Организация производства зерна. Перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

В формировании и развитии аграрного рынка РФ первостепенное значение имеет рынок зерна, уровень развития которого оказывает существенное влияние на характер воспроизводственного процесса во всей национальной экономике и определяет важнейшие межотраслевые пропорции и макроэкономические показатели. Особенности зерна и продуктов его переработки как товаров делают этот рынок уникальным не только в экономическом, но и в политическом и социальном аспектах. Кроме того, продовольственная безопасность страны в первую очередь традиционно связывается с ее надежным обеспечением зерном.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Теоретические основы организации производства зерна
1.1. Особенности технологии производства зерна и организации трудовых процессов
1.2. Послеуборочная обработка, хранение и реализация зерна
Глава 2. Совершенствование организации производства зерна и перспективы развития зернового рынка в России
2.1. Совершенствование организации производства зерна
2.2. Состояние и перспективы развития зернового рынка в России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая готовая Санжик.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

В 2011 году наряду с давними покупателями российского  зерна, такими как Египет, Турция, Сирия, Иран, Азербайджан, российское зерно  начали покупать Мозамбик, Танзания, Эритрея, Нигерия, Мавритания, Иордания, Бангладеш, Филиппины, Вьетнам, Мьянма, Непал, Куба, Бразилия, Перу и другие страны.

Вместе с  тем, рекордные урожаи и объемы экспорта российского зерна показали не только успехи России, но и выявили ограничения для развития отрасли. Одним из основных препятствий для увеличения производства и экспорта зерна является устаревшая и не отвечающая современным требованиям инфраструктура зернового рынка.

Наблюдается сокращения технической вооруженности большинства сельхозорганизаций. Российский парк зерноуборочной техники по официальным оценкам является устаревшим на 65 – 70%.

По данным аналитической  компании в России за 2011 год произведено 14646 единиц тракторов сельскохозяйственного  назначения, что в 1,9 раза больше, чем в 2010 году. Производство зерноуборочных комбайнов увеличилось на 48,9% по сравнению с 2010 годом и составило 6362. В целом за 2011 год в России произведено 3013 плугов, что вдвое больше выпуска 2010 года, сеялок – 5064 (больше в 1,8 раза), культиваторов – 30069, борон – 5865 (больше в 1,5 раза), косилок – 3795 (больше в 1,3 раза). Вместе с тем этого явно недостаточно.

Очевиден также  дефицит современных элеваторов, портовых терминалов, не удовлетворяющих  возросшим объемам перевозок. Инфраструктурные затраты несоразмерно высоки и приводят к снижению конкурентоспособности российского зерна на мировом рынке и сдерживают развитие зернового производства в России.

Многие государства  с высокоразвитым и экспортно-ориентированным  производством зерна рассматривают его как стратегически важный и постоянно возобновляемый товар. Опыт большинства экономически развитых стран показывает, что наиболее характерными признаками функционирования развитого зернового хозяйства и его рынка являются: относительно насыщенный и устойчивый спрос на зерно со стороны его многочисленных потребителей и соответствующее ему предложение зерна по объему, ассортименту и качеству; гибкость системы экономических отношений в цепочке «производство – потребление», достигаемая в основном за счет проведения постоянной и надежной протекционистской политики государства по отношению к отечественным производителям зерна при гарантии его сбыта на основе крупномасштабной государственной поддержки, обеспечивающей им необходимый уровень доходов для ведения простого или расширенного воспроизводства; устойчивое функционирование субъектов оптовой торговли зерном на внутреннем и внешнем зерновых рынках; наличие высокоразвитой сети специализированных кредитно-финансовых и страховых институтов, государственных и коммерческих информационно-аналитических центров и разного рода служб зернового рынка, постоянно осуществляющих его мониторинг; координация экономических действий между хозяйствующими субъектами зернового рынка при усилении конкуренции между ними, формировании рыночных цен на зерно в условиях конкурентной среды и активного государственного воздействия, окупающих затраты зернопроизводящих хозяйств; наличие развитых межотраслевых и внутриотраслевых экономических отношений при активном и разнообразном участии государства в регулировании зернового рынка на основе использования федеральных и региональных целевых программ по поддержке стабильности функционирования зернового рынка и устойчивого развития отдельных его сегментов и зерновой отрасли; наличие развитой производственной и рыночной инфраструктуры зернового рынка, формируемой при поддержке и непосредственном участии государства, позволяющей создать сравнительно благоприятные условия для самостоятельного выхода на рынок всем производителям товарного зерна и обеспечивать государству объективный и оперативный контроль за его товарными потоками; организованное и беспрепятственное перемещение зерна от производителей к конечным потребителям по территории страны, учитывающее установление территориально-отраслевых пропорций, наиболее полно отвечающих интересам развития всего зернового хозяйства страны и отдельных ее регионов, более эффективное использование их природных и экономических условий, развитие межрегиональных и межгосударственных зерновых связей; относительно развитый уровень самоорганизации производителей зерна, существование разных объединений хозяйствующих субъектов зернового рынка на местном, региональном и национальном уровнях; соответствующая условиям рыночных отношений законодательная база, реализуемая через комплексную взаимоувязанную систему государственных правовых, экономических и организационно-административных мер.

Россия также  обладает значительным экспортным потенциалом  зерна, который, однако, используется не в полной мере. В различные периоды развития, такие как кризис 1990-х, в начале новой экономики существенное влияние на экспорт оказывали политические причины. При пассивной роли государства и стихийно складывающихся рыночных отношениях разросшаяся сеть "теневых", полукриминальных связей и разного рода многочисленных посредников стали тормозить создание эффективного зернового рынка. В результате, он представил собой неконтролируемую, неорганизованную сферу купли-продажи зерна. Основной фигурой на нем выступил торговый посредник. В результате пострадавшими сторонами оказались сельские товаропроизводители (от занижения закупочных цен на продаваемое ими зерно и распределения прибыли от реализации конечной продукции), население (от высоких цен на продовольствие и снижения его качества) и государство (от недополученных налогов).

Вместе с  тем, на данный момент зерно становится стратегическим экспортным продуктом  для страны. Экспорт зерна становится жизненно необходимой составляющей развития производства зерна в Российской Федерации, ключом к повышению экономических и политических позиций страны в мире.

На мировом  рынке зерна наблюдается повышение  цен, что вызвано ценовыми колебаниями  на основных товарных и фондовых биржах. Для обеспечения устойчивого  функционирования зернового рынка  одной из ключевых задач государства является определение и поддержание системы цен. В мировой практике это достигается путем формирования государственных интервенционных фондов и проведения закупочных и товарных интервенций.

Закупочные  интервенции как средство поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей проводятся в тех случаях, когда последние не в состоянии реализовать свою продукцию по причине сокращения спроса на нее и снижения цен ниже минимального уровня их колебания. Если же на рынке возникает дефицит важнейших товаров и цены растут выше максимального уровня, то государство организует товарные интервенции, осуществляя распродажу данных товаров из резервного фонда государства. Всего в период проведения государственных закупочных интервенций в отношении зерна урожая 2011 года, с 29 ноября 2011 года по 6 марта 2012 года, закуплено 419,31 тыс. т зерна общей стоимостью около 1,922 млрд. руб. Цель интервенций – стабилизировать цены на зерновом внутреннем рынке, тем самым поддержать отечественных сельхозтоваропроизводителей. Средневзвешенная цена за весь период интервенций на пшеницу 3-го класса составила 4636 руб. за 1 т, на пшеницу 4-го класса – 4440 руб.

В настоящее  время государственные закупки  остаются основным каналом реализации зерна. В связи с чем, расширение каналов сбыта зерна и продуктов его переработки является важнейшим условием формирования рыночных отношений.

Государственные товарные интервенции проводится путем  продажи продукции из государственного интервенционного фонда (сформированного  в ходе государственных закупочных интервенций) осуществляются в случае недостатка на рынке сельскохозяйственной продукции и повышения рыночных цен сверх уровня, установленного для проведения товарных интервенций. С начала проведения государственных товарных интервенций 2012 г. из государственного интервенционного фонда на биржевых торгах продано 1,379 млн. т зерна на общую сумму 7,332 млрд. руб.

Принимаемые государством разрозненные правовые, экономические  и организационные меры поддержки  производства зерна и регулирования его рынка из-за отсутствия национальной концепции зерновой политики не дают пока значимых положительных результатов. Во многом это связано также со слабой исполнительской дисциплиной выполнения нормативно-правовых актов и принимаемых решений как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных объединений и зернопроизводящих хозяйств. Большинство причин сложного экономического положения зерновой отрасли и функционирования зернового рынка можно свести к одной – отсутствию его регулирования, игнорированию государством той особой роли зерна, которая ему принадлежит в обеспечении повышения жизненного уровня населения и продовольственной безопасности страны.

В настоящее  время без государственной поддержки сельским товаропроизводителям сложно добиться высоких показателей в зерновой отрасли. Поэтому в рамках действия федеральной Государственной программы развития сельского хозяйства в РФ на период 2013-2020 годов предусматриваются масштабные инвестиции на развитие отрасли, а также существенное совершенствование технологической базы сельских товаропроизводителей, что должно способствовать увеличению к 2020 году производства зерна в России до 125,0 млн. т, а экспортного потенциала – до 41,5 млн. т.

В современных  условиях необходима новая концепция развития внешней торговли зерном, основой которой должен стать его экспорт как постоянный и мощный стимул для наращивания производства, сокращения и ликвидации теневого оборота зерна и продуктов его переработки, повышения доходности зерновой отрасли.

В связи с  вступлением России в ВТО требуется  научная проработка вопросов, касающихся государственной поддержки зерновой отрасли и регулирования рынка зерна, повышения доходности сельских товаропроизводителей, расширение посевов зерна за счет вовлечения в оборот заброшенных земель.

Необходимо  создать организационно-экономический  механизм развития инновационных и  воспроизводственных процессов в зернопродуктовом подкомплексе, усилить исследование проблем эффективности ведения зерновой отрасли с учетом современных тенденций воспроизводства в сельском хозяйстве. Важно обеспечить более полное использование резервов производства зерна и повышения его рентабельности в каждой категории зернопроизводящих хозяйств независимо от их форм собственности, размера, применяемой системы земледелия.

Таким образом, с учетом анализа фактического состояния, сложившегося на зерновом рынке России, зерновая политика должна быть сориентирована на следующие направления:

стабилизация  и дальнейший рост объемов производства зерна до уровня, позволяющий обеспечить внутренние потребности страны, организацию резервного фонда для регулирования зернового рынка;

осуществление структурной перестройки зернового производства в направлении максимальной ориентации его на нужды потребителей зерна и продуктов его переработки;

совершенствование размещения посевов зерновых культур, создание специализированных товарных зон производства конкретного вида зерна с учетом максимального использования биоклиматического потенциала зернопроизводящих регионов.

Развитие зернового  рынка во многом определяется участием государства в регулировании. Принципы такого участия могут быть следующими:

ответственность государства за формирование и развитие зернового рынка, выражающаяся в  его регулировании;

протекционистский характер регулирования зернового рынка – это государственные меры организационно-экономического характера, связанные с формированием резервных, страховых фондов зерна и системы квотирования закупаемого зерна в государственные продовольственные и фуражные фонды;

отслеживание  тенденций развития зернового рынка  и программно-целевой подход к  его развитию, позволяющий предотвращать развитие негативных процессов и их отрицательные последствия;

формирование  единой системы регулирования зернового рынка, основанной на эффективном соотношении и обоснованности выбора направлений и методов воздействия;

развитие системы  стимулирования роста объемов производства зерна и конечной продукции зернового  производства.

Существенным  моментом регулирования производства и сбыта зерна является определение рационального соотношения мер федерального и регионального уровней.

Эффективный зерновой рынок в современных условиях предполагает наличие развитой инфраструктуры, системы взаимосвязанных экономических рычагов и стимулов, обеспечивающих баланс спроса на зерно и его предложения на рынке, экономический паритет для всех участников рынка, продовольственную, прежде всего зерновую независимость страны.

В связи с  этим, необходим ряд мер по совершенствованию инфраструктуры зернового рынка, что позволит, с одной стороны, создать благоприятные условия для выхода на рынок всех производителей товарного зерна, с другой - обеспечить государству контроль за его товарными потоками и вывести из теневого оборота значительную долю товарного зерна, сформировать государственные фонды зерна, необходимые для обеспечения первоочередных нужд страны, устойчивого функционирования зернового рынка. К числу таких мер относятся:

развитие биржевой торговли зерном, лицензирование операторов рынка;

совершенствование системы учета производства, оборота зерна и продуктов его переработки;

информационное  обеспечение участников зернового  рынка;

развитие системы  стандартов на зерно и методов определения его качества и нормативно-правовой базы регулирования зернового рынка;

повышение квалификации кадров всех уровней, создание технологических сервисных центров.

Исследование  рынка зерна позволило сделать вывод о том, что его современное состояние определяется целым комплексом институциональных, социально-экономических, экологических, организационных и технологических проблем, для решения которых возникает объективная необходимость воздействия на рынок зерна со стороны государства. При этом в перспективе рынок зерна из саморегулируемой стихийно развивающейся системы должен превратиться в систему, оптимально сочетающую в себе механизмы рыночного саморегулирования и государственного воздействия.

Подводя итог данной главы, можно сказать следующее. Повышение организации производства зерна является одной из актуальнейших проблем, успешное решение которой открывает дальнейшие возможности для ускорения темпов его развития. Развития зернового хозяйства во многом зависит как эффективность всего сельскохозяйственного производства, так и его финансовое благополучие. В зерновом клине России ведущее место занимает пшеница. На ее долю приходится 48,6 % посевной площади зерновых культур. Доля ячменя - 23,4 %, овса - 12, ржи - 7,4, кукурузы на зерно - 1,8, зернобобовых - 2,5 %. За годы реформ в структуре посевных площадей зерновых культур возросла доля продовольственных и сократилась доля фуражных. Важным фактором увеличения производства зерна, повышения его эффективности является формирование зернового рынка.

Для улучшения  производства зерна следует изыскивать внутренние и внешние резервы. К внутренним относятся резервы, которые выявляются в хозяйстве и использование их может быть осуществлено его силами и средствами. К внешним относятся резервы, действие и использование которых не зависит непосредственно от хозяйства. Кроме того, использование данных резервов может привести к повышению эффективности деятельности не только хозяйства, но и отраслей. Выявление и использование этих резервов непосредственно не зависит от субъекта хозяйствования, но оно может оказывать существенное влияние на результаты их работы.

Информация о работе Организация производства зерна. Перспективы развития