Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 12:07, курсовая работа
Целью данной работы является изучение технологии оптово-розничных продаж вино-водочных изделий. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) описать теоретические основы технологии оптово-розничных продаж,
2) провести анализ технологии оптово-розничных продаж вино-водочных изделий на материалах ООО «Кора-Н»,
3) рассмотреть пути оптимизации технологии оптово-розничных продаж на исследуемом предприятии.
Введение 3
1.Теоретические основы технологии оптово-розничных продаж 5
1.1.Понятие и сущность технологии продаж 5
1.2.Каналы распределения и методы сбыта 11
2.Анализ технологии оптово-розничных продаж вино-водочных изделий на материалах ООО «Кора-Н» 15
2.1. Краткая маркетинговая характеристика ООО «Кора-Н» и ее окружающей среды 15
2.2.Организация продажи товаров в ООО «Кора-Н» 18
2.3.Оценка работы склада 32
3. Пути оптимизации технологии оптово-розничных продаж на исследуемом предприятии 44
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Канал распределения (сбыта) — совокупность фирм или предпринимателей, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу при движении его от продавца к потребителю[12,с.98].
В системе маркетинга каналы распределения выполняют разнообразные функции:
-распределение и сбыт товаров;
-закупку требуемых для торгового процесса товаров;
-маркетинговые исследования,
в частности, рынка и запросов
потребителя, а также сбор
-установление
-коммерческую работу
по подготовке и заключению
контрактов купли-продажи и
-осуществление стимулирующей политики продвижения товара к потребителю, рекламных мероприятий, распродаж, выставочной работы и т.д.;
- участие и помощь в планировании товарного ассортимента;
- принятия на себя рисков торговых сделок;
- участие в формировании цены на продаваемые товары;
- финансирование издержек по функционированию канала товародвижения и сбытовых операций;
- работу по обслуживанию проданных товаров;
- организацию товародвижения, включающую транспортировку, складирование и хранение, сортировку, подборку, фасовку товара.
Посредники благодаря контактам, опыту, специализации и масштабу деятельности предлагают производителю большие возможности сбыта, чем он может добиться самостоятельно. Один из основных источников экономии при использовании посредников — увеличение числа контактов с потребителями, например, чтобы трех производителей непосредственно связать с тремя потребителями, необходимо установить девять отдельных контактов. Но если три производителя действуют через одного полномочного посредника — дистрибьютора, требуется, установить только шесть контактов Посредники повышают операционную эффективность рынка [21,с.123].
Канал распределения (сбыта) — это путь, по которому товары движутся от покупателя к потребителям. Его задача — обеспечить перемещение и изменение в праве собственности на товары и услуги, а также сгладить неравномерность их потоков Участники канала сбыта выполняют следующие функции:
Все эти функции поглощают дефицитные ресурсы, однако они должны быть выполнены. Если часть их выполняет продавец, его издержки соответственно растут, а значит, цены должны быть выше. При передаче некоторых функций посредникам издержки и цены продавца ниже Посредники в этом случае должны взимать дополнительную плату, чтобы покрыть свои издержки по организации работ. Вопрос о том, кому следует выполнять различные функции, присущие каналу, — это, по сути, вопрос об относительной результативности и эффективности. Если появится возможность более результативно выполнять функции, канал должен быть перестроен.
Каналы сбыта различаются по числу составляющих их уровней Уровень канала сбыта — это любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению товара и права собственности на него к конечному покупателю. Поскольку определенную работу выполняет и продавец, и конечный потребитель, они тоже входят в состав любого канала. Протяженность канала принято обозначать по числу имеющихся в нем промежуточных уровней
Канал нулевого уровня, называемый также каналом прямого маркетинга, состоит из продавца, продающего товар непосредственно потребителям. Известно три основных способа прямой продажи — торговля через принадлежащие продавцу магазины, посылочная торговля и торговля вразнос[12,с.98].
Одноуровневый канал включает в себя одного посредника. На потребительских рынках это обычно розничный торговец, а на рынках товаров промышленного назначения — агент по сбыту или брокер.
Двухуровневый канал включает в себя двух посредников. На потребительских рынках такими посредниками обычно становятся оптовые и розничные торговцы, на рынках товаров промышленного назначения это могут быть промышленный дистрибьютор и дилеры.
Трехуровневый канал включает в себя трех посредников. Например, в промышленности между оптовым и розничным торговцами обычно стоит мелкий оптовик. Мелкие оптовики покупают товары у крупных оптовых торговцев и перепродают их небольшим предприятиям розничной торговли.
Существуют каналы и с большим количеством уровней, но они встречаются реже. Чем больше уровней имеет канал сбыта, тем меньше возможность контролировать его, но стабильнее ритм работы продавца.
Организация ООО «Кора-Н» создана 10 января 1998 г. Предприятие расположено по адресу: г. Новосибирск, ул. Блюхера, 71а. Форма собственности – ООО. Основной вид деятельности - оптовая торговля. Предмет специализации ― алкогольные напитки. Уставной капитал ―10 000 руб. Учредители – физические лица.
Организационная структура управления ООО «Кора-Н» представлена на рисунке 1
Рисунок1. Организационная структура управления ООО «Кора-Н»
Рассмотрим основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Кора-Н» за 2004-2005 .(см таблица 1)
Таблица 1 -Основные экономические показатели деятельности ООО «Кора-Н» за 2004-2005 годы
пп |
Показатели пп |
Единица изменения |
2004 |
2005 |
абсолют изменение |
Темп Роста, % |
Темп Прироста, % |
1 |
Объем оборота |
тысяч рублей |
140 000 |
182 000 |
42 000 |
130 |
30 |
2 |
Численность персонала в т ч торгового персонала |
чел |
133 |
142 |
9 |
107 |
7 |
чел |
55 |
69 |
14 |
125 |
25 | ||
3 |
Производительность труда в т ч торгового персонала |
чел |
1 053 |
1 282 |
229 |
122 |
22 |
чел |
2 545 |
2 638 |
92 |
104 |
4 | ||
4 |
Торговая площадь |
М 2 |
1 120 |
1 120 |
- |
100 |
- |
5 |
Оборот на 1 М2 |
М 2 |
125 |
163 |
38 |
130 |
30 |
6 |
Сумма оборотных средств |
тысяч рублей |
15 000 |
18 000 |
3 000 |
120 |
20 |
7 |
Оборачиваемость оборотных средств |
Количество оборотных средств |
9,33 |
10,11 |
0,78 |
108 |
8 |
Из приведенных в таблице 1 данных мы видим, что в 2005 г экономические показатели ООО «Кора-Н» изменились по сравнению с 2004 следующим образом:
1) темп роста объема оборота ООО «Кора-Н» составил 130 %;
2) за этот же период средний темп роста численности всего персонала ООО «Кора-Н» составил 107 %, в том численность торгового персонала возросла на 25 %. Из приведённых данных следует, что темп роста численности торгового персонала ООО «Кора-Н» обгоняет темп роста численности всего персонала;
3) производительность труда торгового персонала ООО «Кора-Н» выросла на 4 % в год, а производительность труда персонала в целом выросла на 22 %;
4) торговая площадь ООО «Кора-Н» в ноябре-декабре 2004 г оставалась неизменной;
5) зато оборот на 1 м2 торговой площади ООО «Кора-Н» возрос на 30 % , что говорит о повышении эффективности её использования;
6) сумма оборотных средств ООО «Кора-Н» увеличилась на 20 %, что даже для года работы очень большой результат;
7) оборачиваемость оборотных средств ООО «Кора-Н» выросла на 8 %, что является очень хорошим показателем.
Из приведённых в таблице 1 данных видно, что в целом значительное влияние на рост объёма оборота (+30 %) оказал рост производительности труда торгового персонала ООО «Кора-Н» (+22 %) при несколько меньшем росте производительности труда торгового персонала (+4 %). Такое возможно, если произошло структурное изменение численности кадров, когда численность торгового персонала возросла, а численность прочего персонала была сокращена. И действительно, прирост численности персонала в 2002 составил +7%, а прирост численности торгового персонала составил +25 %.
В 2005 произошло высвобождение 1 % оборотных средств ООО «Кора-Н» по сравнению с 2002 г, что для одного года мизерный показатель.
Оборачиваемость оборотных средств в 2005 увеличилась на 31 % по сравнению с 2004 г.
Вывод: экономические показатели ООО «Кора-Н» говорят о росте объема оборота, о росте численности торгового персонала, о росте оборачиваемости оборотных средств при росте так же их суммы, создается впечатление расширения бизнеса.
Организация продажи ООО «Кора-Н» возложена на директора отдела маркетинга и подчиненного ему начальника отдела маркетинга. Технология продажа в ООО «Кора-Н» включает семь элементов:
1. Определение целевых клиентов, на которых направлена система продаж:
―целевые сегменты (их потребности, требования, каналы (где покупают), ценовая категория);
― стратегические и «поддерживающие» ниши;
― стратегия и тактика выхода в новые ниши.
2. Формирование каналов распределения:
― используемые типы каналов распределения;
―бор информации по потенциальным участникам канала (дистрибуторам, дилерам и так далее);
―потребности, требования, каналы (где покупают), ценовая категория, условия, на которых хотели бы работать.
3. Управление каналами:
―планирование продаж по каналам и между участниками одного канала;
― пакет условий для каждого канала;
―управление стимулированием дистрибуторов: бонусы, акции, обучение, мерчендайзинг;
―управление коммуникацией: постоянный сбор и обмен информацией с участниками канала;
―контроль дистрибуторов, плата, контроль за ценами и качеством обслуживания;
―оценка участников канала/корректировка (условий, клиентской базы).
4. Организация отдела продаж:
― задачи и функции отдела продаж;
― структура, штат отдела продаж;
―принцип распределения функций в отделе (по территориям, по группам клиентов, по товарным линейкам);
― техническая поддержка отдела продаж.
5. Управление отделом продаж:
―регулярные планирование и контроль работы отдела и его сотрудников;
― найм, отбор и адаптация сотрудников;
― мотивация сотрудников;
― обучение, обмен опытом, общее подведение итогов;
― оценка работы отдела, расчет стоимости продаж, регулирование издержек на продажи;
― оценка личной эффективности сотрудников.
6. Управление продаж и
― система поиска потенциальных клиентов;
― навыки эффективной продажи (определение типа заказчика, его потребностей и подстройка под него; навыки презентации; навыки проведения переговоров с заказчиками; контраргументация и заключение сделки);
― уровень сервиса;
― учет и анализ персональных данных продаж.
7. Корректировка системы продаж.
Несмотря на все большее внимание и интерес руководства ООО «Кора-Н» к организации сбыта, охватить все вышеперечисленные элементы системы и выстроить их на высоком уровне сегодня компании не под силу. Поэтому в ООО «Кора-Н» пока хорошо развиты только отдельные элементы системы. Чтобы добиться эффективности всех элементов, ООО «Кора-Н» необходимо пройти еще очень долгий путь.