Реабилитация детей,пострадавших от жестокого обращения в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить способы реабилитации детей пострадавших от жестокого обращения в семье, переживших насилие. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - изучить насилие и жестокое обращение с детьми как социальную проблему; - рассмотреть социально-психологическую характеристику детей, пострадавших от жестокого обращения в семье; - проанализировать методы работы социального педагога с детьми, пострадавшими от жестокого обращения в семье, пережившими насилие; -охарактеризовать меры предотвращения семейного насилия и жестокого обращения с детьми в российском законодательстве.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ, ПЕРЕЖИВШИХ СЕМЕЙНОЕ НАСИЛИЕ 5
1.1 Насилие и жестокое обращение с детьми как социальная проблема 5
1.2 Социально-психологическая характеристика детей, пострадавших от жестокого обращения в семье, насилия 15
ГЛАВА 2. РЕАБИЛИТАЦИЯ КАК ОСНОВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПОСТРАДАВШИМИ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ В СЕМЬЕ 20
2.1 Методы работы социального педагога с детьми, пострадавшими от жестокого обращения в семье, пережившими насилие 20
2.2 Меры предотвращения семейного насилия и жестокого обращения с детьми в российском законодательстве 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41

Файлы: 1 файл

11306 б тех соц раб Реабилитация детей пострадавших от жестокого обращения в семье , переживших насилие дор.doc

— 286.50 Кб (Скачать файл)

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года №223-ФЗ (с изменениями на 2 января 2012 года): 

Статья 54 «Право ребенка  жить и воспитываться в семье» утверждает право ребенка на уважение его человеческого достоинства. Статья 56 посвящена праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов. Такая защита должна осуществляться его родителями или лицами, их замещающими, а также органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Вместе с тем ребенок имеет право и на защиту от злоупотреблений со стороны своих родителей. Так, до исполнения ему 14 лет он вправе самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства и другие организации по защите прав ребенка, а после 14 лет – в суд. В соответствии со статьей 65 при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому или психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

 Способы воспитания  детей должны исключать пренебрежительное,  жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. Семейный Кодекс предусматривает «лишение родителей родительских прав» (статья 69) или «ограничение родительских прав» (статья 73) как меры защиты детей от жестокого обращения с ними в семье. Статья 77 предусматривает, что при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать его у родителей (одного из них). Данная статья предназначена для решения таких ситуаций, когда только возникает опасность для ребенка со стороны родителей. При этом неважно, наступили или нет негативные последствия такой опасности, главным является наличие ее признаков. Использовать такую меру защиты прав и интересов ребенка могут только органы опеки и попечительства, для которых выполнение такой меры является профессиональной обязанностью. Они обязаны отобрать несовершеннолетнего при непосредственной угрозе его жизни или здоровью не только у его родителей, но и у других лиц, на попечении которых он находится. Правовым основанием здесь является постановление органа местного самоуправления. В его основе должен лежать акт обследования условий жизни ребенка, составленный по фактическому месту его нахождения и подписанный представителем органа опеки и попечительства. В постановлении констатируется факт пребывания несовершеннолетнего в крайне опасной для жизни и здоровья обстановке и дается указание о его немедленном отобрании. Существует установленная последовательность действий в охране прав отобранного в административном порядке несовершеннолетнего:

- незамедлительно уведомить  об этом прокурора (в некоторых  случаях прокурор решает вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении родителей, совершивших общественно опасное деяние);

- временное устройство  отобранного ребенка (в воспитательное, лечебное учреждение или учреждение  социальной защиты);

- предъявление иска  в суд об ограничении или лишении родительских прав (иск может быть предъявлен близкими родственниками ребенка, органами опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних, дошкольными и образовательными учреждениями, прокурором).

Ограничение родительских прав осуществляется только в порядке судебного разбирательства с участием прокурора и органа опеки и попечительства (ст.70 СК).

Ограничение родительских прав – это временная мера, которая  обычно применяется в целях предупреждения какой-либо опасности, грозящей жизни и здоровью ребенка либо его воспитанию. Оно допускается также в случаях, когда оставление ребенка с родителями, вследствие их поведения, является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей родительских прав. Если родители не изменяют своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев (в интересах ребенка и до истечения этого срока) после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав (ст.73СК). При рассмотрении дела об ограничении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей. Ограничение родительских прав не исключает полностью контактов родителя, чьи родительские права были ограничены, с ребенком. Такие контакты возможны, если они не оказывают на ребенка вредного воздействия. Допускаются они с согласия органа опеки и попечительства, либо с согласия опекуна (попечителя), приемных родителей ребенка или администрации учреждения, в котором находится ребенок.

Лишение родительских прав является исключительной мерой, которая  применяется в случаях, когда  изменить поведение родителей в  лучшую сторону уже невозможно, (ст.69 СК) если они:

- уклоняются от выполнения  обязанностей родителей, в том  числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

- отказываются без  уважительных причин взять своего  ребенка из родильного дома  либо иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения  социальной защиты населения  или из других учреждений;

- злоупотребляют своими родительскими правами;

- жестоко обращаются  с детьми, в том числе осуществляют  физическое или психическое насилие,  покушаются на их половую неприкосновенность;

- являются больными  хроническим алкоголизмом или  наркоманией;

- совершили умышленное преступление против жизни и здоровья своих детей, либо против жизни или здоровья своего супруга. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка.

При решении вопроса  о восстановлении родительских прав суд должен учитывать мнение ребенка, а если ребенку исполнилось 10 лет, то восстановление родительских прав возможно только с его согласия.

Уголовный Кодекс РФ  предусматривает ответственность за жестокое обращение с детьми:

– за совершение физического  и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136);

– за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157).

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (№2202-1 от 17.01. 1992г.)  наделяет прокуроров широкими полномочиями, направленными на защиту прав и свобод несовершеннолетних, в том числе в области защиты детей от жестокого обращения и семейного насилия. По выявленным фактам жестокого обращения с детьми принимаются меры прокурорского реагирования: приносятся протесты, вносятся представления, направляются иски в суды в защиту прав и законных интересов детей, выносятся предостережения. 

Эффективности предупреждения жестокого обращения с несовершеннолетними, социальной реабилитации и социальной адаптации жертв семейного насилия должен способствовать межведомственный подход к решению этих проблем с помощью всего гражданского общества, взаимодействие ведомств всех ветвей власти с правозащитными и иными общественными организациями, в том числе, учреждение в ряде регионов должности уполномоченного по правам ребенка.

В заключение, следует  отметить, что лишение родительских прав – это очень жесткая мера, в результате которой страдают и  родители, и их дети. Зачастую, следствием этого становится полная утрата детско-родительских взаимоотношений. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенной работы можно сделать следующий вывод

Проблема насилия в  семье, существует давно и во всех странах мира и отражает дисгармонию  и перекосы, существующие во взаимоотношениях в обществе. На сегодняшний день очевидно, что качественная социальная работа должна основываться на тесном взаимодействии всех ветвей власти, так или иначе занимающихся решением социальных проблем населения, особенно решением проблемы предотвращения семейного насилия. В связи с этим для нас представляют существенный практический интерес технологии взаимодействия органов социальной защиты, внутренних дел, учреждений здравоохранения, образования, то есть всех тех структур, которые в силу своей компетенции работают с жертвами семейного насилия.

Семейное насилие не имеет никаких культурных, социальных, экономических, классовых, религиозных  границ. Насилие в семье, как основной ячейке общества подрывает основы не только жизнедеятельности семьи, но и нарушает безопасность самого общества. Жертвами насилия чаще всего становятся женщины и дети.

В  России система помощи жертвам семейного насилия менее развита, чем за рубежом; и для расширения и повышения эффективности системы помощи, а также искоренения проблемы семейного насилия, целесообразно следить за опытом зарубежных стран и внедрять эффективные программы в российскую систему помощи. Конечно, у каждой страны своя специфика и свой менталитет, но многие программы, которые достаточно давно применяются в зарубежные кризисных центрах и дают положительные результаты, может с успехом использоваться для реабилитации женщин- жертв семейного насилия вы России.

Любой вид жестокого  обращения с детьми (чаще всего  отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое  здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Как правило, причины проявления многих отклонений и нарушений во взрослой жизни скрыты в пережитом когда-то в детстве. Поэтому при оценке каждого конкретного случая насилия над детьми следует очень внимательно рассматривать весь комплекс клинических симптомов, психологических особенностей, социальных условий и обстоятельств, связанных с жестоким обращением, и подходить к данному вопросу профессионально, учитывая мнение всех специалистов, чтобы оказать действенную помощь. Знание психолог - педагогической, медицинской и юридической сторон проблемы жестокого обращения с детьми и пренебрежения их нуждами и интересами позволит максимально верно и эффективно действовать, предупреждая и ликвидируя такие явления.

Чтобы защитить ребенка от жестокого обращения, от его последствий, чтобы обеспечить ему счастливое детство и право на жизненное пространство, которое формирует в нем физическое здоровье, обеспечивает уровень образования, воспитывает моральные качества и нравственные принципы, т. е готовит его к созданию семьи и воспитанию собственных детей, необходимо оградить его от возможного или вероятного негативного воздействия и, если возникнет такая необходимость, защитить его. На страже стоят государственные законы. И каждый гражданин нашей страны должен понимать ответственность за наших детей, за наше будущее, проявить свою активную гражданскую позицию и не остаться равнодушным к тем детям, которые находятся в опасном положении

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно  правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. - М.: ЛексЭСТ, 2010.
  2. Семейный кодекс Российской Федерации. - М.: ЛексЭСТ, 2011.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: Юркнига, 2011.

Учебная литература

 

  1. Алипов, В.И., Корхов В.В Алкоголизм и материнство. - Л.: Знание, 2011. – 410 с.
  2. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений.- М.: Аспект Пресс, 2011.– 376 с.
  3. Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М.В.Фирсов. М.: Сварогъ -- НВФ СПТ, 2010. – 369 с.
  4. Анцупов, А.Я., Шипилов А.И.; Конфликтология. - М.:Этмос, 2010.
  5. Болотина, Т.В. Конвенция о правах ребёнка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях. - М.: АПК и ПРО, 2010.– 6с.
  6. Гидденс, Э. Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 2011. – 704 с.
  7. Громова, О.Н. Конфликтология. - М.: Юнити, 2010. – 224 с.
  8. Гуслякова, Л.Г., Холостова Е.И. Основы теории социальной работы: Учебное пособие. М.: Институт социальной работы, 2010. – 419 с.
  9. Дети и насилие. Материалы международного семинара «Права ребенка: проблемы насилия над детьми». – МН.:МТС-Пресс, 2010. – 203 с.
  10. Жуков, В.И. Теория и методика социальной работы (курс лекций) - М.2011. -  320 с.
  11. Захаров, А.И. Отклонения в поведении ребенка. М., 2011. – 520 с.
  12. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – Л.: Медицина, 2010. – 403 с.
  13. Лисицин, Ю.Б., Копыт Н.Я. Алкоголизм: Социально-гигиенические аспекты. - М.: Медицина, 2010. – 469 с.
  14. Лэндрет, Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М.: Международная педакадемия, 2011. – 258 с.
  15. Майерс, Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2011. – 396 с.
  16. Мартыненко, А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование.- М.: Наука, 2011. – 240 с.
  17. Мартыненко, А.В. Теория медико-социальной работы. – М.: Издательство Московской гуманитарно-социальной академии, 2010. – 80 с.
  18. Москаленко, В.Д. Программа социальной работы с семьями больных алкоголизмом. М.: ЦОЦ, 2010. – 310 с.
  19. Права ребенка - законодательство и практика: Материалы республиканской научно-практической конференции. - М.: Приложение, 2011. – 139 с.
  20. Социальному работнику о проблеме домашнего насилия / Под ред. Синельникова А. М. – М.: Университетская книга, 2010. – 128 с.
  21. Табарина, Н.В. Клиническая психология. – СПб.: Питер, 2010. – 352с
  22. Эриксон, Э. Детство и общество. СПб.: Университетская книга, 2011. – 283 с.

Информация о работе Реабилитация детей,пострадавших от жестокого обращения в семье