Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 14:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение экономической эффективности повышения качества с/х продукции в с/х организации.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
Выявить сущность понятия качество продукции;
Определить показатели качества;
Проанализировать эффективность качества с/х продукции на примере СПК «Надежда»
Выявить пути резервы повышения качества продукции .
Введение 3
1 Теоретические аспекты повышения качества продукции в системе рыночных отношений 5
1.1 Экономическая сущность качества продукции 5
1.2 Система показателей качества продукции 8
1.3 Экономическая эффективность повышения качества продукции 10
2 Анализ экономической эффективности качества сельскохозяйственной продукции 13
2.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности СПК «Надежда» 13
2.2 Современное состояние показателей экономической эффективности производства основных видов продукции растениеводства и отрасли в целом. 26
3 Основные пути повышения качества сельскохозяйственной продукции 29
3.1 Основные мероприятия по повышению качества 29
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 32
Выводы и предложения 35
Список используемых источников 38
Содержание
Введение 3
1 Теоретические аспекты повышени
1.1 Экономическая сущность качества продукции 5
1.2 Система показателей качества продукции 8
1.3 Экономическая эффективность повышения качества продукции 10
2 Анализ экономической
эффективности качества
2.1 Анализ финансово-
2.2 Современное
состояние показателей
3 Основные пути
повышения качества
3.1 Основные
мероприятия по повышению
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 32
Выводы и предложения 35
Список используемых источников 38
Введение
Аграрный сектор, сельское
хозяйство, в экономике любой
страны занимает особое место и обладает
рядом особенностей. Важнейшей из
них является то, что ведение производства
органично связано с
Растениеводство – одна из основных отраслей сельскохозяйственного
производства в Рязанской области,
оно включает возделывание культур
в полеводстве,овощеводстве,
В настоящее время требуется привлечение всеобщего внимания к качеству как на макро-, так и на микроуровне социально-экономической системы общества.
Государственное регулирование качества в РФ осуществляется посредством стандартизации, сертификации продукции и обеспечения единства измерений.
Показателем, который может дать представление об эффективности этого вида сельскохозяйственного производства, является прибыль от реализации продукции растениеводства и, как производный, - показатель рентабельности продукции.
Целью курсовой работы является рассмотрение экономической эффективности повышения качества с/х продукции в с/х организации.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
Предметом исследования является качество продукции, повышение его эффективности в условиях рыночной экономике. Объектом исследования является сельскохозяйственное предприятие Рязани СПК «Надежда»
Проблемы эволюции фермерских хозяйств, их зарождения и становления на разных этапах экономического развития России в разной степени раскрыты в трудах Н.В. Ахмадиевой, З.И. Беляевой, И. Беляева, А.В. Бондаренко, С.И. Волкова, А.Д. Гончарова, П.И. Лунякова, В.Ф. Машенкова и др.
Современным проблемам живтноводства особое внимание уделяют такие учёные, как А.А. Ахмадеев, Л.В. Бондаренко, А. Кузнецова, А.Г. Никитин, А. Огарков и др.
В работе использованы законодательные и нормативные акты федеральных и региональных органов власти, регулирующие отношения, складывающиеся в связи с созданием и обеспечением нормального функционирования хозяйств населения на территории Российской Федерации
1 Теоретические аспекты повышения качества продукции системе рыночных отношений
1.1 Экономическая сущность качества продукции
Повышение уровня качества продукции на современном этапе приобрело особое значение и выступает непременным условием подъема экономики. Качество продукции в конечном итоге - обобщающий показатель научно-технического прогресса, уровня организации производства, культуры и дисциплины груда, важнейший источник экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Повышение качества - надежный путь более полного удовлетворения возвышающихся потребностей страны и населения в материальных благах и услугах. Качество - одно из условий дальнейшего повышения конкурентоспособности продукции и укрепления международного авторитета страны.
С качеством продукции
в экономической теории непосредственно
связывается категория
Экономическое содержание качества продукции не хможет быть правильно определено вне анализа ее как потребительной стоимости. Потребительная стоимость подразумевает не только качественную сторону удовлетворения потребности при помощи данного продукта (назначение свойств, их улучшение и т.д.), но и количественную (необходимую для удовлетворения потребности массу продукции). Качество -есть мера развитости свойств продукции, составляющих ее потребительную стоимость (полезность).
Известно, что в основе измерения производительности труда лежит потребительная стоимость продукции, произведенной в единицу времени. Поэтому в первую очередь должна учитываться именно потребительная стоимость продукции, а не ее стоимость. Применяя стоимостные оценки производимой продукции при исчислении производительности труда, без чего на практике обойтись невозможно, надо иметь уверенность в их адекватности созданным потребительным стоимостям. Повышая в соответствии с потребностями общества качество продукции, мы повышаем потребительную стоимость, ее ценность, а тем самым (при соблюдении допустимых удельных затрат) и производительность общественного труда. Причем такой рост производительности в конечном счете обычно более значим для общества, чем рост за счет лишь количества старых потребительных стоимостей, так как содержит потенциал для дальнейшего качественного развития.
Как и любая мера свойства,
качество продукции является и свойством и показателем свойства одновременно.
Следовательно, продукция обладает способностью
удовлетворять потребности, т.е. полезностью,
и показатель этой способности входит
в широкий интервал показателей полезности.
На всех исторических этапах полезность
имеет одинаковое содержание - способность
продукта удовлетворять общественные
потребности (непосредственно - предметы
потребления или косвенно - средства производства
для производства предметов потребления).
Одинаковой является и мера полезности
- эффективность удовлетворения единицей
продукта определенной общественной потребности,
т.е. качество.
Категория «качество» имеет целый ряд аспектов: философский, товароведческий, статистический, правовой, социологический, экономический, политический и др. Под качеством в товароведческом аспекте понимается совокупность физических, химических, биологических и других полезных свойств продукта, определяющих его пригодность удовлетворять потребности человека. Его будут характеризовать: масляничность, сахаристость, длина и крепость волокна и т.д. Качество же продукции с экономической точки зрения обусловлено затратами, которые связаны с количественной стороной удовлетворения потребности и мерой, степенью полезности данной потребительной стоимости в строго фиксированных условиях потребления и будет характеризоваться увеличением выхода масла, сахара, волокна и т.д. Статистический аспект качества связан с количественной оценкой полезного эффекта единицы продукции.
От уровня разработанности
экономической теории качества
зависит выработка управляющих воздействий
по ее повышению. К тому же политическая
экономия основное внимание всегда обращала
на общие закономерности производства
и обращения товаров, не касаясь сферы
потребления и вытекающих из нее отношений
потребления, а, следовательно, и качества
продукции, поскольку экономическая сторона
качества обнаруживается в потреблении
(эксплуатации, переработке).
В чем же причина того, что качеству продукции
у нас в стране не уделялось необходимого
внимания и особенно до середины 60-х годов.
На наш взгляд, коротко можно ответить следующим образом: во-первых, в силу исторических условий дело сложилось так, что на первое место ставилась количественная оценка в хозяйственной деятельности, хотя значимость этой стороны дела не снимается и сейчас. Во-вторых, и это весьма существенно - это отсутствие соответствующей теоретической базы.
При этом большинство ученых экономистов ссылались на известные высказывания К. Маркса о том, что "потребительная стоимость находится вне круга вопросов, рассматриваемых политической экономией". И в самом деле, для доказательства преходящего характера капиталистического способа производства, предметом его исследования «является капиталистический способ производства и соответствующее ему отношение производства и обмена». Заметим, что речь идет о производстве и обмене, но не о такой фазе воспроизводства, как потребление, ибо качество, как было уже отмечено ранее, обнаруживается лишь в потреблении. Продукция может иметь прекрасный внешний вид, запах и т.д.. но иметь неприятный вкус и другие негативные характеристики, которые могут быть выявлены в процессе потребления (эксплуатации). К. Маркс при этом прямо указывал, что «все находящиеся на рынке товары одной и той же сферы производства (качество их предполагается одинаковым) имеют одну и ту же цену» (87, т.26, ч II). Конечно же, не на сомнительном или плохом качестве продукции строилась его концепция смены общественно-экономических отношений, а на эксплуатации -производстве прибавочной стоимости, прибыли, которые, как известно, являются исходным мотивом и движущей силой капиталистического способа производства.
В самом деле, потребительная
стоимость характеризует
1.2 Система показателей качества продукции
Комплексная оценка качества характеризует связь между свойствами объекта и дает возможность объединить оценки отдельных свойств.
Простейшим способом расчета комплексной оценки является извлечение корня из произведения оценок свойств, то есть расчет так называемой средней геометрической:
При характеристике экономической эффективности сельскохозяйственного производства используется система натуральных и стоимостных показателей. Натуральными показателями эффективности выступают урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных. Натуральные показатели являются базой для расчета стоимостных показателей валовой и товарной продукции, валового и чистого доходов, прибыли и рентабельности производства
где n — количество принимаемых во внимание свойств, характеризующих качество.
В данной формуле не учитываются весомости Mij свойств объекта. Игнорирование весомости приводит к вульгаризации самого метода комплексной оценки. Поэтому, используя данную формулу, классифицируют свойства объекта таким образом, чтобы показатели данного уровня были равноценны по весомости, и, следовательно, значения их весомости можно было не включать в формулу, или применяют показатели весомости.
Простейший способ расчета комплексной оценки с учетом весомостей показателей (согласно ГОСТ 15467—79 «Управление качеством продукции. Основные понятия, термины и определения») представлен формулой, согласно которой комплексной показатель качества вычисляется методом среднего взвешенного
Ко = åPij-Mlj,
j #i
где Pij — абсолютный показатель свойства;
Mij — весомость j-го свойства.
В данном случае комплексный показатель рассчитывается отдельно для базового и оцениваемого образца.
Информация о работе Анализ экономической эффективности качества сельскохозяйственной продукции