Международное сотрудничество в области природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 10:03, реферат

Описание работы

Например, значительная часть загрязнения на территорию Канады поступает из США, а около 20% серы, ведущей к образованию кислотных дождей, поступает в страны СНГ через западную границу. В то же время выбросы предприятий, расположенных в северо-западных районах нашей страны, серьезно ухудшают экологическую обстановку в Финляндии и т. д. Единство и взаимосвязь биосферных процессов и условность государственных границ приводят к тому, что ни одна самая образцовая страна в смысле бережного обращения к природе, с самым разумным природоохранным законодательством и законопослушными гражданами не может быть ограждена от ухудшения качества воды, воздуха, почвы, гибели животного и растительного мира. Поэтому мало совершенствовать законодательство и систему природопользования только в своей стране, необходимо всячески способствовать развитию международного сотрудничества и международного законодательства, регулирующего совместные усилия всех стран.

Содержание работы

Введение 3
1 Международное сотрудничество в решении глобальных экологических проблем
5
2 Национальные и международные природные ресурсы 7
3 Участие России в международном сотрудничестве 10
4 Примеры международного сотрудничества в области природопользования 14
Заключение 17
Список литературы

Файлы: 1 файл

referat.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

каждое государство  имеет право на использование  окружающей природной среды и  природных ресурсов для целей  развития и обеспечения нужд своих  граждан;

экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов;

хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не должна наносить ущерб  окружающей природной среде, как  в пределах, так и за пределами его юрисдикции;

недопустимы любые  виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которой  непредсказуемы;

должен быть установлен контроль на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной среды и природных ресурсов на основе международно признанных критериев и параметров;

должен быть обеспечен свободный и беспрепятственный  международный обмен научно-технической  информацией по проблемам окружающей природной среды и передовых  природосберегающих технологий;

государства должны оказывать друг другу помощь в  чрезвычайных экологических ситуациях;

все споры, связанные  с проблемами окружающей природной  среды, должны разрешаться только мирными  средствами.

Таким образом, Россия признает приоритет международных правовых норм в сфере охраны окружающей природной среды.

Охрана окружающей среды осуществляется на нескольких международных уровнях:

- с другими  странами СНГ; 

- со странами  Балтии;

- с восточноевропейскими  странами;

- с индустриально развитыми государствами;

- с развивающимися  странами.

Объекты охраны окружающей среды делятся на:

Находящиеся в  пользовании всех государств (атмосфера, озоновый слой, Мировой океан);

Используемые  несколькими или многими государствами (Антарктида, Балтийское, Черное, Баренцево моря);

Используемые  двумя государствами (как правило, пограничные объекты – реки Дунай  и Амур, мигрирующие животные).

Российская  Федерация участвует более чем  в 50 международных природоохранных  договорах, конвенциях, соглашениях. Наша страна явилась одним из инициаторов и стала участницей подписания исторических международных соглашений:

- Конвенции  о запрещении военного или  любого другого враждебного использования  средств воздействия на природную  среду (1977 г.)

- Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Сейчас с участием России реализуются Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большом расстоянии (1979 г.), Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (1992 г.), Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г.), Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (1973 г.) и др.

В 1992 г. в Москве страны СНГ заключили межправительственное соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды. В соответствии с ним в июле 1992 г. на совещании в Минске руководители природоохранных ведомств государств – участников соглашения подписали Протокол о создании и полномочиях Межгосударственного экологического совета (МЭС). Этот совет был учрежден для согласования природоохранной деятельности государств. В качестве рабочего органа был создан Секретариат Совета. Деятельность Секретариата фиксируется Межгосударственным экологическим фондом. Ежегодные взносы участников этого фонда равны 0,05% валового национального дохода каждой из стран. Основной задачей фонда является финансирование межгосударственных экологических программ. Советом был утвержден перечень самых уязвимых природных зон на территории стран содружества: Чернобыльская зона, бассейны Амударьи, Днепра; озеро Балхаш; Черное, Азовское, Каспийское моря; Приаралье. В настоящее время разрабатываются несколько соглашений между странами СНГ: об охране и использовании мигрирующих видов птиц и млекопитающих и мест их обитания; о редких, находящихся под угрозой исчезновения видах животных и растений; о сотрудничестве между МЭС и ЮНЕП.

Активно развивается  двустороннее сотрудничество России с США, скандинавскими странами, Германией.

На очередной  сессии Российско-Американской комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству подписано совместное заявление в области охраны окружающей природной среды. Правительство  США выразило готовность оказать техническое содействие и поддержку конкретным российским природоохранным проектам – это сотрудничество по проблемам озера Байкал;

управление  качеством воздуха (Волгоград); обучение и подготовка кадров.

Подписано соглашение между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики о реализации проектов сотрудничества в области охраны окружающей среды по объектам, расположенным на территории Республики Карелия, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областей и г. Санкт-Петербурга. В перечень приоритетных проектов включены: строительство водоочистных сооружений и завода по переработке сложных отходов; внедрение экологически безопасных процессов в деревообрабатывающей и машиностроительной промышленности.

Основные направления сотрудничества с Норвегией связаны с исследованием проблем локального загрязнения окружающей среды комбинатом «Печенганикель», а также загрязнением Баренцева и Карского морей.

В ходе сессии Российско-Датской  комиссии по охране окружающей среды  намечена большая программа действий, определено для совместной реализации более 20 проектов.

Развивается российско-германское сотрудничество, в частности, по решению  экологических проблем в Тульской и Калининградской областях, в  районе озера Байкал. Завершены работы по внедрению проекта ИРИС (создание системы радиологического мониторинга) в местах расположения объектов атомной энергетики. На Смоленской АЭС установлена и введена в действие аппаратура, налажен сбор информации о радиологической обстановке, ее обработка и обмен с Германией. Затем проект ИРИС будет введен на Курской и Ленинградской станциях.

Продолжаются  двусторонние контакты и сотрудничество с Нидерландами, Канадой, Великобританией  и Китаем.

4 Примеры международного  сотруднечества в области природопользования

К сожалению, существуют проекты использования Космоса  как свалки радиоактивных отходов  и все страны должны воспрепятствовать  этому. С освоением Космоса связан и ряд других проблем, касающихся всех стран. Так, космическая техника, особенно работающая на твердом топливе, как американский «Спейс Шаттл», способна нанести значительный вред такому жизненному международному природному ресурсу, как озоновый слой. Кроме того, при недостаточно продуманном освоении Космоса возможно занесение земных микроорганизмов в планетную среду, благоприятную для осуществления жизни (Марс, Венера), что приведет к видоизменениям поверхностных оболочек планет и сделает невозможным для ученых всех стран дальнейшее изучение естественной природы этих планет, а в отдаленном будущем может иметь самые непредсказуемые последствия. В последнее время возрастает понимание не только экологической, но и экономической ценности такого специфического ресурса, как способность окружающей природной среды к ассимиляции определенного объема поступающих в нее отходов, т. е. самоочищению. Экономическое значение этого свойства означает, что в пределах ассимиляционной емкости окружающей среды можно осуществлять процесс производства, не тратя деньги на природоохранные мероприятия. Это свойство природы является достоянием всех народов и поколений, но им воспользовалось относительно небольшое число стран, первыми вставших на путь индустриального развития, — тем самым сдерживается прогресс других стран и создается угроза существованию будущих поколений. Справедливое решение данной проблемы возможно на основе объективных международных договоренностей. 3. Направление и формы международного сотрудничества Международное сотрудничество может осуществляться на двусторонней и многосторонней основе. Его история насчитывает уже более ста лет. Первоначально объектом заключения договоров и конвенций была охрана тех или иных животных (например, Соглашение, заключенное Россией, Японией и США о совместном использовании и охране морских котиков, Соглашение между правительством СССР и правительством Финляндской Республики о рыболовстве и тюленьем промысле от 13 июня 1969 г., Соглашение между СССР и Японией о промысле крабов в северо-западной части Тихого океана от 28 апреля 1972 г. и др.) Однако в середине XX в. с осознанием того, что нельзя сохранить какой-нибудь вид, включая человека, разрушив среду его обитания, на первое место выходят совместные усилия по предотвращению загрязнения и разрушения окружающей природной среды. Так, в 1954 г. была заключена Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью, а в 1972 г. по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов. Важнейшее значение имел Московский договор (1963) о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой; Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря (1974). В настоящее время заключено около 200 различных международных соглашений, и за каждым стоит тяжелая кропотливая работа по согласованию суверенных интересов экономического развития каждой страны с интересами обеспечения выживания всего человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Как известно, законы  природопользования  характеризуют,  взаимоотношение, различных элементов  экосистемы и, в конечном итоге,  все процессы в биосфере. Но, к  сожалению, по сей день мы не можем утверждать, что все в Природе подчиняется единым законам. Поэтому их индивидуальность должна, не только соблюдаться, но и выполнятся.

Проанализировав эту  работу , можно сделать вывод , что  соблюдение этих законов возможно при условии осознания человечеством своей роли в механизме поддержания стабильности биосферы. Известно, что в процессе эволюции сохраняются только те виды, которые способны обеспечивать устойчивость жизни и окружающей среды.

Только человек, используя  силу своего разума, соблюдая законы природопользования, может направить дальнейшее развитие биосферы по пути сохранения дикой природы, сохранения цивилизации и человечества, создания более справедливой социальной системы, перехода от философии войны к философии мира и партнерства, любви и уважения к будущим поколениям. Все это составляющие нового биосферного мировоззрения, которое должно стать общечеловеческим.

Заключение 

Итак, подводя итог всему  ранее сказанному, перед тем, как  окончательно поставить точку, хочется  еще раз заметить необходимость защиты окружающей среды от экологической катастрофы. Нельзя не оценить тот вклад в сохранение живой природы, который вносят международные организации по охране окружающей природной среды. Но говорить о максимальной эффективности можно будет лишь в том случае, если каждый из нас осознает необходимость сохранения того мира, в котором он живет. Не нужно быть большим специалистом в области экологии, чтобы предсказать ситуацию, которая будет в ближайшем будущем, еще, образно говоря, вчера никто бы не задумался над проблемой питьевой воды, а уже сегодня она стоит пока еще не остро, но занимает одно из первых мест в проблемах экологии. Значит, завтра мы будем стоять перед проблемой, каким воздухом нам дышать. Конечно, можно на все махнуть рукой, сказав, что на мой век хватит, но мы забываем, что у нас будут дети и внуки.

Но , в любом случае, какими бы желаниями мы не были одержимы, нужно с благодарностью относиться к истокам, с которых и началась цивилизация, и люди в «лице» международных  организаций по охране окружающей среды должны со своей стороны привлекать в свои ряды все больше и больше единомышленников – других стран, которые перерастут в одно единогласное движение, направленное на спасение всего живого на земле.

 

 

 

 

  

   Список литературы:

  1.  Э.А. Арустамов Природопользование. М., 2006.
  2. Библиотека интернета[Электронный ресурс]  : http:// /nauch.htm
  3. Сайт экологии [Электронный ресурс]: http://www.anriintern.com/ecology/spisok.htm
  4. Тимошенко А.С. Формирование и развитие международного права окружающей среды. М., 2008.
  5. Э. А. Арустамов. Экологические основы природопользования. – М.; 2001
  6. 5.Энциклопедия «Аванта»

 


Информация о работе Международное сотрудничество в области природопользования