Технологии социальной работы с ребенком инвалидом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 06:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы. По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность, и примерно 25% населения страдает хроническими заболеваниями. В мире отмечается устойчивая тенденция к увеличению доли инвалидов в структуре населения. Численность инвалидов ежегодно увеличивается в среднем на 10 процентов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4
Глава I. Нормативно-правовая база работы с инвалидами и механизм реализации государственной политики в отношении оказания помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства независимо от возраста ….…7
1.1. История социального отношения к инвалидам………………………..….7
1.2.Теоретические основы понятий инвалидность и инвалид……………….9
1.3.Нормативно- правовая база, регламентирующая защиту прав и интересов детей-инвалидов и их семей в РФ……………………………………………...11
Выводы к Первой Главе………………………………………………….…...13
Глава II. Технологии социальной работы с инвалидами детства……....14
2.1. Основные направления государственной политики в области оказания реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства независимо от возраста………………………………………………………….14
2.2. Изучение технологий на примере проекта «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в РФ»…………………..15
2.3. Особенности социальной адаптации молодого инвалида……………….18
Выводы ко Второй Главе……………………………………………………..22
Глава III. Аналитическая часть……………………………………………..23
Заключение …………………………………………………………………….38
Список литературы ……………………………………………………………40

Файлы: 1 файл

kyrsovai texnologii.doc

— 595.50 Кб (Скачать файл)

Инвалидность означает наблюдающиеся у человека функциональные расстройства физического, психического или умственного характера, в связи с которыми человек нуждается в специальных компенсационных мерах для того, чтобы иметь возможность жить полноценной жизнью наравне с

другими гражданами.

 Такое определение  весьма созвучно концепциям инвалидности  и 

ограничений жизнедеятельности, закрепленным в принятых ООН Стандартных правилах обеспечения равных возможностях для инвалидов:

Термин «ограничение жизнедеятельности» означает утрату или ограничение возможностей участия в жизни общества наравне с другими. Он предполагает отношения между инвалидом и его окружением. Этот термин применяется с целью подчеркнуть недостатки окружающей  среды и многих аспектов деятельности общества, в частности,  в области информации, связи и образования, которые ограничивают возможности инвалидов участвовать в жизни общества наравне с другими людьми.

Данная  концепция  приводит четкое разделение между двумя  ключевыми понятиями: инвалидность и ограничения жизнедеятельности. Инвалидность подразумевает объективно  установленный факт, например, нарушение  функций зрения, слуха, отклонения в умственном или психическом развитии.  Ограничения жизнедеятельности, напротив, представляют собой последствия воздействия внешних факторов. Под ограничениями жизнедеятелон6ости следует понимать дефекты окружающей человека  физической и социальной среды, т.е.  ограничения, создающие6ся обществом, не приспособлены для участия во всеобщей деятельности людей с различными  расстройствами здоровья.

 

1.3.Нормативно- правовая база, регламентирующая  защиту прав и интересов детей-инвалидов  и их семей в РФ.

Дети- инвалиды и семьи, в которых они воспитываются, наиболее остро нуждаются в социальной помощи и защите.

Статус ребенка-инвалида  впервые  введен  в  России в 1979 г.,   когда Министерством здравоохранения  СССР был издан приказ  N  1265   "О  порядке  выдачи  медицинского  заключения на детей-инвалидов в   возрасте до  16  лет"  и  определены  показания  для  установления   инвалидности     детям.    Это    ознаменовало    начало    нового   государственного подхода к  пониманию  проблем  детей-инвалидов  с   переходом  на  решение  проблем  инвалидов  с  детства  независимо   от возраста.

       В 1991 году был издан приказ  Минздрава РСФСР  от  04.07.91  г. N 117 "О порядке выдачи медицинского  заключения на детей-инвалидов   в   возрасте   до   16   лет".   Важное  значение  для приведения   законодательства России  в соответствие  с нормами Конвенции о   правах  инвалидов и расширения социальной помощи инвалидам явилось   принятие  в 2000  г.   постановления   Правительства   Российской   Федерации от 21.09.  N 707,  в котором категория "ребенок-инвалид"   устанавливается в возрасте до 18 лет.

              Право населения  на  охрану  здоровья  на  основе  Конституции

   Российской  Федерации  определено   рядом   федеральных   законов:  "Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья   граждан",  "О медицинском страховании   граждан   в   Российской   Федерации",  "Трудовым  кодексом Российской Федерации",  "Семейным   кодексом Российской Федерации".

        С 90-ых  годов российское законодательство по обеспечению прав   и интересов  детей  динамично  совершенствовалось  и  развивалось.   Приняты  меры по реализации международных документов,  в том числе  направленных на поддержку материнства и детства,  ратифицированных   нашей страной:  Всеобщей декларации прав человека, Конвенции ООН о   правах ребенка,  Всемирной декларации  об  обеспечении  выживания,  защиты и развития детей.

              Постановлением    Правительства    Российской   Федерации   от   09.09.93 г.  N  909  была  утверждена  программа "Дети России",  в   состав которой  включена  подпрограмма   "Дети-инвалиды".   Указом   Президента Российской Федерации N 1696 от 18.08.1994 г.  программе    "Дети  России"  был  придан  статус  Президентской.   В  развитие   федеральных   законодательных   актов   и   программ  в субъектах   Российской  Федерации приняты   и   реализуются   соответствующие   документы.

         Право граждан на социальное обслуживание определено ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (ст.114) детям- инвалидам устанавливается социальная пенсия. Согласно ст.11 этого же закона матери инвалида с детства, воспитывающие их до 8 лет, имеют право на пенсию по достижении 50лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет.

Так же дети-инвалиды имеют: транспортные льготы; льготы по медицинскому обслуживанию; право на обеспечение техническими средствами ( кресла-коляски, прогулочные кресла и т.д.); льготы по протезированию, социально-бытовые льготы;  жилищные льготы и пр.

13 декабря 2006 года присоединиться к Данной  Конвенции. Генеральная Ассамблея  ООН приняла Конвенцию о правах инвалидов. К декабрю 2007 года 118 стран подписали Конвенцию.

Выводы к Первой Главе.

В существующих   социально-экономических   условиях  состояние   здоровья  населения  России  остается  одной  из  наиболее  острых   медико-социальных проблем. В последние годы в России наблюдаются негативные  тенденции  в   состоянии   здоровья   детей,   увеличение   числа  хронических  и   сочетанных   форм   заболеваний,   рост   частоты   интранатальных   повреждений, наследственной, врожденной патологии.

       Сохраняющаяся тенденция и прогнозируемый на  начало  XXI  века   значительный   рост  численности  детей-инвалидов  и  инвалидов  с   детства  могут  создать  серьезные  социальные,  экономические   и   психологические  проблемы,  как  для  самих  инвалидов,  так и для   общества в целом,  составляя определенную угрозу для  национальной   безопасности. С каждым годом происходит Совершенствование  законодательной  и 

нормативной  базы по   проблемам детей-инвалидов  и  инвалидов  с  детства 

независимо  от   возраста.

Глава II. Технологии  социальной работы с инвалидами детства

2.1. Основные  направления государственной политики  в области оказания реабилитационной  помощи   детям-инвалидам и  инвалидам с детства независимо  от возраста.

Основным направлением социальной защиты и реабилитации людей с ограниченными возможностями должно стать не выявление и коррекция дефектов и отклонений, а разработка механизмов компенсации и устранение барьеров в окружающей среде, а также  максимальный учет потребностей инвалидов в принятии всех решений в жизни общества.

Отличие  между  инвалидностью и ограничениями  жизнедеятельности лежит в основе концепции инвалидности, учитывающей  связь между отклонениями здоровья человека и окружающей его физической и социальной средой.

Концепция инвалидности, основанная на учете факторов окружающей среды:

Инвалидность +барьеры = ограничения жизнедеятельности

Инвалидность +компенсация = равные возможности

Концепция инвалидности, учитывающая связь между нарушениями  структур и функций организма человека и окружающей его средой, смещает акцент от  адаптаций инвалида к «нормам» общественной жизни на изменение самого социума.

 Таким образом,  основным направлением социальной  защиты и реабилитации людей  с ограниченными возможностями  становится не выявление и коррекция дефектов и отклонений, а разработка  механизмов компенсации и устранение барьеров в окружающей среде, а также максимальный учет потребностей инвалидов в принятии всех решений в жизни общества.

Известно, что  дети-инвалиды - самый социально незащищенный общественный слой России. Тенденция увеличения в России количества детей-инвалидов при общем снижении рождаемости и недостаточность существующих форм обучения и воспитания, адекватных потребностям и способностям детей данной категории, позволяют сделать вывод об определенном несовершенстве социальной и образовательной политики в отношении детей с нарушениями развития и поставить задачу поиска эффективных путей оказания социально-педагогической помощи детям данной категории.

 

2.2. Изучение  технологий на примере проекта «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в РФ».

Реабилитация  является одним из приоритетных направлений  государственной социальной политики в решении проблем инвалидности. Реабилитацию принято рассматривать как систему и процесс. Система реабилитации – совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов (нормы, правила, программы и технологии реабилитации), реабилитационная инфраструктура, участники системы и т.п.). Процесс реабилитации – совокупность услуг мероприятий и технологий, направленных на достижение реабилитационного эффекта, обеспечивающего преодоление и компенсацию ограничения жизнидеятельности. Таким образом реабилитация по своей сути не может быть односторонним процессом, точкой приложения которого являются только инвалиды. Именно такой принципиально новых подход положен в основу проекта «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации»

 Проект состоит  из трех взаимосвязанных компонентов.  Целью первого компонента является совершенствование Федерального и Регионального Законодательства в области социальной политики и социальной защиты инвалидов. Результаты работы по первому компоненту будут содействовать устранению существующих недостатков правоустанавливающей и правоприменительной практики Российского законодательства, приведению его в полное соответствие с новыми нормами международного права, и в конечном счете повышению эффективности и результативности решения проблем инвалидов.

Главной целью  второго компонента проекта является содействие в создании Государственной системы профессиональной подготовки специалистов в области реабилитации инвалидов. Третий компонент проекта направлен на формирование в пилотных регионах (Сант-Питербург, Московская, Саратовская, Костромская области) системы реабилитационных услуг для инвалидов с учетом развития рыночных форм их предоставления. Для достижения этой цели в рамках проекта созданы пилотные модели комплексной реабилитации людей с отклонениями умственных и психических развитий, физическими дефектами, нарушениями  зрения и слуха. Среди перечисленных категорий инвалидов выделены целевые группы по возрастам: от 0 до 17 лет и от 18 до 35 лет.

Перечень подготовленных пилотных проектов: 1. Саратовская область.

«Оказание  комплексной реабилитационной помощи детям с нарушениями зрения» (основной исполнитель – НП «Областной реабилитационный центр для  детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями»).

Пилотный проект «2.«Комплексная реабилитация инвалидов с отклонениями в умственной и психическом развитии в социальных стационарных учреждениях» (основные исполнители ГСУ «Базарно-Карабулаский детский дом-интернат для  умственно отсталых детей», ГУ «Вязовский психоневрологический интернат).

Костромская область. Пилотный проект « 1.

«Адаптированная физическая культура и спорт в  системе комплексной реабилитации молодых инвалидов в Костромской  области» (основной исполнитель –  ГУ «Реабилитационный цент социально-оздоровительного клуба «Надежда»).

Пилотный проект № 2.

«Обеспевение территориальной доступности комплексной реабилитации детей с физическими нарушениями в Костромской области» (основной  исполнитель – ГУ «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Лесная сказка).

Московская область. Пилотный проект № 1.«Внедрение дистанционного профессионального обучения как одного из направлений комплексной реабилитации инвалидов с физическими ограничениями в здоровье» (основной исполнитель – ГУ «Егорьевский центр реабилитации инвалидов «Чайка»).

Пилотный проект № 2.

«Самореализация детей и подростков с глубокими  умственными и множественными нарушениями  в процессе комплексной реабилитации и социальной интеграции» (основной исполнитель – ГУ «Детский дом-интернат»  г.  Сергиев Посад.

Пилотный проект № 3.

«Социально-культурный аспект комплексной реабилитации: инновационный  подход к трудотерапии инвалидов  по зрению» (основной исполнитель –  Центр реабилитации инвалидов по  зрению Всероссийского общества слепых, г. Волоколамск).

В соответствии с  действующим законодательством субъекты  Российской Федерации вправе  устанавливать собственный порядок стандартизации реабилитационных услуг и деятельности  реабилитационный учреждений не вступая в противоречие с национальной системой2 стандартизации.

Санкт-Питербург. Пилотный проект № 1.

«Социально  –трудовая  реабилитация в комплексе  реабилитационных  мероприятий для  инвалидов с нарушениями умственного  развития» (основные исполнители –  ГУ «Центр социальной реабилитации детей  и подростков с ограниченными  возможностями» Колпинского района. ГУ  «Психоневрологический интернат №10».).

 

2.3. Особенности  социальной адаптации молодого  инвалида.

      Социальная адаптация – процесс  активного включения молодого инвалида в социальную среду. Человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, находится в поиске социальной среды, которая  благоприятна для его самореализации, раскрытия ресурсов. Создают благоприятную среду для учреждения  социального обслуживанию населения внешние условия.

К внешним условиям  относятся:

  1. Подготовка к социальной адаптации, которая достигается через обучение  активному подведению и освоение социальной роли «взрослого» в деятельности, организуемой специалистами;
  2. Организационная культура учрежде6ния социального обслуживанию населения, которая регулирует  поведение и развивает самоконтроль у молодого человека, способствует проявлению его индивидуальности, так как несет в себе основные жизненные ценности: проявление дружеской поддержки, уважения, ответственности, заинтересованности в каждой личности;
  3. Признание окружением молодого инвалида достигнутых им результатов и внешнее выражение данного признания,  активизирующие процесс социальной адаптации. Определенные нами ранее условия социальной адаптации молодого инвалида являются основной для постепенных, четко  разработанных мероприятий, организуемых в учреждении социального обслуживанию населения.

Информация о работе Технологии социальной работы с ребенком инвалидом