Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 14:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение экономической эффективности повышения качества с/х продукции в с/х организации.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
Выявить сущность понятия качество продукции;
Определить показатели качества;
Проанализировать эффективность качества с/х продукции на примере СПК «Надежда»
Выявить пути резервы повышения качества продукции .
Введение 3
1 Теоретические аспекты повышения качества продукции в системе рыночных отношений 5
1.1 Экономическая сущность качества продукции 5
1.2 Система показателей качества продукции 8
1.3 Экономическая эффективность повышения качества продукции 10
2 Анализ экономической эффективности качества сельскохозяйственной продукции 13
2.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности СПК «Надежда» 13
2.2 Современное состояние показателей экономической эффективности производства основных видов продукции растениеводства и отрасли в целом. 26
3 Основные пути повышения качества сельскохозяйственной продукции 29
3.1 Основные мероприятия по повышению качества 29
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 32
Выводы и предложения 35
Список используемых источников 38
Таблица 7 - Влияние изменений
уборочной площади и
Виды продукции и сравниваемые периоды |
Уборочная площадь, га |
Урожайность, ц/га |
Валовой сбор продукции, ц |
Отклонения отчетного года от базисного(+,-), ц | ||||||
Базисный год |
Отчетный год |
Базисный год |
Отчетный год |
Базисный год |
Отчетный год |
Условный год |
всего |
В т. ч. за счет изменений | ||
уборочной площади |
урожайности | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6=2*4 |
7=3*5 |
8=3*4 |
9=7-6 |
10=8-6 |
11=7-8 |
Зерновые 2007/2008 |
9500 |
8875 |
12,78 |
10,4 |
121410 |
92300 |
113422,5 |
-29110 |
-7987,5 |
-21122,5 |
Основную долю в общих расходах продукции на внутрихозяйственные нужды занимают расходы на семена и фураж.
Перерасход посевного материала может быть вызван расширением посевной площади и изменением нормы высева на 1 га. Перерасход продукции на кормовые цели может произойти за счет увеличения поголовья животных и норм кормления.
Таблица 8 - Распределение зерна
Показатель |
Период, ц |
Структура, % |
2006-2008% | ||||
2006 |
2007 |
2008 |
2006 |
2007 |
2008 | ||
1. Наличие на начало года, гр 3 |
71375 |
107373 |
97426 |
29,56 |
44,56 |
47,99 |
36,5 |
2. Произведено, гр 5 |
164880 |
121439 |
92331 |
68,3 |
50,4 |
45,48 |
-44,01 |
3. Приобретено и прочие |
5150 |
12132 |
13222 |
2,13 |
5,03 |
6,51 |
156,73 |
4. Итого 1.+2.+3. |
241405 |
240944 |
202979 |
100 |
100 |
100 |
-15,91 |
5. Всего расход, гр 8 |
134032 |
143518 |
111973 |
100 |
100 |
100 |
-16,46 |
6. Реализовано гр 9 |
79320 |
70703 |
43814 |
59,17 |
49,26 |
39,12 |
-44,76 |
- на рынках гр 10 |
74929 |
- |
12500 |
55,9 |
- |
11,16 |
-83,32 |
- оплата сторонним организациям |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- работникам организации |
4391 |
6350 |
31314 |
3,27 |
4,42 |
27,96 |
613,14 |
7. Внутрихозяйственный оборот |
54712 |
71915 |
68159 |
40,82 |
50,10 |
60,87 |
24,58 |
- на корм животным |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- на семена |
36149 |
38548 |
35644 |
26,97 |
26,85 |
31,83 |
-1,4 |
- на переработку |
18563 |
33367 |
32515 |
13,84 |
23,24 |
29,03 |
75,16 |
- недостачи и порчи |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- на оплату дивидендов |
- |
900 |
- |
0,6 |
- |
- | |
Наличие на конец года |
107373 |
97426 |
91006 |
- |
- |
- |
-15,21 |
В 2008 году зерно использовалось на семена в размере 35644 ц., что ниже по сравнению с 2007 годом на 2904 ц. (26,85%), это вызвало снижением посевных площадей. Уменьшено и потребление зерна на корм скоту, в не переработанном виде вообще не использовалось. Объём товарного зерна увеличился в следствии увеличения переходящих остатков зерна с прошлого года. В условиях рыночных отношений покупатели зерна не торопятся с его приобретением. В основном зерно продаётся весной, т.к. хозяйство производит элитное, семенное зерно и приобретают его перед посадкой. Хозяйству приходится хранить его в течении длительного периода, что увеличивает затраты на хранение, теряется качество продукции.
Анализ переходящих остатков и поступившей в течение года продукции показывает обеспеченность производственных нужд хозяйства и дает возможность определить уровень товарного зерна. Увеличение товарности продукции растениеводства и животноводства одна из основных задач сельскохозяйственных предприятий. Уровень товарности определяют как отношение товарной продукции части продукции к валовому её объёму. При определении объёма валовой продукции зерна оценивают в массе после доработки. При определении уровня товарности по отдельным видам продукции объём товарной и валовой продукции берут в натуральном измерении.
Уровень товарности зависит от направления хозяйства, уровня специализации и концентрации производства.
На изменение уровня товарности влияют различные факторы:
- объём произведённой валовой продукции;
- внутрихозяйственные потребности;
Чем больше объём валовой продукции при неизменных внутренних потребностях хозяйства, тем больше объём товарной продукции и выше уровень товарности. Рост товарности производства не должен происходить за счет неполного удовлетворения производственных нужд хозяйства.
Таблица 9 - Реализация продукции растениеводства и уровень товарности
Продукция |
Реализовано продукции, ц |
Уровень товарности, % | ||||
2006 |
2007 |
2008 |
2006 |
2007 |
2008 | |
Зерновые и зернобобовые |
79320 |
70703 |
43814 |
48,10 |
58,22 |
47,53 |
По зерну уровень товарности увеличился по сравнению с 2006 годом на 47,53% и по сравнению с 2007 годом на 58,22%. Это можно объяснить увеличением урожайности зерна, и хотя объём производства зерна уменьшился и объём его на корм скоту, в связи с уменьшением стада.
2.2 Современное
состояние показателей
Финансовый результат
– важнейший итоговый показатель
хозяйственной деятельности предприятия.
В нем находят отражение
Таблица 10 - Эффективность производства и реализации основных видов продукции растениеводства (в качестве примера приведено зерно)
Показатели |
2006 |
2007 |
2008 |
Темп роста, % |
1. Количество, ц. |
79320 |
70703 |
43814 |
-44,76 |
2. Выручено, тыс. руб. |
23696 |
18058 |
13963 |
-41,07 |
3. Средняя цена реализованной
продукции, тыс. руб.(2/1* |
289,74 |
255,41 |
318,6 |
9,96 |
4. Полная себестоимость |
14546 |
15802 |
11712 |
-19,48 |
5. Себестоимость 1 ц. руб (4/1*1000руб) |
183,38 |
223,5 |
267,31 |
45,76 |
6. Прибыль, убыток всего тыс. руб.(2-4) |
9150 |
2256 |
2251 |
-75,40 |
7. Прибыль, убыток на 1 ц. руб(6/1*1000руб) |
115,35 |
31,91 |
51,38 |
-55,46 |
8. Уровень рентабельности %(6/4*100%) |
62,90 |
14,28 |
43,78 |
-30,39 |
9. Рентабельность продаж (6/2*100%) |
38,61 |
12,5 |
16,12 |
-58,25 |
10. Окупаемость затрат %(2/4*100%) |
169,9 |
114,28 |
119,2 |
-29,84 |
11. Прямые затраты труда тыс чел час |
71366 |
52642 |
39676 |
-44,4 |
- на производство 1ц картофеля чел час |
1,11 |
1,34 |
1,10 |
-0,90 |
Таким образом, себестоимость 1 ц продукции растениеводства увеличилась на 45,76%, это связано с повышением цен почти на 10%.
Прибыль также снизилась на 75,4%, что связано с увеличением себестоимости на продукцию растениеводства.
Кроме того, снизились такие показатели как уровень рентабельности на 30,4%, рентабельность продаж – 58,25%, окупаемость затрат – 29,84%.
Прибыль имеет особое значение для оценки деятельности сельскохозяйственного предприятия. Она – основной источник расширенного воспроизводства в хозяйствах и повышения жизненного уровня работников, характеризует в обобщенном виде конечные результаты процессов производства и обращения на предприятии, выражает совокупность производственных отношений между обществом, предприятием и его работниками по производству, распределению и использованию чистого дохода предприятия как стоимости продукта общества.
Прибыль предприятия – разница между денежной выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции, которая включает в себя затраты на производство продукции и расходы по её реализации. Поэтому она характеризует эффективность затрат предприятия, показывает соотношение индивидуальных издержек производства и стоимости. Размер прибыли, полученной предприятием за определённый период - основа для исчисления такого обобщенного показателя эффективности производства, как рентабельность.
Рентабельность – один из важнейших экономических показателей деятельности предприятия. Оно считается рентабельным, если выручка, полученная от реализации продукции, показывает все затраты на производство и реализацию и образует сверх того накопления. Уровень рентабельности реализованной продукции – отношение суммы прибыли от реализации к полной себестоимости реализованной продукции в процентах.
Таблица 11 - Финансовые результаты от реализации продукции по растениеводству и по всему предприятию
Показатели |
2006 |
2007 |
2008 |
Темп роста, % |
Растениеводство Выручено, тыс руб |
23767 |
18058 |
13976 |
-41,19 |
Полная себестоимость, тыс руб |
14546 |
15802 |
11712 |
-19,48 |
Прибыль убыток тыс руб |
9221 |
2256 |
2264 |
-75,44 |
Уровень рентабельности % |
63,39 |
14,27 |
19,33 |
-69,50 |
Рентабельность продаж % |
38,80 |
12,50 |
16,20 |
-58,25 |
Окупаемость затрат % |
163,39 |
114,27 |
119,33 |
-26,96 |
Всего по организации Выручено, тыс руб |
62400 |
67210 |
74293 |
19,06 |
Полная себестоимость, тыс руб |
53179 |
65255 |
75953 |
42,82 |
Прибыль убыток тыс руб |
9221 |
1955 |
-1660 |
- 82 |
Уровень рентабельности % |
17,34 |
2,99 |
- |
- |
Рентабельность продаж % |
14,77 |
2,90 |
- |
- |
Окупаемость затрат % |
117,74 |
102,99 |
97,81 |
16,93 |
Растениеводство в целом была прибыльная и рентабельная отрасль. Рентабельность растениеводства складывается из рентабельности зерна, уровень которой в 2008 году снизился. Зерно не стабильно прибыльное производство в хозяйстве, так как направление деятельности предприятия – животноводческое производство.
3 Основные пути повышения качества сельскохозяйственной продукции
3.1 Основные
мероприятия по повышению
По результатам анализа,
проведенного во 2-ой главе, было выявлено,
что система менеджмента качест
Среди отрицательных моментов можно назвать следующие:
Кроме того, несмотря на сравнительно невысокие цены, некоторая сельскохозяйственная техника, производимая в Российской Федерации, имеет меньшую стоимость. Этот не может не сказываться на освоении рынка России, Украины и других стран СНГ.
У СПК «Надежда» имеются трудности по продвижению своей продукции на рынки дальнего зарубежья, так как у него имеется множество серьезных конкурентов, которые производят широкий спектр сельскохозяйственной продукции и т. д. и практически полностью удовлетворяют спрос своих потребителей.
В связи с этим для СПК «Надежда» основными направлениями в области качества должны являться:
1. Снижение себестоимости
продукции, что приведет к
2. Повышение качества продукции.
3. Закупка новой сельскохозяйственной техники.
4. Введение конструктивных и технологических новшеств
5. Обновление основных производственных фондов, так как на изношенном оборудовании нельзя произвести продукцию высокого качества.
В связи с этим предприятию необходимо направлять все усилия и средства на недопущение брака, а не исправлять брак, не планировать снижение уровня брака.
На ОАО «Бобруйскагромаш» необходимо внедрить политику 100%-го качества.
Информация о работе Анализ экономической эффективности качества сельскохозяйственной продукции