Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 19:43, курсовая работа
В данной курсовой работе будет рассмотрено сельскохозяйственное предприятие СПК «Волга» Костромского района Костромской области, специализирующееся на выращивании и откорме молодняка КРС.
Целью данной курсовой работы является исследование конкурентоспособности откорма крупного рогатого скота в данном предприятии.
В ходе выполнения курсовой работы будут выявлены основы повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной организации, рассмотрим современный уровень конкурентоспособности организации, а также экономическое обоснование мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности данной организации.
Доля продаж предприятий-конкурентов на рынке представлена в таблице 14.
Таблица 14 – Доля продаж предприятий-конкурентов
Предприятия-конкуренты |
Объем продаж, ц |
Доля на рынке, % |
СПК «Волга» |
1110 |
16,7 |
СПК «Яковлевское» |
1330 |
20,0 |
СПК «Петрилово» |
138 |
2,1 |
ЗАО «Шунга» |
353 |
5,3 |
ОАО ПЗ «Караваево» |
2792 |
42,0 |
Колхоз «12 октябрь» |
625 |
9,4 |
ОАО ПЗ «Чернопенский» |
293 |
4,4 |
Итого: |
6641 |
100 |
Рассмотрим долю продаж предприятий-конкурентов на рынке наглядно:
Рис.1 Доля продаж предприятий-конкурентов на рынке
Исходя из представленной выше таблицы 14 и рис.1 можно сделать вывод, что наибольшая доля продаж на рынке у ОАО ПЗ «Караваево», а наименьшая у СПК «Петрилово». СПК «Волга» находиться на 3 месте с долей продаж 17%, 2-е место занимает СПК «Яковлевское».
Конкуренция – один из сущностных признаков рынка, т.е. форма взаимного соперничества продавцов (производителей) и механизм урегулирования общественного производства.
На практике
конкуренция часто содействует
со своим антиподом - монополией - рынком,
на котором отсутствует
Для определения степени
монополизации рынка
Хi – доля фирмы на рынке, %
п- обще число фирм на рынке
В России принят “Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” Согласно ему доминирующим признается положение хозяйственного субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более.
Однако доминирующим может быть признано по решению Антимонопольного комитета и положения предприятия, которое имеет до 35% объема продаж на соответствующем рынке. [2]
Определим монополию предприятий-конкурентов по продаже говядины:
ИХХ = 16,7²+20²+2,1²+5,3²+42²+9,4²+
Безопасным является рынок с точки зрения монополизации при ИХХ<1000, если показатель ИХХ превышает 1800, речь идет о низкой интенсивности конкуренции и высокой концентрации рынка, что требует вмешательство государства для нормализации ситуации на рынке.
Анализируя
доли продаж каждого предприятия
на рынке можно сделать вывод,
что степень монополизации
Несмотря на высокие показатели производства и реализации продукции, достигнутые СПК «Волга» в 2009 году по сравнению с конкурентами эти показатели не являются максимально возможными.
Рассмотрим среднюю цену реализации 1 ц мяса КРС в СПК «Волга» и предприятиях-конкурентах (табл. 15).
Таблица 15 – Средняя цена реализации 1ц мяса КРС
Предприятия - конкуренты |
Цена реализации 1ц, тыс.руб. |
Темп роста, % | ||
2008 |
2009 |
2010 | ||
СПК «Волга» |
4802,2 |
5474,8 |
6454,9 |
34,4 |
СПК «Яковлевское» |
3943,4 |
4699,7 |
5798,5 |
47,0 |
СПК «Петрилово» |
5232,8 |
6244,2 |
5333,3 |
1,9 |
ЗАО «Шунга» |
- |
6070,1 |
6195,5 |
- |
ОАО ПЗ «Караваево» |
6800,2 |
8089,4 |
7528,6 |
10,7 |
Колхоз «12 октябрь» |
6102,1 |
6051,2 |
6587,2 |
7,9 |
ОАО ПЗ «Чернопенский» |
3766,7 |
4140,9 |
3426,6 |
-9,1 |
Анализируя данные показатели можно отметить, что практически в каждом предприятии с каждым годом цена реализации 1ц мяса росла. Наибольший темп роста наблюдается в СПК «Яковлевское», здесь цена реализации с 2008 года возросла на 47%. Снижение цены реализации наблюдалось только в одном предприятии – ОАО ПЗ «Чернопенский», здесь она снизилась на 9,1%. ЗАО «Шунга» в 2008 году мясо не реализовывало, но можно отметить, что с 2009 года цена реализации выросла на 2%.
Проведем анализ предприятий конкурентов по затратам труда на 1 голову КРС и на 1ц прироста КРС в 2010 году. Данные представим в табл.16
Таблица 15 – Затраты труда
Предприятия - конкуренты |
Затраты труда на 1 голову, тыс.чел.-ч. |
Затраты труда на 1ц, тыс.чел.-ч. |
СПК «Волга» |
78,4 |
33,7 |
СПК «Яковлевское» |
34,3 |
23,1 |
СПК «Петрилово» |
157,5 |
155,1 |
ЗАО «Шунга» |
28,6 |
20 |
ОАО ПЗ «Караваево» |
44,1 |
21,6 |
Колхоз «12 октябрь» |
62,3 |
47,7 |
ОАО ПЗ «Чернопенский» |
82,8 |
47,5 |
По данным таблицы
и результатов сделанных
Рассмотрим уровень себестоимости единицы продукции (говядины) в предприятиях-конкурентах (табл.16).
Таблица 16 – Уровень себестоимости единицы продукции
Предприятия - конкуренты |
Себестоимость единицы продукции, руб | ||
2008 |
2009 |
2010 | |
СПК «Волга» |
5848,14 |
7273,51 |
7422 |
СПК «Яковлевское» |
8815,33 |
8400,5 |
9055,5 |
СПК «Петрилово» |
19221,62 |
25824,56 |
30837,2 |
ЗАО «Шунга» |
18171 |
19992,5 |
8046,67 |
ОАО ПЗ «Караваево» |
10089,6 |
10230,53 |
13342,27 |
Колхоз «12 октябрь» |
16188,45 |
11973,3 |
14800,84 |
ОАО ПЗ «Чернопенский» |
12747,37 |
17334,02 |
14783,27 |
Анализируя уровень себестоимости за 3 года можно сделать вывод о том, что себестоимость с 2008 почти в каждом предприятии увеличивалась. Снижение себестоимости было замечено в ЗАО «Шунга» ( на 55%) и в колхозе «12 октябрь» ( на 9%). Наибольшее увеличение себестоимости наблюдалось в СПК «Петрилово» (на 60,4%).
Снижение себестоимости является одним из ключевых моментов на пути к повышению конкурентоспособности, которое возможно за счет увеличения продуктивности животных, т.е. прироста живой массы.
Решающим условием
снижения себестоимости служит непрерывный
технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная
механизация и автоматизация производственных
процессов, совершенствование технологии,
внедрение прогрессивных видов материалов
позволяют значительно снизить себестоимость
продукции.
Серьезным резервом снижения себестоимости
продукции является расширение специализации
и кооперирования. На специализированных
предприятиях с массово-поточным производством
себестоимость продукции значительно
ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих
эту же продукцию в небольших количествах.
Развитие специализации требует установления
и наиболее рациональных кооперированных
связей между предприятиями. Снижение
себестоимости продукции обеспечивается,
прежде всего, за счет повышения производительности
труда. С ростом производительности труда
сокращаются затраты труда в расчете на
единицу продукции, а следовательно, уменьшается
и удельный вес заработной платы в структуре
себестоимости.
3. Экономическое обоснование мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности откорма крупного рогатого скота
Говядина – один из важнейших видов продукции животноводства. Её значение как пищевого продукта не исчерпывается только количеством. Существенную роль играют и её качественные показатели (калорийность, содержание жира в тушах и др.). Качественная оценка говядины по большому числу объективных и субъективных показателей позволяет учитывать все возрастающие требования потребителей и, в связи с этим, изменять организацию и технологию выращивания, доращивания и откорма молодняка, а также и взрослого скота, определять оптимальный, желательный возраст убоя животных с учётом их кондиций, и на основе этого вносить необходимые коррективы в систему производства высококачественной говядины [9].
Добиться достижения прироста, а следовательно и финансовых результатов, возможно за счет применения: ресурсосберегающих технологий производства говядины, в том числе снижения затрат на корма; чистопородных и племенных животных; кормовых добавок и стимуляторов роста и т.д.
Основной путь повышения мясной продуктивности и улучшения качества говядины – интенсификация отрасли, которая предполагает максимальное использование биологических законов и развития животных. В числе мер направленных на эффективное функционирование скотоводства, следует учесть возможность роста мясной продуктивности животных за счет применения биологически активных добавок – стимуляторов роста.
Приведенные мероприятия могут быть использованы и в условиях СПК «Волга», поэтому рассмотрим эффективность их применения, на примере кормовых добавок.
В СПК «Волга» предлагаем повысить прирост крупного рогатого скота за счет применения в рационе молодняка кормовых добавок.
Рассчитаем эффективность применения кормовых добавок к рационам молодняка крупного рогатого скота в условиях СПК «Волга».
Таблица 17- Исходные данные для расчета
Показатель |
Величина показателя |
Цена за 1 кг добавки, руб. |
50 |
Поголовье скота на откорме, голов |
255 |
Продолжительность откорма, дней |
280 |
Постановочный вес 1 головы, кг |
110 |
Вес одной головы при снятии с откорма, кг |
400 |
Закупочная цена 1 ц живой массы крупного рогатого скота, руб. |
6455 |
Расход корма на одну голову в сутки, к.ед. |
8 |
Расход кормовых добавок от веса скормленных кормов, % |
1 |
Оплата труда за 1 ц прироста, руб. (с начислениями) |
1231 |
Прирост за счет применения кормовых добавок, % |
15 |
Таблица 18 – Структура рациона кормления и расход кормов в сутки на 1 голову при откорме молодняка КРС
Виды кормов |
К итогу, % |
Количество израсходованных кормов |
Питательность 1 кг корма, к.ед. | |
к.ед. |
кг | |||
Концентрированные |
12,9% |
2,81 |
2,81 |
1 |
Грубые |
25,7% |
2,81 |
5,62 |
0,5 |
Сочные |
61,5% |
2,49 |
13,34 |
0,18 |
Итого: |
100% |
8,1 |
21,7 |
- |