1)
,
YN1= 1,0; YN2= 1,1
3.3.3.2.Предел
выносливости зубьев при
sFlim = f(HB) (табл.4.1.3[1])
sFlim 1= 499,0 МПа; sFlim 2= 446,0 МПа
3.3.3.5.Допускаемые изгибные напряжения
sFP 1(2) =0.4·sFlim 1(2)·YN 1(2)·YA
YA - коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки:
при одностороннем приложении нагрузки YA = 1.0 ;
при двустороннем приложении нагрузки YA = (0.7..0.8).
YA:= 1.0
sFP1=0.4·499,0·1,0·1.0= 199,6 МПа
sFP2=0.4·446,0·1,1·1.0= 193,4 МПа
3.3.4.РАСЧЕТ
ОСНОВНЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ
3.3.4.1.Расчетное межосевое расстояние
,
ka= 43 MPa1/3 - коэффициент, зависящий от типа передачи(стр.46[1])
yba - коэффициент ширины колеса относительно межосевого расстояния
yba = b/aw=2·ybd /(u+1), ybd =b/d1 (табл.4.2.6,4.2.7[1]
Выбранное значение ybd = 0,93 =>
yba =2·0,93/(3,1+1)= 0,45
KHb - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца
KHb =f(HB, расположение колес относительно опор, ybd)= 1.1 (рис.4.2.2[1])
KA - коэффициент внешней динамической нагрузки, KA= 1 (табл.4.2.9[1])
Предварительно межосевое расстояние
мм
Стандартное значение межосевого расстояния(табл.4.2.2[1]) aw= 140,0 мм
3.3.4.2.Ширины зубчатых венцов:
шестерни b1=b2+(3..5)=62,9+4= 66,9 мм
колеса b2=yba ·aw=0,4·140,0= 62,9 мм
3.3.4.3. Модуль зацепления
m’=2·aw·cosb/(z1’·(u+1))
Принимаем предварительно: z1’= 19, b=15° тогда
m’=2·140,0·cos15/(19·(3,1+1))= 3,4
3.3.4.4.Стандартное значение модуля табл.4.2.1[1]:
m= 3,5
3.3.4.5.Суммарное число зубьев передачи
zS=2·aw·cosb’/m=2·140,0·cos15/
3.3.4.6.Действительный угол наклона зубьев
b=arccos(zS·m/(2·aw))=arccos(
3.3.4.7.Число зубьев шестерни
z1=zS/(u+1)=77/(3,1+1)=19
3.3.4.8.Число зубьев колеса
z2= zS-z1=77-19= 58
3.3.4.9.Действительное значение
U=z2/z1=58/19= 3,1
3.3.4.10.Диаметры зубчатых колес, мм
Делительные диаметры d1(2)=m·z/cosb:
d1= 3,5·19/cos15,7= 69,1
d2= 3,5·58/cos15,7= 210,9
Диаметры вершин и впадин da=d+2·m, df=d-2.5·m:
-вершин da1= 69,1+2·3,5= 76,1
da2= 210,9+2·3,5= 217,9
-впадин df1= 69,1-2.5·3,5= 60,3
df2= 210,9-2.5·3,5= 202,2
3.3.4.11.Силы в зацеплении зубчатых колес
Окружные силы Ft1(2)=2·103·T1/d1(2)
Ft1=2·103·223,3/69,1= 6463,9 H;
Ft2=2·103·673,2/210,9= 6383,8 H
Радиальные силы Fr1(2)=Ft1(2)·tg(aw)/cosb
Fr1= 6463,9·tg(20)/cos15,7 = 2444,4 H;
Fr2= 6383,8·tg(20)/cos15,7 = 2414,1 H
Осевые силы Fа1(2)=Ft1(2)·tg(b)
Fa1= 6463,9·tg15,7 = 1822,8 H;
Fa2= 6383,8·tg15,7 = 1800,2 H
3.3.5.ПРОВЕРКА
РАСЧЕТНЫХ КОНТАКТНЫХ
3.3.5.1.Oкружная
скорость колес υ=3.14·d2·n2/(
υ =3.14·210,9·18,8/(60·103)= 0,2 м/c
3.3.5.2.Степень точности=f(v, b)= 9 (табл.4.2.8[1])
3.3.5.3.Коэффициент,
учитывающий динамическую
kHu=f(степень точности, u, твердость зубьев)=1,0 (табл.4.2.8[2])
3.3.5.4.Коэффициент,
учитывающий неравномерность
kHa=f(степень точности, u) = 1,1 (табл.4.2.11[2])
3.3.5.5.Удельная расчетная окружная сила
WHt=Ft1·KHb·KHυ·KA/b2= 6463,9·1,1·1,0·1/62,9= 130,3 H/мм