Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 06:20, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы. По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность, и примерно 25% населения страдает хроническими заболеваниями. В мире отмечается устойчивая тенденция к увеличению доли инвалидов в структуре населения. Численность инвалидов ежегодно увеличивается в среднем на 10 процентов.
Введение…………………………………………………………………………4
Глава I. Нормативно-правовая база работы с инвалидами и механизм реализации государственной политики в отношении оказания помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства независимо от возраста ….…7
1.1. История социального отношения к инвалидам………………………..….7
1.2.Теоретические основы понятий инвалидность и инвалид……………….9
1.3.Нормативно- правовая база, регламентирующая защиту прав и интересов детей-инвалидов и их семей в РФ……………………………………………...11
Выводы к Первой Главе………………………………………………….…...13
Глава II. Технологии социальной работы с инвалидами детства……....14
2.1. Основные направления государственной политики в области оказания реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства независимо от возраста………………………………………………………….14
2.2. Изучение технологий на примере проекта «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в РФ»…………………..15
2.3. Особенности социальной адаптации молодого инвалида……………….18
Выводы ко Второй Главе……………………………………………………..22
Глава III. Аналитическая часть……………………………………………..23
Заключение …………………………………………………………………….38
Список литературы ……………………………………………………………40
Количественный анализ социальной работы с инвалидами.
1.1. Дневное и стационарное отделение.
Таблица 1.1. Анализ социального статуса детей и их семей, проходивших реабилитацию в отделениях в 2008-2010 гг.
Социальный статус |
2008 г |
2009 г |
2010 г | |||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% | |
1. Всего: |
349 |
356 |
454 |
|||
Дети из неполных семей |
67 |
19% |
67 |
18% |
97 |
21% |
Дети-сироты, живущие в семьях родственников |
12 |
3,4% |
13 |
3,6% |
16 |
3,5% |
Дети матерей-одиночек |
61 |
17% |
32 |
9% |
31 |
6% |
Дети из многодетных семей |
29 |
8% |
33 |
9% |
34 |
7% |
2. Из них: дети- инвалиды детства |
107 |
30% |
108 |
30% |
132 |
30% |
Из таблицы видно, что по сравнению с 2006 годом в 2 раза уменьшилось число детей из неполных семей прошлыми годами. По словам администрации центра, это связано с тем, что все чаще этих детей определяют в интернатные учреждения для детей и подростков с ограниченными возможностями, т.к. матерям одиночкам материально сложно воспитывать детей.
Таблица 1.2. Анализ оказываемых услуг детям, проходивших реабилитацию
Год |
2008 |
2009 |
2010 |
Количество обслуженных, чел.: |
349 |
356 |
454 |
Из них получивших в течение года 2 и более курсов реабилитации, чел. |
93 |
120 |
105 |
Оказано услуг всего: Из них: - Медицинских - Психологических - Педагогических - Других |
63776
20231 24875 14343 3889 |
80964
39283 18107 18916 4658 |
87805
42620 23890 18777 2418 |
Проведено мероприятий: -Культурно-массовых мероприятий -Спортивных |
300 91 |
318 72 |
385 77 |
Из таблицы видно, что
-количество оказываемых услуг в дневном отделении на одного ребенка выросло с 182 единиц в 2006 г. до 255 в 2008 году.
Таблица 1.3. Анализ воспитанников Центра проходивших реабилитацию в 2008- 2010 гг. (разделение детей по половому признаку)
Год |
Общее кол-во |
Девочек |
Мальчиков |
2008 |
349 |
167 |
182 |
2009 |
356 |
206 |
150 |
2010 |
454 |
229 |
225 |
Из таблицы видно, при делении детей по половому признаку преобладает количество мальчиков в 2008 году, противоположная ситуация в 2009 году, а в 2010 году количество обслуженных мальчиков и девочек практически одинаково.
2.2. Патронажное отделение
В Центре «Радуга» патронажное отделение функционирует с 2002 года. Этим видом социального обслуживания охвачены дети-инвалиды, не имеющие возможности посещать центр. При определении социальных условий развития детей патронажного отделения рассматриваются, с одной стороны - уровень требования родителей, уровень их ожиданий, с другой стороны - уровень возможностей, которыми располагает ребенок. При организации помощи семьям, где есть ребенок инвалид, большое внимание уделяется матери. Поэтому работа проводится по трем направлениям:
Таблица 2.1. Анализ контингента обслуживаемых отделением по заболеваниям.
Год |
Всего |
Диагноз | |||
Опорно-двигательный аппарат |
Глазная патология |
Неврология |
Прочие | ||
2008 |
50 |
15 |
8 |
22 |
5 |
2009 |
50 |
10 |
6 |
26 |
8 |
2010 |
50 |
14 |
6 |
22 |
8 |
Таблица 2.2. Анализ социального статуса семей, обслуживаемых отделением.
Социальный статус |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
Кол-во |
Кол-во |
Кол-во | |
Всего в 2008-2010 году |
50 |
50 |
50 |
Дети из неполных семей |
12 |
14 |
13 |
Дети матерей-одиночек |
7 |
4 |
4 |
Дети из многодетных семей |
6 |
8 |
9 |
Дети – инвалиды |
50 |
50 |
50 |
Таблица 2.3. Анализ оказываемых услуг детям, проходивших реабилитацию
Год |
2008 |
2009 |
2010 |
Количество детей |
50 |
50 |
50 |
Повторно обратившихся, к-во чел. |
25 |
50 |
34 |
Оказано услуг всего: Из них: - Медицинских - Психологических - Других |
2600
850 1400 350 |
3890
1150 2200 540 |
2618
1360 1028 230 |
Таблица 2.4. Разделение детей по половому признаку:
Год |
Общее кол-во |
Девочек |
Мальчиков |
2008 |
50 |
29 |
21 |
2009 |
50 |
26 |
24 |
2010 |
50 |
27 |
23 |
Из таблиц видно, что:
- анализ категорий семей, обслуживаемых патронажным отделением центра
на протяжении трех лет, показал, что данный показатель относительно
стабилен.
- количество оказываемых услуг в патронажном отделении на одного
ребенка выросло с 52 единиц до 77 в 2010 году;
- при делении детей по половому признаку явно преобладает среди
пациентов количество девочек.
Залог успеха патронажа- в сотрудничестве родителей со специалистами Центра. Патронируя на дому, специалисты предлагали детям-инвалидам пройти курс реабилитации в Центре, приглашали семьи принять участие в социокультурных мероприятиях, таких как совместные вечера досугов, праздников, экскурсионные поездки в Москву, святые источники, монастыри, поездки в Московский ТЮЗ, посещение дельфинария. Эти мероприятия проводятся планово и в обязательном порядке при проведении акции «Согреем детские сердца верой и любовью», декаду инвалидов. Также регулярно оказываем благотвори тельную помощь в виде продукции ООО «Кампина» и ЗАО «Ступинский химический завод». В помощь родителям выдавались реабилитационно - тренажерное оборудование на дом: это костюмы «Адели» и «Гравитон», ходунки, массажные мячи, противопролежневые матрасы и другое. Проводилось обучение родителей приемам и методикам, что дало возможность продолжить реабилитацию детей по коррекции двигательных функций силами самих родителей, что успешно отражается на здоровье детей. В процессе патронажа многие семьи, как дети, так и родители стали охотнее идти на контакт со специалистами Центра, доброжелательнее принимать их советы и рекомендации по продолжению реабилитационных.
Анализ
осуществления
При поступлении несовершеннолетних в центр на реабилитацию проводится первичная диагностика физического и психического развития ребенка специалистами отделений и разрабатывается план реабилитационных мероприятий на установленный временной период. Благодаря созданию системы комплексной реабилитации, осуществляемой в соответствии и ИПР каждого ребенка, успешно решается главная задача: коррекция патологических изменений со стороны ЦНС. В соответствии с ИПР с детьми проводятся индивидуальные и групповые занятия специалистами Центра: педагогом-психологом, учителем-логопедом, дефектологом. Также дети проходят комплекс занятий с социальным педагогом. Эти занятия нацелены на формирование у детей ценности здоровья, расширение знаний по гигиенической культуре, применения этих знаний в быту. В кабинете трудотерапии воспитанники овладевали основами оригами, элементов детского дизайна, различными видами ручного труда (шитье, вязание, макраме), элементами флористики, работе с соленым тестом и т.д.
Психолого-педагогическая реабилитация проводилась со всеми детьми, посещающими Центр по следующим направлениям: психодиагностика, психокоррекция, психопрофилактика, психотерапия. Мероприятия по психокоррекции и психопрофилактике разрабатывались по результатам диагностики и проводились в форме бесед, тренингов, групповых и индивидуальных занятий – основной задачей этих занятий – помочь ребенку и подростку осознать свои возможности и ограничения и помочь адаптироваться в современной жизни.
С детьми с тяжелыми формами речевого недоразвития («неговорящие»), в том числе сочетанных с различными нарушениями в интеллектуальной деятельности использовалась работа с пиктограммами по методике Л.Б. Баряевой. Данная инновационная методика всестороннего развития ребенка основана на использовании письменного знака в виде рисунка- пиктограммы и показала хорошие результаты при ее применении. Благодаря этой методике у ребенка сохраняется мотивация и желание общаться, облегчается развитие общения, речи, когнитивных функций.
Одним из главных звеньев реализации системного подхода социальной реабилитации детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями являлась психолого-педагогическая реабилитация. Используя методики Монтессори, Глен Домана, Забрамной С.Д., Смирновой Л.Н.и других авторов, педагоги нашего Центра проводили коррекционную работу с детьми в творческих мастерских, улучшали их знания об окружающем мире, социальной компетенции, знакомили с основами компьютерной грамотности и т.д.
В комплексную программу реабилитации также входит социо-культурная реабилитация, культурно-досуговая и спортивная. Проведение спортивных праздников, участие в спортивных соревнованиях, шашечных турнирах, спортивно-развлекательных программах, посещение экскурсий, занятия по духовно-нравственному воспитанию помогало детям и подросткам раскрыть свой потенциал, сформировать компенсаторные возможности, расти и развиваться как личность, не чувствую своей ущемлённости.
Важным показателем результативности реабилитационного процесса является снятие инвалидности у наших пациентов, положительная динамика у реабилитантов по всем направлениям реабилитации. У пациентов с глазной патологией у 4-х человек снята инвалидность, отмечается улучшение у детей внимания, восприятия, память, мышление.
В кабинете БОС логотерапевтический применяется новая методика обучения с применением биологической обратной связи, в результате чего у детей быстро устраняются недостатки, мешающие ребенку полноценно общаться. Отмечается положительные сдвиги в речевом дефекте. Эти результаты наблюдались и у детей с органическим поражением ЦНС, которые трудно поддаются речевой коррекции. Помимо речевого коррекционного воздействия, у всех детей возросла величина ДАС, снизились частота сердечных сокращений (ЧСС) на выдохе, средняя ЧСС и частота дыхания, нормализовалось артериальное давление, понизился уровень тревожности. Одной из важнейших задач работы является работа по развитию познавательного интереса, формированию у них положительной мотивации к реабилитационному процессу и общей культуры. Немалое место в этом процессе занимает занятие с педагогом дополнительного образования. Эти занятия позволили также усилить уверенность в своих силах, сформировать желание творить самостоятельно и совместно с родителями в домашних условиях.
Информация о работе Технологии социальной работы с ребенком инвалидом