Технологии социальной работы с ребенком инвалидом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 06:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы. По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность, и примерно 25% населения страдает хроническими заболеваниями. В мире отмечается устойчивая тенденция к увеличению доли инвалидов в структуре населения. Численность инвалидов ежегодно увеличивается в среднем на 10 процентов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4
Глава I. Нормативно-правовая база работы с инвалидами и механизм реализации государственной политики в отношении оказания помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства независимо от возраста ….…7
1.1. История социального отношения к инвалидам………………………..….7
1.2.Теоретические основы понятий инвалидность и инвалид……………….9
1.3.Нормативно- правовая база, регламентирующая защиту прав и интересов детей-инвалидов и их семей в РФ……………………………………………...11
Выводы к Первой Главе………………………………………………….…...13
Глава II. Технологии социальной работы с инвалидами детства……....14
2.1. Основные направления государственной политики в области оказания реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства независимо от возраста………………………………………………………….14
2.2. Изучение технологий на примере проекта «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в РФ»…………………..15
2.3. Особенности социальной адаптации молодого инвалида……………….18
Выводы ко Второй Главе……………………………………………………..22
Глава III. Аналитическая часть……………………………………………..23
Заключение …………………………………………………………………….38
Список литературы ……………………………………………………………40

Файлы: 1 файл

kyrsovai texnologii.doc

— 595.50 Кб (Скачать файл)

Количественный анализ  социальной работы с инвалидами.

1.1.  Дневное  и стационарное  отделение.

Таблица 1.1.  Анализ социального статуса  детей и их семей, проходивших  реабилитацию в отделениях в 2008-2010  гг.

Социальный  статус

2008 г

2009 г

2010 г

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

1. Всего:

349

 

356

 

454

 

Дети из неполных семей

67

19%

67

18%

97

21%

Дети-сироты, живущие  в семьях родственников

12

3,4%

13

3,6%

16

3,5%

Дети матерей-одиночек

61

17%

32

9%

31

6%

Дети из многодетных  семей

29

8%

33

9%

34

7%

2. Из них:  дети- инвалиды детства

107

30%

108

30%

132

30%


       Из таблицы видно, что  по сравнению с 2006 годом в 2 раза уменьшилось число детей из неполных семей прошлыми годами. По словам администрации центра, это связано с тем, что все чаще этих детей определяют в интернатные учреждения для детей и подростков с ограниченными возможностями, т.к. матерям одиночкам материально сложно воспитывать детей.

Таблица 1.2.  Анализ оказываемых услуг  детям, проходивших реабилитацию

Год

2008

2009

2010

Количество обслуженных, чел.:

349

356

454

Из  них получивших в течение года 2

и более  курсов реабилитации, чел.

93

120

105

Оказано услуг всего:

Из  них:

- Медицинских

- Психологических

- Педагогических

- Других

63776

 

20231

24875

14343

3889

80964

 

39283

18107

18916

4658

87805

 

42620

23890

18777

2418

Проведено мероприятий:

-Культурно-массовых  мероприятий

-Спортивных

 

300

91

 

318

72

 

385

77


Из  таблицы видно, что 

-количество  оказываемых услуг в дневном  отделении на одного ребенка  выросло с 182 единиц в 2006 г.  до 255 в 2008 году.

Таблица 1.3. Анализ  воспитанников Центра проходивших реабилитацию в 2008- 2010 гг.  (разделение детей по половому признаку)

Год

Общее кол-во

Девочек

Мальчиков

2008

349

167

182

2009

356

206

150

2010

454

229

225


           Из таблицы видно,  при делении  детей по половому признаку преобладает количество мальчиков в 2008 году, противоположная ситуация в 2009 году, а в 2010 году количество обслуженных мальчиков и девочек практически одинаково.

2.2. Патронажное отделение

В Центре «Радуга» патронажное отделение  функционирует с 2002 года. Этим видом социального обслуживания охвачены дети-инвалиды, не имеющие возможности посещать центр.  При определении социальных условий развития детей патронажного отделения  рассматриваются, с одной стороны - уровень требования родителей, уровень их ожиданий, с другой стороны - уровень возможностей, которыми располагает ребенок. При организации помощи семьям, где есть ребенок инвалид, большое  внимание уделяется матери. Поэтому  работа проводится    по трем направлениям:

  • изучение позиций и личностных особенностей матерей.
  • активное  включение матери в реабилитационные мероприятия с ребенком.
  • первичная диагностика и составление ИПР.

Таблица 2.1.   Анализ контингента обслуживаемых отделением по заболеваниям.

Год

Всего

Диагноз

Опорно-двигательный аппарат

Глазная

патология

Неврология

Прочие

2008

50

15

8

22

5

2009

50

10

6

26

8

2010

50

14

6

22

8


 

Таблица 2.2. Анализ социального статуса семей, обслуживаемых отделением.

Социальный  статус

2008г.

2009г.

2010г.

Кол-во

Кол-во

Кол-во

Всего в 2008-2010 году

50

50

50

Дети из неполных семей

12

14

13

Дети матерей-одиночек

7

4

4

Дети из многодетных  семей

6

8

9

Дети  – инвалиды

50

50

50


 

Таблица 2.3. Анализ оказываемых услуг детям, проходивших реабилитацию

Год

2008

2009

2010

Количество  детей

50

50

50

Повторно  обратившихся, к-во чел.

25

50

34

Оказано услуг всего:

Из  них:

- Медицинских

- Психологических

- Других

2600

 

850

1400

350

3890

 

1150

2200

540

2618

 

1360

1028

230


 

Таблица 2.4. Разделение детей по половому признаку:

Год

Общее кол-во

Девочек

Мальчиков

2008

50

29

21

2009

50

26

24

2010

50

27

23


   Из таблиц видно, что:

- анализ категорий семей, обслуживаемых патронажным отделением центра

на протяжении трех лет, показал, что данный показатель относительно

стабилен.

-  количество оказываемых услуг в патронажном отделении на одного

ребенка выросло с 52 единиц до 77 в 2010 году;

- при делении  детей по половому признаку  явно преобладает среди 

пациентов количество девочек.

      Залог успеха патронажа- в сотрудничестве родителей со специалистами Центра. Патронируя на дому, специалисты предлагали детям-инвалидам пройти курс реабилитации в  Центре, приглашали семьи принять участие в социокультурных мероприятиях, таких как совместные вечера досугов, праздников, экскурсионные поездки в Москву, святые источники, монастыри, поездки в Московский ТЮЗ, посещение дельфинария. Эти мероприятия проводятся планово и в обязательном порядке при проведении акции «Согреем детские сердца верой и любовью», декаду инвалидов. Также регулярно оказываем благотвори тельную помощь в виде продукции ООО «Кампина» и ЗАО «Ступинский химический завод». В помощь родителям выдавались реабилитационно - тренажерное оборудование на дом: это костюмы «Адели» и «Гравитон», ходунки, массажные мячи, противопролежневые матрасы и другое. Проводилось обучение родителей приемам и методикам, что  дало возможность продолжить реабилитацию детей по коррекции двигательных функций силами самих родителей, что успешно отражается на здоровье детей. В процессе патронажа многие семьи, как дети, так и родители стали охотнее идти на контакт со специалистами Центра, доброжелательнее принимать их советы и рекомендации по продолжению реабилитационных.

Анализ  осуществления реабилитационного  процесса.

При поступлении  несовершеннолетних в центр на реабилитацию проводится первичная диагностика физического и психического развития ребенка специалистами отделений и разрабатывается план реабилитационных мероприятий на установленный временной период. Благодаря созданию системы комплексной реабилитации, осуществляемой в соответствии и ИПР каждого ребенка, успешно решается главная задача: коррекция патологических изменений со стороны ЦНС. В соответствии с ИПР с детьми проводятся индивидуальные и групповые занятия специалистами Центра: педагогом-психологом, учителем-логопедом, дефектологом. Также дети проходят комплекс занятий с социальным педагогом. Эти занятия нацелены на формирование у детей ценности здоровья, расширение знаний по гигиенической культуре, применения этих знаний в быту. В кабинете трудотерапии воспитанники овладевали основами  оригами, элементов детского дизайна, различными видами ручного труда (шитье, вязание, макраме), элементами флористики, работе с соленым тестом и т.д.

Психолого-педагогическая реабилитация проводилась со всеми  детьми, посещающими Центр  по следующим направлениям: психодиагностика, психокоррекция, психопрофилактика, психотерапия. Мероприятия по психокоррекции и психопрофилактике разрабатывались по результатам диагностики и проводились в форме бесед, тренингов, групповых и индивидуальных занятий – основной задачей этих занятий – помочь ребенку и подростку осознать свои возможности и ограничения и помочь адаптироваться в современной жизни.

С детьми с тяжелыми формами речевого недоразвития («неговорящие»), в том числе сочетанных с различными нарушениями в интеллектуальной деятельности использовалась работа с пиктограммами по методике Л.Б. Баряевой. Данная инновационная методика всестороннего развития ребенка основана  на использовании письменного знака в виде рисунка- пиктограммы и показала хорошие результаты при ее применении. Благодаря этой методике у ребенка сохраняется мотивация  и желание общаться, облегчается развитие общения, речи, когнитивных функций.

    Одним из главных звеньев реализации системного подхода социальной реабилитации детей  инвалидов и детей с ограниченными возможностями являлась психолого-педагогическая реабилитация. Используя методики Монтессори, Глен Домана, Забрамной С.Д., Смирновой Л.Н.и других авторов, педагоги нашего Центра проводили коррекционную работу с детьми в творческих мастерских, улучшали их знания об окружающем мире, социальной компетенции, знакомили с основами компьютерной грамотности и т.д.

В комплексную  программу реабилитации также входит социо-культурная реабилитация, культурно-досуговая  и спортивная. Проведение спортивных праздников, участие в спортивных соревнованиях, шашечных турнирах, спортивно-развлекательных программах, посещение экскурсий, занятия по духовно-нравственному воспитанию помогало детям и подросткам раскрыть свой потенциал, сформировать компенсаторные возможности, расти и развиваться как личность, не чувствую своей ущемлённости.

Результаты  реабилитационного процесса

Важным показателем  результативности реабилитационного  процесса является снятие инвалидности у наших пациентов, положительная динамика у реабилитантов по всем направлениям реабилитации. У пациентов с глазной патологией у 4-х человек снята инвалидность, отмечается улучшение у детей внимания, восприятия, память, мышление.

В  кабинете БОС логотерапевтический  применяется новая методика обучения с применением биологической обратной связи, в результате чего у детей  быстро устраняются недостатки, мешающие ребенку полноценно общаться. Отмечается  положительные сдвиги в речевом дефекте. Эти результаты наблюдались и у детей с органическим поражением ЦНС, которые трудно поддаются речевой коррекции. Помимо речевого коррекционного воздействия, у всех детей возросла величина ДАС, снизились частота сердечных сокращений (ЧСС) на выдохе, средняя ЧСС и частота дыхания, нормализовалось артериальное давление, понизился уровень тревожности. Одной из важнейших задач работы является работа по развитию познавательного  интереса, формированию у них положительной мотивации к реабилитационному процессу и общей культуры. Немалое место в этом процессе занимает занятие с педагогом дополнительного образования. Эти занятия позволили также усилить уверенность в своих силах, сформировать желание творить самостоятельно и совместно с родителями в домашних условиях.

Информация о работе Технологии социальной работы с ребенком инвалидом