Теория и методика ознакомления дошкольников с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 10:46, контрольная работа

Описание работы

Живoтными нacеленa вcя земля, веcь земнoй шap: пoчвa, пoвеpхнocть cуши, мopя и пpеcные вoды. Aльпиниcты пpи вocхoждении нa caмую выcoкую гopу Эвеpеcт зaметили пpимеpнo нa выcoте 8.000 метpoв / 8 килoметpoв, гopных птиц Клушиц, a тaкже пpи глубoчaйших пoгpужениях нa глубину 11 килoметpoв были oбнapужены paзличные чеpви, мoллюcки, paкooбpaзные и иные живoтные. Мнoгие из живoтных cкpытнo живут, или имеют мельчaйшие paзмеpы, пo этoму их тpуднo зaметить. Дpугие, нaпpoтив люди cтaбильнo их вcтpечaют в пoвcедневнoй жизни, к пpимеpу птицы, звеpи, нacекoмые.

Файлы: 1 файл

0012 - Теория и методика ознакомления дошкольников с природой - Контрольная - Ознакомление детей с домашними и дикими животными.doc

— 47.91 Кб (Скачать файл)

 

  1. Дидактические материалы для ознакомления дошкольников с домашними и дикими животными

 

  1. «Мир природы и ребенок» (Методика экологического воспитания дошкольников) под ред. Маневцевой Л.М. – СПб: Акцидент, 2007.  – 115 с.
  2. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов / Л.И. Егоренков. – М.: Аркти, 2001. – 61 с.
  3. Гризик, Т. Я познаю мир / Т. Гризик // Дошкольное воспитание. – 2002. – №12. – С.11 – 20
  4. Гризик, Т. Я познаю мир / Т. Гризик // Дошкольное воспитание. – 2002. – №10. – С.40 – 44
  5. Зотова, Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных / Е.И. Зотова. – М.: Просвещение, 2008. – 159 с.
  6. Игровой дидактический материал для ознакомления детей с окружающим миром: Выпуск 3: Домашние животные: Для детей от 2-х лет
  7. Животные и их детеныши: Для детей 3 лет и старше (худ. Крупенков Ю.Г.)
  8. Валова,  З.Г. Ребёнок среди природы / З.Г. Валова, Ю.Е. Моисеенко. –  Минск: Полымя,  2005. – 88 с.
  9. Молодова, Л.П. Методика работы с детьми по экологическому   воспитанию. – Минск: Полымя,  2009. – 102 с.
  10. Мир животных. Упражнения на проверку и закрепления знаний дошкольников при ознакомлении с окружающим миром / под ред. Л.Н. Шестернина. – М.: Школьная пресса, 2011. – 136 с.
  11. Морудова, Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е.В. Морудова. – СПб: Детство-Пресс, 2011. – 34 с.
  12. Громова, О.Е Стихи и рассказы о животном мире для детей дошкольного возраста / О.Е. Громова. – М.: Творческий Центр «СФЕРА», 2005. – 115 с.
  13. Вересов, Н.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников / Н.Н. Вересов // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 7. – С. 39 – 43

 

  1. Литературные произведения для детей о домашних и диких животных

 

 Сказки 

  1. «Репка»
  2. «Рукавичка»
  3. «Волк и козлята»
  4. «Теремок»
  5. «Кот, петух и лиса»
  6. «Бычок-чёрный бочок, белые копытца»
  7. «У солнышка в гостях»
  8. «Коза-дереза»
  9. «Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза»
  10. «Маша и медведь»
  11. «Три поросёнка»,            

 

Рассказы.

  1. В. Бианки  «Купание медвежат»
  2. А.Н. Толстой «Ёж», «Лиса»
  3. К. Ушинский «Васька»,  «Бодливая корова»

 

Потешки,  песенки.

  1. «Как у нашего кота»
  2. «Котя, котинька, коток»
  3. «Кисонька-мурысенька»

 

 

  1. Занятие «Царство животных»

 

Цель. Обосновать классификацию животных на диких и домашних. Закрепить представления о домашних животных, воспитывать особое отношение к ним (забота, внимание), познакомить с интересными фактами из их жизни, свидетельствующими об их преданности, отваге, любви и привязанности к человеку.

Материал. Картинки с изображением различных животных; коллекция «Мы их знаем». Картинки с изображениями собак.

Ход занятия

Педагог (показывая карту мира): Мы живем на планете Земля. Земля красива, богата. Кто еще живет на ней? Вы назвали многих обитателей Земли. А скольких еще не назвали! Сегодня мы с вами поговорим об удивительном царстве - царстве животных. Каких животных вы знаете?

Педагог достает несколько картинок из коллекции «Мы их знаем» (на которых изображены домашние и дикие животные), предлагает назвать их, рассказать, что они знают о том или ином животном (один ребенок начинает, другие дополняют). Педагог (подводя детей к классификации животных па домашних и диких). Среди этих животных есть те, что живут с человеком, а есть такие, которые не могут и не должны жить с ним. Давайте распределим картинки: в одну сторону (можно поставить игрушечный домик) вы отложите тех животных, которые живут с человеком; в другую сторону (можно поставить игрушечную елочку или соответствующую картинку) - картинки с теми животными, которые не могут и не должны жить с человеком.

Дети выполняют задание. Педагог предлагает им объяснить свой выбор, комментирует: животные, которые живут с человеком, называются домашними. Они не могут жить без внимания и заботы со стороны человека: если человек о них не заботится, они погибают. Эти животные не только живут с человеком, но и рождаются и растут под его присмотром.

Педагог. Животные, которые не могут и не должны жить с человеком, называются дикими. Они рождаются и растут в природе (например, в лесу). Им не нужен человек, чтобы выжить. Они существуют по своим правилам и законам. А если человек вмешивается в их жизнь, то может случиться беда (животное погибнет). Классификация закрепляется через анализ ситуаций.

Корова отбилась от стада и вечером не вернулась к своей хозяйке. Та вместе с соседями искала ее, но смогла найти только на третий день. Корова была израненная, напуганная. Как вы думаете, что могло случиться с коровой, если бы ее не нашла хозяйка? Смогла бы она выжить в лесу одна, без человека? - Охотник нашел волчью нору, а в ней увидел маленьких волчат. Одного из них он отнес домой. Пока волчонок был маленьким, дети с ним забавлялись, а когда вырос, хозяин испугался за себя и своих детей и решил отпустить волка в лес. Как вы думаете, что произойдет с волком, выращенным среди людей, когда он снова окажется в лесу? Правильно ли поступил охотник? Что он сделал неправильно и почему? Педагог предлагает детям вспомнить сказки о том, как дружат и помогают друг другу человек и животные («Царевна-лягушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-бурка», «Кот в сапогах» и т.п.).

Педагог расширяет представления детей о собаках в следующем порядке:

приручение (собака - первое животное, которое приручил человек. В давние времена люди и волки жили рядом и добывали себе пропитание одним способом - охотой. Волки стремились поближе держаться к людям в надежде на свою долю в случае удачной охоты. А люди все чаще приносили маленьких волчат домой и вскоре поняли, что у прирученного волка есть очень ценное качество - он может быть хорошим помощником охотника);

новые обязанности (позже человек стал содержать и выращивать свиней, коров, баранов, и у собаки появилась новая обязанность - охранять стада. Эту службу собаки несут и по сей день. А еще охраняют не только стада, но и наши дома и даже границы нашей Родины. Кроме того, уже в древние времена люди стали использовать собак в военном деле. Боевые псы бросались на неприятеля во время сражений. Для защиты от стрел и мечей на них надевали панцири и кольчуги, а ошейники с большими шипами защищали их от нападения собак врага;

разнообразие (сегодня в мире насчитывается около 400 пород собак; демонстрация картинок). Известны собаки служебные, охотничьи и комнатно-декоративные. Как вы думаете, как людям помогают служебные собаки? (Служат на границе, контролируют утечку газа; разыскивают полезные ископаемые; помогают слепым людям передвигаться и т.п.) Как людям помогают охотничьи собаки? Для чего нужны комнатно-декоративные собаки?

забота и уход за собаками. Человек обязан заботиться обо всех домашних животных, в том числе и о собаках. Как он заботится о них?

Рассказ-загадка. «Щенок». «На одной улице жили три друга: Коля, Саша и Андрей. А по соседству с ними жил старик, у которого была собака Жучка. Коля, Саша и Андрей часто приходили в гости к старику поиграть с Жучкой. В душе каждый из них мечтал иметь дома такую же собаку. Однажды старик сказал трем друзьям, что у Жучки скоро будут щенки, и он даст каждому по щенку. Мальчики с нетерпением стали ждать, когда у Жучки появятся щенки. И вот Жучка ощенилась. Но у нее был только один щенок. Задумались друзья: кому же из них старик отдаст щенка? Старик посмотрел на мальчиков и говорит: «Все вы хорошие мальчики, но кому отдать щенка, я решу после того, как каждый из вас ответит мне, что он сделает для щенка, если тот будет жить у него?» Коля сказал: «Я завяжу щенку большой красивый бант».

Саша сказал: «Я все время буду только со щенком». Андрей сказал: «Я приготовлю щенку теплую мягкую постельку в корзине, налью молочка в блюдечко, буду гулять и играть с ним. А когда щенок немного подрастет, начну заниматься с ним. Буду ухаживать, постараюсь сделать все, чтобы он не болел, а был веселым и радостным». Как выдумаете, кому старик отдаст щенка?

Педагог рассказывает детям истории из жизни домашних животных; о том, как они помогают и даже спасают людей; как заботятся о своих любимцах.

Обсуждение занятия. Дети садятся в круг и рассказывают, какое упражнение им больше всего понравилось и почему.

Экологические игры.

. «Покажи отгадку» Цель: познакомить детей с особенностями  передвижения животных по земле (т.е. имитация движений животных). Например, при чтении загадки  о кошке (Мордочка усатая, шубка  полосатая, часто умывается, а с  водой не знается) дети выполняют  движения кошки: Наклон вперед, ладонями  упереться в пол, ходьба на  четырех конечностях. Затем, опускаясь  на колени и на локти, выгибать  и разгибать.

. "Путешествие по зимнему  лесу". Играют 4 человека. Ведущий  показывает карточку и спрашивает: "Куда поместим это животное". Дети называют животное и помещают  на карте в нужное место (медведя - в берлогу, зайца - под елку или  под кустик, сороку на ветку  дерева, кошку - в дом и т.д.). Выигрывает  тот, кто первым закроет всю  свою карту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов / Л.И. Егоренков. – М.: Аркти, 2001. – 61 с.
  2. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: Кн. для воспитателя дет. Сада / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – 2-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 2008. – 230 с.
  3. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду /А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.
  4. Морудова, Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е.В. Морудова. – СПб: Детство-Пресс, 2011. – 34 с.
  5. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. – М.: Карапуз, 2000. – 167 с.
  6. Федотова, А.М. Формирование представлений о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста / Воспитание общественной направленности личности ребенка дошкольного возраста: Межвузовский сборник научных трудов. Пермь.: ПГПИ, 2000. – 208 с.

 

 


Информация о работе Теория и методика ознакомления дошкольников с природой