Анализ экономической эффективности качества сельскохозяйственной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение экономической эффективности повышения качества с/х продукции в с/х организации.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
Выявить сущность понятия качество продукции;
Определить показатели качества;
Проанализировать эффективность качества с/х продукции на примере СПК «Надежда»
Выявить пути резервы повышения качества продукции .

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты повышения качества продукции в системе рыночных отношений 5
1.1 Экономическая сущность качества продукции 5
1.2 Система показателей качества продукции 8
1.3 Экономическая эффективность повышения качества продукции 10
2 Анализ экономической эффективности качества сельскохозяйственной продукции 13
2.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности СПК «Надежда» 13
2.2 Современное состояние показателей экономической эффективности производства основных видов продукции растениеводства и отрасли в целом. 26
3 Основные пути повышения качества сельскохозяйственной продукции 29
3.1 Основные мероприятия по повышению качества 29
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 32
Выводы и предложения 35
Список используемых источников 38

Файлы: 1 файл

повыш каче сх.doc

— 483.50 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 7 - Влияние изменений  уборочной площади и урожайности  на валовой сбор продукции

Виды продукции и  сравниваемые периоды

Уборочная площадь, га

Урожайность, ц/га

Валовой сбор продукции, ц

Отклонения отчетного  года от базисного(+,-), ц

Базисный 

год

Отчетный год

Базисный 

год

Отчетный год

Базисный 

год

Отчетный год

Условный год

всего

В т. ч. за счет изменений

уборочной площади

урожайности

1

2

3

4

5

6=2*4

7=3*5

8=3*4

9=7-6

10=8-6

11=7-8

Зерновые 2007/2008

9500

8875

12,78

10,4

121410

92300

113422,5

-29110

-7987,5

-21122,5


 

Основную долю в общих  расходах продукции на внутрихозяйственные  нужды занимают расходы на семена и фураж.

Перерасход посевного  материала может быть вызван расширением  посевной площади и изменением нормы  высева на 1 га. Перерасход продукции на кормовые цели может произойти за счет увеличения поголовья животных и норм кормления.

Таблица 8 - Распределение  зерна

Показатель

Период, ц

Структура, %

2006-2008%

2006

2007

2008

2006

2007

2008

1. Наличие на начало года, гр 3

71375

107373

97426

29,56

44,56

47,99

36,5

2. Произведено, гр 5

164880

121439

92331

68,3

50,4

45,48

-44,01

3. Приобретено и прочие поступления,  гр 6+7

5150

12132

13222

2,13

5,03

6,51

156,73

4. Итого 1.+2.+3.

241405

240944

202979

100

100

100

-15,91

5. Всего расход, гр 8

134032

143518

111973

100

100

100

-16,46

6. Реализовано гр 9

79320

70703

43814

59,17

49,26

39,12

-44,76

- на рынках гр 10

74929

-

12500

55,9

-

11,16

-83,32

- оплата сторонним организациям

-

-

-

-

-

-

-

- работникам организации

4391

6350

31314

3,27

4,42

27,96

613,14

7. Внутрихозяйственный оборот

54712

71915

68159

40,82

50,10

60,87

24,58

- на корм животным 

-

-

-

-

-

-

-

- на семена 

36149

38548

35644

26,97

26,85

31,83

-1,4

- на переработку

18563

33367

32515

13,84

23,24

29,03

75,16

- недостачи и порчи

-

-

-

-

-

-

-

- на оплату дивидендов

-

900

-

 

0,6

-

-

Наличие на конец года

107373

97426

91006

-

-

-

-15,21


 

В 2008 году зерно использовалось на семена в размере 35644 ц., что ниже по сравнению с 2007 годом на 2904 ц. (26,85%), это вызвало снижением посевных площадей. Уменьшено и потребление зерна на корм скоту, в не переработанном виде вообще не использовалось. Объём товарного зерна увеличился в следствии увеличения переходящих остатков зерна с прошлого года. В условиях рыночных отношений покупатели зерна не торопятся с его приобретением. В основном зерно продаётся весной, т.к. хозяйство производит элитное, семенное зерно и приобретают его перед посадкой. Хозяйству приходится хранить его в течении длительного периода, что увеличивает затраты на хранение, теряется качество продукции.

Анализ переходящих  остатков и поступившей в течение  года продукции показывает обеспеченность производственных нужд хозяйства и  дает возможность определить уровень  товарного зерна. Увеличение товарности продукции растениеводства и животноводства одна из основных задач сельскохозяйственных предприятий. Уровень товарности определяют как отношение товарной продукции части продукции к валовому её объёму. При определении объёма валовой продукции зерна оценивают в массе после доработки. При определении уровня товарности по отдельным видам продукции объём товарной и валовой продукции берут в натуральном измерении.

Уровень товарности зависит  от направления хозяйства, уровня специализации  и концентрации производства.

На изменение уровня товарности влияют различные факторы:

- объём произведённой  валовой продукции;

- внутрихозяйственные  потребности; 

Чем больше объём валовой  продукции при неизменных внутренних потребностях хозяйства, тем больше объём товарной продукции и выше уровень товарности. Рост товарности производства не должен происходить за счет неполного удовлетворения производственных нужд хозяйства.

Таблица 9 - Реализация продукции растениеводства и уровень товарности

Продукция

Реализовано продукции, ц

Уровень товарности, %

2006

2007

2008

2006

2007

2008

Зерновые и зернобобовые

79320

70703

43814

48,10

58,22

47,53


 

По зерну уровень  товарности увеличился по сравнению  с 2006 годом на 47,53% и по сравнению с 2007 годом на 58,22%. Это можно объяснить увеличением урожайности зерна, и хотя объём производства зерна уменьшился и объём его на корм скоту, в связи с уменьшением стада.

 

2.2 Современное  состояние показателей экономической  эффективности производства основных видов продукции растениеводства и отрасли в целом.

Финансовый результат  – важнейший итоговый показатель хозяйственной деятельности предприятия. В нем находят отражение рациональное использование всех имеющихся у  предприятия ресурсов, уровень организации  производства, укрепление режима экономии, мобилизация внутренних резервов.

Таблица 10 - Эффективность производства и реализации основных видов продукции растениеводства (в качестве примера приведено зерно)

Показатели

2006

2007

2008

Темп роста, %

1. Количество, ц.

79320

70703

43814

-44,76

2. Выручено, тыс. руб.

23696

18058

13963

-41,07

3. Средняя цена реализованной  продукции, тыс. руб.(2/1*1000руб)

289,74

255,41

318,6

9,96

4. Полная себестоимость реализованной  продукции, тыс. руб

14546

15802

11712

-19,48

5. Себестоимость 1 ц. руб (4/1*1000руб)

183,38

223,5

267,31

45,76

6. Прибыль, убыток всего тыс.  руб.(2-4)

9150

2256

2251

-75,40

7. Прибыль, убыток на 1 ц. руб(6/1*1000руб)

115,35

31,91

51,38

-55,46

8. Уровень рентабельности %(6/4*100%)

62,90

14,28

43,78

-30,39

9. Рентабельность продаж (6/2*100%)

38,61

12,5

16,12

-58,25

10. Окупаемость затрат %(2/4*100%)

169,9

114,28

119,2

-29,84

11. Прямые затраты труда тыс  чел час

71366

52642

39676

-44,4

- на производство 1ц картофеля  чел час

1,11

1,34

1,10

-0,90


 

Таким образом, себестоимость 1 ц продукции растениеводства увеличилась на 45,76%, это связано с повышением цен почти на 10%.

Прибыль также снизилась  на 75,4%, что связано с увеличением  себестоимости на продукцию растениеводства.

Кроме того, снизились  такие показатели как уровень  рентабельности на 30,4%, рентабельность продаж – 58,25%, окупаемость затрат – 29,84%.

Прибыль имеет особое значение для оценки деятельности сельскохозяйственного  предприятия. Она – основной источник расширенного воспроизводства в  хозяйствах и повышения жизненного уровня работников, характеризует в обобщенном виде конечные результаты процессов производства и обращения на предприятии, выражает совокупность производственных отношений между обществом, предприятием и его работниками по производству, распределению и использованию чистого дохода предприятия как стоимости продукта общества.

Прибыль предприятия  – разница между денежной выручкой и полной себестоимостью реализованной  продукции, которая включает в себя затраты на производство продукции  и расходы по её реализации. Поэтому  она характеризует эффективность затрат предприятия, показывает соотношение индивидуальных издержек производства и стоимости. Размер прибыли, полученной предприятием за определённый период - основа для исчисления такого обобщенного показателя эффективности производства, как рентабельность.

Рентабельность –  один из важнейших экономических  показателей деятельности предприятия. Оно считается рентабельным, если выручка, полученная от реализации продукции, показывает все затраты на производство и реализацию и образует сверх того накопления. Уровень рентабельности реализованной продукции – отношение суммы прибыли от реализации к полной себестоимости реализованной продукции в процентах.

Таблица 11 - Финансовые результаты от реализации продукции по растениеводству и по всему предприятию

Показатели

2006

2007

2008

Темп роста, %

Растениеводство

Выручено, тыс руб

23767

18058

13976

-41,19

Полная себестоимость, тыс руб

14546

15802

11712

-19,48

Прибыль убыток тыс руб

9221

2256

2264

-75,44

Уровень рентабельности %

63,39

14,27

19,33

-69,50

Рентабельность продаж %

38,80

12,50

16,20

-58,25

Окупаемость затрат %

163,39

114,27

119,33

-26,96

Всего по организации

Выручено, тыс руб

62400

67210

74293

19,06

Полная себестоимость, тыс руб

53179

65255

75953

42,82

Прибыль убыток тыс руб

9221

1955

-1660

- 82

Уровень рентабельности %

17,34

2,99

-

-

Рентабельность продаж %

14,77

2,90

-

-

Окупаемость затрат %

117,74

102,99

97,81

16,93


 

Растениеводство в целом  была прибыльная и рентабельная отрасль. Рентабельность растениеводства складывается из рентабельности зерна, уровень которой  в 2008 году снизился. Зерно не стабильно прибыльное производство в хозяйстве, так как направление деятельности предприятия – животноводческое производство.

 

3 Основные пути повышения  качества сельскохозяйственной  продукции

3.1 Основные  мероприятия по повышению качества

 

По результатам анализа, проведенного во 2-ой главе, было выявлено, что система менеджмента качества на предприятии функционировала эффективно, продукция СПК «Надежда» имеет высокие технические характеристики и является конкурентоспособной на Рязанской области и Российской Федерации.

Среди отрицательных  моментов можно назвать следующие:

    • скачкообразные тенденции коэффициентов рекламаций и гарантийных ремонтов обслуживающих сельское хозяйство;
    • увеличивающиеся потери от брака, возрастающие затраты на гарантийный ремонт, причем фактором, в развитии которого заложен наибольший резерв снижения величины отказов (претензий) являются случаи брака собственных изделий.

Кроме того, несмотря на сравнительно невысокие цены, некоторая  сельскохозяйственная техника, производимая в Российской Федерации, имеет меньшую стоимость. Этот не может не сказываться на освоении рынка России, Украины и других стран СНГ.

У СПК «Надежда» имеются трудности по продвижению своей продукции на рынки дальнего зарубежья, так как у него имеется множество серьезных конкурентов, которые производят широкий спектр сельскохозяйственной продукции и т. д. и практически полностью  удовлетворяют спрос своих потребителей.

В связи с этим для СПК «Надежда» основными направлениями в области качества должны являться:

1. Снижение себестоимости  продукции, что приведет к снижению  продажной цены и увеличению объемов реализации.

2. Повышение качества  продукции.

3. Закупка новой сельскохозяйственной техники.

4. Введение конструктивных и технологических новшеств

5. Обновление основных производственных фондов, так как на изношенном оборудовании нельзя произвести продукцию высокого качества.

В связи с этим предприятию  необходимо направлять все усилия и  средства на недопущение брака, а  не исправлять брак, не планировать  снижение уровня брака.

На ОАО «Бобруйскагромаш»  необходимо внедрить политику 100%-го качества.

Информация о работе Анализ экономической эффективности качества сельскохозяйственной продукции