Информационно - образовательный ресурс модуля «Физиология крови»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: обзор литературы по модульному обучению и изучить теоретический материал для модуля «Физиология крови» по литературным научным источникам.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Дать понятие модульному обучению.
Изучить механизмы создания электронных учебных изданий.
Собрать и систематизировать теоретический материал по теме «Физиология крови», включающий иллюстративный материал в виде таблиц, графиков, рисунков и фотографий по теме «Физиология крови».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
5

1.1
Модульное обучение
5

1.2
Создание учебно-методического комплекса и электронных учебных комплексов

6

1.3
Теоретический материал для модуля «Физиология крови»
11

1.3.1
Состав и физико-химические свойства крови. Форменные элементы крови

11

1.3.1.1
Понятие о гомеостазе. Функции крови
11

1.3.1.2
Состав и физико-химические свойства плазмы крови. Функции белков

13

1.3.1.3
Поддержание постоянства рH крови. Буферные системы

14

1.3.1.4
Форменные элементы крови. Эритроциты
16

1.3.1.5
Лейкоциты. Лейкоцитарная формула. Функции различных форм лейкоцитов

19

1.3.1.6
Кроветворение и его регуляция
20

1.3.1.7
Лимфа и лимфообращение
22

1.3.2
Система РАСК. Свертывание крови. Группы крови
23

1.3.2.1
Система регуляции РАСК
23

1.3.2.2
Роль эндотелия сосудов в РАСК
23

1.3.2.3
Свойство и функции тромбоцитов. Тромбоцитарные факторы свертывания
24

1.3.2.4
Сосудисто-тромбоцитарный механизм гемостаза
26

1.3.2.5
Коагуляционный механизм гемостаза
26

1.3.2.6
Антисвертывающие факторы крови
28

1.3.2.7
Антигенные системы крови. Система АВ0
29


1.3.2.8
Система резус-фактора. Особенности системы
30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
33

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
34

Файлы: 1 файл

1 курсовая.docx

— 690.90 Кб (Скачать файл)

В целостной системе дидактических  требований, предъявляемых к электронному учебнику, можно выделить три ведущие  подсистемы:

  • Научно-методическую;
  • Технологическую;
  • Воспитывающую.

Научно-методические требования к  ЭУК — имеет главной задачей усвоение студентами системы научных знаний из данной предметной области. Для успешного решения этой задачи необходимо, чтобы ЭУК реализовывал:

  • четкую логику изложения материала, позволяющую зримо проследить последовательность умозаключений, содержание и структуру научных методов дисциплины;
  • изложение учебного материала по разветвленной схеме, разработанной с учетом возможных уровней подготовки студентов, их интересов и склонностей;
  • различные методы и средства побуждения студентов к мотивированной умственной деятельности;
  • различные средства и методы стимулирования познавательной деятельности студентов и управление ею;
  • систему наглядных и технических средств.

Необходимо чтобы электронный учебный комплекс:

    1. опирался на закономерности и выводы педагогической психологии высшей школы;
    2. детально прослеживал явления в их развитии и многообразии связей;
    3. использовал различные методы и средства для активизации познавательной деятельности студентов во всех звеньях учебного процесса (генерировал проблемные ситуации, предлагал задания проблемного и логического характера, ставил познавательные задачи, требующие для своего решения привлечения знаний из других источников, и т п.);
    4. включал теоретический материал, значимый для профессиональной подготовки специалиста;
    5. предлагал задачи прикладного характера, ставящие целью привить студенту навыки использования научных методов дисциплины в своей будущей профессиональной деятельности.

В электронном учебнике профессионально-педагогические умения и навыки преподавателя  находят  свое применение путем реализации в  нем подсистемы технологические требования к ЭУК.

Электронный учебный комплекс, как обучающая система должен:

    1. организовывать и целенаправленно управлять деятельностью студента по изучению курса;
    2. стимулировать деятельность студента в рамках отдельного занятия;
    3. рационально сочетать различные виды учебной деятельности с учетом дидактических особенностей каждой из них и в зависимости от уровня работы с материалом;
    4. рационально использовать (в нужном месте и в необходимом объеме) аудиовизуальные средства обучения;

Требования подсистемы воспитывающая функция ЭУК связаны с решением следующих задач:

      • Качественная подготовка специалистов с высшим образованием на базе современных достижений науки. Специалист должен обладать широким теоретическим кругозором, глубокими профессиональными знаниями, умением применять их в практической деятельности, а также способностью и стремлением к постоянному самосовершенствованию и творческому поиску новых знаний.
      • Формирование гражданских качеств и нравственное развитие на основе норм общественной морали, воспитание патриотизма, правовой грамотности, организаторских способностей.
      • Культурное развитие студента как интеллигента. Воспитание гуманизма, здоровых эстетических вкусов, культуры человеческого общения и быта, раскрытие культурно-эстетических способностей и возможностей.

Электронный учебный комплекс должен быть правильно структурирован и состоять из логически взаимосвязанных системных фрагментов (модулей). Такой системный фрагмент, с одной стороны, форма организации обучения в системе дистанционного образования, которая обеспечивает активную и планомерную познавательную деятельность обучающегося, направленную на решение поставленных перед ним учебных задач, а с другой — это основная структурная единица электронного учебника.  Модуль должен обладать следующими признаками:

1. Элемент содержания учебного комплекса, представляющий собой логически целостный фрагмент этого комплекса (отдельный вопрос программы, тема, параграф и т.п.).

2. Соотнесенные с элементом содержания:

а) дидактические средства управления процессом познания,

б) дидактические средства контроля и стимулирования познавательной деятельности,

в) мультимедийные средства представления  информации.

3. Фиксированное время работы  обучающегося с модулем[3].

В случае использования презентаций  как средства визуальной поддержки, необходимо придерживаться следующих  правил:

  • на слайде должна содержаться только необходимая информация;
  • внедрённые объекты (формулы, рисунки и др.) лучше каким-то образом выделить (например, другим цветом фона), что существенно облегчит восприятие информации;
  • адекватно использовать анимационные эффекты, так как они часто отвлекают от сути излагаемого материала, а часто и раздражают;
  • в дизайне слайдов лучше использовать одну тему (т. е. один набор правил оформления), что подчеркнет общность излагаемого материала;
  • при оформлении страниц необходимо использовать контрастные цвета, это улучшит восприятие информации (слушатель меньше напрягает зрение, стараясь что-то разглядеть на экране).

При создании презентации необходимо принимать во внимание основные правила  дизайна слайдов.

Дизайном  называется процесс создания привлекательных и информативных страниц (слайдов). Правила дизайна подразделяются на правила использования шрифта, иллюстраций и цветов.

Общие рекомендации по использованию шрифта:

  • не использовать большое разнообразие шрифтов — это затрудняет восприятие текста. Желательно использовать не более двух шрифтов, варьируя размер, толщину и написание букв;
  • использовать буквицу (первая буква в абзаце, большая по размеру или особо выделенная). Считается, что подобное выделение повышает восприятие на 13%;
  • основную мысль, ключевое слово выделять максимально крупным шрифтом (или цветом);
  • избегать витиеватых, трудно читаемых шрифтов и оформления, затрудняющих чтение. Лучше использовать знакомые и привычные шрифты гарнитуры Times, Arial, Courier;
  • выделять в каждом абзаце наиболее значимые по смыслу слова шрифтом другого размера или начертания. Текст, выполненный только одним шрифтом, трудно воспринимается [4].

Основные требования предъявляемые  к иллюстрациям:

- иллюстрация должна возбуждать  любопытство, подписи к иллюстрациям  читаются в два раза чаще, чем  сами тексты;

- применять принцип «до и  после». Этот принцип заключается  в том, чтобы показать на  рисунке, что было до происходящего  процесса и что стало после;

  • иллюстрации не следует перегружать деталями;
  • использовать цветные фотографии, так как цветные фотографии  в два раза лучше воспринимаются, чем черно-белые фотографии;

При создании слайдов нужно учитывать следующие  правила:

Во-первых, учитывать, что каждый цвет имеет психологическое и физиологическое воздействие на человека (ПРИЛОЖЕНИЕ А). 

Во-вторых, при создании гармоничной страницы необходимо использовать так называемые колориметрические круги. Простейшим из них является шестисекторный колориметрический круг который позволяет выделить контрастные гармоничные сочетания (рисунок 1, ПРИЛОЖЕНИЕ Б). Их образуют цвета, расположенные друг против друга: сини (С) - оранжевый (О), красный (К) - зеленый (З) - фиолетовый (Ф). Гармоничные сочетание двух или трех цветов можно получить с помощью вращающихся стрелок; расположенных под углом 180 и 120 градусов. Если направить одну стрелку на нужный цвет, остальные укажут на цвета, гармонирующие с выделенным.

Кроме этого, часто используют более  сложный круг естественных цветов по Гете, в котором все существующие в полиграфии краски образуются путем смешивания всевозможных колористических и количественных сочетаний трех основных красок - красной (пурпурной), синей (голубой) и желтой, и большой цветовой круг Освальда, содержащий двадцать четыре цвета.

Соседние цвета влияют друг на друга  и воспринимаются нашим зрением  в зависимости от цветового окружения. Восприятие цвета вследствие его  сочетания с другими цветами  называется одновременным цветовым контрастом.

В-третьих, немаловажное значение имеет фон композиции:

  • серый, черный и белый фон часто образует приятное сочетание с любым изображением, но белые предметы на светлом фоне пропадают. Бежевые цвета теряются на сером фоне;

- на красном фоне серый цвет  кажется зеленоватым, на желтом -синеватым, на зеленом - чуть  розоватым, на синем - желтоватым.

В-четвертых, при создании цветовой модели следует учитывать сочетание цвета шрифта и фона. В таблице 2 (ПРИЛОЖЕНИЕ А) дается сочетание цвета и фона для удобного восприятия страницы человеком [5,6].

 

 

1.3 Теоретический  материал для модуля «Физиология крови»

 

1.3.1 Состав  и физико-химические свойства  крови. Форменные элементы крови

 

1.3.1.1 Понятие о гомеостазе. Функции крови

 

Кровь, лимфа, тканевая, спинномозговая, плевральная, суставная и другие жидкости образуют внутреннюю среду  организма. Внутренняя среда отличается относительным постоянством своего состава и физико-химических свойств, что создает оптимальные условия  для нормальной жизнедеятельности  клеток организма.

Впервые положение о постоянстве  внутренней среды организма сформулировал  более 100 лет тому назад физиолог Клод Бернар. Он пришел к заключению, что “постоянство внутренней среды  организма есть условие независимого существования”, т.е. жизни, свободной  от резких колебаний внешней среды.

В 1929 г. Уолтер Кэннон ввел термин гомеостаз. В настоящее время под гомеостазом понимают как динамическое постоянство внутренней среды организма, так и регулирующие механизмы, которые обеспечивают это состояние. Главная роль в поддержании гомеостаза принадлежит крови. В 1939 г. Г.Ф. Ланг создал представление о системе крови, в которую он включил периферическую кровь, циркулирующую по сосудам, органы кроветворения и кроверазрушения, а так же регулирующий нейрогуморальный аппарат.

Основные функции крови 

Кровь, циркулирующая в сосудах, выполняет перечисленные ниже функции.

    1. Транспортная – перенос различных веществ: кислорода, углекислого газа, питательных веществ, гормонов, медиаторов, электролитов, ферментов и др.
    2. Дыхательная (разновидность транспортной функции) – перенос кислорода от легких к тканям организма, углекислого газа – от клеток к легким.
    3. Трофическая (разновидность транспортной функции) – перенос основных питательных веществ от органов пищеварения к тканям организма.
    4. Экскреторная (разновидность транспортной функции) транспорт конечных продуктов обмена веществ (мочевины, мочевой кислоты и др.), избытка воды, органических и минеральных веществ к органам их выделения (почки, потовые железы, легкие, кишечник).
    5. Терморегуляторная – перенос тепла от более нагретых органов к менее нагретым.
    6. Защитная – осуществление неспецифического и cпецифического иммунитета; свертывание крови предохраняет от кровопотери при травмах.
    7. Регуляторная (гуморальная) – доставка гормонов, пептидов, ионов и других физиологически активных веществ от мест их синтеза к клеткам организма, что позволяет осуществлять регуляцию многих физиологических функций.
    8. Гомеостатическая – поддержание постоянства внутренней среды организма (кислотно-основного равновесия, водно-электролитного баланса и др.)[12].

 

1.3.1.2 Состав  и физико-химические свойства  плазмы крови. Функции белков. Осмотическое и онкотическое давление. Кровезамещающие жидкости.

 

Основные показатели, характеризующие  кровь. Цельная кровь состоит из жидкой части, или плазмы (55 %) и форменных элементов (45 %), к которым относятся эритроциты, лейкоциты и кровяные пластинки – тромбоциты. Объем крови – общее количество крови в организме взрослого человека составляет в среднем 6 – 8% от массы тела, что соответствует 5 – 6л.Относительная плотность крови – 1,050 – 1.060 зависит в основном от количества эритроцитов. Относительная плотность плазмы крови – 1.025 – 1.034, определяется концентрацией белков.

Вязкость  крови – 5 усл. ед., плазмы – 1,7 – 2,2 усл. ед., если вязкость воды принять за 1. ( т.е. в 5 раз больше, чем у воды) Обусловлена наличием в крови эритроцитов и в меньшей степени белков плазмы.

Гематокрит-часть объема крови, приходящаяся на долю форменных элементов, прежде всего эритроцитов. В норме показатель гематокрита циркулирующей крови взрослого человека составляет в среднем 40-45%(у мужчин-40-49%, у женщин-36-42%).

Информация о работе Информационно - образовательный ресурс модуля «Физиология крови»