Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 06:20, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы. По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность, и примерно 25% населения страдает хроническими заболеваниями. В мире отмечается устойчивая тенденция к увеличению доли инвалидов в структуре населения. Численность инвалидов ежегодно увеличивается в среднем на 10 процентов.
Введение…………………………………………………………………………4
Глава I. Нормативно-правовая база работы с инвалидами и механизм реализации государственной политики в отношении оказания помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства независимо от возраста ….…7
1.1. История социального отношения к инвалидам………………………..….7
1.2.Теоретические основы понятий инвалидность и инвалид……………….9
1.3.Нормативно- правовая база, регламентирующая защиту прав и интересов детей-инвалидов и их семей в РФ……………………………………………...11
Выводы к Первой Главе………………………………………………….…...13
Глава II. Технологии социальной работы с инвалидами детства……....14
2.1. Основные направления государственной политики в области оказания реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства независимо от возраста………………………………………………………….14
2.2. Изучение технологий на примере проекта «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в РФ»…………………..15
2.3. Особенности социальной адаптации молодого инвалида……………….18
Выводы ко Второй Главе……………………………………………………..22
Глава III. Аналитическая часть……………………………………………..23
Заключение …………………………………………………………………….38
Список литературы ……………………………………………………………40
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава I. Нормативно-правовая база работы с инвалидами и механизм реализации государственной политики в отношении оказания помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства независимо от возраста ….…7
1.1. История социального
отношения к инвалидам………………………
1.2.Теоретические основы
понятий инвалидность и
1.3.Нормативно- правовая база, регламентирующая защиту прав и интересов детей-инвалидов и их семей в РФ……………………………………………...11
Выводы к Первой
Главе………………………………………………….…...
Глава II. Технологии социальной работы с инвалидами детства……....14
2.1. Основные
направления государственной политики в области оказания
реабилитационной помощи детям-инвалидам
и инвалидам с детства независимо от возраста…………………………………………………………
2.2. Изучение
технологий на примере проекта
«Система реабилитационных
2.3. Особенности социальной
адаптации молодого инвалида………
Выводы ко Второй Главе……………………………………………………..22
Глава III. Аналитическая часть……………………………………………..23
Заключение …………………………………………………
Список литературы ……………………………………………………………40
Введение
Актуальность темы курсовой работы. По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность, и примерно 25% населения страдает хроническими заболеваниями. В мире отмечается устойчивая тенденция к увеличению доли инвалидов в структуре населения. Численность инвалидов ежегодно увеличивается в среднем на 10 процентов.
В настоящее время здоровье детей-инвалидов и взрослых инвалидов с детства в Российской Федерации представляет серьезную медико-социальную проблему. В Российской Федерации за последние 15 лет уровень детской инвалидности увеличился более чем в 3,6 раза и по прогнозам будет увеличиваться и в дальнейшем. В настоящее время в России проживает около 13млн. инвалидов, из них детей-инвалидов – почти 2,5млн.1
Основными причинами увеличения числа детей-инвалидов являются:
- ухудшение
условий жизни, которые
-рост врожденных
и наследственных патологий;
-ухудшение условий труда женщин, бытовых условий жизни;
-высокий уровень
заболеваемости родителей;
- недостаточный
уровень ранней диагностики
- расширением медицинских показаний, при которых ребенок признается инвалидом.
Подавляющее большинство детей с ограниченными возможностями
воспитываются в семье, 1/3 - находятся в специализированных и интернатных детских учреждениях. Всего в системе здравоохранения
России по оперативным данным действует более 200 медицинских
учреждений, в структуру которых входят реабилитационные отделения,
кабинеты и т.д. и 248 домов ребенка, в которых детям оказывается реабилитационная помощь.
Несмотря на растущее число реабилитационных клиник, специализированных интернатов, детских садов, санаториев, дневных стационаров и т.д. проблемы инвалидности детей и взрослых инвалидов с детства в нашей стране не теряют своей остроты.
Главными причинами2, негативно влияющими на конечный результат комплексной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов и инвалидов с детства, являются недостаток квалифицированных кадров и отсутствие общепринятых методик в комплексной реабилитации. Кроме того, медицинскими работниками недооцениваются психолого-педагогические и социальные аспекты реабилитации, а социальными служащими - необходимость и значимость медицинского этапа реабилитации. Отсутствует система этапности и преемственности в работе с семьями детей-инвалидов и инвалидов с детства, недостаточна преемственность в деятельности учреждений различной ведомственной принадлежности. Отсутствует государственная статистика инвалидов с детства, перешедших во взрослые возрастные группы.
Требуют совершенствования стандарты реабилитационной помощи
детям-инвалидам и инвалидам с детства с учетом современных
реабилитационных технологий. Кроме того, в настоящее время остро назрела необходимость создания службы реабилитации в регионах,
проведения комплексных медико-социальных и психолого-
педагогических реабилитационных мероприятий детям-инвалидам и
инвалидам с детства.
Важной проблемой в системе реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства является развитие и совершенствование материально-технической базы учреждений для осуществления ранней диагностики не только основного заболевания, но и сопутствующей соматической патологии и оказания своевременной реабилитационной помощи. В настоящее время оснащение реабилитационных учреждений носит бессистемный характер, имеющееся оборудование не отвечает современным требованиям, и не используется со 100% отдачей.
Все вышесказанное является свидетельством назревшей необходимости создания службы реабилитации детей-инвалидов и службы реабилитации инвалидов с детства независимо от возраста в Российской Федерации.
Цель курсовой работы – раскрыть и проанализировать существующие технологии социальной работы с инвалидами детства.
Задачами курсовой работы являются:
• Изучение технологий и принципов социальной работы с инвалидами детства;
• Исследование
состояния государственной
• Выявление особенностей социальной работы с детьми-инвалидами.
Объектом исследования является социальная работа в обществе.
Предмет исследования – социальная работа с инвалидами детства на примере Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Московской области «Ступинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Теоретической и методологической основой исследования являются статьи, публикации в прессе, социологические и экономические исследования, монографии, статистические данные.
Глава I. Нормативно-правовая база работы с инвалидами и механизм реализации государственной политики в отношении оказания помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства независимо от возраста.
В истории культуры отношение общества к людям с нарушениями развития было далеко не одинаковым. В западноевропейском средневековье господствовало представление о физических дефектах как наказании за грехи или знаке причастности к злым духам. Такое отношение часто приводило к тому, что людей с физическими недостатками боялись и избегали. Инвалидов расценивали как «больных», причем наиболее приемлемым образом их жизни были заточение, изоляция, а не участие в работе и общественной жизни общества.
Иные традиции и другой тип отношения к людям с ограниченными возможностями характерны для русской культуры. Люди, страдающие от тяжелых недугов и имеющие ограниченные возможности для жизни и деятельности, на Руси традиционно являлись одним из объектов благотворительности и милосердия. Кроме того , в православной культуре им было уготовано особое место. Дети и взрослые, чье развитие существенной отличалось от общепринятой нормы, вызывали не только жалость, сострадание и сочувствие. Их положение в обществе также было необычным, окрашенным в священный цвет печатью Бога.
Вспомнив, отыскав среди множества чудотворных примеров Евангельской истории, как Иисус, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики спросили у Него: кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус ответил: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии ( см. :Евангелие6 от Иоанна, 9, 1-3). В то же время чудесное исцеление таких болезней также является собой доказательство силы Всевышнего или того, кто действует от его имени …(см. Евангелие от Марка, 9, 39). Поскольку на болезнь и на исцеление смотрели как на явление нравственного порядка, то лучшим врачом считался человек, обладающий сверхъестественной нравственной силой. Исцеление больных считалось одним из знамений царства Божия (см. Евангелие от Матфея, 11, 5).
Современная эпоха устанавливает социальную справедливость и равноправие в качестве нравственных основ общества. Принципы уважения человеческого достоинства независимо от состояния физического и психического здоровья, возраста, пола, вероисповедания и социального положения включают в себя соблюдение прав человек, в том числе право на медицинского обслуживание, образование и труд.
Целая волна исследований об условиях и последствиях заболеваний, о функционировании мозга прошла в период после первой мировой войны. Благодаря новому знанию изменилось отношение общества к инвалидам, укоренное ранее в непонимании и невежестве. Произошли изменения в социальной политике, отразившееся, прежде всего, в создании системы услуг для людей с ограниченными возможностями. Признание прав, достоинств и возможностей инвалидов нашло свое первое яркое отражение в избрании президентом США Франклина Делано Рузвальта, ноги которого были парализованы. Ветераны второй мировой войны , ставшие инвалидами в результате ранений, также способствовали популяризации идеи человеческого достоинства, и многие двери открылись тем, кто раньше находился в изоляции.
В послереволюционной России долгие годы фарисейски считалось, что главная задача социалистической семьи – обеспечивать воспроизводство населения, а члены семьи рассматривались прежде всего как строители светлого будущего. Ребенок с тяжелым нарушением развития не воспринимался как потенциальный строитель коммунизма. Сегодняшние российский законодательный акты, посвященные заботе и помощи людям с ограниченными возможностями, по своему содержанию приближаются к законам и принципам, принятым во всем мире. И хотя люди с ограниченными возможностями, а также из семьи по-прежнему наталкиваются на психологические и бюрократические, чиновничьи барьеры во взаимопонимании и общении с другими людьми, многое свидетельствует о том, что социальное отношение к инвалидам постепенно меняется, пройдя путь от невнимания и отвержения до признания их прав, достоинств и полезности обществу.
1.2.Теоретические основы понятий инвалидность и инвалид.
Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями —
одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них — независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, с третьей стороны, — все это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности.
Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975 г.) инвалид —
это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей.
В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.
В Рекомендациях 1185 к реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. инвалидность определяется как ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать свои стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью.
Термин «инвалидность» в современном понимании уже не имеет раз и
навсегда определенного и статичного значения. Концепция инвалидности динамично развивается по мере эволюции общественной идеологии, что устраняет необходимость в унифицированном каноническом определении инвалидности. В условиях постоянно меняющегося отношения общества к инвалидности как к социальному явлению принятие единой формулировки понятия «инвалидность» больше не представляется возможным. Тем не менее общеупотребительное актуальное на настоящем этапе значение термина «инвалидность» можно сформулировать следующим образом4:
Информация о работе Технологии социальной работы с ребенком инвалидом