Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 21:53, курсовая работа
Цель проекта – разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности молочной продукции ОАО АФ «Заречье».
Задачи исследования:
- Изучить теоритические аспекты по повышению конкурентоспособности продукции;
- Проанализировать процесс повышения конкурентоспособности продукции в ОАО АФ «Заречье»;
- Разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности молочной продукции ОАО АФ «Заречье».
Введение………………………………………………………………………
1.Теоритические аспекты повышения конкурентоспособности продукции……………………………………………………………………
1.1. Понятие конкурентоспособности продукции……………………….
1.2 Цена. Понятие цены, виды цен…………………………………………
1.3. Изучение рынка………………………………………………………….
1.4. Определение показателей по техническим и экономическим параметрам……………………………………………………………………
2.Характеристика ОАО АФ «Заречье»…………………………………….
2.1 Характеристика предприятия…………………………………………..
2.2 Анализ рынка……………………………………………………………
2.3. Маркетинговая деятельность ОАО АФ «Заречье»………………………………………………………………………….
3. Проектирование мероприятий для повышения конкурентоспособности молочной продукции ОАО АФ «Заречье»……..
3.1. SWOT – анализ ОАО АФ «Заречье»………………………………………
3.2. Предложения по повышению конкурентоспособности молочной продукции ОАО АФ «Заречье»……………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список используемой литературы………………………………………………...
2.Характеристика ОАО АФ «Заречье»
2.1 Характеристика предприятия
Открытое акционерное общество Агрофирма «Заречье» Ковровского района Владимирской области является сельскохозяйственным предприятием. Общество является юридическим лицом, действует в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» , Гражданским кодексом РФ и свою деятельность организует на основании Устава.
Полное фирменное наименование организации: Открытое акционерное общество Агрофирма «Заречье» (далее сокращенно ОАО АФ «Заречье»).
ОАО АФ «Заречье» создано путем слияния Закрытого акционерного общества Агрофирма «Заречье» и Закрытого акционерного общества «Новое Заречье».
Организационно-правовая форма предприятия – открытое акционерное общество.
Уставный капитал Общества определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы его кредиторов, и составляет 550 000 (пятьсот пятьдесят тысяч) рублей.
Уставный капитал разделен на обыкновенные именные акции в количестве 55 000 (пятидесяти пяти тысяч) штук номинальной стоимостью 10 (десять) рублей каждая. Общее количество акционеров – 410 человек.
Целями деятельности ОАО АФ «Заречье» являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли.
Предметом деятельности Общества является:
Таблица 1.
Показатели размера АО АФ «Заречье»
Показатели |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Темп прироста 2012 г. к 2008 г.в % |
Валовая продукция по себестоимости, тыс. руб. |
31388 |
33767 |
28059 |
27506 |
30565 |
-2,63 |
Товарная продукция (выручено), тыс. руб. |
25520 |
28379 |
28987 |
33317 |
35642 |
39,66 |
Общая земельная площадь, га в том числе сельхозугодий, га |
3654 2366 |
3654 2366 |
3654 2366 |
3654 2366 |
3654 2366 |
- - |
из них пашни |
1391 |
1391 |
1391 |
1391 |
1391 |
- |
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. в т.ч. основных средств сельскохозяйственного назначения, тыс. руб. |
41712,5 |
45911,5 |
46358 |
47173 |
51732 |
29,08 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. |
17876 |
19413 |
18966,5 |
19523 |
19957 |
11,64 |
Среднегодовая численность работников, чел. в том числе занятых в |
92
88 |
88
84 |
73
69 |
71
69 |
72
66 |
-27,73
-25 |
Поголовье скота, усл. гол. |
753 |
732 |
717 |
708 |
704 |
-6,50 |
Энергетические мощности, тыс. кВт*ч |
6755 |
5832 |
5351 |
5140 |
4839 |
-28,36 |
В ОАО АФ «Заречье» за период 2008-2012 г.г. произошло постепенное снижение валовой продукции с 31388 тыс. руб. до 30565 тыс. руб., уменьшение составило 2,62% . Товарная продукция увеличилась; в 2012 г. достигла значения 35642 тыс. руб., т.е. увеличилась на 39,66 % по сравнению с 2008 г. Увеличение товарной продукции свидетельствует об увеличении спроса на продукцию выпускаемую ОАО Агрофирмой «Заречье».
Таблица 2.
Структура денежной выручки
Показатели |
Годы | |||||||||||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Темп прироста 2012 г. к 2008 г., % | |||||||
тыс. руб. |
% к итогу |
тыс. руб. |
% к итогу |
тыс. руб. |
% к итогу |
тыс. руб. |
% к итогу |
тыс. руб. |
% к итогу |
тыс. руб. |
% | |
Зерновые и зернобобовые культуры, в том числе: |
1402
|
4,83 |
2237 |
6,94 |
1582 |
4,82 |
1691 |
5,02 |
1814 |
4,33 |
412 |
29,38 |
Пшеница |
245 |
0,84 |
285 |
0,88 |
160 |
0,49 |
271 |
0,80 |
275 |
0,65 |
30 |
12,24 |
Рожь |
294 |
1,01 |
923 |
2,86 |
884 |
2,69 |
430 |
1,27 |
816 |
1,94 |
522 |
177,55 |
Ячмень |
360 |
1,24 |
138 |
0,43 |
265 |
0,81 |
- |
- |
5 |
0,01 |
-355 |
-98,61 |
Овес |
476 |
1,64 |
876 |
2,72 |
273 |
0,83 |
990 |
2,94 |
718 |
1,71 |
242 |
50,84 |
Прочие |
27 |
0,09 |
15 |
0,05 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Картофель |
1032 |
3,56 |
594 |
1,84 |
463 |
1,41 |
145 |
0,43 |
- |
- |
- |
- |
Прочая продукция |
471 |
1,62 |
446 |
1,38 |
994 |
3,03 |
124 |
0,36 |
384 |
0,91 |
-87 |
-18,47 |
Продукция растениеводства собственного производства, реализованная в переработанном виде |
188 |
0,65 |
308 |
0,96 |
203 |
0,62 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
ИТОГО ПО РАСТЕНИЕВОДСТВУ |
3093 |
10,67 |
3585 |
11,13 |
3242 |
9,87 |
1961 |
5,83 |
2198 |
5,24 |
-895 |
28,93 |
Скот в живой массе |
1610 |
5,52 |
1940 |
6,02 |
1875 |
5,71 |
2204 |
6,55 |
1552 |
3,70 |
-58 |
-3,60 |
Молоко цельное |
9180 |
31,65 |
8563 |
26,57 |
10053 |
30,62 |
8935 |
26,57 |
10020 |
23,92 |
840 |
9,15 |
Мед |
19 |
0,07 |
41 |
0,13 |
31 |
0,09 |
16 |
0,04 |
56 |
0,13 |
37 |
194,73 |
Прочая продукция |
1451 |
5,00 |
1483 |
4,60 |
1459 |
4,44 |
1823 |
5,42 |
1122 |
2,67 |
-329 |
-22,67 |
Продукция животноводства собственного производства, реализованная в переработанном виде, в том числе: |
10176 |
35,34 |
12767 |
239,62 |
12327 |
37,55 |
13971 |
41,54 |
20694 |
49,40 |
10518 |
103,36 |
Молочные продукты |
9090 |
31,34 |
11552 |
35,85 |
10997 |
33,49 |
12423 |
36,94 |
18763 |
44,79 |
9673 |
106,41 |
Мясо и мясопродукция |
1086 |
3,74 |
1215 |
3,77 |
1330 |
4,05 |
1548 |
4,60 |
1931 |
4,61 |
845 |
77,81 |
ИТОГО ПО ЖИВОТНОВОДСТВУ |
22427 |
77,33 |
24794 |
76,94 |
25745 |
78,41 |
26949 |
80,14 |
33444 |
79,85 |
11017 |
49,12 |
Промышленная продукция |
1817 |
6,27 |
2558 |
7,94 |
2558 |
7,79 |
2701 |
8,03 |
4310 |
10,29 |
2493 |
137,20 |
Работы и услуги |
1664 |
5,74 |
1287 |
3,99 |
1287 |
3,92 |
2015 |
5,99 |
1931 |
4,61 |
267 |
16,04 |
ВСЕГО |
29001 |
100 |
32224 |
100 |
32832 |
100 |
33626 |
100 |
41883 |
100 |
38983 |
44,41 |
Наибольший удельный вес в структуре товарной продукции занимает реализация продукции животноводства собственного производства в переработанном виде – 49,40% %, на втором месте – реализация молочных продуктов– 44,90%, на третьем месте – цельное молоко – 23,92 %.
Коэффициент специализации: 100/502,74 =0,20
Полученный коэффициент специализации свидетельствует о том, что ОАО АФ «Заречье» относится к предприятиям с низким уровнем специализации.
2.2 Анализ рынка
Россия входит в десятку мировых потребителей молока и молочной продукции и представляет собой крупный молочный рынок. При этом она остается одним из наиболее перспективных с точки зрения роста потребления молочной продукции, особенно в сегменте молочных продуктов с высокой добавленной стоимостью. Объем потребления молока и молочной продукции в натуральном выражении в России устойчиво растет в среднем на 9% в год на протяжении последних пяти лет. В настоящее время емкость рынка молока составляет около 7,5 млн. тонн и оценивается по различным источникам от 4,5 до 6 млрд. долларов США в год.
По данным Министерства сельского хозяйства и Росстата среди основных групп молочной продукции наиболее значительная доля рынка приходится на цельное молоко, кисломолочные продукты, йогурты, сметану, творог и сливки. Доля цельного молока на рынке составляет около 84% в количественном выражении. Следующими по значимости для потребления видами молочной продукции являются сыр, занимаемая доля рынка около 8%, затем масло с долей рынка 5%. При этом важно отметить, что за последние пять лет потребление сыра в России возросло в три раза. На фоне роста всего объема молочного рынка и значительного прироста сырного сегмента, потребление масла и цельного молока растет намного медленнее, рост составляет примерно 6-8% в год. В сегменте цельномолочной продукции, увеличение наблюдается в натуральном выражении на 8% в год, наибольшую долю занимает стерилизованное и пастеризованное молоко, оно занимает долю 60% от всего рынка молочной продукции. Затем идут кисломолочные продукты, включая йогурты, этот сегмент рынка составляет более 25%, сметана 7%, творог 5%.
Такова ситуация на рынке молока в целом по России. Однако стоит рассмотреть конкретно рынок в рамках которого функционирует исследуемое предприятие – ОАО АФ «Заречье». Итак, по данным администрации Ковровского района Владимирской области в 2012 г. сфера сельского хозяйства района характеризуется положительной динамикой развития. Поголовье КРС во всех категориях хозяйств составило 6730 голов (101,3% к 2011 г.), в том числе коров 2930 голов (101.3% к 2011 г.). Валовое производство молока в хозяйствах всех категорий составило 16,8 тыс. тонн, что на 12% больше показателя предыдущего года. Наибольший рост валового производства молока в процентном выражении получили животноводы ООО СХП «Муравия» (147,2%), ЗАО СХП «Павловское» (124,7%) ,СПК «Активист» (112,8%), ООО «Новая жизнь» (106,4%), ООО «Родник» (105,9%), ОАО АФ «Заречье» (105,3%).
Надой на 1 корову в сельскохозяйственных организациях по сравнению с 2011 годом вырос на 9% и достиг 5983 кг. По продуктивности коров за период 2012 г. лидируют ООО СПХ «Муравия» (7835 кг), СПК «Активист» (6709 кг). Изменилось в лучшую сторону и качество молока, поставляемого на предприятия молочной промышленности: 66% молока сдано высшим сортом, 34% первым сортом, всего на сумму 174 млн. руб. Средняя цена реализации 1 литра молока в этом году составила 15 руб. 80 коп.
На основе приведенной
информации можно сделать вывод
о том, что в районе функционирует
большое число
Конкурентного преимущества
можно достичь с помощью
2.3. Маркетинговая деятельность ОАО АФ «Заречье»
В ОАО АФ «Заречье» недостаточно развита отдельная маркетинговая служба, так как пока реализация товаров только налаживается. Договорами с поставщиками на поставку продукции занимается руководитель хозяйства. Некоторые каналы реализации были налажены еще до того времени, как появился перерабатывающий цех.
При этом предприятие работает напрямую, без посредников, тем самым экономя средства. Договоры о поставке заключены и действуют только в районном центре. Это говорит о том, что в ОАО АФ «Заречье» требуется расширение границ своей торговой деятельности. На предприятии успешно ведется соответствующая ценовая и товарная политика, хорошо изучен рынок, конкуренты, а так же запросы потребителей. Однако, наличие неприметной, непривлекательной для потребителя упаковки снижает конкурентоспособность продукции, не уступая при этом по вкусовым качествам продукции других производителей.
Молочная продукция ОАО АФ «Заречье» попадает на прилавки магазинов города Ковров. Это сети магазинов «Пи», «Ассорти», «Сергат плюс», «Терра», Супермаркет «Мегаполис» и во многие частные организации. Также продукция реализуется в детские сады и летние лагеря. Спрос на кисло-молочную продукцию ОАО АФ «Заречье» очень велик, что иногда руководству приходится отказываться от некоторых покупателей. ОАО АФ «Заречье»» имеет дочернюю фирму ООО «ТОРГЦЕНТР», у которой три палатки на рынках и один магазин № 79 в городе Ковров, а также два магазина и столовая-кафе «Заречье» в деревне Ручей.
Завоевание рынка следует проводить путём расширения ассортимента кисло-молочных продуктов за счёт разработки новых видов продуктов (различные йогурты, творожная масса, сыр, мороженое), а также за счёт усиленного продвижения с помощью рекламной компании уже разработанных видов продукции. При сохранении стабильного высокого качества выпускаемой продукции рассмотреть возможность корректировки ценовой политики для сохранения высокой рентабельности товаров. Постоянно повышать качество и эффективность маркетингово – сбытовой деятельности. Потенциальными конкурентами ОАО АФ «Заречье»» являются Судогодский, Суздальский, Владимирский, Юрьев-Польский, Шуйский молочные комбинаты. Все эти организации являются конкурентами в производстве кисло-молочной продукции.