Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:59, реферат
Назвать точное число заповедников в мире невозможно не только из-за неполноты сведений, но главным образом из-за трудностей идентификации охраняемых территорий разных наименований и в разных странах. Они отличаются организационной структурой, особенностями использования и охраны. Поэтому в разных источниках приводятся разные данные. Однако проявляется тенденция: чем выше техническое, экономическое развитие страны, тем выше процент строго охраняемых территорий.
ЗАПОВЕДНОЕ
ДЕЛО ЗА РУБЕЖОМ
Назвать точное число заповедников в мире невозможно не только из-за неполноты сведений, но главным образом из-за трудностей идентификации охраняемых территорий разных наименований и в разных странах. Они отличаются организационной структурой, особенностями использования и охраны. Поэтому в разных источниках приводятся разные данные. Однако проявляется тенденция: чем выше техническое, экономическое развитие страны, тем выше процент строго охраняемых территорий.
Понимание роли заповедников в системе природопользования, их задач, а следовательно, принципов их деятельности и режимов охраны с течением времени менялось. В настоящее время в мире четко выделяются две концепции развития охраняемых природных территорий.
В США, Канаде, странах Западной Европы основной задачей при организации охраняемых природных территорий признавалась охрана памятников природы ради удовлетворения потребности людей в отдыхе, обеспечения психологической разрядки, удовлетворения эстетических потребностей. При организации первого в мире национального парка — Йеллоустонского — в США в 1872 г. было сказано, что эта территория выделяется «для пользования и на радость народа на все времена в качестве общенационального парка». Эти слова очень точно передают сущность исходной концепции создания охраняемых территорий в США.
В национальном парке американского типа основные усилия направляются на организацию туризма и отдыха. В них прокладывают густую сеть дорог, пригодных для езды на механическом транспорте, устраивают места для отдыха, смотровые площадки, строят гостиницы, пункты питания, базы по прокату туристского снаряжения, магазины, предприятия связи и т. п.
Такая постановка дела привела к очень быстрому увеличению числа посетителей национальных парков. Например, ежегодная посещаемость Йеллоустонского национального парка росла так: в 1895 г. - 5,5 тыс. чел., в 50-х годах текущего столетия — 1,5 млн., в 60-х годах — более 2 млн. и с конца 70-х годов — более 3 млн. чел. в год. В связи с этим изменился суточный и сезонный ритм жизни животных, их распределение по территории, характер питания и состав кормов, поведение. Исказилась система структурно-функциональных связей в экосистемах парков. Продолжается деградация природных комплексов национальных парков, так называемая «туристская эрозия» экосистем. Причина этого не только в непосредственном воздействии людей на природные объекты. Гораздо более сильное разрушительное действие на природу парка оказывает непреднамеренное влияние туризма: загрязнение, изменение распределения животных, их поведения и пр. Изменяется и отношение животных к человеку.
В Йеллоустонском парке вместе с ростом числа посетителей растет и число случаев нападения медведей на людей. Происходит изменение структуры растительных сообществ, их деградация, изменяется соотношение численности видов животных, принадлежащих к различным трофическим уровням. Протекционизм по отношению к копытным и усиленная борьба с крупными хищниками, особенно с волком, привели к расстройству лесов и т. п.
Сейчас
принимаются меры для спасения природы
национальных парков, например туристское
пользование парками
Подводя
итог опыту деятельности национальных
парков, во всем мире, Вторая Всемирная
конференция по национальным паркам,
проходившая в 1972 г. в Йеллоустонском
национальном парке, вынуждена была
констатировать, что ни один национальный
парк мира не смог решить задачи сохранения
природных комплексов на своей территории.
Конференция пришла к заключению,
что причиной этого служит противоречивость
самой идеи национальных парков —
стремление совместить охрану природы
и рекреацию.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ
КОНТРОЛЬ
Введение
В
соответствии с действующим
-
наблюдение за состоянием
- проверка выполнения
планов и мероприятий по
Таким образом, экологический контроль состоит из двух тесно связанных этапов.
Первый – сбор и обработка необходимых исходных данных. В законе отмечается, что негативные изменения могут быть названы не только хозяйственной деятельностью. Нерациональное использование природных ландшафтов для организации отдыха и санаторно-курортного лечения может нанести серьезный ущерб окружающей природной среде. Казалось бы, сами природопользователи в этом случае должны, в первую очередь проявлять заботу о сохранении декоративных качеств зеленых насаждений, чистоте водоемов. Однако имеется много примеров, когда основные средства вкладываются в строительство капитальных сооружений. Экономия средств на формирование ландшафта, устойчивого к рекреационным нагрузкам, приводит к тому, что утрачивается главное условие полноценного загородного отдыха – качество природной среды.
Цель
второго этапа – осуществление мероприятий
по предупреждению и устранению экологических
правонарушений на основе информации,
полученной в процессе наблюдений. Для
решения задач второго этапа сложились
определенные формы и методы экологического
контроля. Формы две – предупредительная
и карательная. Соответственно применяются
различные методы осуществления контроля.
Предупредительная
форма экологического контроля включает
в себя разработку и введение, и
действие нормативов качества окружающей
природной среды и
Государственный экологический контроль
Законом установлен круг полномочий должностных лиц и органов государственного экологического контроля. К ним относиться право :
- посещать предприятия,
учреждения и организации не
зависимо от форм
- проверять работу очистных
сооружений и установок, а так
же установленных
- устанавливать нормативы и давать разрешения на сборы и выбросы вредных веществ;
- назначать государственную экологическую экспертизу;
- требовать устранения
выявленных недостатков,
- принимать решения об
ограничении, приостановлении,
Для решения круга задач, установленных действующим законодательством в рамках экологического контроля, потребовалось объединение условий ряда государственных органов на разных уровнях представительной и исполнительной власти, а так же органов местного самоуправления. В зависимости от места и назначения этих органов в системе государственного управления их функции в части осуществления экологического контроля могут быть либо общей компетенцией, либо специализированного, отраслевого характера.
Обще – экологический контроль относиться к компетенции высших звеньев государственной системы управления, которые наряду с другими функциями, осуществляют функции государственного управления и контроля в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. На федеральном уровне – это контрольное управление в администрации Президент РФ и Правительство РФ, на региональном уровне – соответствующие органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ.
Действующим законодательством
федеральным органом власти
Специализированный
Несмотря на имеющиеся различия, общим правовым положением для всех государственных органов экологического контроля является его надведомственный характер, позволяющий контролировать в пределах своей юрисдикции деятельность всех предприятий, организаций, учреждений и отдельных граждан.В соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, в первую очередь составляется протокол об экологическом правонарушении. Следующим шагом является предписание об устранении экологического правонарушения, которая подготавливается на основании ст. 70 Закона РСФСР « Об охране окружающей природной среды » и является обязательным для исполнения в установленные сроки. Та же статья, а так же ст. 261 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях служит основанием для вынесения постановления о наложении штрафа.
К
мерам государственного
экологического контроля относиться
и постановление о возмещении вреда, причиненного
окружающей природной среде юридическими
лицами и гражданами, а так же предписание
об ограничении ( приостановлении ) или
прекращении финансирования хозяйственной
и иной деятельности.Должностные лица
и граждане, виновные в совершении экологических
преступлений, несут уголовную ответственность.
Представление о привлечении физических
лиц к уголовной ответственности направляются
в следственные органы инспекторами по
охране природы, охране рыбных ресурсов
и др.
Общественный экологический контроль
В Росси имеются так же