Проектирование мероприятий по поддержанию конкурентоспособности продукции ОАО АФ «Заречье»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Цель проекта – разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности молочной продукции ОАО АФ «Заречье».
Задачи исследования:
- Изучить теоритические аспекты по повышению конкурентоспособности продукции;
- Проанализировать процесс повышения конкурентоспособности продукции в ОАО АФ «Заречье»;
- Разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности молочной продукции ОАО АФ «Заречье».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
1.Теоритические аспекты повышения конкурентоспособности продукции……………………………………………………………………
1.1. Понятие конкурентоспособности продукции……………………….

1.2 Цена. Понятие цены, виды цен…………………………………………
1.3. Изучение рынка………………………………………………………….
1.4. Определение показателей по техническим и экономическим параметрам……………………………………………………………………
2.Характеристика ОАО АФ «Заречье»…………………………………….

2.1 Характеристика предприятия…………………………………………..
2.2 Анализ рынка……………………………………………………………
2.3. Маркетинговая деятельность ОАО АФ «Заречье»………………………………………………………………………….
3. Проектирование мероприятий для повышения конкурентоспособности молочной продукции ОАО АФ «Заречье»……..
3.1. SWOT – анализ ОАО АФ «Заречье»………………………………………
3.2. Предложения по повышению конкурентоспособности молочной продукции ОАО АФ «Заречье»……………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список используемой литературы………………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая планирование 2.docx

— 80.76 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО

«ИВАНОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ имени академика Д.К. Беляева»

 

 

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА  И ЭКОНОМИЧЕСКОГО

АНАЛИЗА В АПК

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине «ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ АПК»

НА ТЕМУ: «ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО АФ «ЗАРЕЧЬЕ»»

 

Выполнила:

Студентка 5 курса 

экономического  факультета

Бутурлина Е. Е.

Проверила:

Доцент

Коновалова Л. К.

 

 

ИВАНОВО 2013

Содержание

Введение………………………………………………………………………

1.Теоритические  аспекты повышения конкурентоспособности  продукции……………………………………………………………………

1.1. Понятие конкурентоспособности  продукции……………………….

 

1.2 Цена. Понятие  цены, виды цен…………………………………………

1.3. Изучение рынка………………………………………………………….

1.4. Определение показателей по техническим и экономическим параметрам……………………………………………………………………

2.Характеристика  ОАО АФ «Заречье»…………………………………….

 

2.1 Характеристика  предприятия…………………………………………..

2.2 Анализ  рынка……………………………………………………………

2.3. Маркетинговая деятельность ОАО АФ «Заречье»………………………………………………………………………….

3. Проектирование  мероприятий для повышения конкурентоспособности  молочной продукции ОАО АФ  «Заречье»……..

3.1. SWOT – анализ  ОАО АФ «Заречье»……………………………………

3.2. Предложения  по повышению конкурентоспособности молочной продукции ОАО АФ «Заречье»……………………………………………….

Заключение………………………………………………………………………….

Список используемой литературы………………………………………………...

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Выпуск конкурентоспособной  продукции, ее реализация позволяет  предприятию выполнять обязательства  перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности  своей продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия. Актуальность данной темы для ОАО АФ «Заречье» заключается в том, что в рамках развития рыночной экономики предприятию очень сложно выжить в окружении конкурентов, подвижность и чувствительность к изменениям которых очень велика. Поэтому выпуск продукции, которая сможет составить жесткую конкуренцию на рынке позволит предприятию занять свою нишу в данном сегменте рынка и иметь возможность развиваться, используя собственные средства, полученные от продажи продукции. Объектом исследования является Открытое Акционерное Общество Агро Фирма «Заречье» Ковровского района Владимирской области. Цель проекта – разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности молочной продукции ОАО АФ «Заречье».

Задачи исследования:

- Изучить теоритические  аспекты по повышению конкурентоспособности  продукции;

- Проанализировать процесс  повышения конкурентоспособности  продукции в ОАО АФ «Заречье»;

- Разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности молочной продукции ОАО АФ «Заречье».

Методологической основой  исследования является международный  стандарт ISO 9000, используемая литература, данные об ОАО АФ «Заречье».

При написании курсового  проекта были использованы метод сравнительного анализа, экономический ( расчет экономической эффективности),табличный.

Результаты данного исследования могут быть использованы предприятием при производстве продукции для  повышения ее конкурентоспособности  на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоритические  аспекты повышения конкурентоспособности  продукции.

1.1. Понятие конкурентоспособности  продукции

 
   Сельскохозяйственные предприятия производят продукцию в нужном количестве, ассортименте и качестве, соответствующую запросам потребителя, а также обеспечивают коммерческую деятельность по сбыту готовой продукции. В условиях рыночных отношений усиливается ее роль, усложняются задачи. 
Предприятиям необходимо знать области сбыта, потребности, спрос на данную продукцию, цены на данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем объеме продажи продукции данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений [4, с.239]. 
   В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха товара является конкурентоспособность.

   Под конкурентоспособностью следует понимать характеристику товара, которая отражает его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Показатели, выражающие такое различие, определяют конкурентоспособность анализируемой продукции в сравнении с товаром-конкурентом.

      Товар с низким качеством может быть конкурентоспособен при соответствующей цене, но при отсутствии какого-либо свойства он потеряет привлекательность вообще [16, с.135]. 
   Помимо требований к товару, выдвигаемых каждым отдельным потребителем, существуют и требования, общие для всех товаров, обязательные к выполнению. Это нормативные параметры, которые устанавливаются: действующими международными (ИСО, МЭК и др.) и региональными стандартами; национальными зарубежными и отечественными стандартами; действующими законодательствами, нормативными актами, техническими регламентами страны-экспортера и страны-импортера, устанавливающими требования к ввозимой в страну продукции; стандартами фирм—изготовителей данной продукции; патентной документацией. 
 
Если хотя бы одно из требований не будет выполнено, то товар не может быть выведен на рынок. 
  При положительном результате анализа нормативных параметров переходят к анализу конкурентоспособности товара на конкретных рынках. 
 
Существует несколько методов расчета показателя конкурентоспособности. 
Однако прежде чем рассчитывать количественное значение показателя конкурентоспособности, необходимо провести ряд дополнительных исследований. 
На первой стадии проводится экспериментальное определение или расчет всех характеристик собственного товара, включая и те, которые можно выявить только в процессе его эксплуатации. 

 

На второй — определяются цели оценки конкурентоспособности, которые  зависят от стадии жизненного цикла  товара, от стратегии и планов развития фирмы и т.д. Перед тем как  вывести новый товар на рынок, нужно удостовериться, что он по своим показателям не уступает конкурентам и может привлечь внимание покупателей. Со временем конкурентоспособность товара может либо повышаться, либо снижаться в связи с изменением предпочтений потребителей, появлением новых или уходом с рынка старых конкурентов и т.д. 
На третьей — методами маркетинга проводятся сегментация рынка и обоснование целевого сегмента [6, с.368].  
 
Параметры конкурентоспособности товара 

Конкурентоспособность товара показывает степень его притягательности для реального потребителя, т.е. уровень  предпочтения данного товара на конкретном рынке в определенный период времени. 
Конкурентоспособность определяется по трем группам параметров: потребительным, экономическим, организационным (коммерческим)  
 
   Потребительные параметры характеризуют следующие свойства: параметры назначения, качества (в том числе, с точки зрения потребителя), эргономические, эстетические и нормативные, имидж товара, его известность, торговую марку и т.п. Параметры назначения связаны с областями применения продукции и функциями, которые она обязана выполнять. Эргономические параметры характеризуют соответствие продукции возможностям человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении, т.е. показывают степень комфортности и удобства. Эстетические параметры характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида.            Нормативные параметры отражают свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством. 
    Экономические параметры формируют цену потребления, куда входит цена продажи. 
 
     Организационные (коммерческие) параметры включают систему скидок, условия платежа и поставок, послепродажное обслуживание, гарантии и т.д. 
    

   Одним из основных факторов конкурентоспособности является качество продукции. В настоящее время различают четыре уровня качества: 
1) соответствие стандарту, т.е. нормативным требованиям; 
2) соответствие использованию, когда товар должен отвечать не только требованиям стандартов, но и эксплуатационным требованиям; 
3) соответствие фактическим требованиям рынка, выражающееся в высоком качестве и низкой цене товара; 
4) соответствие латентным (скрытым, неочевидным) потребностям, в результате удовлетворения которых товар будет пользоваться предпочтением [17, с.387]. 
      На практике конкурентоспособность оценивают чаще всего с помощью товара-образца, который уже пользуется спросом на рынке и близок к общественным потребностям. Таким образом, образец выступает как воплощенные требования, которым должен удовлетворять товар, пользующийся спросом. Параметры, участвующие в оценке, определяются на основе результатов изучения рынка и требований покупателей. При этом должны использоваться критерии, которыми оперирует потребитель при выборе товара. Степень важности каждого критерия может определяться с помощью экспертных и социологических методов [13, с.398]. 

     В процессе оценки конкурентоспособности продукции необходимо следовать следующим принципам: 
 
• противоположности целей и средств субъектов рынка; 
 
• учета особенностей различных сегментов рынка; 
 
преимущественно рационального поведения субъектов рынка. 
 
    Принцип противоположности целей и средств при управлении конкурентоспособностью продукции означает, что конкурентоспособность продукции как экономическую категорию следует рассматривать в двойственном аспекте, т.е. в процессе оценки и управления конкурентоспособностью необходимо учитывать интересы обоих субъектов рыночных отношений (потребителей и производителей), целевые ориентиры которых взаимосвязаны и противоположны: для производителя важны параметры, которые влияют на уровень затрат, а для потребителя — параметры, влияющие на потребительские свойства продукции [11, с.388]. 
     Для потребителя целью совершения покупки продукции является приобретение ее качества — способности удовлетворять конкретные потребности. Стоимость факторов, удовлетворяющих данные потребности, можно представить в виде цены потребления. Каждый потребитель, выбирая конкретную продукцию, стремится добиться оптимального соотношения между уровнем потребительских свойств и расходами на ее приобретение и использование, т.е. получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат. Для измерения степени удовлетворения потребностей могут быть использованы индексы удовлетворенности потребителей, получившие широкое распространение в странах Западной Европы и США [8, с.68]. 
     С точки зрения производителя полезность продукции определяется затратно-ценовыми факторами. В долгосрочной перспективе целью действий любого производителя является достижение максимальной разницы между ценой реализации продукции и собственными затратами на ее производство. В связи с этим первостепенной задачей для производителя является формирование в сознании потребителя мнения о высокой степени полезности данной продукции. Качественный уровень процесса производства продукции, выражающийся через производственно-технологические показатели и воплощенный в качество продукции, обеспечивает удовлетворение потребности производителя и выступает средством достижения цели — получения прибыли. 
 
Таким образом, для обоих субъектов рынка продукция представляет собой совокупность полезных свойств, материализованных в некую субстанцию, являющуюся средством удовлетворения потребностей как потребителя, так и производителя [18, с.432]. 
Принцип учета особенностей различных сегментов рынка основывается на богатой практике рыночных отношений, которая показала, что потребители на рынке не выступают единым, монолитным сообществом. Они по-разному реагируют даже на один и тот же товар с одними и теми же свойствами. При совершении покупки потребитель осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди целого ряда аналогичных, предлагаемых на рынок, и приобретает то из них, которое в наибольшей мере удовлетворяет его потребности. При этом потребитель выясняет степень соответствия параметров продукции собственным потребностям и финансовым возможностям. 

   Таким образом, конкурентоспособность продукции на разных сегментах потребительского рынка является различной. Потребители, сегментированные по указанным критериям, имеют различную структуру установок и по-разному оценивают конкурентные преимущества и недостатки продукции. Для обеспечения ее конкурентоспособности необходимо осуществлять правильную сегментацию потребителей [18, с.255]. 
    Принцип преимущественно рационального поведения субъектов рынка основан на предположении, что поведение каждого из субъектов рыночных отношений — будь то потребителя или производителя — можно рассматривать как серию взаимосвязанных рациональных действий с заранее определенной целью. Суть этих действий состоит в том, что субъект выбирает рациональные цели только в соответствии с его естественными и разумными социальными потребностями, тщательно рассчитывает оптимальный путь к удовлетворению потребностей. 
    Данная модель поведения в большей мере реализуется производителями. Любой предприниматель будет стремиться продавать продукцию по цене как можно выше себестоимости. Необходимо отметить, что даже те предприятия, которые используют в своей конкурентной борьбе демпинговые цены, прекрасно осознают, что данный инструмент приемлем лишь как один из тактических приемов выдавливания конкурентов с определенного рыночного сегмента, а не как фактор стратегического развития фирмы, долгосрочный инструмент укрепления своей рыночной позиции [13, с.109]. 
    Действия большинства потребителей продукции также подчинены принципу рациональности. Приверженность рациональному поведению повышается с ростом доли расходов потребителей на удовлетворение данной потребности или с ужесточением контроля над процессом расходования средств. Оба этих фактора характерны для описания поведения потребителей товаров промышленного назначения. Каждый потребитель стремится получить за свои деньги максимум с точки зрения количества и качества продукции. Большую часть потребительского пространства можно охарактеризовать рациональным спросом, т.е. спросом, обусловленным качествами, присущими данному товару. 
 
Нерациональный спрос означает, что часть совокупного спроса обусловлена какими-то другими факторами, не связанными с качеством товара. Таким образом, принцип рациональности поведения рыночных субъектов позволяет применять в процессе моделирования конкурентоспособности продукции законы общей теории ценности, теории полезности и другие законы психологии и социологии. 
     Предложенные принципы являются результатом синтеза ранее известных законов и концепций и выдвигаются в качестве основных для решения конкретной задачи — оценки конкурентоспособности продукции и определения стратегии и тактики возможных действий в области управления ею с целью наиболее полного удовлетворения интересов потребителей и производителей одновременно . 
 
  Конечная цель всякой фирмы — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т. е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм.

Информация о работе Проектирование мероприятий по поддержанию конкурентоспособности продукции ОАО АФ «Заречье»