Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 06:20, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы. По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность, и примерно 25% населения страдает хроническими заболеваниями. В мире отмечается устойчивая тенденция к увеличению доли инвалидов в структуре населения. Численность инвалидов ежегодно увеличивается в среднем на 10 процентов.
Введение…………………………………………………………………………4
Глава I. Нормативно-правовая база работы с инвалидами и механизм реализации государственной политики в отношении оказания помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства независимо от возраста ….…7
1.1. История социального отношения к инвалидам………………………..….7
1.2.Теоретические основы понятий инвалидность и инвалид……………….9
1.3.Нормативно- правовая база, регламентирующая защиту прав и интересов детей-инвалидов и их семей в РФ……………………………………………...11
Выводы к Первой Главе………………………………………………….…...13
Глава II. Технологии социальной работы с инвалидами детства……....14
2.1. Основные направления государственной политики в области оказания реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства независимо от возраста………………………………………………………….14
2.2. Изучение технологий на примере проекта «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в РФ»…………………..15
2.3. Особенности социальной адаптации молодого инвалида……………….18
Выводы ко Второй Главе……………………………………………………..22
Глава III. Аналитическая часть……………………………………………..23
Заключение …………………………………………………………………….38
Список литературы ……………………………………………………………40
Инвалидность означает наблюдающиеся у человека функциональные расстройства физического, психического или умственного характера, в связи с которыми человек нуждается в специальных компенсационных мерах для того, чтобы иметь возможность жить полноценной жизнью наравне с
другими гражданами.
Такое определение
весьма созвучно концепциям
ограничений жизнедеятельности, закрепленным в принятых ООН Стандартных правилах обеспечения равных возможностях для инвалидов:
Термин «ограничение жизнедеятельности» означает утрату или ограничение возможностей участия в жизни общества наравне с другими. Он предполагает отношения между инвалидом и его окружением. Этот термин применяется с целью подчеркнуть недостатки окружающей среды и многих аспектов деятельности общества, в частности, в области информации, связи и образования, которые ограничивают возможности инвалидов участвовать в жизни общества наравне с другими людьми.
Данная концепция
приводит четкое разделение между двумя
ключевыми понятиями: инвалидность
и ограничения
1.3.Нормативно-
правовая база, регламентирующая
защиту прав и интересов детей-
Дети- инвалиды и семьи, в которых они воспитываются, наиболее остро нуждаются в социальной помощи и защите.
Статус ребенка-инвалида
впервые введен в России в 1979
г., когда Министерством
В 1991 году был издан приказ
Минздрава РСФСР от 04.07.91
г. N 117 "О порядке выдачи
Право населения на охрану здоровья на основе Конституции
Российской Федерации определено рядом федеральных законов: "Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", "Трудовым кодексом Российской Федерации", "Семейным кодексом Российской Федерации".
С 90-ых годов российское законодательство по обеспечению прав и интересов детей динамично совершенствовалось и развивалось. Приняты меры по реализации международных документов, в том числе направленных на поддержку материнства и детства, ратифицированных нашей страной: Всеобщей декларации прав человека, Конвенции ООН о правах ребенка, Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.93 г. N 909 была утверждена программа "Дети России", в состав которой включена подпрограмма "Дети-инвалиды". Указом Президента Российской Федерации N 1696 от 18.08.1994 г. программе "Дети России" был придан статус Президентской. В развитие федеральных законодательных актов и программ в субъектах Российской Федерации приняты и реализуются соответствующие документы.
Право граждан на социальное обслуживание определено ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (ст.114) детям- инвалидам устанавливается социальная пенсия. Согласно ст.11 этого же закона матери инвалида с детства, воспитывающие их до 8 лет, имеют право на пенсию по достижении 50лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет.
Так же дети-инвалиды имеют: транспортные льготы; льготы по медицинскому обслуживанию; право на обеспечение техническими средствами ( кресла-коляски, прогулочные кресла и т.д.); льготы по протезированию, социально-бытовые льготы; жилищные льготы и пр.
13 декабря 2006
года присоединиться к Данной
Конвенции. Генеральная
Выводы к Первой Главе.
В существующих социально-экономических условиях состояние здоровья населения России остается одной из наиболее острых медико-социальных проблем. В последние годы в России наблюдаются негативные тенденции в состоянии здоровья детей, увеличение числа хронических и сочетанных форм заболеваний, рост частоты интранатальных повреждений, наследственной, врожденной патологии.
Сохраняющаяся тенденция и прогнозируемый на начало XXI века значительный рост численности детей-инвалидов и инвалидов с детства могут создать серьезные социальные, экономические и психологические проблемы, как для самих инвалидов, так и для общества в целом, составляя определенную угрозу для национальной безопасности. С каждым годом происходит Совершенствование законодательной и
нормативной базы по проблемам детей-инвалидов и инвалидов с детства
независимо от возраста.
Глава II. Технологии социальной работы с инвалидами детства
2.1. Основные
направления государственной
Основным направлением социальной защиты и реабилитации людей с ограниченными возможностями должно стать не выявление и коррекция дефектов и отклонений, а разработка механизмов компенсации и устранение барьеров в окружающей среде, а также максимальный учет потребностей инвалидов в принятии всех решений в жизни общества.
Отличие между
инвалидностью и ограничениями
жизнедеятельности лежит в
Концепция инвалидности, основанная на учете факторов окружающей среды:
Инвалидность +барьеры = ограничения жизнедеятельности
Инвалидность +компенсация = равные возможности
Концепция инвалидности,
учитывающая связь между
Таким образом,
основным направлением
Известно, что дети-инвалиды - самый социально незащищенный общественный слой России. Тенденция увеличения в России количества детей-инвалидов при общем снижении рождаемости и недостаточность существующих форм обучения и воспитания, адекватных потребностям и способностям детей данной категории, позволяют сделать вывод об определенном несовершенстве социальной и образовательной политики в отношении детей с нарушениями развития и поставить задачу поиска эффективных путей оказания социально-педагогической помощи детям данной категории.
2.2. Изучение технологий на примере проекта «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в РФ».
Реабилитация
является одним из приоритетных направлений
государственной социальной политики
в решении проблем
Проект состоит
из трех взаимосвязанных
Главной целью второго компонента проекта является содействие в создании Государственной системы профессиональной подготовки специалистов в области реабилитации инвалидов. Третий компонент проекта направлен на формирование в пилотных регионах (Сант-Питербург, Московская, Саратовская, Костромская области) системы реабилитационных услуг для инвалидов с учетом развития рыночных форм их предоставления. Для достижения этой цели в рамках проекта созданы пилотные модели комплексной реабилитации людей с отклонениями умственных и психических развитий, физическими дефектами, нарушениями зрения и слуха. Среди перечисленных категорий инвалидов выделены целевые группы по возрастам: от 0 до 17 лет и от 18 до 35 лет.
Перечень подготовленных пилотных проектов: 1. Саратовская область.
«Оказание комплексной реабилитационной помощи детям с нарушениями зрения» (основной исполнитель – НП «Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями»).
Пилотный проект «2.«Комплексная реабилитация инвалидов с отклонениями в умственной и психическом развитии в социальных стационарных учреждениях» (основные исполнители ГСУ «Базарно-Карабулаский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», ГУ «Вязовский психоневрологический интернат).
Костромская область. Пилотный проект « 1.
«Адаптированная
физическая культура и спорт в
системе комплексной
Пилотный проект № 2.
«Обеспевение территориальной доступности комплексной реабилитации детей с физическими нарушениями в Костромской области» (основной исполнитель – ГУ «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Лесная сказка).
Московская область. Пилотный проект № 1.«Внедрение дистанционного профессионального обучения как одного из направлений комплексной реабилитации инвалидов с физическими ограничениями в здоровье» (основной исполнитель – ГУ «Егорьевский центр реабилитации инвалидов «Чайка»).
Пилотный проект № 2.
«Самореализация детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями в процессе комплексной реабилитации и социальной интеграции» (основной исполнитель – ГУ «Детский дом-интернат» г. Сергиев Посад.
Пилотный проект № 3.
«Социально-культурный аспект комплексной реабилитации: инновационный подход к трудотерапии инвалидов по зрению» (основной исполнитель – Центр реабилитации инвалидов по зрению Всероссийского общества слепых, г. Волоколамск).
В соответствии с действующим законодательством субъекты Российской Федерации вправе устанавливать собственный порядок стандартизации реабилитационных услуг и деятельности реабилитационный учреждений не вступая в противоречие с национальной системой2 стандартизации.
Санкт-Питербург. Пилотный проект № 1.
«Социально
–трудовая реабилитация в комплексе
реабилитационных мероприятий для
инвалидов с нарушениями
2.3. Особенности социальной адаптации молодого инвалида.
Социальная адаптация – процесс активного включения молодого инвалида в социальную среду. Человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, находится в поиске социальной среды, которая благоприятна для его самореализации, раскрытия ресурсов. Создают благоприятную среду для учреждения социального обслуживанию населения внешние условия.
К внешним условиям относятся:
Информация о работе Технологии социальной работы с ребенком инвалидом