Конкурентоспособность выращивания и откорма крупного рогатого скота в СПК «Волга» Костромского района Костромской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе будет рассмотрено сельскохозяйственное предприятие СПК «Волга» Костромского района Костромской области, специализирующееся на выращивании и откорме молодняка КРС.
Целью данной курсовой работы является исследование конкурентоспособности откорма крупного рогатого скота в данном предприятии.
В ходе выполнения курсовой работы будут выявлены основы повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной организации, рассмотрим современный уровень конкурентоспособности организации, а также экономическое обоснование мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности данной организации.

Файлы: 1 файл

Мой курсовик 1.doc

— 463.50 Кб (Скачать файл)



 

Доля продаж предприятий-конкурентов на рынке  представлена в таблице 14.

 

Таблица 14 – Доля продаж предприятий-конкурентов

Предприятия-конкуренты

Объем продаж, ц

Доля на рынке, %

СПК «Волга»

1110

16,7

СПК «Яковлевское»

1330

20,0

СПК «Петрилово»

138

2,1

ЗАО «Шунга»

353

5,3

ОАО ПЗ «Караваево»

2792

42,0

Колхоз «12 октябрь»

625

9,4

ОАО ПЗ «Чернопенский»

293

4,4

Итого:

6641

100


 

Рассмотрим  долю продаж предприятий-конкурентов на рынке наглядно:

 

Рис.1 Доля продаж предприятий-конкурентов  на рынке

 

Исходя из представленной выше таблицы 14 и рис.1 можно сделать  вывод, что наибольшая доля продаж на рынке у ОАО ПЗ «Караваево», а наименьшая у СПК «Петрилово». СПК «Волга» находиться на 3 месте с долей продаж 17%, 2-е место занимает СПК «Яковлевское».

Конкуренция –  один из сущностных признаков рынка, т.е. форма взаимного соперничества продавцов (производителей) и механизм урегулирования общественного производства.

На практике конкуренция часто содействует  со своим антиподом - монополией - рынком, на котором отсутствует конкуренция  и доминирует (господствует) продавец.

Для определения степени  монополизации рынка используется индекс Хардиндела Хиршмана:


 

 

Хi – доля фирмы на рынке, %

п- обще число фирм на рынке

 

В России принят “Закон о конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках” Согласно ему доминирующим признается положение хозяйственного субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более.

Однако доминирующим может быть признано по решению Антимонопольного комитета и положения предприятия, которое имеет до 35% объема продаж на соответствующем рынке. [2]

 

Определим монополию предприятий-конкурентов по продаже говядины:

ИХХ = 16,7²+20²+2,1²+5,3²+42²+9,4²+4,4²=2583

Безопасным  является рынок с точки зрения монополизации при ИХХ<1000, если показатель ИХХ превышает 1800, речь идет о низкой интенсивности конкуренции  и высокой концентрации рынка, что требует вмешательство государства для нормализации ситуации на рынке.

Анализируя  доли продаж каждого предприятия  на рынке можно сделать вывод, что степень монополизации рынка  приближается к критической отметке, при этом на нем 2 предприятия имеют долю продаж близко к 30%, 2 предприятия  – 15% и до 9% – 3 предприятия. Самая маленькая доля продаж у СПК «Петрилово» (2,1%), а самая большая доля из представленных предприятий у ОАО Племзавод «Караваево».

Несмотря на высокие показатели производства и реализации продукции, достигнутые СПК «Волга» в 2009 году по сравнению с конкурентами эти показатели не являются максимально возможными.

Рассмотрим  среднюю цену реализации 1 ц мяса КРС в СПК «Волга» и предприятиях-конкурентах (табл. 15).

 

Таблица 15 – Средняя цена реализации 1ц мяса КРС

Предприятия - конкуренты

Цена реализации 1ц, тыс.руб.

Темп роста, %

2008

2009

2010

СПК «Волга»

4802,2

5474,8

6454,9

34,4

СПК «Яковлевское»

3943,4

4699,7

5798,5

47,0

СПК «Петрилово»

5232,8

6244,2

5333,3

1,9

ЗАО «Шунга»

-

6070,1

6195,5

-

ОАО ПЗ «Караваево»

6800,2

8089,4

7528,6

10,7

Колхоз «12 октябрь»

6102,1

6051,2

6587,2

7,9

ОАО ПЗ «Чернопенский»

3766,7

4140,9

3426,6

-9,1


 

Анализируя  данные показатели можно отметить, что практически в каждом предприятии с каждым годом цена реализации 1ц мяса росла. Наибольший темп роста наблюдается в СПК «Яковлевское», здесь цена реализации с 2008 года возросла на 47%. Снижение цены реализации наблюдалось только в одном предприятии – ОАО ПЗ «Чернопенский», здесь она снизилась на 9,1%. ЗАО «Шунга» в 2008 году мясо не реализовывало, но можно отметить, что с 2009 года цена реализации выросла на 2%.

Проведем анализ предприятий конкурентов по затратам труда на 1 голову КРС и на 1ц  прироста КРС в 2010 году. Данные представим в табл.16

 

Таблица 15 – Затраты труда

Предприятия - конкуренты

Затраты труда  на 1 голову, тыс.чел.-ч.

Затраты труда  на 1ц, тыс.чел.-ч.

СПК «Волга»

78,4

33,7

СПК «Яковлевское»

34,3

23,1

СПК «Петрилово»

157,5

155,1

ЗАО «Шунга»

28,6

20

ОАО ПЗ «Караваево»

44,1

21,6

Колхоз «12 октябрь»

62,3

47,7

ОАО ПЗ «Чернопенский»

82,8

47,5


 

По данным таблицы  и результатов сделанных расчетов было установлено, что в 2010 году наибольшие показатели затрат труда на 1 ц прироста КРС были в СПК «Петрилово» (155,1 тыс.чел.-ч.), так же и затраты труда на 1 голову КРС здесь были максимальны (157,5 тыс.чел.-ч.), по сравнению с другими предприятиями – конкурентами. Трудоемкость выращивания 1 головы КРС значительно больше, чем трудоемкость 1ц прироста. Данные цифры говорят о положительной тенденции в снижении трудоемкости за счет незначительного увеличения затрат труда и роста продуктивности животных. Можно сказать что большее влияние на трудоемкость продукции оказывает увеличение объема производства продукции.

Рассмотрим  уровень себестоимости единицы продукции (говядины) в предприятиях-конкурентах (табл.16).

 

Таблица 16 – Уровень себестоимости единицы продукции

Предприятия - конкуренты

Себестоимость единицы продукции, руб

2008

2009

2010

СПК «Волга»

5848,14

7273,51

7422

СПК «Яковлевское»

8815,33

8400,5

9055,5

СПК «Петрилово»

19221,62

25824,56

30837,2

ЗАО «Шунга»

18171

19992,5

8046,67

ОАО ПЗ «Караваево»

10089,6

10230,53

13342,27

Колхоз «12 октябрь»

16188,45

11973,3

14800,84

ОАО ПЗ «Чернопенский»

12747,37

17334,02

14783,27


 

Анализируя  уровень себестоимости за 3 года можно сделать вывод о том, что себестоимость с 2008 почти в каждом предприятии увеличивалась. Снижение себестоимости было замечено в ЗАО «Шунга» ( на 55%) и в колхозе «12 октябрь» ( на 9%). Наибольшее увеличение себестоимости наблюдалось в СПК «Петрилово» (на 60,4%).

 

Снижение себестоимости  является одним из ключевых моментов на пути к повышению конкурентоспособности, которое возможно за счет увеличения продуктивности животных, т.е. прироста живой массы.

Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный  технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции. 
Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями. Снижение себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

 

 

3. Экономическое обоснование мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности откорма крупного рогатого скота

3.1.  Мероприятия, направленные на повышение производства и конкурентоспособности откорма крупного рогатого скота в СПК «Волга»

Говядина  – один из важнейших видов продукции  животноводства. Её значение как пищевого продукта не исчерпывается только количеством. Существенную роль играют и её качественные показатели (калорийность, содержание жира в тушах и др.). Качественная оценка говядины по большому числу объективных и субъективных показателей позволяет учитывать все возрастающие требования потребителей и, в связи с этим, изменять организацию и технологию выращивания, доращивания и откорма молодняка, а также и взрослого скота, определять оптимальный, желательный возраст убоя животных с учётом их кондиций, и на основе этого вносить необходимые коррективы в систему производства высококачественной говядины [9].

Добиться достижения прироста, а следовательно и финансовых результатов, возможно за счет применения: ресурсосберегающих технологий производства говядины, в том числе снижения затрат на корма; чистопородных и племенных животных; кормовых добавок и стимуляторов роста и т.д.

Основной путь повышения мясной продуктивности и  улучшения качества говядины – интенсификация отрасли, которая предполагает максимальное использование биологических законов и развития животных. В числе мер направленных на эффективное функционирование скотоводства, следует учесть возможность роста мясной продуктивности животных за счет применения биологически активных добавок – стимуляторов роста.

Приведенные мероприятия  могут быть использованы и в условиях СПК «Волга», поэтому рассмотрим эффективность их применения, на примере кормовых добавок.

3.2. Повышение эффективности откорма  крупного рогатого скота за  счет применения кормовых добавок

 

В СПК «Волга»  предлагаем повысить прирост крупного рогатого скота за счет применения в рационе молодняка кормовых добавок.

Рассчитаем  эффективность применения кормовых добавок к рационам молодняка  крупного рогатого скота в условиях СПК «Волга».

 

Таблица 17- Исходные данные для расчета

Показатель

Величина показателя

Цена за 1 кг добавки, руб.

50

Поголовье скота  на откорме, голов

255

Продолжительность откорма, дней

280

Постановочный вес 1 головы, кг

110

Вес одной головы при снятии с откорма, кг

400

Закупочная  цена 1 ц живой массы крупного рогатого скота, руб.

6455

Расход корма  на одну голову в сутки, к.ед.

8

Расход кормовых добавок от веса скормленных кормов, %

1

Оплата труда  за 1 ц прироста, руб. (с начислениями)

1231

Прирост за счет применения кормовых добавок, %

15


 

 

Таблица 18 – Структура  рациона кормления и расход кормов в сутки на 1 голову при откорме молодняка КРС

Виды кормов

К итогу, %

Количество  израсходованных кормов

Питательность 1 кг корма, к.ед.

к.ед.

кг

Концентрированные

12,9%

2,81

2,81

1

Грубые

25,7%

2,81

5,62

0,5

Сочные

61,5%

2,49

13,34

0,18

Итого:

100%

8,1

21,7

-

Информация о работе Конкурентоспособность выращивания и откорма крупного рогатого скота в СПК «Волга» Костромского района Костромской области