Предмет биологии
в мед. ВУЗе. Биология как одна из теоретических
основ медицины, ее задачи, объект и методы
исследования. Биологические науки.
Биологическая подготовка играет
принципиальную и все более возрастающую
роль в структуре медицинского образования.
Будучи фундаментальной естественнонаучной
дисциплиной, биология раскрывает закономерности
возникновения и развития, а также необходимые
условия сохранения жизни как особого
явления природы нашей планеты. Человек,
отличаясь несомненным своеобразием в
сравнении с другими живыми формами, тем
не менее представляет собой закономерный
результат и этап развития жизни на Земле,
поэтому само его существование прямо
зависит от общебиологических (молекулярных,
клеточных, системных) механизмов жизнедеятельности.
Связь людей с живой природой не ограничивается
рамками исторического родства. Человек
был и остается неотъемлемой частью этой
природы, влияет на нее и в то же время
испытывает на себе влияние окружающей
среды. Характер таких двусторонних отношений
сказывается на состоянии здоровья человека.
Развитие промышленности, сельского хозяйства,
транспорта, рост народонаселения, интенсификация
производства, информационные перегрузки,
усложнение отношений в семьях и на работе
порождают серьезные социальные и экологические
проблемы: хроническое психоэмоциональное
напряжение, опасное для здоровья загрязнение
среды жизни, уничтожение лесов, разрушение
природных сообществ растительных и животных
организмов, снижение качества
рекреационных зон. Поиск эффективных
путей преодоления указанных проблем
невозможен без понимания биологических
закономерностей внутривидовых и межвидовых
отношений организмов, характера взаимодействия
живых существ, включая человека, и среды
их обитания. Уже отмеченного достаточно,
чтобы уяснить, что многие разделы науки
о жизни, даже в ее классическом формате,
имеют очевидное прикладное медицинское
значение.
На самом деле в наше время в
решении проблем охраны здоровья и борьбы
с болезнями, биологические знания и высокие
биотехнологии (генетическая, клеточная
инженерия) начинают занимать важное место.
Главным объектом внимания
и профессиональной деятельности врача
является человек, представляющий неотъемлемую
часть природы. Известно, что отличительной
чертой природы людей является наличие
социальной составляющей, что проявляется
в определенной специфике некоторых важных
сторон их развития и жизнедеятельности.
Вытекающие из указанной специфики особенности,
наиболее заметно проявляющиеся в структуре
онтогенеза, особенно постнатального
(наличие только у людей периода отрочества
и юности, отчетливо представленный период
старости), на уровне генетико-популяционных
процессов (доминирующая роль социальных
факторов в определении состава популяций
в сравнении с климатогеографическими),
в биогеоценозах и биосфере (целенаправленное
преобразование природы, очеловечивание
среды жизни), также находят отражение
в учебнике. Вопросы наследственности
и изменчивости, индивидуального развития
(включая старение и факторы регуляции
продолжительности жизни), экологии (включая
паразитизм), учение о биосфере и ноосфере
рассмотрены в свете задач
высшего медицинского образования.
Проблемы эволюции освещены с позиций
популяционной биологии, а филогенез —
с позиций, раскрывающих естественноисторические
предпосылки определенных пороков развития.
Избранный подход способствует формированию
у студентов генетического, онтогенетического
и экологического образа мышления, совершенно
необходимого
современному врачу, который
связывает здоровье своих пациентов с
сочетанным действием трех главных факторов:
наследственности, среды жизни и образа
жизни.
Велика роль курса биологии
не только в естественнонаучной, но и в
мировоззренческой подготовке врача.
Биология учит разумному и осознанному
отношению к окружающей природе, себе
самому и
окружающим как части этой природы,
способствует выработке критической оценки
последствий воздействия человека на
среду обитания. Биологические знания
воспитывают бережное и уважительное
отношение к детям и лицам преклонного
возраста. Открывшаяся на рубеже веков
в связи с развитием геномики возможность
активно и фактически произвольно изменять
генетическую конституцию людей неизмеримо
увеличивает ответственность врача, требуя
от него неукоснительного следования
этическим нормам, гарантирующим соблюдение
интересов пациента.
Термин биология (от
греч. биос — жизнь, логос — наука)
введен в начале XIX в. независимо Ж.-Б. Ламарком
и Г. Тревиранусом для обозначения науки
о жизни как особом явлении природы. В
настоящее время его используют и в ином
смысле, относя к группам организмов, вплоть
до вида (биология микроорганизмов, биология
северного оленя, биология человека), биоценозам
(биология арктического бассейна), отдельным
структурам (биология клетки). Предметом
биологии как учебной дисциплины служит
жизнь во всех ее проявлениях: строение,
физиология, поведение, индивидуальное
(онтогенез) и историческое (эволюция,
филогенез) развитие организмов, их взаимоотношение
друг с другом и с окружающей средой.
Современная биология представляет
комплекс, систему наук. Отдельные биологические
науки или дисциплины возникли вследствие
процесса дифференциации, постепенного
обособления относительно узких областей
изучения и познания живой природы. Это,
как правило, интенсифицирует и углубляет
исследования в соответствующем направлении.
Так, благодаря изучению в органическом
мире животных, растений, простейших одноклеточных
организмов, микроорганизмов, вирусов
и фагов произошло выделение в качестве
крупных самостоятельных областей зоологии,
ботаники, протистологии, микробиологии,
вирусологии.
Изучение закономерностей,
процессов и механизмов индивидуального
развития организмов, наследственности
и изменчивости, хранения, передачи и использования
биологической информации, обеспечения
жизненных процессов энергией является
основой для выделения эмбриологии, биологии
развития, генетики, молекулярной биологии
и биоэнергетики. Исследования строения,
функциональных отправлений,
поведения, взаимоотношений организмов
со средой обитания, исторического развития
живой природы привели к обособлению таких
дисциплин, как морфология, физиология,
этология, экология, эволюционное учение.
Интерес к проблемам старения, вызванный
увеличением средней продолжительности
жизни людей, стимулировал развитие возрастной
биологии (геронтологии).
Для уяснения биологических
основ развития, жизнедеятельности и экологии
конкретных представителей животного
и растительного мира неизбежно обращение
к общим вопросам сущности жизни, уровням
ее организации, механизмам существования
жизни во времени и пространстве. Наиболее
универсальные свойства и закономерности
развития и существования организмов
и их сообществ изучает общая биология.
Сведения, получаемые каждой
из наук, объединяются, взаимодополняя
и обогащая друг друга, и проявляются в
обобщенном виде, в познанных человеком
закономерностях, которые либо прямо,
либо с некоторым своеобразием (в связи
с социальным характером людей) распространяют
свое действие на человека.
Вторую половину XX столетия
справедливо называют веком биологии.
Такая оценка роли биологии в жизни человечества
представляется еще более оправданной
в наступившем XXI в. К настоящему времени
наукой о жизни получены важные результаты
в области изучения наследственности,
фотосинтеза, фиксации растениями атмосферного
азота, синтеза гормонов и других регуляторов
жизненных процессов. Уже в реально обозримом
будущем путем использования генетически
модифицированных растительных
и животных организмов, бактерий могут
быть решены задачи обеспечения людей
продуктами питания, необходимыми медицине
и сельскому хозяйству лекарствами, биологически
активными веществами и энергией в достаточном
количестве, несмотря на рост населения
и сокращение природных запасов топлива.
Исследования в области геномики и генной
инженерии, биологии клетки и клеточной
инженерии, синтеза ростовых веществ открывают
перспективы замещения дефектных генов
у лиц с наследственными болезнями, стимуляции
восстановительных процессов,
контроля за размножением и физиологической
гибелью клеток и, следовательно, воздействия
на злокачественный рост. Биология относится
к ведущим отраслям естествознания. Высокий
уровень ее развития служит необходимым
условием прогресса медицинской науки
и здравоохранения.
- Развитие представлений
о сущности жизни. Определение жизни. Гипотезы
о происхождении жизни. Главные этапы
возникновения и развития жизни. Иерархические
уровни организации жизни.
Существуют две главные гипотезы,
по-разному объясняющие появление жизни
на Земле. Согласно гипотезе панспермии,
жизнь занесена из космоса либо в виде
спор микроорганизмов, либо путем намеренного
заселения планеты разумными пришельцами
из других миров. Прямых свидетельств
в пользу космического происхождения
жизни нет. Космос, однако, наряду с вулканами
мог быть источником низкомолекулярных
органических соединений, раствор которых
послужил средой для развития жизни.
Современной наукой возраст
Земли оценивается в 4,5—4,6 млрд. лет. Появление
на планете первых водоемов, с которыми
связывают зарождение жизни, отстоит от
настоящего времени на 3,8—4 млрд. лет. Полагают,
что около 3,8 млрд. лет назад жизнь могла
стать определяющим фактором планетарного
круговорота
углерода.
Согласно второй гипотезе, жизнь
возникла на Земле, когда сложилась благоприятная
совокупность физических и химических
условий, сделавших возможным абиогенное образование органических
веществ из неорганических.
В середине прошлого столетия
Л. Пастер окончательно доказал невозможность
самозарождения жизни в теперешних условиях.
В 20-х годах текущего столетия биохимики
А. И. Опарин и Дж. Холдейн предположили,
что в условиях, имевших место на планете
несколько миллиардов лет назад, образование
живого вещества было возможно. К таким
условиям они относили наличие атмосферы
восстановительного типа, воды, источников
энергии (в виде ультрафиолетового (УФ)
и космического излучения, теплоты остывающей
земной коры, вулканической деятельности,
атмосферных электрических явлений, радиоактивного
распада), приемлемой температуры, а также
отсутствие других живых существ.
Главные этапы на пути возникновения
и развития жизни, по-видимому, состоят
в: 1) образовании атмосферы из газов, которые
могли бы служить сырьем для синтеза органических
веществ (метана, оксида и диоксида углерода,
аммиака, сероводорода, цианистых соединений),
и паров воды; 2) абиогенном (т.е. происходящем
без участия организмов) образовании простых
органических веществ, в том числе
мономеров биологических полимеров —
аминокислот, Сахаров, азотистых оснований,
АТФ и других мононуклеотидов; 3) полимеризации
мономеров в биологические полимеры, прежде
всего белки (полипептиды) и нуклеиновые
кислоты (полинуклеотиды); 4) образовании
предбиологических форм сложного химического
состава — протобионтов, имеющих некоторые
свойства живых существ; 5) возникновении
простейших живых форм, имеющих всю совокупность
главных свойств жизни,—примитивных клеток;
6) биологической эволюции возникших живых
существ.
Существует много гипотез, пытающихся
объяснить возникновение и развитие жизни
на нашей планете. И хотя они предлагают
различные подходы к решению данной проблемы,
большинство из них предполагает наличие
трех эволюционных этапов: химической,
предбиологической и биологической эволюции.
На этапе химической эволюции
происходил абиогенный синтез органических
полимеров. На втором этапе формировались
белково-нуклеиново-липоидные комплексы
(ученые называли их по-разному: коацерваты,
гиперциклы, пробион-ты, прогеноты и т.
д.), способные к упорядоченному обмену
веществ и самовоспроизведению. В результате
предбиологи-ческого естественного отбора
появились первые примитивные живые организмы,
которые вступили в биологический естественный
отбор и дали начало всему многообразию
органической жизни на Земле.
Большинство ученых считают,
что первыми примитивными живыми организмами
были прокариоты. Они питались органическими
веществами «первичного бульона» и получали
энергию в процессе брожения, т. е. были
анаэробными гетеротрофами.
С увеличением численности
гетеротрофных прокари-отических клеток
запас органических соединений в первичном
океане истощался. В этих условиях значительное
преимущество при отборе получали организмы,
способные к автотрофности, т. е. к синтезу
органических веществ из неорганических
за счет реакций окисления и восстановления.
Видимо, первыми автотрофными организмами
были хемосинтезирующие бактерии. Следующим
этапом было развитие фотосинтеза — комплекса
реакций с использованием солнечного
света. В результате фотосинтеза в земной
атмосфере начал накапливаться кислород.
Это явилось предпосылкой для возникновения
в ходе эволюции аэробного дыхания. Способность
синтезировать при дыхании большее количество
АТФ позволила организмам расти и размножаться
быстрее, а также усложнять свои структуры
и обмен веществ.
Большинство ученых считает,
что эукариоты произошли от прокариотических
клеток. Существуют две наиболее признанные
гипотезы происхождения эукариотических
клеток и их органоидов.
Первая гипотеза связывает
происхождение эукариотической клетки
и ее органоидов с процессом впячивания
клеточной мембраны.
Больше сторонников имеет гипотеза
симбиотического происхождения эукариотической
клетки. Согласно этой гипотезе, митохондрии,
пластиды и базальные тельца ресничек
и жгутиков эукариотической клетки были
когда-то свободноживущими прокариотическими
клетками. Органоидами они стали в процессе
симбиоза. В пользу этой гипотезы свидетельствует
наличие собственных РНК и ДНК в митохондриях
и хлоропластах. По строению РНК митохондрии
сходны с РНК пурпурных бактерий, а РНК
хлоропластов ближе к РНК цианобактерий.