Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 14:59, реферат
Аристотель родился в греческом городе Стагире, расположенном рядом с Македонией. В 366 г. до н.э. он приехал в Афины в академию Платона и проучился у него около двадцати лет; в 343г. до н.э. стал воспитателем Александра Македонского; в 339 г. до н.э. Аристотель организовал в Афинах свой Ликей и успешно руководил им 13 лет. Умер Аристотель в 322 году до н. э. на острове Эвбея.
Введение
3
1. Античная механика.
1.1 Система Аристотеля.
4
1.2 Механика Архимеда.
7
1.3 «Механика» Герона Александрийского.
9
2. Средневековье и Возрождение.
2.1 Восточная механика.
11
2.2 Европейская механика в эпоху Позднего Средневековья и Возрождения.
13
2.3 Леонардо Да Винчи как механик.
15
3. Механика XVII века.
3.1 Первый астроном нашего времени.
18
3.2 Механика Галилея. Принцип мысленного эксперимента.
20
3.3 Рене Декарт.
24
3.4 Механика Ньютона.
25
Список использованной литературы.
28
В трактате «Пневматика» (Πνευματικά) Герон описал различные сифоны, хитроумно устроенные сосуды, автоматы, приводимые в движение сжатым воздухом или паром. Это эолипил, представлявший собой первую паровую турбину — шар, вращаемый силой струй водяного пара; автомат для открывания дверей, автомат для продажи «святой» воды, пожарный насос, водяной орган, механический театр марионеток. В книге «Об автоматах» (Αυτόματα) также описаны различные автоматические устройства.
Как известно, в эпоху античности огромное влияние на людей имела религия. Религий и храмов было много, и каждый ходил общаться с богами туда, куда ему больше нравилось. Поскольку благосостояние жрецов того или иного храма прямо зависело от количества прихожан, жрецы старались завлечь их чем угодно. Тогда-то ими и был открыт закон, действующий и поныне: ничто не сможет привлечь в храм людей лучше, чем это сделает чудо. Однако, Зевс спускался с Олимпа не чаще, чем с неба сыпалась манна небесная. А прихожан надо было завлекать в храм ежедневно. Для создания божественных чудес жрецам пришлось воспользоваться умом и научными знаниями Герона. Одним из наиболее впечатляющих чудес стал разработанный им механизм, который открывал двери в храм при разжигании огня на алтаре. Нагретый от огня воздух поступал в сосуд с водой и выдавливал определенное количество воды в подвешенную на канате бочку. Бочка, наполняясь водой, опускалась вниз и с помощью каната вращала цилиндры, которые приводили в движение поворотные двери. Двери раскрывались. Когда огонь гас, вода из бочки переливалась обратно в сосуд, а подвешенный на канате противовес, вращая цилиндры, закрывал двери. Довольно простой механизм, а зато какой психологический эффект на прихожан!
Большинство трудов Герона представлено в виде комментариев и записок к учебным курсам по различным учебным дисциплинам. К сожалению, подлинники этих трудов не сохранились, возможно, они погибли в пламени пожара, охватившем Александрийскую библиотеку в 273 году н.э., а возможно были уничтожены в 391 году н.э. христианами, в порыве религиозного фанатизма крушившими все, что напоминало о языческой культуре. До наших времен дошли лишь переписанные копии трудов Герона выполненные его учениками и последователями. Часть из них на греческом, а часть на арабском языке. Существуют и переводы на латынь, выполненные в XVI веке.
В средние века многие из его изобретений были отвергнуты, забыты или не представляли практического интереса.
2. Средневековье и Возрождение.
2.1 Восточная механика.
Даже самые светлые
в мире умы
Не смогли разогнать окружающей тьмы.
Рассказали нам несколько сказочек на
ночь
И отправились, мудрые, спать, как и мы. Омар
Хаям
Под средневековьем обычно понимают период от заката античной культуры (в V веке) до эпохи Возрождения, что составляет около 10 столетий. В истории Европы этот период называют не иначе как "мрачный", имея при этом в виду общий упадок цивилизации, крушение Римской империи, нашествие варваров, проникновение религии во все сферы духовной культуры. Как следствие наблюдается потеря языческих (античных) знаний. В то же время происходит освоение античного знания мусульманской наукой. Стоит выделить таких выдающих мусульманских ученых как Сабит ибн Курра, ар-Рази, ал-Хазини, ал-Бируни и конечно же Омара Хайяма.
Абу-л-Хасан Сабит ибн Курра ал-Харрани ас-Саби (836 г. н.э. — Багдад, 18 февраля 901 г. н.э.) — астроном, математик и врач IX века. В русской литературе также упоминается как Сабит ибн Корра или Табит ибн Курра. В настоящее время известны рукописи 44 трактатов Сабита по математике, механике, физике, астрономии, географии, теории музыки и философии. Кроме того, известны рукописи 17 трактатов Сабита по медицине и ветеринарии. Большой заслугой Сабита стали его переводы с греческого сочинений Архимеда, Аполлония, Евклида, Птолемея и других античных авторов. Трактаты Архимеда «О шаре и цилиндре», «О построении круга, разделённого на семь частей», «Книга о касающихся кругах», а также V—VII книги «Конических сечений» Аполлония известны нам только в переводе Сабита. Содержание «Книги о карастуне» Сабита ибн Курра можно довольно четко разделить на две части. Первая, восходящая к аристотелевской традиции и «Механическим проблемам» Псевдо-Аристотеля, тяготеет к динамическому направлению статики. Вторая часть основана на евклидовой теории отношений и архимедовской традиции геометрической статики.
Абу Мансур Абд ар-Рахман ал Хазини – арабский (персидский) физик, математик и астроном. Биографических сведений о нём не сохранилось. Известно лишь, что Хазини был учеником Омара Хайяма и работал в Мерве при дворе султана Санджара; примерное время активной деятельности – между 1115 и 1130 гг. Наиболее известное сочинение ал-Хазини – книга «Весы мудростей» (Kitab Mizan al-Hikma), законченная в 1121 г. и посвящённая статике и теории весов. В трактате приведены результаты определений плотностей некоторых веществ с помощью гидростатических весов. По данным ал-Хазини, золото имеет плотность 19,05 (по современным данным – 19,25), ртуть – 13,56 (совр. – 13,59), серебро – 10,43 (совр. – 10, 428). Со столь же высокой точностью им была найдена плотность некоторых других веществ. Результаты ал-Хазини считаются одним из важнейших экспериментальных достижений мусульманской физики.
Абу Рейхан Мухаммеед ибн Ахмед аль-Бируни ( 4 сентября 973г. н.э - 9 декабря 1048г. н.э) - выдающийся учёный из Хорезма, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии. Аль-Бируни получил широкое математическое и философское образование. Его учителем в древней столице хорезмшахов Кяте был выдающийся математик и астроном Ибн Ирак. О периоде обучения аль-Бируни сегодня известно не так много, но существуют факты того, что в 22 года он сконструировал свой первый глобус, и уже высказал мысль о вращении Земли вокруг Солнца, а также гипотезу об удаленных от него звездах. Произведя довольно точные астрономические и геодезические измерения, ученый установил угол наклона эклиптики к экватору и исторический ход его изменения, описал изменение окраски Луны при затмениях лунных и солнечную корону при солнечных. аль-Бируни высказывал идею о существовании сил тяготения, разработал ряд оригинальных математических методов и доказательств, в том числе тригонометрический метод определения географических долгот, близкий к современным геодезическим методам. В его «Книге сводок для познания драгоценностей», чрезвычайно точно определена плотность многих минералов и даны подробные сведения о более чем пятидесяти минералах, рудах, металлах и сплавах. Состоял при дворе эмира Махмуда Газневи, был любимым учителем его сына и наследника Масуда. После поездки в завоеванную Махмудом Индию написал книгу «Индия», благодаря которой ближневосточные математики стали использовать индийские цифры – сегодня мы называем их арабскими.
В IX–XI веках Европа отставала от
мусульманского Востока на несколько
столетий, на мусульманском Востоке
возникла целая плеяда крупных ученых-
2.2 Европейская механика
в эпоху Позднего
«Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности...». Фридрих Энгельс.
Контакты с арабами и расцвет экономической деятельности в второй половине XI-XII вв. привели к интеллектуальному пробуждению в Испании, Лотарингии, Франции, Шотландии. В Италии были созданы первые учреждения, служащие для распространения и расширения знаний,— университеты. В 1100 г. университет в Болонье уже достиг славы. К этому времени приобрел известность и Парижский университет.
По образцу университетов
Следует признать, что влияние этого периода на последующих физиков все еще спорно и, во всяком случае, его вклад в современную физику весьма незначителен.
Первый существенный успех связан с именем Иордана Неморария, о личности которого почти ничего не известно: мы не знаем ни его национальности, ни даже времени жизни (обычно его относят к периоду между XI и ХШ веками). В библиотеках Франции были найдены различные труды по статике, приписываемые Иордану, для которых характерно систематическое применение понятия gravitas secundum situm, т. е. изменения силы тяжести тела в зависимости от его положения. Иными словами, Иордан заметил, что сила, с которой тело давит на горизонтальную плоскость, на которую оно опирается, уменьшается, если эту плоскость наклонить, и чем больше она наклонена, тем эта сила меньше. Здесь впервые появляется понятие о составляющей силы тяжести тела в определенном направлении. Этот принцип приводит Иордана к принципу виртуальных работ, который сформулирован в таком виде; если определенный груз может быть поднят на определенную высоту, то груз, в k раз больший, можно поднять на высоту, в k раз меньшую.
Другой Иордан, быть может ученик первого, ввел понятие статического момента, которое было еще у Архимеда, и рассмотрел его применение к равновесию коленчатого рычага и к наклонной плоскости. Заметим, что в изданной в 1565 г. брошюре Тартальи этому второму Иордану приписывается установление точного условия равновесия тела, опирающегося на наклонную плоскость. Интересно, что Тарталья привел это положение как свое собственное в 1546 г. в труде "Проблемы и различные изобретения".
В XIII веке начались особенно усиленные продолжавшиеся в течение всего последующего XIV века долгие и скучные схоластические споры о физике Аристотеля и о критических замечаниях Филопона, а именно теории импетуса, согласно которой причиной движения брошенных тел является некоторая сила (импетус), вложенная в них внешним источником. Главными действующими лицами здесь были Альберт Великий (1206—1280), Фома Аквинский (1226—1274), Уильям Оккам (1280—1347), Иоанн Буридан (1297—1358). Ценность их трудов прежде всего в том, что они широко распространили аристотелеву физику со всеми ее достоинствами и недостатками.
Изначально теория импетуса развивалась в контексте комментирования произведений Аристотеля или даже теологических трактатов, и только в конце XVI - начале XVII вв. были написаны сочинения, содержащие попытки построения на её основе последовательной физической теории (Джамбатистой Бенедетти, Галилео Галилеем). Последовательной теории импетуса так и не было создано.
Большие разногласия всегда вызывал вопрос о том, исчерпывается ли импетус в ходе движения тела самопроизвольно или только благодаря сопротивлению внешних факторов (трению о воздух, действию гравитации). В пользу самоисчерпывания импетуса высказывались Филопон, ал-Багдади, Франческо из Марча, Николай Орем, в пользу исчезновения импетуса из-за сопротивления внешних факторов — Авиценна, Жан Буридан, Альберт Саксонский.
Уже в начале XX века Пьером Дюгемом было высказано мнение, что теория импетуса является непосредственным предшественником, своеобразной средневековой оболочкой современных представлений об инерции, а сам импетус — аналогом импульса. Действительно, в некоторых версиях этой теории сообщённый телу импетус считался изменяющимся только из-за воздействий внешнего окружения и вычислялся по той же формуле, что и импульс в классической механике (таковы были версии Авиценны и Буридана).
Из фактов, представляющих особый физический интерес, отметим, что Альберт Саксонский, преподававший в Сорбонне с 1350 по 1361 г., предпринял попытку классифицировать движения, различая движения поступательное и вращательное (для последнего дано точное определение угловой скорости), равномерное и переменное. В его время и с его участием было создано понятие движения uniformiter difformis, или, как мы его теперь называем, равномерно-переменного движения.
Наибольший вклад в изучение
равномерно-переменного
Одновременно с Парижской
Позднейшим последователем Оксфордской школы был Доменико Сото (1494—1560), который в комментарии к Аристотелю без какого-либо обоснования принимает, что движение падающего тела является равномерно-переменным, и дает для пройденного падающим телом пути закон, совпадающий с современным.