Реабилитация детей,пострадавших от жестокого обращения в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить способы реабилитации детей пострадавших от жестокого обращения в семье, переживших насилие. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - изучить насилие и жестокое обращение с детьми как социальную проблему; - рассмотреть социально-психологическую характеристику детей, пострадавших от жестокого обращения в семье; - проанализировать методы работы социального педагога с детьми, пострадавшими от жестокого обращения в семье, пережившими насилие; -охарактеризовать меры предотвращения семейного насилия и жестокого обращения с детьми в российском законодательстве.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ, ПЕРЕЖИВШИХ СЕМЕЙНОЕ НАСИЛИЕ 5
1.1 Насилие и жестокое обращение с детьми как социальная проблема 5
1.2 Социально-психологическая характеристика детей, пострадавших от жестокого обращения в семье, насилия 15
ГЛАВА 2. РЕАБИЛИТАЦИЯ КАК ОСНОВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПОСТРАДАВШИМИ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ В СЕМЬЕ 20
2.1 Методы работы социального педагога с детьми, пострадавшими от жестокого обращения в семье, пережившими насилие 20
2.2 Меры предотвращения семейного насилия и жестокого обращения с детьми в российском законодательстве 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41

Файлы: 1 файл

11306 б тех соц раб Реабилитация детей пострадавших от жестокого обращения в семье , переживших насилие дор.doc

— 286.50 Кб (Скачать файл)

Вред для социально-психологического развития личности.

Дети, пережившие любой  вид насилия, испытывают существенные трудности социализации: у них  нарушены социальные связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет среди сверстников и ровесников. Решение своих социальных проблем дети, являющиеся жертвами насилия, нередко находят в криминальной среде, а часто это сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.3

Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков  может нарушиться половая ориентация.

Основные причины жестокого  обращения с детьми в семье

Среди социально-экономических  и социально-психологических причин жестокого обращения с детьми можно выделить следующие: безработица  или низкая материальная обеспеченность, алкоголизм или наркомания одного или обоих родителей, одиночество или распавшийся брак, разочарование в жизни; серьёзные жилищные трудности; озлобленность родителей; физическое или психическое переутомление взрослых; незрелость родителей; эгоизм родителей, их стремление к развлечениям; отсутствие личностной привязанности к ребёнку; чрезмерная требовательность и т.д.

Причины жестокого обращения  с детьми можно рассматривать  в общем социокультурном контексте, который подразумевает в чем-то специфические для каждого общества социально-культурные установки, отношения между поколениями и полами, ролями родителей и детей. Другая причина - распространенные в культуре представления о методах воспитания. До сих пор физическое наказание рассматривается как хорошее средство педагогического воздействия на непослушного ребенка.

Причины жестокого обращения  с детьми должны рассматриваться  именно в социальном семейном контексте, который включает в себя специфическую  структуру отношений в семье  и их негативную динамику, а также  обезличенность семейных отношений. Жестокое обращение с детьми в семье в этом контексте детерминируется раздражительностью и нервозностью отца и матери. При этом ребёнок перенимает модель отрицательную решения проблем и усваивает негативные образцы поведения в трудной ситуации. Помимо этого, данные дети затем воспроизводят такую контрпродуктивную модель отношений в своих семьях.

Содержательным контекстом является кризисный психосоциальный  контекст, который проявляется в  дефиците средств и возможностей для установления и поддержания бесконфликтной ситуации в семье; в нагрузках, вызванных социальными изменениями, в существенно низкой адаптации родителей в кризисных ситуациях; в некомпетентности взрослых людей решать конфликты и изменять свои представления о детях в процессе их взросления и т.д.

Естественно, при изучении причин жестокого обращения с  детьми, необходимо изучать совокупность всех существующих факторов, а не одну причину, лежащую на поверхности.

Комплексность подхода  к проблеме насилия в семье  имеет очень определяющее значение. Очень важна профилактическая работа, как с семьями, так и с подростками, а в особенности - с детьми как наименее защищёнными членами нашего общества.

Таким образом, пренебрежение  родительским долгом и жестокое обращение  с детьми - одни из наиболее пагубных проявлений семейного насилия и жестокости. Профилактика и раннее выявление факторов пренебрежения родительским долгом и жестокого обращения с детьми, а также всесторонняя помощь детям - жертвам насилия - обязанность всего общества. Система народного образования должна иметь механизмы выявления, предотвращения и профилактики жестокого обращения с детьми, что является неотъемлемым компонентом психологической безопасности образовательной среды.

 

 

 

ГЛАВА 2 РЕАБИЛИТАЦИЯ КАК ОСНОВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ  СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПОСТРАДАВШИМИ ОТ  ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ В СЕМЬЕ, ПЕРЕЖИВШИМИ НАСИЛИЕ

2.1 Методы реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения в семье

 

Одной из важнейших задач  социальной работы является сохранение и поддержание человека, группы или коллектива в состоянии активного, творческого и самостоятельного отношения к себе, своей жизни и деятельности. В её решении очень важную роль играет процесс восстановления этого состояния, которое может быть утрачено субъектом в силу ряда причин.

Любой социальный субъект, независимо от степени сложности, в  течение всей своей жизни неоднократно сталкивается с ситуациями, когда разрушается устоявшаяся и привычная для него модель жизнедеятельности, рвутся сложившиеся социальные связи и отношения и с разной степенью глубины меняется социальная среда его жизнедеятельности. В таких обстоятельствах субъекту необходимо не только привыкнуть, адаптироваться к новым условиям существования, но и вернуть утраченные социальные позиции, восстановить физические, эмоциональные и психологические ресурсы, а также важные и значимые для субъекта социальные связи и отношения. Иначе говоря, необходимым условием успешной и эффективной социальной поддержки человека или группы являются восстановление их социально и личностно значимых качеств и характеристик и преодоление ситуации социальной и личностной недостаточности.4

Эта задача может и  должна быть успешно решена в процессе организации и проведения социальной реабилитации субъекта.

Социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне организованный процесс.

Потребность в социальной реабилитации – это универсальное социальное явление. Каждый социальный субъект, независимо от степени его социального благополучия на данный момент времени, на протяжении своей жизнедеятельности вынужден менять привычное социальное окружение, формы деятельности, затрачивать присущие ему силы и способности и сталкиваться с ситуациями, которые с неизбежностью и необходимостью ведут к тем или иным потерям. Всё это приводит к тому, что человек или группа начинают испытывать потребность в определённой социально-реабилитационной помощи.


Социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или  утраченных в силу каких-то причин общественных связей и отношений, социально и  личностно значимых характеристик, свойств и возможностей человека.

В литературе различают  следующие виды социальной реабилитации:

Социально-медицинская - включает в себя восстановительную  и реконструктивную терапию, восстановление или формирование у человека новых  навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства.

Психологическая реабилитация – воздействие на психическую  сферу, направленное на преодоление  в сознании больного или индивида представления о бесполезности  лечения.

Социально-педагогическая – направлена на решение таких задач, как преодоление состояния «педагогической запущенности», организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования. При этом предполагается определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также соответствующих методик и программ.

Профессиональная и  трудовая – позволяет формировать  новые или восстанавливать утраченные человеком трудовые и профессиональные навыки и впоследствии трудоустроить его, приспособив режим и условий труда к новым нуждам и возможностям.

Социально-средовая –  направлена на восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды. Этот вид реабилитации включает в себя знакомство человека с основными характеристиками среды, в которой он оказался, помощь в организации новой среды жизнедеятельности и восстановление привычных моделей поведения и деятельности по организации собственной повседневной жизни.

Психосоциальная реабилитация – это процесс, который открывает людям, возможность достичь своего оптимального уровня самостоятельного функционирования в обществе.

Потребность в психосоциальной  помощи появляется в случае социальной дезадаптации, при возникновении  у ребенка психологического дискомфорта, что может быть вызвано причинами как внешнего, так и внутреннего характера, либо их сложным сочетанием.

Особое место занимают детско-родительские проблемы, осложнения, связанные с воспитанием детей, в основе которых могут быть самые разнообразные причины: задержка психического развития и нервно-психические заболевания детей; кризисы возрастного развития; индивидуально-психологические особенности детей, не понимаемых  родителями; неправильный стиль отношений и закрепившиеся отрицательные стереотипы внутрисемейного общения, а также вероятность жестокого обращения с детьми.

Учитывая разнообразие и сложность внутрисемейных, а  также других проблем, требующих  психосоциальной помощи, в их решении  нередко участвуют различные  специалисты ведомств системы профилактики (учреждения социального обслуживания населения, образования, здравоохранения, специалистов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектора по делам несовершеннолетних, отдел опеки и попечительства).

Элементы психосоциальной работы с ребенком, подвергшимся жестокому обращению, могут быть представлены в виде психодиагностики, первичного психологического консультирования (очное, телефонное, Интернет-консультирование), когда происходит первое ознакомление с проблемой, вычленение ее аспектов, осознание и самоактуализация резервов личности для разрешения возникших затруднений, а также индивидуальная и групповая работа.

Остановимся подробнее  на каждом элементе психосоциальной  работы с жертвами жестокого обращения.

Первый этап  – Психодиагностика.

Психологическое обследование ребенка направлено на диагностику

эмоционально-личностных отношений;

акцентуаций характера  и психических отклонений.

Особенности эмоционально-личностных отношений ребенка выясняются в  беседе с родителями, во время проведения различных игровых методов и с помощью ряда тестов:

– «Несуществующее животное»

– «Незаконченные предложения»

– «тест Кеттела для  подростков»

– «Дом - дерево – человек»

– «Рисунок семьи» и т.п.

Длительное воздействие  стрессогенных факторов, а также степень запущенности проблем ребенка, пренебрежение его потребностями и отвержение, приводят к нарушениям в его психической сфере, отклонениям в развитии и формировании личности, различных способностей индивида. Эти отклонения можно выявить в общении с ребенком, а также, используя следующие тесты:

– «Шкала Тревоги»

– Методика «ТиД» ;

– «MMPI (для подростков)»  и т.п .

Таким образом, после  первичного этапа – диагностики, выделяются ведущие «мишени» для  долгосрочной психолого-коррекционной работы и реабилитационной помощи.

 Второй этап –  очное психологическое консультирование, которое включает в себя первичное  обследование и непосредственно  консультативную работу. Первичное  обследование начинается с установления  контакта, когда выслушивается запрос клиента. Пострадавшему от жестокого обращения оказывается помощь в осознании проблемы и формулировании цели психологической работы. В процессе консультирования психолог должен снять блокировки, несущие в себе разного рода психологические защиты, мешающие эффективности работы. В последующем, психолог с клиентом разрабатывают пути выхода из сложившейся ситуации.

Как правило, экстренная помощь оказывается детям, пострадавшим от физического и сексуального насилия.

Помощь детям, пострадавшим от физического насилия

Преодоление недоверия: дети часто неохотно вступают в контакт  с незнакомыми либо малознакомыми  людьми. Ребенок, подвергавшийся либо подвергающийся физическому насилию  дома, может как искать помощи у  взрослых, так и избегать взаимодействия с ними. Испытывая недоверие к окружающих готовым ему помочь, ребенок не вступает с ними в контакт, боясь ухудшить положение в семье, отношения с обидчиком.

Помощь «в отреагировании»5. Физическое насилие провоцирует большое количество негативных эмоций, в частности страх, боль, обиду, гнев, вину. Для того чтобы ребенок не остался один на один со своими переживаниями и мог отреагировать эти чувства, он должен иметь возможность рассказывать о ситуации насилия. Нужно учитывать то, что дети могут испытывать амбивалентные чувства (любовь-ненависть; доверие-страх и т.п.) по отношению к члену семьи, со стороны которого было жестокое обращение. Эти переживания препятствуют спонтанному пересказу, поэтому необходимо спрашивать у ребенка, что происходило с ним, с другими членами семьи, как он и они вели себя в данной ситуации (многие специалисты боятся задавать подобные вопросы, считая, что ребенок заново переживет полученную травму). Маленькие дети, не обладающие способностью достаточно вербализовывать переживания, имеют возможность отреагировать отрицательные эмоции в игре, при рисовании, лепке. 

Эмоциональным переживаниям насилия нередко сопутствуют  когнитивные искажения, связанные  с атрибуцией6 ответственности за происшедшее. Ребенок может неадекватно обвинять в насилии себя, другого родителя, сиблингов или каких-либо родственников. Только в ходе непосредственного разговора имеется возможность скорректировать подобные искажения.

Информация о работе Реабилитация детей,пострадавших от жестокого обращения в семье