Создание крестьянско-фермерского хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 02:42, дипломная работа

Описание работы

Целями дипломного исследования являются:
раскрытие понятия и содержания права собственности крестьянского (фермерского) хозяйства;
его правового положения, специфики отдельных объектов права собственности;
правового режима собственности членов крестьянского хозяйства;
рассмотреть проблемы, возникающие перед гражданами, ведущими крестьянское (фермерское) хозяйство и рациональные пути их решения и совершенствования законодательства о данном виде предпринимательской деятельности.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общие положения о праве собственности крестьянского (фермерского) хозяйства
1.1 История возникновения и развития крестьянских (фермерских) хозяйств
1.2 Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств
1.3 Понятие и содержание права собственности крестьянских (фермерских) хозяйств
Глава 2. Специфика отдельных объектов права собственности крестьянского (фермерского) хозяйства
2.1 Движимое и недвижимое имущество
2.2 Земельные участки
Глава 3. Проблемы права собственности крестьянского (фермерского) хозяйства
3.1 Наследование имущества крестьянского (фермерского) хозяйства
3.2 Ответственность крестьянского (фермерского) хозяйства по своим обязательствам
3.3 Раздел имущества крестьянского (фермерского) хозяйства
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

дипломная работа КФХ пример.docx

— 106.30 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение

Глава 1. Общие положения  о праве собственности крестьянского (фермерского) хозяйства

1.1 История возникновения  и развития крестьянских (фермерских) хозяйств

1.2 Правовое положение  крестьянских (фермерских) хозяйств

1.3 Понятие и содержание  права собственности крестьянских (фермерских) хозяйств

Глава 2. Специфика отдельных  объектов права собственности крестьянского (фермерского) хозяйства

2.1 Движимое и недвижимое  имущество

2.2 Земельные участки

Глава 3. Проблемы права собственности  крестьянского (фермерского) хозяйства

3.1 Наследование имущества  крестьянского (фермерского) хозяйства

3.2 Ответственность крестьянского  (фермерского) хозяйства по своим  обязательствам

3.3 Раздел имущества крестьянского  (фермерского) хозяйства

Заключение

Библиографический список

Приложение

 

Введение

Актуальность темы исследования. В современных условиях политической и экономической жизни нашего общества российское законодательство переживает бурное развитие. Переход  от плановой экономики к рыночным отношениям вызвал значительные изменения  правового статуса участников гражданского оборота.

Крестьянские (фермерские) хозяйства  становятся реальностью современного села.

С зарождением нового уклада в сельском хозяйстве связываются  наши надежды на решение продовольственной  проблемы и прогрессивное развитие аграрного сектора страны. Российское законодательство именует данный уклад  крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. В этом просматривается историческая связь ушедших и современных  поколений крестьян, извечных производителей продовольствия для горожан. До сплошной коллективизации сельского хозяйства, осуществленной по так называемому "ленинскому кооперативному плану" принудительно, с нарушением принципа добровольности кооперирования, крестьянские хозяйства составляли многомиллионный отряд мелкотоварных производителей. Правда назывались они хозяйствами единоличников, хотя фактически это были в основе семейные подворья.

Сегодня речь идет, конечно, не о восстановлении единоличных  крестьянских хозяйств. Подворья крестьян-единоличников  существовали в иных социально-экономических  условиях. В основном там использовались ручной труд, живая тягловая сила, примитивная  техника. Сейчас наименование "крестьянские" показывает, что воссоздаются хозяйства, владельцами и управляющими которых  являются крестьяне - особый социальный слой жителей села, занятых производством  сельскохозяйственной продукции на индивидуальной либо семейной основе, полноправных собственников принадлежащих  им средств производства и произведенной  продукции. Иными словами, возрождаются не хозяйства единоличников, а индивидуальная и семейная формы хозяйствования и собственности на селе.

Вместе с тем правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств до сих пор четко не определено, что вызывает множество споров в  теории и на практике. В нормативных  правовых актах, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, и  прежде всего в Гражданском кодексе  Российской Федерации не учитывается  их существенные особенности. В результате некоторые виды взаимоотношений - как  право собственности, наследование имущества и ответственность  крестьянского хозяйства по своим  обязательствам - остаются либо вообще вне сферы правового регулирования, либо регулируются недостаточно четко. Многие проблемы в отношении права  собственности крестьянского (фермерского) хозяйства обусловлены тем, что  в теории аграрного и гражданского права не достаточно разработаны  концептуальные подходы к названному виду хозяйствования.

Степень научной разработанности. Проблемами права собственности  крестьянского (фермерского) хозяйства  в российском законодательстве занимались такие ученые как Беляева З.С., Бурова B. C., Галиновская Е.А., Губин  Е.П., Емельянов М.В., Калинин Н.И., Крашенинников П.В., Лаптев В.В., Лахно  П.Г., Макарова О.А., Пиляева В.В., Садиков  О.Н., Седугнн М.И., Суханов Е.А., Тихомиров  М.Ю., Устюкова В.В., Фоков А.П., Хохлов С.А. и другие.

Целями дипломного исследования являются:

раскрытие понятия и содержания права собственности крестьянского (фермерского) хозяйства;

его правового положения, специфики отдельных объектов права  собственности;

правового режима собственности  членов крестьянского хозяйства;

рассмотреть проблемы, возникающие  перед гражданами, ведущими крестьянское (фермерское) хозяйство и рациональные пути их решения и совершенствования  законодательства о данном виде предпринимательской  деятельности.

Исходя из названных целей, определены следующие основные задачи дипломного исследования:

провести анализ действующего российского законодательства в  части определения крестьянского (фермерского) хозяйства;

рассмотреть историческое развитие данной формы предпринимательской  деятельности;

рассмотреть содержание права  собственности крестьянского (фермерского) хозяйства;

изучить специфику объектов права собственности;

предложить возможные  пути решения проблем.

Объектом исследования дипломной  работы являются общественные отношения  возникающие в области права  собственности крестьянского (фермерского) хозяйства в Российской Федерации.

Методы исследования. Проведенное  исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений  окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование  положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в дипломной работе, осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового  исследования: историко-правового, статистического  и логико-юридического.

По структуре работа состоит  из введения, трех глав, включающих в  себя восемь параграфов, заключения, списка используемой литературы, приложений.

 

Глава 1. Общие  положения о праве собственности  крестьянского (фермерского) хозяйства  

 

1.1 История возникновения  и развития крестьянских (фермерских) хозяйств

В России начало ведению  крестьянских (фермерских) хозяйств положила Столыпинская аграрная реформа, суть которой  состояла в том, что царским Указом от 9 ноября 1906 года каждому крестьянину  было разрешено выйти из общины со своим наделом и стать самостоятельным  и независимым хозяином. Указом и  последующими законодательными актами предусматривалось сведение надельной  земли к единому массиву (отрубное хозяйство) или к обособлению  земельного участка с возведением  на нем усадьбы - жилого дома и хозяйственных  построек (хуторское хозяйство). Реформа  дала некоторый толчок развитию капиталистических  отношений в российской деревне, но обеспечить прогресс производительных сил аграрного сектора не могла  ввиду примитивности агропроизводства[1].

В 1910 году 43 процента орудий вспашки почвы составляли сохи. На всю страну насчитывалось всего 187 тракторов. В 1901 - 1905 годах по 50 губерниям  среднегодовая урожайность пшеницы  составляла 45 пудов с десятины (1,09 га), а в 1906 - 1910 годах - 42,7 пудов, т.е. снизилась  и была в четыре раза меньше, чем  в Англии, и в два раза меньше, чем во Франции[2].

Согласно переписи 1912 года 31,5 процента крестьянских хозяйств были безлошадными, поэтому удобрения (в  виде навоза) при правильном использовании  могло бы хватить лишь на 15 процентов  посевов[3].

Столыпинские преобразования в деревне были неоднозначно восприняты практически всеми слоями российского  общества, в том числе самим  крестьянством, мировоззрение которого строилось на понятиях соборности, общинности.

Произошедшие затем революционные  события привели к полному  уничтожению зарождавшегося слоя фермерских хозяйств, да и о передаче земли  в собственность крестьян пришлось забыть на многие годы.

После провозглашения в 1990 - 1992 годах аграрной и земельной  реформ начался новый этап в истории  преобразования отечественного сельского  хозяйства. Формирование конкурентной среды в аграрном секторе экономики  страны стало одной из главных  целей, на достижение которых были направлены действия реформаторов. Однако процесс  перевода сельского хозяйства на рыночные рельсы шел сложно и противоречиво.

Начало этим преобразованиям  положило принятие в 1990 году II Съездом  народных депутатов Российской Федерации  Постановления "О программе возрождения  российской деревни и развития агропромышленного  комплекса"[4], Закона "О социальном развитии села"[5], принятие в 1990 - 1991 годах Верховным Советом Российской Федерации Земельного кодекса РСФСР[6], Законов "О земельной реформе"[7], "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"[8], "О предприятиях и предпринимательской деятельности"[9], "О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами"[10], "О плате за землю"[11], а также вступление в силу Постановлений Совета Министров РСФСР от 29.12.1991 № 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов"[12]. Этими нормативными правовыми актами были определены три важнейших направления преобразований в аграрном секторе: организационно-экономическое, социальное и правовое.

В 1991 году были сделаны первые практические шаги в формировании многоукладной  аграрной экономики. Одним из таких  укладов стало фермерство - малая  форма агробизнеса на семейной основе. В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано около 264 тысяч фермерских хозяйств, за ними закреплено 14,3 миллиона гектаров земли[13].

Однако их значимость в  производстве сельскохозяйственной продукции  невелика. В структуре валовой  продукции сельского хозяйства  на их долю приходится не более 4 процентов[14]. Конечно, проблема становления фермерских хозяйств в Российской Федерации имеет не только экономические, но внеэкономические аспекты. Создание слоя конкурентоспособных фермерских хозяйств возможно лишь при условии решения комплекса задач: экономических, правовых и социально-демографических.

Без разработки концепции  повышения эффективности фермерских хозяйств невозможно говорить об их конкуренции  с крупными производственными формами.

Исторические, геополитические  и экономические условия функционирования российского аграрного сектора  России таковы, что фермерский уклад  не может быть доминирующим, как  в западных странах. Однако и в  России семейные фермерские хозяйства  при определенных условиях могут  стать значимой составляющей частью многоукладной аграрной экономики. Потенциал для развития фермерства в России существует. Социальная база формирования фермерских хозяйств перед началом аграрной реформы в Российской Федерации составляла около 5 - 6 процентов от трудоспособного населения деревни, т.е. примерно 1,2 миллиона человек[15].

По данным Госкомстата, по состоянию на начало марта 2003 г. в  России насчитывалось всего 264 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств (причем за предшествующие шесть лет их количество не увеличивалось) [16].

До введения в действие нового Закона на федеральном уровне было принято немало актов, посвященных  поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств. Среди таких актов, содержащих нормы права, следует назвать  Указ Президента РФ от 27.07.1993 г. № 1139 "О  некоторых мерах по поддержке  крестьянских (фермерских) хозяйств и  сельскохозяйственных кооперативов"[17], а также правительственные и ведомственные акты. К ним относятся, например, постановление Совета Министров РСФСР от 04.01.1991 г. № 9 "О поддержке развития крестьянских (фермерских) хозяйств, их ассоциаций, союзов и кооперативов"[18] (действующее с изменениями от 09.04.1992 г., 13.04.1993 г); постановления Правительства РФ от 21.02.1996 г. № 165 "О государственной поддержке фермерских страховых компаний"[19]; постановление Правительства РФ от 18.12.1996 г. № 1499 "О Федеральной целевой программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы"[20] (с изменениями от 27.08.1999 г); постановление Правительства РФ от 03.05.1999 г. № 481 "О государственной поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств в 1999 году"[21]; постановление Правительства РФ от 07.12.2000 г. № 927 "О государственной поддержке развития фермерства и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве"[22]; постановление Правительства РФ от 02.03.2004 г. № 121 "О возмещении из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в 2003-2004 годах в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями агропромышленного комплекса всех форм собственности, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами на срок до 5 лет"[23] и др.

Субъекты Российской Федерации  также осуществляют нормотворчество, направленное на поддержку фермерских хозяйств. Например, в Самарской  области это закон от 11.02.2004 № 17-ГД (в ред. от 07.07.2005года)"Об утверждении  комплексной программы развития агропромышленного комплекса Самарской  области на 2004-2006 годы и стратегии  развития агропромышленного комплекса  Самарской области до 2015 года"[24].

Федеральные органы государственной  власти, органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления обязаны также  оказывать поддержку фермерским хозяйствам в соответствии с законодательством  о малом предпринимательстве.

Как показывает анализ законодательства государство уделяет немало внимания вопросам развития и поддержки предпринимательства  на селе. Это делается как на федеральном  уровне, так и на уровне субъектов  Российской Федерации. 

 

1.2 Правовое положение  крестьянских (фермерских) хозяйств

Крестьянское (фермерское) хозяйство  представляет собой объединение  граждан. Данное понятие часто используется в законодательстве о некоммерческих организациях, и у читателя может  сложиться впечатление, что соответствующие  нормы применимы к фермерским хозяйствам. Поэтому следует обратить внимание на то, что к предпринимательской  деятельности фермерских хозяйств применяются  только те положения гражданского законодательства о юридических лицах, которые  регулируют деятельность коммерческих организаций.

От Закона 1990 г. новый Закон  отличается и тем, что теперь не допускается  создание хозяйства произвольной "группой  лиц", как это было раньше. В  результате применения ст.1 Закона 1990 г. возникло немало хозяйств, членами  которых являлись, например, бывшие работники подразделений реорганизованных сельскохозяйственных предприятий, не связанные между собой семейными  отношениями[25]. Согласно п.1 ст.1 комментируемого Закона фермерским хозяйством может считаться не любое объединение граждан, а только то, основу которого составляют лица, связанные родством и (или) свойством. Количество членов хозяйства, не состоящих в родстве с его главой, не может быть более пяти человек[26].

Родство - это связь между  людьми, основанная на происхождении  одного лица от другого или разных лиц от общего предка, а также  основанная на брачных семейных отношениях[27]. Таким образом, в основе родства обычно лежит кровная связь, однако закон к числу близких родственников относит также супруга (семейно-правовая связь). Кроме того, по правовому значению к родственным приравниваются отношения усыновителя (и его родственников) с усыновленным. Кровное родство подразделяется на прямое (например, отец-сын, дед-внук) и боковое, т.е. основанное на наличии общего предка (например, брат-сестра) [28].

Информация о работе Создание крестьянско-фермерского хозяйства