Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:13, курсовая работа
Цель данной работы: изучить способы реабилитации детей пострадавших от жестокого обращения в семье, переживших насилие. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - изучить насилие и жестокое обращение с детьми как социальную проблему; - рассмотреть социально-психологическую характеристику детей, пострадавших от жестокого обращения в семье; - проанализировать методы работы социального педагога с детьми, пострадавшими от жестокого обращения в семье, пережившими насилие; -охарактеризовать меры предотвращения семейного насилия и жестокого обращения с детьми в российском законодательстве.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ, ПЕРЕЖИВШИХ СЕМЕЙНОЕ НАСИЛИЕ 5
1.1 Насилие и жестокое обращение с детьми как социальная проблема 5
1.2 Социально-психологическая характеристика детей, пострадавших от жестокого обращения в семье, насилия 15
ГЛАВА 2. РЕАБИЛИТАЦИЯ КАК ОСНОВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПОСТРАДАВШИМИ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ В СЕМЬЕ 20
2.1 Методы работы социального педагога с детьми, пострадавшими от жестокого обращения в семье, пережившими насилие 20
2.2 Меры предотвращения семейного насилия и жестокого обращения с детьми в российском законодательстве 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
СОДЕРЖАНИЕ
В России наметилась отчетливая
тенденция возрастающего интере
Социально-педагогическая
запущенность является одним из видов
неправильного обращения с
В настоящее время как никогда важно выявить проблемы пренебрежения нужд детей со стороны родителей, продумать пути их решения, для того, чтобы помочь детям в борьбе с насилием.
Актуальность проблемы пренебрежения нуждами ребенка заставляет всех задуматься над значимостью этого явления, что и определило тему работы «Влияние пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей на него социально - психологическую адаптированность».
Цель данной работы: изучить способы реабилитации детей пострадавших от жестокого обращения в семье, переживших насилие.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить насилие и жестокое обращение с детьми как социальную проблему;
- рассмотреть социально-психологическую характеристику детей, пострадавших от жестокого обращения в семье;
- проанализировать методы работы социального педагога с детьми, пострадавшими от жестокого обращения в семье, пережившими насилие;
-охарактеризовать меры предотвращения семейного насилия и жестокого обращения с детьми в российском законодательстве.
Объект исследования: дети, пострадавшие от жесткого обращения в семье.
Предмет исследования: способы реабилитации детей, пострадавших от жесткого обращения в семье.
Жестокое и пренебрежительное обращение с детьми - это типичное проявление насилия по отношению к детям, которое может поставить под угрозу выживаемость ребенка и оказать вредное воздействие на его физическое, психосоциальное, эмоциональное и сексуальное развитие, что приводит к печальным последствиям как с точки зрения общества в целом, так и с точки зрения благополучия будущего поколения, в частности.1
Жестокое обращение с детьми - это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны взрослых, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию.
Насилие над ребенком - это физическое, психологическое, социальное воздействие на ребенка со стороны другого человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающее его физическому или психологическому здоровью и целостности.
Формы и виды домашнего насилия над детьми
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми или насилия над детьми: физическое, сексуальное, психическое (эмоциональное) насилие, моральная жестокость (пренебрежение основными физическими и социально-психологическими нуждами ребёнка).
Физическое насилие - это преднамеренное нанесение детям физических повреждений (увечий) родителями или лицами, их заменяющими (замещающими), либо ответственными за воспитание детей. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.
Физическое насилие можно распознать по характерным особенностям внешнего вида ребёнка и по характеру имеющихся травм.
Внешний вид (особенности физических травм при насилии):
- множественные физические
повреждения, имеющие
- задержка физического развития (отставание в весе и росте), обезвоживание (у грудных детей);
- признаки плохого
ухода: гигиеническая
Сексуальное насилие и развращение - это вовлечение детей в сексуальные отношения, с согласия детей или без их согласия, осознаваемое или неосознаваемое ими. Здесь не имеет значения происходит ли это в силу функциональной зрелости ребёнка (в узком смысле - до 16 лет, в широком смысле - до 18 лет) или в силу других причин. Имеется ввиду вовлечение взрослыми детей в сексуальные действия, с целью получения взрослыми удовлетворения или выгоды. Развращением считается не только собственно половой акт, но и широкий спектр разных других сексуальных действий.
Психическое (эмоциональное) насилие - это периодическое, длительное или постоянное психическое (психологическое) резко негативное воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребёнка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности. этой форме насилия, осуществляющегося разнообразными социально-психологическими средствами как вербально, так и невербально, относятся:
-открытое выраженное
неприятие личности и
-оскорбление и унижение
личностного достоинства
-угрозы в адрес
ребенка, проявляющиеся в
-преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка от окружающих людей, включая сверстников и ровесников;
-предъявление к ребёнку
чрезмерных психолого-
-ложь ребёнку и постоянное невыполнение взрослыми обещаний, данных ребёнку;
-грубое уничижительное
психическое воздействие
Моральная жестокость - это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Социально-экономическими и социально-психологическими причинами неудовлетворения основных потребностей детей могут быть:
-отсутствие адекватного возрасту и физическим потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
-отсутствие должного
внимания или заботы, в результате
чего ребёнок может стать
-нанесение оскорблений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение правонарушений.
Любой вид жестокого
обращения с детьми ведет к
самым разнообразным
Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, долговременные нарушения работы внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется длительное время, чтобы залечить эти повреждения, но ещё больше времени и усилий требуется, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от насилия.2
К ближайшим последствиям относятся физические травмы и увечья, рвота, желудочные и головные боли, потеря сознания, а также острые психические нарушения (острый стресс и т.п.). Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в случаях обоих типов ребёнок становится охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей более старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.
Независимо от вида и характера насилия у детей могут наблюдаться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим: ожирение или , наоборот, резкая потеря веса, что обусловлено нарушениями аппетита. При эмоциональном (психическом) насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология, язва желудка, при сексуальном насилии - необъяснимые боли внизу живота. Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание, энурез, энкопрез, некоторые дети повторно поступают в отделения неотложной помощи по поводу случайных травм, отравлений.
Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.
Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных.
Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками.
Дети, пережившие сексуальное насилие, приобретают несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками.
Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое, а не только сексуальное, насилие является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда, для нее характерны постоянная убежденность в собственной неполноценности, в том, что «ты хуже всех». Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение со сверстниками затруднено. Среди этих детей, даже когда они становятся взрослыми, отмечается высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувстве одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки суицида.
Среди отдалённых последствий жестокого обращения с детьми выделяют нарушения физического и психического развития ребёнка, различные физиологические и психосоматические заболевания, личностные, в особенности - эмоциональные нарушения, отсроченные негативные социально-психологические последствия (глубокая социальная дезадаптированность и т.п.).
Заболевания могут носить специфический для отдельного вида насилия характер: например, при физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, имеют место даже переломы костей конечностей и черепа, что приводит к разнообразным гематомам, опухолям, артрозам и т.п. При сексуальном насилии у детей могут быть заболевания, передающиеся половым путем. Независимо от вида и характера насилия у детей могут наблюдаться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим расстройствам, например, ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, детские болезни сердца, детская астма и пр. При эмоциональном (психическом) насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология, язва желудка, при сексуальном насилии - т.н. психические боли внизу живота. Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикания, энурез, энкопрез и пр.
Пострадавшие от насилия, испытавшие на себе аффекты взрослых, дети сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, животных. Часто агрессивность таких детей проявляется в игре. Некоторые их них наоборот чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. В обоих случаях нарушается контакт со сверстниками.
Дети, пережившие сексуальное
насилие или развращение, приобретают
не свойственные их возрасту познания
о сексуальных
Наиболее универсальной и тяжёлой по своим долговременным последствиям для развития личности психологической реакцией детей на любого рода насилие является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда. Вследствие этого ребёнку трудно добиться успеха, уважения окружающих, общение его со сверстниками и взрослыми сильно затруднено.
Среди этих детей и подростков отмечается высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувстве одиночества, в нарушениях сна и аппетита.
Чувствуя себя несчастными, обделёнными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из сложившегося положения, они и сами могут стать вымогателями, хулиганами или насильниками.
В более старшем возрасте, у подростков и юношей, наблюдаются попытки покончить с собой или завершённые самоубийства.
Социальные последствия насилия для детей.
Можно выделить два проявляющихся одновременно аспекта социальных последствий насилия для детей: вред для жертвы и вред для общества.
Информация о работе Реабилитация детей,пострадавших от жестокого обращения в семье