Решение оптимизационной задачи по грузоперевозкам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

В данной расчетной работе мы исследовали и проанализировали транспортную задачу перевозки продукции. При этом мы использовали три метода: метод северо-западного угла, метод минимальной стоимости и метод потенциалов. Метод северо-западного угла и метод минимальной стоимости в исключительных случаях дают нам оптимальный план перевозок, однако с помощью них можно получить базисное невырожденное допустимое решение, которое является стартом для метода потенциалов.

Содержание работы

1. Техническое задание 4
2. Составление матричной модели транспортной задачи 6
3. Нахождение допустимых планов перевозок 8
3.1. Метод северо-западного угла 9
3.2. Метод минимальной стоимости 9
4. Проверка наилучшего найденного плана на оптимальность решения 11
5. Нахождение оптимального решения методом потенциалов 13
6. Использование программы QSB для решения транспортной задачи 19
Выводы 21
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

Kursovaya1эконометрика.doc

— 412.50 Кб (Скачать файл)

 


3.      Нахождение допустимых планов перевозок

 

3.1  Метод северо-западного угла

 

Суть метода заключается в заполнении ячеек матричной модели с крайне левого верхнего угла максимальными значениями с учетом всех потребностей потребителей и возможностей поставщиков. В этом методе полностью игнорируются затраты.

Применим данный метод к конкретной задаче (таблица 4).

Таблица 4

Применение метода северо-западного угла

 

b=2143

a=2143

b1=484

b2=576

b3=530

b4=553

a1=426

0,88        426

0,74

0,80

0,77

a2=518

1,07       58

0,90        460

0,98

0,94

a3=472

0,98

0,82        116

0,89          356

0,85

a4=495

1,02

0,86

0,93          174

0,90         321

a5=232

0

0

0

0           232

 

 

В этом случае транспортные затраты составят С = 1712,65 денежных единиц.

Проанализируем полученное решение: при данном раскладе потребности в продукции первого, второго и третьего потребителя будут полностью удовлетворены, чего не скажешь о четвертом потребителе.  Его потребности в продукции будут удовлетворены примерно на 58 %, что является не самым лучшим раскладом для него.

Нам нужно доказать, что данный план является базисным для того, чтобы при необходимости проверить его на оптимальность.

Для того чтобы узнать, является ли план базисным или нет, надо исследовать решение на следующие условия:

1. Число положительных клеток должно быть меньше либо ровно N;

2. Отсутствие циклов.

N = m + n – 1. N = 8. Число положительных клеток данной модели равно 8.Это удовлетворяет условию  8 ≤ N. Из этого следует, что план невырожденный.

Также здесь отсутствует цикл.

В результате данный план является базисным.

Таким образом, в ходе применения метода северо-западного угла мы получили следующее решение (рис. 1) при транспортных затратах в 1712,65 денежных единиц.

Рис. 1 Результат применения метода северо-западного угла

 

 

3.2  Метод минимальной стоимости

Суть данного метода заключается в заполнении ячеек матричной модели, исходя из следующей логики: необходимо вести максимум продукции туда, где транспортные затраты будут минимальны.

Применим данный метод к конкретной задаче (таблица 5).

b=2143

a=2143

b1=484

b2=576

b3=530

b4=553

a1=426

0,88       

0,74              426

0,80

0,77

a2=518

1,07      

0,90        150

0,98

0,94              368

a3=472

0,98

0,82       

0,89         287

0,85              185

a4=495

1,02              252

0,86

0,93          243

0,90        

a5=232

0              232

0

0

0          

 

Таблица 5

Применение метода минимальной стоимости

 

 

В этом случае транспортные затраты составят С=1692 денежных единиц.

Проанализируем полученное решение: сравнивая с предыдущим методом, мы существенно сократили транспортные затраты. В данном случае, в противоположность методу северо-западного угла,  мы в полной мере удовлетворим потребности второго, третьего и четвертого потребителя. Однако  первый не вполне будет удовлетворен, на 52%.

Нам нужно доказать, что данный план является базисным для того, чтобы при необходимости проверить его на оптимальность.

Для того чтобы узнать, является ли план базисным или нет, надо исследовать решение на следующие условия:

1. Число положительных клеток должно быть меньше либо ровно N;

2. Отсутствие циклов.

N = m + n – 1. N = 8. Число положительных клеток данной модели равно 8.Это удовлетворяет условию  8 ≤ N. Из этого следует, что план невырожденный.

Также здесь отсутствует цикл.

В результате данный план является базисным невырожденным решением задачи.

Таким образом, в ходе применения метода минимальной стоимости мы получили следующее решение (рис. 2) при транспортных затратах в 1692 денежных единиц.

Рис. 2 Результат применения метода минимальной стоимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.   Проверка наилучшего плана на оптимальность решения  

    

Оптимальным является базисный план при условии С(х)С(х*).

Проверить план на его оптимальность можно с помощью признака оптимальности базисного невырожденного плана перевозок.

Пусть X=(Xij), где i=1…m, j=1…n является базисным невырожденным решением системы уравнений:

, i=1…m, j=1…n (только для положительных клеток).

Если найденные решения удовлетворяют условию, i=1…m, j=1…n для всех клеток, то Х- оптимальный план перевозок.

Проверим на оптимальность наилучший план перевозок, найденный с помощью применения вышеуказанных методов. В нашем случае лучший результат мы получили с помощью метода минимальной стоимости. Затраты в нем равняются 1692 денежных единиц. Для облегчения расчетов продублируем ниже таблицу, содержащую наилучшее из полученных решений (таблица 6)

 

Таблица 6

Результаты применения метода минимальной стоимости

 

b=2143

a=2143

b1=484

b2=576

b3=530

b4=553

a1=426

0,88       

0,74              426

0,80

0,77

a2=518

1,07      

0,90        150

0,98

0,94              368

a3=472

0,98

0,82       

0,89         287

0,85              185

a4=495

1,02              252

0,86

0,93          243

0,90        

a5=232

0              232

0

0

0          

 

Определим значения vj и ui.

Vj – Ui = Cij прихij > 0

x12

426

V2-U1

0,74

x22

150

V2-U2

0,90

x24

368

V4-U2

0,94

x33

287

V3-U3

0,89

x34

185

V4-U3

0,85

x41

252

V1-U4

1,02

x43

243

V3-U4

0,93

x51

232

V1-U5

0

 

 

 

Берем произвольно: U1 = 0, тогда

U1

0

V1

0,90

U2

-0,16

V2

0,74

U3

-0,08

V3

0,81

U4

-0,12

V4

0,78

U5

0,90

 

 

Информация о работе Решение оптимизационной задачи по грузоперевозкам