Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:13, курсовая работа
Цель данной работы: изучить способы реабилитации детей пострадавших от жестокого обращения в семье, переживших насилие. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - изучить насилие и жестокое обращение с детьми как социальную проблему; - рассмотреть социально-психологическую характеристику детей, пострадавших от жестокого обращения в семье; - проанализировать методы работы социального педагога с детьми, пострадавшими от жестокого обращения в семье, пережившими насилие; -охарактеризовать меры предотвращения семейного насилия и жестокого обращения с детьми в российском законодательстве.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ, ПЕРЕЖИВШИХ СЕМЕЙНОЕ НАСИЛИЕ 5
1.1 Насилие и жестокое обращение с детьми как социальная проблема 5
1.2 Социально-психологическая характеристика детей, пострадавших от жестокого обращения в семье, насилия 15
ГЛАВА 2. РЕАБИЛИТАЦИЯ КАК ОСНОВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПОСТРАДАВШИМИ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ В СЕМЬЕ 20
2.1 Методы работы социального педагога с детьми, пострадавшими от жестокого обращения в семье, пережившими насилие 20
2.2 Меры предотвращения семейного насилия и жестокого обращения с детьми в российском законодательстве 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
Вред для социально-
Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают существенные трудности социализации: у них нарушены социальные связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет среди сверстников и ровесников. Решение своих социальных проблем дети, являющиеся жертвами насилия, нередко находят в криминальной среде, а часто это сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.3
Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушиться половая ориентация.
Основные причины жестокого обращения с детьми в семье
Среди социально-экономических
и социально-психологических
Причины жестокого обращения
с детьми можно рассматривать
в общем социокультурном
Причины жестокого обращения с детьми должны рассматриваться именно в социальном семейном контексте, который включает в себя специфическую структуру отношений в семье и их негативную динамику, а также обезличенность семейных отношений. Жестокое обращение с детьми в семье в этом контексте детерминируется раздражительностью и нервозностью отца и матери. При этом ребёнок перенимает модель отрицательную решения проблем и усваивает негативные образцы поведения в трудной ситуации. Помимо этого, данные дети затем воспроизводят такую контрпродуктивную модель отношений в своих семьях.
Содержательным контекстом является кризисный психосоциальный контекст, который проявляется в дефиците средств и возможностей для установления и поддержания бесконфликтной ситуации в семье; в нагрузках, вызванных социальными изменениями, в существенно низкой адаптации родителей в кризисных ситуациях; в некомпетентности взрослых людей решать конфликты и изменять свои представления о детях в процессе их взросления и т.д.
Естественно, при изучении причин жестокого обращения с детьми, необходимо изучать совокупность всех существующих факторов, а не одну причину, лежащую на поверхности.
Комплексность подхода к проблеме насилия в семье имеет очень определяющее значение. Очень важна профилактическая работа, как с семьями, так и с подростками, а в особенности - с детьми как наименее защищёнными членами нашего общества.
Таким образом, пренебрежение родительским долгом и жестокое обращение с детьми - одни из наиболее пагубных проявлений семейного насилия и жестокости. Профилактика и раннее выявление факторов пренебрежения родительским долгом и жестокого обращения с детьми, а также всесторонняя помощь детям - жертвам насилия - обязанность всего общества. Система народного образования должна иметь механизмы выявления, предотвращения и профилактики жестокого обращения с детьми, что является неотъемлемым компонентом психологической безопасности образовательной среды.
Одной из важнейших задач социальной работы является сохранение и поддержание человека, группы или коллектива в состоянии активного, творческого и самостоятельного отношения к себе, своей жизни и деятельности. В её решении очень важную роль играет процесс восстановления этого состояния, которое может быть утрачено субъектом в силу ряда причин.
Любой социальный субъект, независимо от степени сложности, в течение всей своей жизни неоднократно сталкивается с ситуациями, когда разрушается устоявшаяся и привычная для него модель жизнедеятельности, рвутся сложившиеся социальные связи и отношения и с разной степенью глубины меняется социальная среда его жизнедеятельности. В таких обстоятельствах субъекту необходимо не только привыкнуть, адаптироваться к новым условиям существования, но и вернуть утраченные социальные позиции, восстановить физические, эмоциональные и психологические ресурсы, а также важные и значимые для субъекта социальные связи и отношения. Иначе говоря, необходимым условием успешной и эффективной социальной поддержки человека или группы являются восстановление их социально и личностно значимых качеств и характеристик и преодоление ситуации социальной и личностной недостаточности.4
Эта задача может и должна быть успешно решена в процессе организации и проведения социальной реабилитации субъекта.
Социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне организованный процесс.
Потребность в социальной реабилитации
– это универсальное социальное
явление. Каждый социальный субъект, независимо
от степени его социального
Социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-то причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей человека.
В литературе различают следующие виды социальной реабилитации:
Социально-медицинская - включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию, восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства.
Психологическая реабилитация – воздействие на психическую сферу, направленное на преодоление в сознании больного или индивида представления о бесполезности лечения.
Социально-педагогическая – направлена на решение таких задач, как преодоление состояния «педагогической запущенности», организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования. При этом предполагается определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также соответствующих методик и программ.
Профессиональная и
трудовая – позволяет формировать
новые или восстанавливать
Социально-средовая – направлена на восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды. Этот вид реабилитации включает в себя знакомство человека с основными характеристиками среды, в которой он оказался, помощь в организации новой среды жизнедеятельности и восстановление привычных моделей поведения и деятельности по организации собственной повседневной жизни.
Психосоциальная реабилитация – это процесс, который открывает людям, возможность достичь своего оптимального уровня самостоятельного функционирования в обществе.
Потребность в психосоциальной помощи появляется в случае социальной дезадаптации, при возникновении у ребенка психологического дискомфорта, что может быть вызвано причинами как внешнего, так и внутреннего характера, либо их сложным сочетанием.
Особое место занимают детско-родительские проблемы, осложнения, связанные с воспитанием детей, в основе которых могут быть самые разнообразные причины: задержка психического развития и нервно-психические заболевания детей; кризисы возрастного развития; индивидуально-психологические особенности детей, не понимаемых родителями; неправильный стиль отношений и закрепившиеся отрицательные стереотипы внутрисемейного общения, а также вероятность жестокого обращения с детьми.
Учитывая разнообразие и сложность внутрисемейных, а также других проблем, требующих психосоциальной помощи, в их решении нередко участвуют различные специалисты ведомств системы профилактики (учреждения социального обслуживания населения, образования, здравоохранения, специалистов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектора по делам несовершеннолетних, отдел опеки и попечительства).
Элементы психосоциальной работы с ребенком, подвергшимся жестокому обращению, могут быть представлены в виде психодиагностики, первичного психологического консультирования (очное, телефонное, Интернет-консультирование), когда происходит первое ознакомление с проблемой, вычленение ее аспектов, осознание и самоактуализация резервов личности для разрешения возникших затруднений, а также индивидуальная и групповая работа.
Остановимся подробнее на каждом элементе психосоциальной работы с жертвами жестокого обращения.
Первый этап – Психодиагностика.
Психологическое обследование ребенка направлено на диагностику
эмоционально-личностных отношений;
акцентуаций характера и психических отклонений.
Особенности эмоционально-личностных отношений ребенка выясняются в беседе с родителями, во время проведения различных игровых методов и с помощью ряда тестов:
– «Несуществующее животное»
– «Незаконченные предложения»
– «тест Кеттела для подростков»
– «Дом - дерево – человек»
– «Рисунок семьи» и т.п.
Длительное воздействие стрессогенных факторов, а также степень запущенности проблем ребенка, пренебрежение его потребностями и отвержение, приводят к нарушениям в его психической сфере, отклонениям в развитии и формировании личности, различных способностей индивида. Эти отклонения можно выявить в общении с ребенком, а также, используя следующие тесты:
– «Шкала Тревоги»
– Методика «ТиД» ;
– «MMPI (для подростков)» и т.п .
Таким образом, после первичного этапа – диагностики, выделяются ведущие «мишени» для долгосрочной психолого-коррекционной работы и реабилитационной помощи.
Второй этап –
очное психологическое
Как правило, экстренная помощь оказывается детям, пострадавшим от физического и сексуального насилия.
Помощь детям, пострадавшим от физического насилия
Преодоление недоверия: дети часто неохотно вступают в контакт с незнакомыми либо малознакомыми людьми. Ребенок, подвергавшийся либо подвергающийся физическому насилию дома, может как искать помощи у взрослых, так и избегать взаимодействия с ними. Испытывая недоверие к окружающих готовым ему помочь, ребенок не вступает с ними в контакт, боясь ухудшить положение в семье, отношения с обидчиком.
Помощь «в отреагировании»5. Физическое насилие провоцирует большое количество негативных эмоций, в частности страх, боль, обиду, гнев, вину. Для того чтобы ребенок не остался один на один со своими переживаниями и мог отреагировать эти чувства, он должен иметь возможность рассказывать о ситуации насилия. Нужно учитывать то, что дети могут испытывать амбивалентные чувства (любовь-ненависть; доверие-страх и т.п.) по отношению к члену семьи, со стороны которого было жестокое обращение. Эти переживания препятствуют спонтанному пересказу, поэтому необходимо спрашивать у ребенка, что происходило с ним, с другими членами семьи, как он и они вели себя в данной ситуации (многие специалисты боятся задавать подобные вопросы, считая, что ребенок заново переживет полученную травму). Маленькие дети, не обладающие способностью достаточно вербализовывать переживания, имеют возможность отреагировать отрицательные эмоции в игре, при рисовании, лепке.
Эмоциональным переживаниям насилия нередко сопутствуют когнитивные искажения, связанные с атрибуцией6 ответственности за происшедшее. Ребенок может неадекватно обвинять в насилии себя, другого родителя, сиблингов или каких-либо родственников. Только в ходе непосредственного разговора имеется возможность скорректировать подобные искажения.
Информация о работе Реабилитация детей,пострадавших от жестокого обращения в семье