Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 06:20, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы. По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность, и примерно 25% населения страдает хроническими заболеваниями. В мире отмечается устойчивая тенденция к увеличению доли инвалидов в структуре населения. Численность инвалидов ежегодно увеличивается в среднем на 10 процентов.
Введение…………………………………………………………………………4
Глава I. Нормативно-правовая база работы с инвалидами и механизм реализации государственной политики в отношении оказания помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства независимо от возраста ….…7
1.1. История социального отношения к инвалидам………………………..….7
1.2.Теоретические основы понятий инвалидность и инвалид……………….9
1.3.Нормативно- правовая база, регламентирующая защиту прав и интересов детей-инвалидов и их семей в РФ……………………………………………...11
Выводы к Первой Главе………………………………………………….…...13
Глава II. Технологии социальной работы с инвалидами детства……....14
2.1. Основные направления государственной политики в области оказания реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства независимо от возраста………………………………………………………….14
2.2. Изучение технологий на примере проекта «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в РФ»…………………..15
2.3. Особенности социальной адаптации молодого инвалида……………….18
Выводы ко Второй Главе……………………………………………………..22
Глава III. Аналитическая часть……………………………………………..23
Заключение …………………………………………………………………….38
Список литературы ……………………………………………………………40
Технология
социальной адаптации – это
Последовательность реализации процесса социальной адаптации молодого инвалида определяется следующими этапами:
Приведем их характеристику:
Приведем один из примеров. Методика «Что было главным в жизни».Целью методики является содействие осознанию в среде объединения молодых инвалидов собственных целей, стремлений и достигнутых результатов. Для выполнения задания нужно разбиться на пары и взять поочередно друг и друга интервью. При этом необходимо представить, что тот, кого интервьюируют, - человек пожилого возраста. Репортер стремиться изучить жизненные достижения и свершения человека. Интервью может проводиться по вопросам, которые предлагает ведущий. Репортеры должны делать записи, чтобы рассказать группе о своем интервью. Далее происходит подведение итогов. Участники группы определяют, из каких элементов складываются жизненные достижения. Далее каждый анализирует составляющие его собственных достижений на данный момент.
- По улице
под холодным дождем идет шести
а) пройдете мимо;
б) застегнете девочке куртку и набросите капюшон;
в) начнете ей объяснять, что она должна застегнуть куртку и набросить капюшон.
- Вы зашли в магазин, чтобы купить себе что-нибудь на обед, и торопитесь. Стоящая вперед Вами в очереди пожилая женщина очень долго считает деньги, и, как выясняется, ей не хватает небольшой суммы денег на оплату своей покупки. Вы:
а) начнете возмущаться тем, что она задерживает очередь;
б) будете моча терпеливо ждать;
в) предпримите что-то другое.
Участники выбирают позиции, специалист по социальной работе выслушивает мнение каждого из них, а также аргументы и контраргументы в пользу суждения, а затем еще раз предлагает играющим продумать и при необходимости сменить позицию, если они изменили свое решение. Игра содействует развитию субъектной позиции молодого человека, осознанию своего мнения и ответственности за свои поступки.
К особенностям реализации социальной адаптации молодого инвалида можно отнести: во – первых, нахождение молодого человека в социальной группе (объединение молодых инвалидов: клубе, группе самопомощи). При этом ценности, традиции, социальные нормы социальной группы должны быть ориентированы на поощрение активности в поведении и формировании активной жизненной позиции молодого инвалида. Во –вторых, участие молодого инвалида в социальной деятельности, приобретение им нового социального опыта, знания, умения и навыков, несение ответственности за себя и других участников в ходе проведения любого дела в условиях группы. Следующей особенностью реализации социальной адаптации является приобретенное в процессе совместной деятельности со специалистом по социальной работе и участниками группы умение самостоятельно предложить свою помощь нуждающемуся в ней человеку.
Выводы ко Второй Главе.
Основным инструментом преодоления инвалидности является реабилитация. Главной целью реабилитации становится не компенсация нарушенных функций, ограничений жизнедеятельности и «социальной недостаточности» инвалидов, а социальная интеграция инвалидов.
Технология социальной реабилитации и адаптации молодого инвалида- это последовательность действий и способов взаимодействия специалиста по социальной работе и молодого инвалида в конкретных формах организации социальной работы, способствующая развитию у инвалида умения преобразовывать или устранять проблемную ситуации.
Глава III. Аналитическая часть.
Я рассмотрю технологии работы с инвалидами детства на примере одного из учреждений системы социальной защиты населения- Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания Московской области «Ступинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга» (далее по тексту Учреждение, Центр).
ГБУ СО МО « Ступинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга» был открыт 10.01.1995 года по Постановлению Главы администрации Ступинского муниципального района № 11-П «Об открытии Муниципального учреждения «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями». Учреждение является некоммерческой организацией и находится в ведомственном подчинении Министерства социальной защиты населения Московской области, который осуществляет от имени Московской области полномочия учредителя Учреждения.
Целями деятельности Учреждения является осуществление социально-культурных, социально- медицинских, психолого- социально- педагогических, физкультурно- оздоровительных, спортивных и социокультурных или иных функций некоммерческого характера.
Основные направления
в работе:
- формирование компьютерного
банка данных по учету инвалидов и их
потребностей в мерах медицинской, профессиональной и социальной реабилитации и других мерах социальной защиты в рамках индивидуальной программы реабилитации;
- уточнение
реабилитационного потенциала
- проведение реабилитационной работы с целью социально- бытовой адаптации и социально- средовой ориентации инвалидов (обучение пользованию протезами, кресло- колясками, индивидуальные занятия ЛФК с использованием тренажеров, психологическая реабилитация и адаптация, юридическая помощь в решении бытовых проблем инвалидов и др.);
- внедрение
современных методик и
- осуществление
динамического контроля за
- оказание помощи инвалидам в получении услуг по протезированию, обеспечению техническими средствами реабилитации, включая спецавтотранспорт путем взаимодействия с Учредителем;
- проведение
дифференциального учета детей-
- проведение
медико-социального патронажа
- обеспечение
взаимодействия специалистов
- обучение взрослых
и детей с ограниченными
- направление
инвалидов в Серпуховской
- осуществление
взаимодействия с центрами
- взаимодействие
с органами государственной
- взаимодействие
с общественными организациями,
- повышение уровня информационного обеспечения по проблемам детской инвалидности;
- повышение
квалификации сотрудников
В Учреждении проходят реабилитацию дети- инвалиды в возрасте от 3 до 18 лет со следующей патологией:
Основанием для проведения комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями является комплексный план реабилитации, который составляют специалисты Учреждения, в составе: психолог, логопед, дефектолог, врач- невропатолог, врач- офтальмолог, заместитель директора Учреждения по учебной части, инструктор по физкультуре и ЛФК, социальный педагог на основании диагностики. Для учета эффективности социальной реабилитации в картах детей отражается состояние реабилитанта на момент работы с ним и его реабилитационный потенциал. В реабилитационных картах отмечается положительная динамика и вносятся соответствующие коррективы. Родители или заменяющие их лица знакомятся с деятельностью Учреждения.
Реабилитанты направляются в группы, созданные по признаку заболевания, степени социальной дезадаптации, наполняемостью от 8 до 10 человек.
В Учреждении функционируют отделения:
-дневного стационара - на 30 койко-мест;
-стационарное, с пятидневным ночным пребыванием- на 10 койко-мест;
-домашнего стационара
- патронаж семей, имеющих детей-
-отделение медико-социальной реабилитации;
-отделение психолого-
Социальные услуги
на бесплатной основе
Информация о работе Технологии социальной работы с ребенком инвалидом