Заповедное дело за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:59, реферат

Описание работы

Назвать точное число заповедников в мире невозможно не только из-за неполноты сведений, но главным образом из-за трудностей идентификации охраняемых территорий разных наименований и в разных странах. Они отличаются организационной структурой, особенностями использования и охраны. Поэтому в разных источниках приводятся разные данные. Однако проявляется тенденция: чем выше техническое, экономическое развитие страны, тем выше процент строго охраняемых территорий.

Файлы: 1 файл

ЗАПОВЕДНОЕ ДЕЛО ЗА РУБЕЖОМ.docx

— 22.47 Кб (Скачать файл)

ЗАПОВЕДНОЕ  ДЕЛО ЗА РУБЕЖОМ 

     Назвать точное число заповедников в мире невозможно не только из-за неполноты  сведений, но главным образом из-за трудностей идентификации охраняемых территорий разных наименований и в  разных странах. Они отличаются организационной  структурой, особенностями использования  и охраны. Поэтому в разных источниках приводятся разные данные. Однако проявляется  тенденция: чем выше техническое, экономическое  развитие страны, тем выше процент  строго охраняемых территорий.

Понимание роли заповедников в системе природопользования, их задач, а следовательно, принципов  их деятельности и режимов охраны с течением времени менялось. В  настоящее время в мире четко  выделяются две концепции развития охраняемых природных территорий.

     В США, Канаде, странах Западной Европы основной задачей при организации  охраняемых природных территорий признавалась охрана памятников природы ради удовлетворения потребности людей в отдыхе, обеспечения  психологической разрядки, удовлетворения эстетических потребностей. При организации  первого в мире национального  парка — Йеллоустонского —  в США в 1872 г. было сказано, что  эта территория выделяется «для пользования  и на радость народа на все времена  в качестве общенационального парка». Эти слова очень точно передают сущность исходной концепции создания охраняемых территорий в США.

     В национальном парке американского  типа основные усилия направляются на организацию туризма и отдыха. В них прокладывают густую сеть дорог, пригодных для езды на механическом транспорте, устраивают места для  отдыха, смотровые площадки, строят гостиницы, пункты питания, базы по прокату  туристского снаряжения, магазины, предприятия связи и т. п.

Такая постановка дела привела к очень  быстрому увеличению числа посетителей  национальных парков. Например, ежегодная  посещаемость Йеллоустонского национального  парка росла так: в 1895 г. - 5,5 тыс. чел., в 50-х годах текущего столетия — 1,5 млн., в 60-х годах — более 2 млн. и с конца 70-х годов — более 3 млн. чел. в год. В связи с этим изменился суточный и сезонный ритм жизни животных, их распределение  по территории, характер питания и  состав кормов, поведение. Исказилась система структурно-функциональных связей в экосистемах парков. Продолжается деградация природных комплексов национальных парков, так называемая «туристская эрозия» экосистем. Причина этого не только в непосредственном воздействии людей на природные объекты. Гораздо более сильное разрушительное действие на природу парка оказывает непреднамеренное влияние туризма: загрязнение, изменение распределения животных, их поведения и пр. Изменяется и отношение животных к человеку.

     В Йеллоустонском парке вместе с ростом числа посетителей растет и число  случаев нападения медведей на людей. Происходит изменение структуры  растительных сообществ, их деградация, изменяется соотношение численности  видов животных, принадлежащих к  различным трофическим уровням. Протекционизм по отношению к  копытным и усиленная борьба с  крупными хищниками, особенно с волком, привели к расстройству лесов и т. п.

Сейчас  принимаются меры для спасения природы  национальных парков, например туристское пользование парками ограничивается лишь территориями специально выделенных зон. Разгрузка национальных парков происходит также за счет направления  потока туристов на прилегающие к  паркам территории; в пределах парков выделяется все большее число  абсолютно охраняемых участков; вводятся более строгие правила прохождения  туристами маршрутов.

     Подводя итог опыту деятельности национальных парков, во всем мире, Вторая Всемирная  конференция по национальным паркам, проходившая в 1972 г. в Йеллоустонском национальном парке, вынуждена была констатировать, что ни один национальный парк мира не смог решить задачи сохранения природных комплексов на своей территории. Конференция пришла к заключению, что причиной этого служит противоречивость самой идеи национальных парков —  стремление совместить охрану природы  и рекреацию. 
 
 
 

     ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ 

     Введение

     В соответствии с действующим законодательством  основными задачами экологического контроля являются :

     -    наблюдение за состоянием окружающей  природной среды и ее изменением  под влиянием хозяйственной и  иной деятельности;

      -    проверка выполнения  планов и мероприятий по охране  природы, рациональному использованию  природных ресурсов, оздоровлению  окружающей природной среды, соблюдение  требований природоохранительного  законодательства, а так же принятие  необходимых мер по и обеспечению.

     Таким образом, экологический контроль состоит  из двух  тесно связанных этапов.

     Первый – сбор и обработка необходимых исходных данных. В законе отмечается, что негативные изменения могут быть названы не только хозяйственной деятельностью. Нерациональное использование природных ландшафтов для организации отдыха и санаторно-курортного лечения может нанести серьезный ущерб окружающей природной среде. Казалось бы, сами природопользователи в этом случае должны, в первую очередь проявлять заботу о сохранении декоративных качеств зеленых насаждений, чистоте водоемов. Однако имеется много примеров, когда основные средства вкладываются в строительство капитальных сооружений. Экономия средств на формирование ландшафта, устойчивого к рекреационным нагрузкам, приводит к тому, что утрачивается главное условие полноценного загородного отдыха – качество природной среды.

     Цель  второго этапа – осуществление мероприятий по предупреждению и устранению экологических правонарушений на основе информации, полученной в процессе наблюдений. Для решения задач второго этапа сложились определенные формы и методы экологического контроля. Формы две – предупредительная и карательная. Соответственно применяются различные методы осуществления контроля. 

     Предупредительная форма экологического контроля включает в себя разработку и введение, и  действие нормативов качества окружающей природной среды и рационального  использования природных ресурсов. Карательная форма экологического контроля применяется в тех случаях, когда последствия правонарушения не позволяют ограничиться только предупреждением. Она выражается в различных видах юридической ответственности.

     Государственный экологический контроль

     Законом установлен круг полномочий должностных  лиц и органов государственного экологического контроля. К ним относиться право :

      -    посещать предприятия,  учреждения и организации не  зависимо от форм собственности  и подчинения, и знакомиться с  документами, необходимыми для  исполнения служебных обязанностей;

      -    проверять работу очистных  сооружений и установок, а так  же установленных природоохранных  требований и нормативов;

      -    устанавливать нормативы  и давать разрешения на сборы  и выбросы вредных веществ;

      -    назначать государственную  экологическую экспертизу;

      -    требовать устранения  выявленных недостатков, привлекать  виновных лиц к административной  ответственности, направлять материалы  л привлечении их к административной, дисциплинарной или уголовной  ответственности, предъявлять иски  в суд или арбитражный суд  о возмещении вреда, причиненного  окружающей среде и здоровью  граждан;

      -    принимать решения об  ограничении, приостановлении, прекращении  функционирования любых предприятий  и объектов, а так же видов  деятельности, в случае нарушения  экологических требований.

     Для решения круга  задач, установленных действующим законодательством в рамках экологического контроля, потребовалось объединение условий ряда государственных органов на разных уровнях представительной и исполнительной власти, а так же органов местного самоуправления. В зависимости от места и назначения этих органов в системе государственного управления их функции в части осуществления экологического контроля могут быть либо общей компетенцией, либо специализированного, отраслевого характера.

       Обще – экологический контроль относиться к компетенции высших звеньев государственной системы управления, которые наряду с другими функциями, осуществляют функции государственного управления и контроля в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. На федеральном уровне – это контрольное управление в администрации Президент РФ и Правительство РФ, на региональном уровне – соответствующие органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ.

       Действующим законодательством  федеральным органом власти предоставлено  право не только, осуществлять государственный контроль за рациональным использованием и охраной природных ресурсов, но и устанавливать порядок его проведения. К компетенции субъектов РФ отнесено осуществление государственного экологического контроля. Такие правовые положения предусмотрены Основами Лесного законодательства РФ, Законом РФ « О недрах » и др. В водном кодексе РФ эти положения более детализированы, хотя основополагающие принципы распределения функций остались без изменения. Полномочия федеральных органов представительной власти ограничены установлением порядка организаций и проведения государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, а федеральным органом исполнительной власти поручено его осуществление.

       Специализированный экологический  контроль выполняется федеральными  министерствами и ведомствами,  а так же соответствующими  негосударственными структурами  субъектов Российской Федерации.  По всем видам природных ресурсов  в целом организация и осуществление  государственного контроля возложена  Правительством РФ на Госкомэкологии  России. По характеру специализации  государственные контролирующие  органы подразделяются на отраслевые  и функциональные. Госэпиднадзор  является отраслевым контролирующим  органом. К числу функциональных органов государственного экологического контроля относятся МВД России и др. Специфика отраслевых государственных органов заключается в том, что в сфере их компетенции относиться один вид природных ресурсов. Роскомзем следит за охраной и рациональным использованием земель, Роскомвод – водных ресурсов, Рослесхоз – лесов и т.д.. В некоторых случаях сферу интересов отдельных ведомств попадает еще один вид природных ресурсов. Так, Роскомрыболовство имеет значение состояние водных объектов, но только с узкоотраслевых позиций воспроизводство и продуктивности рыбных запасов. Роскомнедра , помимо контроля за рациональным использованием полезных ископаемых, осуществлял контроль за выполнением экологических требований в отношении подземных вод.

     Несмотря  на имеющиеся различия, общим правовым положением для всех государственных  органов экологического контроля является его надведомственный характер, позволяющий  контролировать в пределах своей  юрисдикции деятельность всех предприятий, организаций, учреждений и отдельных  граждан.В соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, в первую очередь составляется протокол об экологическом правонарушении. Следующим  шагом является предписание об устранении экологического правонарушения, которая  подготавливается на основании ст. 70 Закона РСФСР « Об охране окружающей природной среды » и является обязательным для исполнения в установленные  сроки. Та же статья, а так же ст. 261 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях служит основанием для вынесения постановления  о наложении штрафа.

     К мерам государственного экологического контроля относиться и постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде юридическими лицами и гражданами, а так же предписание об ограничении ( приостановлении ) или прекращении финансирования хозяйственной и иной деятельности.Должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, несут уголовную ответственность. Представление о привлечении физических лиц к уголовной ответственности направляются в следственные органы инспекторами по охране природы, охране рыбных ресурсов и др. 
 
 
 
 

     Общественный  экологический контроль

       В Росси имеются так же профессиональные  союзы, которые в соответствии  с Законом РСФСР « об охране  окружающей природной среды »,  наряду с другими общественными  объединениями могут осуществлять  экологический контроль, в настоящее  время в большей степени заинтересованы  в укреплении финансового положения  предприятий. Но как только  экономическая обстановка стабилизируется,  общественные объединения и организации  активизируют свою работу по  контролю за исполнением хозяйствующими  субъектами природоохранительного  законодательства. Определенная работа  в этом направлении проводиться  уже в настоящее время. Федерацией  независимых профсоюзов России ( ФНПР ), в аппарате ФНПР имеется  отдел по проблемам труда экологии, которым подготовлены методические  материалы по осуществлению общественного  экологического контроля. По инициативе  ФНПР создана информационно –  инновационная общественная экологическая  ассоциация « Партнеры за устойчивое  развитие », к числу основных  задач которой относиться координация  мероприятий по сотрудничеству  общественных организаций и объединений  между собой, а так же государственными  структурами в части реализации  проектов и программ, обеспечивающих  экологически устойчивое развитие  народного хозяйства РФ.

Информация о работе Заповедное дело за рубежом