Совершенствование организации дополнительных услуг покупателям в розничных торговых объектах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - изучить теоретические и практические аспекты услуг розничной торговли, рассмотреть классификацию, характеристику, а также резервы повышения эффективности торговых услуг.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть значение дополнительных услуг, изучить виды торговых услуг;
исследовать ассортимент услуг, предоставляемый магазином «Мелочи жизни»;
разработать дополнительные услуги, оказываемые в магазине «Мелочи жизни».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………
3
Теоретическая часть……………………………………………..
5
1.1 Значение оказываемых дополнительных торговых услуг………
5
1.2 Предпосылки развития сферы услуг……………………………..
6
1.3 Классификация признаков услуг……… ………………………..
8
1.4 Характеристика дополнительных услуг…………….……………
10
1.5 Резервы повышения эффективности торговых услуг……..…......
11
2. Практическая часть…………………………………………………..
15
2.1 Изучение дополнительных услуг, оказываемых покупателям на примере магазина «Мелочи жизни» ….………………………………
15
2.2 Разработка дополнительных услуг, оказываемых покупателям в торговом объекте с целью достижения качества и культуры торгового обслуживания ……………………………………………
17
Заключение……………………………………………………………
21
Список используемой литературы………………

Файлы: 1 файл

РАБОТА.docx

— 66.29 Кб (Скачать файл)

К торговым услугам относится специфическая деятельность, выражающаяся в продаже товаров или связанная с организацией условий для ее успешного осуществления (услуги, сопровождающие реализацию товаров, предшествующие ей или следующие за ней).

Услуги, оказываемые в торговле,  весьма разнообразны. Их перечень с учетом типов магазинов насчитывает свыше 100 наименований. Они делятся на следующие группы.

По степени связи с процессом продажи товаров: связанные (основные), полусвязанные (сопутствующие)  и свободные (вспомогательные).  К связанным относятся услуги, являющиеся частью процесса продажи товаров. Без них продажа затруднена или не может быть совершена вообще.  От степени связи с продажей товаров зависит и платность услуг. Услуги, тесно связанные с процессом продажи,  осуществляются в основном бесплатно (упаковка купленных товаров).  Полусвязанные услуги представляют собой оказание покупателю помощи в совершении покупки и потреблении товара (прикрепление ремешков и браслетов к часам). В зависимости от конкретных условий и экономических возможностей предприятия они могут быть платными и бесплатными. Свободные услуги не связаны непосредственно с покупаемым товаром и носят обычно нетоварный характер (раскрой тканей, выполнение граверных работ и др.). В большинстве случаев они оказываются за дополнительную плату, представляющую собой цену услуги. По социально-экономической значимости:

· экономящие затраты труда и время (установка технически

сложных товаров на дому,  подгонка швейных изделий но фигуре

покупателя);

· экономящие денежные средства покупателей (раскрой тканей,

ремонт часов);

· влияющие на экономические показатели магазина

(предоставление рассрочки  платежа при покупке товаров, автостоянка).

По характеру участия отраслей народного хозяйства в оказании услуг:

· осуществляемые силами работников торговли (предоставление

рассрочки платежа при покупке товаров, подгонка готового платья по фигуре покупателя, прикрепление ремешков и браслетов к часам);

· осуществляемые работниками бытового обслуживания (граверные работы, ремонт часов);

· осуществляемые работниками других отраслей народного

хозяйства (продажа газет, журналов, открыток, доставка товаров на дом).

По месту оказания:

· непосредственно в магазине (раскрой тканей,  комплектование подарочных наборов);

· на дому у покупателей (установка технически сложных товаров, сборка и расстановка мебели в квартире у покупателей).

По времени оказания:  предшествующие продаже товаров (устройство кабин для прослушивания дисков,  кассет,  демонстрации новых товаров);

выполняемые в процессе продажи товаров (испытание товаров в действии, упаковка товаров)  и после нее (доставка товаров на дом,  установка купленных товаров на дому у покупателей).

По характеру затрат труда:  имеющие материальный характер,  т.е. носящие вещественную форму (ремонт изделий),  и не имеющие его (консультация по вопросам выбора и потребления товаров,  информация покупателей о товарах).

По характеру используемого труда:  требующие для выполнения специальных навыков и профессиональной подготовки (выполнение граверных работ) и не требующие их (вызов такси но просьбе покупателей).

По срокам выполнения: срочные, обычно выполняемые в присутствии покупателя (гравировка изделия)  и с регламентированным сроком выполнения,  предоставляемые в согласованное с клиентом время (ремонт часов, доставка товаров на дом) [9, с. 238].

Но частоте предоставления:  массовые (доставка товаров на дом), периодические (демонстрация моделей одежды)  и эпизодические (стол находок,  организация встреч покупателей,  потерявших друг друга в магазине). С целью расширения и улучшения качества услуг Министерством торговли Республики Беларусь утвержден Примерный перечень дополнительных услуг по типам магазинов.

 

1.4 Характеристика дополнительных  услуг

 

Торговая услуга – это различные виды полезных действий дополнительно оказываемых торговыми предприятиями покупателям в процессе покупки или потребления товаров.

Виды торговых услуг:

1. Услуги, связанные с продажей товаров.

2. Услуги, оказываемые покупателям после приобретения товаров.

3. Услуги, связанные с созданием комфортных условий покупателю.

К услугам связанным с продажей товаров относят:

1) комплектование товарного ассортимента;

2) консультация продавца;

3) упаковка товаров;

4) приём предварительных заказов;

5) упаковка товаров;

6) доставка крупногабаритных товаров покупателю на дом.

К услугам оказываемым покупателям после приобретения товаров относят:

1) доставка

2) гарантийное обслуживание

3) сборка

4) подарочная упаковка

5) раскрой купленных в магазине тканей;

6) мелкую переделку и  подгонку по росту и фигуре  покупателя готовой одежды, приобретенной в магазине;

7) прием заказов на  пошив одежды из тканей, купленных в магазине;

8) установку на дому  у покупателя приобретенных в  магазине холодильников, телевизоров, стиральных машин.

К услугам связанным с созданием комфортных условий покупателю относят:

1) организация автостоянок;

2) организация пунктов обмена валюты;

3) организация кафетериев;

4) телефонные услуги;

5) ремонт технически сложных товаров;

6)  устройство при магазинах  детских комнат или уголков.

Услуги могут быть бесплатными и платными. К бесплатным относят услуги, которые связанны непосредственно с продажей (реклама, консультация продавца). К платным услугам относят услуги связанные с дополнительными затратами (доставка, установка, послегарантийное обслуживание). Наиболее благоприятные условия для дополнительных услуг имеются в крупных специализированных магазинах [9, с. 233].

Торговое обслуживание покупателей является завершающим этапом функционирования торговли и осуществляется через розничную продажу товаров и оказание дополнительных услуг.

 

1.5 Резервы повышения эффективности  торговых услуг

 

Перечень услуг, оказываемых предприятием торговли, формируют в соответствии с ассортиментом товаров, специализацией магазина, его местонахождением, спецификой обслуживаемого контингента покупателей и совместимостью оказываемых услуг.

С целью повышения эффективности торговых услуг, они должны отвечать требованиям социального назначения, функциональной пригодности, эргономики, эстетики, технологичности, безопасности, охраны окружающей среды.

Требования социального назначения услуги торговли предусматривают:

-обеспеченность населения  услугами данному вида;

- соответствие уровня  качества услуги розничной цене;

- социальную адресность  услуги, т.е. ее соответствие требованиям  различных групп потребителей, в  том, числе инвалидов.

К требованиям функциональной пригодности услуги торговли относят:

    • точность и своевременность ее оказания (соблюдение установленного режима работы магазина, точность срока выполнения услуги, точность выписка счета и оформления кассового чека и др.);
    • наличие товаров надлежащего качества;
    • наличие товаров установленного для данного типа магазина ассортимента;
    • обеспечения условий для компетентного выбора покупателем товаров и услуг;
    • информативность (наличие необходимой и достоверной информации об услугах и товарах, номенклатуре услуг и ассортименте товаров, исполнители услуг, о правилах и условиях указаниях услуг, в том числе о правилах продажи товаров и правах покупателей);
    • соответствие обслуживающего персонала своему профессиональному назначению, в том числе компетентность и умение общаться с покупателями [3, с. 118].

Требования эргономики услуги торговли включают:

    • комфортность покупателей при оказании услуги (удобное размещение товара в торговом зале, входов, выходов, секций, оборудования и др.);
    • гигиенические требования к уровню освещенности, вентилируемости, запыленности, шума, температуры в торговом зале, к персоналу, к содержанию помещений, рабочих мест, к оборудованию и т.п.;
    • доступность информации возможностям восприятия покупателем.

Требования эстетики услуги торговли предусматривают гармоничность, стилевое единство, целостность композиции и художественной выразительности:

    • архитектурно-планировочных решений помещений магазина;
    • оформления фасада здания, вывески витрин, выкладки товаров на торговом оборудовании, рабочего места и внешнего вида обслуживающего персонала, исполнения рекламных материалов, фирменных знаков и указателей, сопроводительной документации и др.;
    • интерьера торгового зала путем оснащенности соответствующей мебелью, оборудованием, инвентарем и подбора цветового решения и освещения.

Требования технологичности услуги торговли включают:

    • наличие рационального набора технологического оборудования, инвентаря определенных типов и моделей, размеров, формы и насзначения с учетом, используемых методов продажи, ассортимента товаров, оказываемых услуг;
    • создания условий экономичности и простоты санитарного и технического обслуживания;
    • наличие помещений, необходимых для организации торгового процесса и рационального движения покупательских и товарных потоков, обеспечение рационального размещения, максимальной видимости выложенных товаров;
    • наличие технических средств для обработки информации, в том числе по товародвижению;
    • наличие документов и средств, позволяющих проводить потребителем контроль процесса обслуживания;
    • оптимальный уровень затрат труда, времени и других ресурсов на проведение отдельных операций торгово-технологического процесса, создание условий для механизации трудоемкости процессов обслуживания покупателей.

Безопасность услуг торговли должна обеспечивать безопасность предприятий торговли (зданий, помещений, оборудования, инвентаря), условий обслуживания покупателей, реализуемых товаров и соблюдением персоналом санитарных и других установленных требований.

Требования охраны окружающей среды заключается в том, что оказание услуг розничной торговли не должно вызывать ухудшение характеристик природной среды (засоренность территории, запыленность и загазованность воздуха и т.п.). Так, не допускается применение способов переработки упаковки, которые могут нанести ущерб окружающей среде (сжигание древесной, бумажной, полимерной и другой упаковки на открытых площадках, прилегающих к территории жилых домов, промышленных предприятий, транспортных и иных коммуникаций, нефтепроводов; выбрасывание упаковки в лесных массивах, вблизи водоемов, нефте-, газопроводов). Уровень шума транспортных средств, используемых предприятием торговли, не должен превышать установленных норм. "Как "выжить" в условиях конкуренции?"… Об этом задумываются сегодня многие продовольственные магазины и розничные сети… "Что сделать, чтобы сохранить покупателей?" Поэтому для руководящего аппарат магазинов данный вопрос особенно актуален и требует ответа.

Можно также рассмотреть следующий вопрос: за что голосует среднестатистический покупатель?

Скорее всего ответ на данный вопрос будет «за услуги». По данным различных опросов 2/3 покупателей сегодня осмысленно или подсознательно выбирают место покупки товаров под воздействием набора предлагаемых услуг. Отходя от классических определений, можно разделить услуги магазина на: классические, организационные и психологические.

Классические услуги – это тот микс товаров и дополнительного сервиса (микс предложения), которые предоставляют в торговой точке покупателю.

Они базово заставляют покупателя приходить магазин и, конечно, очень важно четко определить какой ассортимент товаров и услуг предлагает отдельное предприятие покупателям, а также его соседи по месту расположения.

Однако сегодня, практически все "продвинутые" магазины и розничные сети научились формировать свои микс предложения, постоянно его развивают, включая все новые и новые товары и сервисы.

Также выше были выделены услуги организационные. К ним можно отнести: удобство планировки торгового зала, или, еще раньше, удобство парковки, входа. Сформированные потребительские комплексы в торговом зале (категорийными менеджерами). Конечно, четкость выкладки товаров, ценников, дополнительных информационных составляющих и т.п. Важнейший элемент организационных услуг – это работа и консультация продавцов. В последнее время к организационным услугам относят "правильное" освещение, аромакоммуникации, обеспечение оптимального климата в торговом зале и т.п.

Информация о работе Совершенствование организации дополнительных услуг покупателям в розничных торговых объектах