Информационно - образовательный ресурс модуля «Физиология крови»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: обзор литературы по модульному обучению и изучить теоретический материал для модуля «Физиология крови» по литературным научным источникам.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Дать понятие модульному обучению.
Изучить механизмы создания электронных учебных изданий.
Собрать и систематизировать теоретический материал по теме «Физиология крови», включающий иллюстративный материал в виде таблиц, графиков, рисунков и фотографий по теме «Физиология крови».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
5

1.1
Модульное обучение
5

1.2
Создание учебно-методического комплекса и электронных учебных комплексов

6

1.3
Теоретический материал для модуля «Физиология крови»
11

1.3.1
Состав и физико-химические свойства крови. Форменные элементы крови

11

1.3.1.1
Понятие о гомеостазе. Функции крови
11

1.3.1.2
Состав и физико-химические свойства плазмы крови. Функции белков

13

1.3.1.3
Поддержание постоянства рH крови. Буферные системы

14

1.3.1.4
Форменные элементы крови. Эритроциты
16

1.3.1.5
Лейкоциты. Лейкоцитарная формула. Функции различных форм лейкоцитов

19

1.3.1.6
Кроветворение и его регуляция
20

1.3.1.7
Лимфа и лимфообращение
22

1.3.2
Система РАСК. Свертывание крови. Группы крови
23

1.3.2.1
Система регуляции РАСК
23

1.3.2.2
Роль эндотелия сосудов в РАСК
23

1.3.2.3
Свойство и функции тромбоцитов. Тромбоцитарные факторы свертывания
24

1.3.2.4
Сосудисто-тромбоцитарный механизм гемостаза
26

1.3.2.5
Коагуляционный механизм гемостаза
26

1.3.2.6
Антисвертывающие факторы крови
28

1.3.2.7
Антигенные системы крови. Система АВ0
29


1.3.2.8
Система резус-фактора. Особенности системы
30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
33

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
34

Файлы: 1 файл

1 курсовая.docx

— 690.90 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

 

Факультет биологии и экологии

Кафедра зоологии и физиологии человека и  животных

 

 

 

Курсовая  работа

 

Информационно - образовательный ресурс

МОДУЛЯ «Физиология крови»

 

 

 

Исполнитель:

студентка 6 курса

специальности  1-310101 Биология

Гутырко Анна Станиславовна 

 

Научный руководитель:

преподаватель кафедры зоологии и физиологии человека и животных

Кириллова Виктория Романовна

 

 

Гродно,2011

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

3

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

 

5

 

1.1

Модульное обучение

 

5

 

1.2

Создание учебно-методического комплекса  и электронных учебных комплексов

 

6

 

1.3

Теоретический материал для модуля «Физиология  крови»

 

11

   

1.3.1

Состав и физико-химические свойства крови. Форменные элементы крови

 

11

     

1.3.1.1

Понятие о гомеостазе. Функции крови

 

11

     

1.3.1.2

Состав и физико-химические свойства плазмы крови. Функции белков

 

13

     

1.3.1.3

Поддержание  постоянства рH крови. Буферные системы

 

14

     

1.3.1.4

Форменные  элементы крови. Эритроциты

 

16

     

1.3.1.5

Лейкоциты. Лейкоцитарная формула. Функции  различных форм лейкоцитов

 

19

     

1.3.1.6

Кроветворение и его регуляция

 

20

     

1.3.1.7        

Лимфа и лимфообращение

 

22

   

1.3.2

Система РАСК. Свертывание крови. Группы крови

 

23

     

1.3.2.1

Система регуляции РАСК

 

23

     

1.3.2.2

Роль эндотелия сосудов в РАСК

 

23

     

1.3.2.3

Свойство и функции тромбоцитов. Тромбоцитарные факторы свертывания

 

24

     

1.3.2.4

Сосудисто-тромбоцитарный механизм гемостаза

 

26

     

1.3.2.5

Коагуляционный механизм гемостаза

 

26

     

1.3.2.6

Антисвертывающие факторы крови

 

28

     

1.3.2.7

Антигенные системы крови. Система  АВ0

 

29

   

 

1.3.2.8

Система резус-фактора. Особенности  системы

 

30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

33

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

34

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

35


 

 

ВВЕДЕНИе

Для повышения эффективности самостоятельной  работы студентов различных небиологических  специальностей в курсе «Физиологии  человека и животных» особенно важно кроме традиционных источников информации, предоставить студентам современные, научно обоснованные электронные учебные пособия. В системе дистанционного обучения важную роль играет электронный учебник — благодаря использованию современных компьютерных информационных технологий, он способен решать задачи, свойственные как традиционным учебным пособиям, так и задачи контроля знаний, не характерные для традиционных учебников. Синтез текста с имитацией диалога, обогащенный мультимедиа эффектами, создает педагогический комплект, способствующий значительному облегчению процесса усвоения материала по сравнению с традиционными пособиями. Такие разработки существенно повышают производительность преподавательского труда и охватывают более широкий круг потенциальных обучающихся.

Методики обучения с использованием персонального компьютера позволяют  изучать учебный текст в необходимом  студенту темпе, т.е. обеспечивают индивидуальное восприятие материала. При этом используется возможность «пошаговой» проработки материала, что особенно важно при  различной степени средней базовой  подготовленности студентов. Студент, работая на персональном компьютере, может сам наблюдать за процессом  усвоения знаний, видеть свои ошибки и  оценку своей работы. Современный  электронный учебный курс — это  целостная дидактическая система, основанная на использовании компьютерных технологий и средств Internet, ставящая целью обеспечить обучение студентов  по индивидуальным и оптимальным  учебным программам с управлением  процессом обучения [1].

Современная система научно-методического  обеспечения образования реализуется  путем создания современных учебно-методических комплексов (УМК). Одной из составляющих современных УМК являются электронные учебные комплексы (ЭУК) или электронные средства обучения. Электронный учебный комплекс - это электронное издание, содержащее сведения научного или прикладного характера и изложенные в форме, удобной для изучения, которое должно выполнять не только информационную, но и организационно-контролирующую и управляющую функции. 

Цель работы: обзор литературы по модульному обучению и изучить теоретический материал для модуля «Физиология крови» по литературным научным источникам.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Дать понятие модульному обучению.
  2. Изучить механизмы создания электронных учебных изданий.
  3. Собрать и систематизировать теоретический материал по теме «Физиология крови», включающий иллюстративный материал в виде таблиц, графиков, рисунков и фотографий по теме «Физиология крови».

 

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Модульное обучение

Из  достаточно широкого спектра образовательных  технологий наибольшее распространение  получила технология модульного обучения.

О ней  заговорили в 1972 г. после состоявшейся в Токио Всемирной конференции ЮНЕСКО по просвещению взрослых, где система была рекомендована для непрерывного обучения. Сегодня признана ценность этой системы для обучения как молодежи, так и взрослых. Модульная система представлена в двух вариантах: американском и немецком. Американский модуль — это часть школьного дня, заполненная соответствующим дидактическим содержанием. Разработанная в ФРГ версия больше внимания уделяет содержанию,  нежели организационным элементам. Модуль понимается как программная единица, представляющая относительно замкнутый отрезок обучения. Большие сроки обучения (курсы) могут быть разделены на много дидактически упорядоченных с точки зрения их целей содержания, средств и методов, единиц программы.

Современное модульное обучение является логическим развитием и одновременно своеобразным синтезом программированного, концентрированного, дифференцированного и некоторых  других теорий обучения. От каждого  «предшественника» инновационная  технология переняла присущие им базовые признаки. Так, из программированного обучения - дробление материала на отдельные фрагменты (порции) и его пошаговое усвоение. Из концентрированного - глубокое изучение дисциплины за счет объединения занятий в учебные блоки. Из дифференцированного - усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного.

По  мере развития теории и практики обучения, в модульной технологии, как инновационной дидактической системе, обозначались и собственные признаки. К основным из них можно отнести:

  • системность и целостность;

- модульное структурирование содержания  и процесса обучения;

- опережающее изучение теоретического материала укрупненными блоками-модулями;

  • завершенность, согласованность циклов деятельности;
  • интеграция видов и форм обучения;
  • алгоритмизация учебной деятельности;
  • акцентуализация формирования навыков самообразования;

- мобильность, гибкость, в основу которых положен принцип

вариативности уровней сложности учебной деятельности;

  • экономичность.

В педагогике существуют различные  толкования понятия «модуль», сводящиеся к рассмотрению модуля как функционального  узла учебно-воспитательного процесса или как блока дидактически адаптированной информации.

Учебный модуль - это относительно самостоятельный фрагмент образовательного процесса, имеющий собственные цели, собственное программное, дидактическое и методическое обеспечение и реализующийся посредством проектируемой педагогической технологии.

Технология модульного обучения базируется на системно-деятельностном подходе к процессу обучения, в соответствии с которым на деятельностном уровне модуль, как фрагмент дидактического цикла, образует диагностический (вводный), познавательный и контрольный этапы. Этапы обучения осуществляются последовательно в каждом модуле и соответствуют ориентировочному, исполнительному и оценочному компонентам учебной деятельности. Познавательная деятельность в рамках модуля осуществляется по принципу «от общего - к частному».

В качестве структурных элементов  модуля определены:

  1. Диагностично поставленные цели обучения (то есть планируемый результат обучения).
  2. Номенклатуру основных понятий, закономерностей и явлений содержания учебного фрагмента, включенного в модуль.
  3. Материалы для изучения и обсуждения в виде учебного текста (основы научно-теоретических знаний), подготовленные для рефлексивной деятельности учащихся.
  4. Дидактические и методические материалы, помогающие изучению учебного материала (таблицы, схемы и т. д.).
  5. Практические задания для формирования умений и навыков.
  6. Материалы для самостоятельной работы обучаемых.
  7. Задания для предварительного, текущего и итогового контроля.
  8. Модель организации учебной деятельности преподавателя и обучаемых на всех этапах модуля, т.е. модель организуемого дидактического процесса.

Однако  выбор дидактического процесса диктуется  целым рядом обстоятельств, возможностей и соображений, которые, как отмечает В.П. Беспалько, не могут быть одинаковыми  в разных учебных заведениях и в истолковании различными преподавателями в различных условиях [2].

 

1.2 Создание учебно-методического комплекса и электронных учебных комплексов

 

В системе дистанционного обучения важную роль играет электронный учебник  — благодаря использованию современных  компьютерных информационных технологий, он способен решать задачи, свойственные как традиционным учебным пособиям, так и задачи контроля знаний, не характерные для традиционных учебников [3].

Синтез текста с имитацией диалога, обогащенный мультимедиа эффектами, создает педагогический комплект, способствующий значительному облегчению процесса усвоения материала по сравнению  с традиционными пособиями. Такие  разработки существенно повышают производительность преподавательского труда, охватывают более широкий круг обучающихся  без существенного увеличения профессорско-преподавательского состава.

Методики обучения с использованием персонального компьютера позволяют  изучать учебный текст в необходимом  студенту темпе, т.е. обеспечивают индивидуальное восприятие материала. При этом используется возможность «пошаговой» проработки материала, что особенно важно при  различной степени средней базовой  подготовленности студентов. Студент, работая на персональном компьютере, может сам наблюдать за процессом  усвоения знаний, видеть свои ошибки и  оценку своей работы. Современный электронный учебный комплекс (ЭУК) — это целостная дидактическая система, основанная на использовании компьютерных технологий и средств Internet, ставящая целью обеспечить обучение студентов по индивидуальным и оптимальным учебным программам с управлением процессом обучения. К числу существенных отличий электронного комплекса от традиционных можно отнести:

1) заложенную в содержание учебника  специфическую систему управления  процессом обучения, включающую  средства структурирования и  оптимизации учебного материала,  средства диагностики и коррекции  знаний, разветвленную сеть обратной  связи и т.п.;

2) словесные методы, позволяющие  значительно ускорить познавательные  процессы;

3) графические средства, обеспечивающие  процессу обучения высокий уровень  наглядности;

4) средства мультимедиа, позволяющие  усилить восприятие материала. 

Электронный учебник на первом уровне должен включать: основной теоретический  материал, полностью отвечающий требованиям  государственного стандарта; системы  упражнений и задач, позволяющие  выработать соответствующие практические умения и навыки; методы и средства управления процессом обучения; методы и средства итоговой оценки уровня усвоения базовых знаний. Второй уровень  учебника составляют — дополнительный теоретический материал, к которому студент может обратиться для углубленного изучения тем; разделы курса, материал которых должен удовлетворить профессиональные и творческие запросы студента; дидактические средства управления учебным процессом [3] .

Информация о работе Информационно - образовательный ресурс модуля «Физиология крови»