Технологии социальной работы с ребенком инвалидом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 06:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы. По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность, и примерно 25% населения страдает хроническими заболеваниями. В мире отмечается устойчивая тенденция к увеличению доли инвалидов в структуре населения. Численность инвалидов ежегодно увеличивается в среднем на 10 процентов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4
Глава I. Нормативно-правовая база работы с инвалидами и механизм реализации государственной политики в отношении оказания помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства независимо от возраста ….…7
1.1. История социального отношения к инвалидам………………………..….7
1.2.Теоретические основы понятий инвалидность и инвалид……………….9
1.3.Нормативно- правовая база, регламентирующая защиту прав и интересов детей-инвалидов и их семей в РФ……………………………………………...11
Выводы к Первой Главе………………………………………………….…...13
Глава II. Технологии социальной работы с инвалидами детства……....14
2.1. Основные направления государственной политики в области оказания реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства независимо от возраста………………………………………………………….14
2.2. Изучение технологий на примере проекта «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в РФ»…………………..15
2.3. Особенности социальной адаптации молодого инвалида……………….18
Выводы ко Второй Главе……………………………………………………..22
Глава III. Аналитическая часть……………………………………………..23
Заключение …………………………………………………………………….38
Список литературы ……………………………………………………………40

Файлы: 1 файл

kyrsovai texnologii.doc

— 595.50 Кб (Скачать файл)

Технология  социальной адаптации – это последовательность действий и способов взаимодействия специалиста по социальной работе и  молодого инвалида в конкретных формах организации социальной работы (индивидуальные беседы, коллективно-творческие дела, занятия по трудотерапии, социальные тренинги, игры и др.), способствующая развитию у клиента умения преобразовывать или устранять проблемную ситуацию.

Последовательность реализации процесса социальной адаптации молодого инвалида определяется следующими этапами:

    1. Подготовительного;
    2. Этапа включения в социальную группу;
    3. Этапа усвоения социально полезных пролей;
    4. Этапа развития устойчивой социально-психологической адаптации.

Приведем их характеристику:

  1. Подготовительный этап. Он протекает до момента включения молодого человека в социальную группу учреждения социального обслуживания населения  и связан с определением правового статуса человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, проведением социальной диагностики, предполагающей ознакомление  с его личностными особенностями. Здесь проводятся различные методики социальной диагностики: интервью, наблюдение, метод независимых характеристик, биографический метод и др.
  2. Этап включения  в социальную группу. Его  содержание включает ознакомление с ценностями, традициями, социальными нормами, помогающими новому участнику адаптироваться к реальным условиям учреждения социального обслуживания населения. Обеспечивают социальную адаптацию. Молодого инвалида на данном этапе следующие приемы: техника «идущее  вниз сравнение», которая основана на возможности человека вспомнить о своих успехах в других областях и ситуациях; техника «позитивного истолкования событий», которая  предполагает поиск позитивных моментов, связанных с пребыванием в учреждении социального обслуживания  населения. На данном этапе возможно применение методик, обеспечивающих осознание собственных результатов и достижений.

Приведем один  из примеров. Методика «Что было главным в жизни».Целью  методики является содействие осознанию в среде объединения молодых инвалидов собственных целей, стремлений и достигнутых результатов. Для  выполнения задания нужно разбиться на пары и взять поочередно друг и друга интервью. При этом необходимо представить, что тот, кого  интервьюируют, - человек пожилого возраста. Репортер стремиться изучить жизненные достижения и свершения человека. Интервью может проводиться по вопросам, которые предлагает ведущий. Репортеры должны делать записи, чтобы  рассказать группе о своем интервью. Далее происходит подведение итогов. Участники группы определяют, из каких элементов складываются  жизненные достижения. Далее каждый анализирует составляющие его собственных достижений на данный момент.

  1. Этап усвоения социально полезных ролей. Он осуществляется через участие в социальной деятельности, приобретение нового социального опыта, знаний, умений  и навыков. Приведем пример игры «Выбор». Социальная  роль – это социально одобренное и ожидаемое от человека в определенных обстоятельствах поведение с его определенными характеристиками, диктуемыми конкретными обстоятельствами. В целях определения позиции играющих и их социальной роли  предлагаем следующие примеры ситуаций:

- По улице  под холодным дождем идет шестилетняя девочка. Она без капюшона и в расстегнутой куртке. Вы:

а) пройдете мимо;

б) застегнете девочке  куртку и набросите капюшон;

в) начнете ей объяснять, что она должна застегнуть куртку и набросить капюшон.

- Вы зашли  в магазин, чтобы купить себе  что-нибудь на обед, и торопитесь. Стоящая вперед Вами  в очереди  пожилая женщина очень долго  считает деньги, и, как выясняется, ей не хватает небольшой суммы денег на оплату своей покупки. Вы:

а) начнете возмущаться  тем, что она задерживает очередь;

б) будете моча терпеливо  ждать;

в) предпримите что-то другое.

Участники выбирают позиции, специалист  по социальной работе выслушивает мнение каждого из них, а также аргументы и контраргументы в пользу  суждения, а затем еще раз предлагает играющим продумать и при необходимости сменить позицию, если они изменили свое решение. Игра содействует развитию субъектной позиции молодого человека, осознанию своего мнения и ответственности за свои поступки.

  1. Этап устойчивой социально-психологической адаптации, характеризующийся способностью молодого инвалида разрешить любую проблемную ситуацию, возникающую в естественных условиях социальной среды,  а также умению самому предложить свою помощь нуждающемуся в ней человеку. Одной из форм, способствующей социальной адаптации инвалида на данном этапе, является игра «Предложи помощь». Ведущий говорит о том, что человек достаточно часто встречается в своей жизни с проблемами и пытается их преодолевать, но не каждый умеет помочь разрешить другому человеку проблемные ситуации. Специалист по социальной работе объясняет  содержание игры: один  из играющих  сообщает о личной проблеме, стоящей перед ним, а другой предлагает ему свою помощь. Надо выбрать один из предложенных вариантов и обосновать свой выбор. Участники игры  разбиваются на пары. Определяются роли «предлагающего помощь» и «субъекта проблемы». После проигрывания игровой ситуации участники меняются ролями. Специалист проводит наблюдение за играющими. Далее совместно все участники и ведущий подводят итоги занятия.

К особенностям реализации социальной адаптации  молодого инвалида можно отнести: во – первых, нахождение молодого человека в социальной группе (объединение молодых инвалидов: клубе, группе самопомощи). При этом ценности, традиции, социальные нормы социальной группы должны быть ориентированы на поощрение активности в поведении и формировании активной  жизненной позиции молодого инвалида. Во –вторых, участие молодого инвалида в социальной деятельности, приобретение им нового социального опыта, знания, умения и навыков, несение ответственности за себя и других участников в ходе проведения любого дела в условиях группы. Следующей особенностью  реализации социальной адаптации является приобретенное в процессе совместной деятельности со специалистом по социальной работе и участниками группы умение самостоятельно предложить свою помощь нуждающемуся в ней человеку.

 

Выводы  ко Второй Главе.

Основным инструментом преодоления инвалидности является реабилитация. Главной целью реабилитации становится не компенсация нарушенных функций, ограничений жизнедеятельности  и «социальной недостаточности» инвалидов, а социальная интеграция  инвалидов.

Технология  социальной реабилитации и адаптации молодого инвалида- это последовательность действий и способов взаимодействия специалиста по социальной работе и молодого инвалида в конкретных формах организации социальной работы, способствующая развитию у инвалида умения преобразовывать или устранять проблемную ситуации.

 

Глава III. Аналитическая часть.

Я рассмотрю  технологии работы с инвалидами детства  на примере одного из учреждений системы  социальной защиты населения- Государственном  бюджетном  учреждении социального  обслуживания Московской области «Ступинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга» (далее по тексту Учреждение, Центр).

ГБУ СО МО « Ступинский реабилитационный центр для детей  и подростков с ограниченными  возможностями  «Радуга» был открыт 10.01.1995 года  по Постановлению Главы администрации Ступинского муниципального района   № 11-П «Об открытии Муниципального учреждения «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями». Учреждение является некоммерческой организацией и находится в ведомственном подчинении  Министерства социальной защиты населения Московской области, который осуществляет от имени Московской области полномочия учредителя Учреждения.

Целями деятельности Учреждения является осуществление  социально-культурных, социально- медицинских, психолого- социально- педагогических, физкультурно- оздоровительных, спортивных и социокультурных или иных функций некоммерческого характера.

Основные направления  в работе: 
-    формирование компьютерного банка данных по учету инвалидов и их

потребностей  в мерах медицинской, профессиональной и социальной          реабилитации и других мерах социальной защиты в рамках индивидуальной программы  реабилитации;

-    уточнение  реабилитационного потенциала инвалида;

- проведение реабилитационной работы с целью социально- бытовой адаптации и социально- средовой ориентации инвалидов (обучение пользованию протезами, кресло- колясками, индивидуальные занятия ЛФК с использованием тренажеров, психологическая реабилитация и адаптация, юридическая помощь в решении бытовых проблем инвалидов и др.);

-   внедрение  современных методик и технологий  в вопросах социальной реабилитации  инвалидов;

-   осуществление  динамического контроля за процессом  реабилитации инвалидов;

-   оказание  помощи инвалидам в получении услуг по протезированию, обеспечению техническими средствами реабилитации, включая спецавтотранспорт путем взаимодействия с Учредителем;

-  проведение  дифференциального учета детей-  инвалидов и их потребностей  в мерах социальной реабилитации;

-  проведение  медико-социального патронажа семей,  имеющих детей и подростков  с ограниченными  физическими  и умственными возможностями;

-  обеспечение  взаимодействия специалистов отделения  с родителями для достижения  непрерывности реабилитационных мероприятий социальной адаптации ребенка и семьи, их обучение основам медико-психологических и медико-социальных знаний, навыков и умений для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях;

- обучение взрослых  и детей с ограниченными возможностями навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, а также навыкам общения и другим приемам социальной адаптации;

-  направление  инвалидов в Серпуховской районный  центр занятости населения для  решения вопроса о трудоустройстве, в соответствии с рекомендациями учреждений медико-социальной экспертизы;

-  осуществление  взаимодействия с центрами медико-социальной  и профессиональной реабилитации  инвалидов, расположенными на  территории области, решение вопроса  о направлении инвалидов в указанные центры;

-  взаимодействие  с органами государственной власти  и местного самоуправления и  учреждениями, участвующими в организации  и проведении  реабилитационных  мероприятий по вопросам медико-социальной  и профессиональной реабилитации  инвалидов;

-  взаимодействие  с общественными организациями,  представляющими интересы инвалидов;

- повышение уровня информационного обеспечения по проблемам детской инвалидности;

- повышение  квалификации сотрудников Учреждения  социального обслуживания по вопросам детской и подростковой реабилитологии.

   В Учреждении  проходят реабилитацию дети- инвалиды  в возрасте от 3 до 18 лет со следующей  патологией:

  • ДЦП
  • Нервно- мышечные заболевания
  • Косолапость
  • Неврозы и неврозоподобные состояния
  • ЗПР и ЗПРР  средней и умеренной тяжести
  • Нарушение зрения (амблиопия,миопия, косоглазие, астигматизм, др.)
  • Кривошея
  • Травмы позвоночника

Основанием для проведения комплексной реабилитации детей  с ограниченными возможностями  является комплексный план реабилитации, который составляют специалисты Учреждения, в составе: психолог, логопед, дефектолог, врач- невропатолог, врач- офтальмолог, заместитель директора Учреждения по учебной части, инструктор по физкультуре и ЛФК, социальный педагог на основании диагностики. Для учета эффективности социальной реабилитации в картах детей отражается состояние реабилитанта на момент работы с ним и его реабилитационный потенциал. В реабилитационных картах отмечается положительная динамика и вносятся соответствующие коррективы. Родители или заменяющие их лица знакомятся с деятельностью Учреждения.

Реабилитанты направляются в группы, созданные по признаку заболевания, степени социальной дезадаптации, наполняемостью от 8 до 10 человек.

 В Учреждении функционируют  отделения:

-дневного стационара - на 30 койко-мест;

-стационарное, с пятидневным  ночным пребыванием- на 10 койко-мест;

-домашнего стационара - патронаж семей, имеющих детей-  и подростков-инвалидов- 50 семей  в год;

-отделение медико-социальной  реабилитации;

-отделение психолого-педагогической  помощи.

 Социальные услуги  на бесплатной основе предоставляются   следующим категориям семей, проживающим  в Московской области:

    • воспитывающим ребёнка-инвалида;
    • многодетным;
    • где ребёнок или подросток лишён родительского попечительства.

Информация о работе Технологии социальной работы с ребенком инвалидом