Проектирование мероприятий по поддержанию конкурентоспособности продукции ОАО АФ «Заречье»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Цель проекта – разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности молочной продукции ОАО АФ «Заречье».
Задачи исследования:
- Изучить теоритические аспекты по повышению конкурентоспособности продукции;
- Проанализировать процесс повышения конкурентоспособности продукции в ОАО АФ «Заречье»;
- Разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности молочной продукции ОАО АФ «Заречье».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
1.Теоритические аспекты повышения конкурентоспособности продукции……………………………………………………………………
1.1. Понятие конкурентоспособности продукции……………………….

1.2 Цена. Понятие цены, виды цен…………………………………………
1.3. Изучение рынка………………………………………………………….
1.4. Определение показателей по техническим и экономическим параметрам……………………………………………………………………
2.Характеристика ОАО АФ «Заречье»…………………………………….

2.1 Характеристика предприятия…………………………………………..
2.2 Анализ рынка……………………………………………………………
2.3. Маркетинговая деятельность ОАО АФ «Заречье»………………………………………………………………………….
3. Проектирование мероприятий для повышения конкурентоспособности молочной продукции ОАО АФ «Заречье»……..
3.1. SWOT – анализ ОАО АФ «Заречье»………………………………………
3.2. Предложения по повышению конкурентоспособности молочной продукции ОАО АФ «Заречье»……………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список используемой литературы………………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая планирование 2.docx

— 80.76 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Цена. Понятие  цены, виды цен

 

Цены влияют на конечные финансовые результаты и рыночное положение  предприятия, при этом выступают  одним из главнейших факторов конкурентной борьбы. Цена – это денежное выражение  стоимости товара. Цена – соответствующее  количество денег, которое отдаётся за право приобретения конкретного вида продукции. Цена – это экономическая категория, означающая суму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар . 
       В основе цены лежит стоимость товара, т. е. общественно необходимые затраты на его производство. Однако это не означает, что цена каждого отдельного товара должна обязательно равняться его стоимости. Цена может отклоняться от стоимости. Колебания цен вокруг стоимости есть проявление стихийного действия закона стоимости. 
 
Основные виды публикуемых и рассчитываемых цен: 
- справочные цены - в основном цены продавца или усредненные цены по фактическим сделкам, публикуемые в печати, специальных бюллетенях и экспортных прейскурантах. Уровень реальных цен, как правило, оказывается ниже справочных. 
- базисные цены - устанавливаются соглашениями или прейскурантами на товары, выпускаемые серийно, или на товары наиболее известных марок. 
- договорные цены - устанавливаются в договорном порядке между продавцом и покупателем. 
С 1992 г. в Российской Федерации установлены следующие основные виды цен: 
- свободные (рыночные) оптовые цены на продукцию производственно-технического назначения - устанавливаются изготовителями по согласованию с потребителями и применяются с учетом налога на добавленную стоимость и себестоимости при расчетах изготовителей со всеми потребителями (кроме населения), в том числе с посредниками. 
- розничные цены - цены, по которым товары реализуются в розничной торговле независимо от того, кто покупатель товара - население, предприятия общественного питания и др. 
      Розничные цены являются свободными, т. е. складываются пол влиянием соотношения спроса и предложения. В основе розничных цен лежат цены оптовые, цены приобретения товаров предприятиями и организациями розничной торговли. К ценам оптовым предприятия розничной торговли прибавляют торговую накидку или наценку, за счет которой покрываются издержки обращения (затраты на содержание магазинов, хранение и расфасовку товаров, заработную плату продавцом и т. д.) и обеспечивается определенная прибыль. Размеры торговых наценок устанавливаются предприятиями розничной торговли самостоятельно, за исключением отдельных, преимущественно продовольственных товаров, по которым торговые наценки регулируются местными органами власти, - хлеба, молока, картофеля и др. Существуют предельные размеры торговых надбавок, превышать которые предприятия розничной торговли не вправе. В состав торговой надбавки входит налог на добавленную стоимость. 
   Непрерывный рост розничных цен отрицательно сказывается на жизненном уровне преобладающей части российского населения. 
- сопоставимые цены - цены, используемые для измерения динамики физического объема продукции, товарооборота и др. стоимостных показателей. 
 
Сопоставимые цены в основном элиминируют (устраняют) влияние изменения цен на динамику сравниваемых стоимостных показателей. При использовании сопоставимых цен объем произведенной продукции, реализованных товаров разных лет оценивается в одних и тех же, одинаковых для этих лет ценах. Применение сопоставимых цен позволяет получить объективную картину развития общественного производства, торговли, потребления товаров, особенно в условиях инфляции, непрерывного роста цен. 
     Реализация в сопоставимых ценах рассчитывается следующим образом: 
Оборот в сопоставимых ценах = Фактический (отчетный) оборот в действующих ценах / Индекс цены 

- государственные регулируемые  цены (тарифы) устанавливаются государственными  органами управления для организаций,  независимо от форм собственности,  только на ограниченный круг продукции производственно-технического назначения и услуги. 
 
- свободные (отпускные) цены - устанавливаются (с учетом налога на добавленную стоимость и себестоимости) изготовителями товаров по согласованию с розничными торговыми и другими предприятиями, реализующими товары населению, внерыночным потребителям, а также посредникам . 
 
Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах или долях единицы, представляет собой структуру цены. 
 
Если товар не облагается акцизом, то оптовая цена предприятия совпадет с отпускной и структура цены упростится. При наличии нескольких оптовых посредников будет существовать соответствующее количество однотипных элементов: покупная цена оптового посредника, продажная цена оптового посредника. В результате доля снабженческо-сбытовой надбавки в составе цены возрастет, а структура цены товара усложнится. Зная структуру цены производимой предприятием продукции, можно выявить, какую долю в цене занимают затраты, прибыль и косвенные налоги. На основе этого определяются резервы снижения себестоимости, вырабатывается ценовая стратегия, а также выбирается метод ценообразования, соответствующий данному моменту и цели предприятия . 
     В рыночной экономике цена является одним из основных показателей конкурентоспособности продукции. Однако не всегда верно делать выводы о конкурентоспособности только по уровню цены или по ее соотношению с ценой предприятия-конкурента.  
       Уровень цены производства определяет ценовую конкурентоспособность товара. Понятно, что чем ниже этот уровень, тем при прочих равных условиях выше конкурентоспособность производимой продукции на рынке и, значит, предпочтительнее позиции ее изготовителя в соперничестве с другими производителями аналогичной продукции. И наоборот, более высокий уровень цены снижает ценовую конкурентоспособность товаров, сводя ее нередко к нулю. С учетом данных условий формируется ценовая политика с целью повышения конкурентоспособности производимых товаров [10, с.203]. 
          Фирмы подходят к проблемам ценообразования по-разному. В мелких цены часто устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений и управляющие по товарным ассортиментам. Но и здесь высшее руководство определяет общие установки и цели политики цен и нередко утверждает цены, предложенные руководителями нижних эшелонов.  
     На политику цен влияют управляющие службой сбыта, заведующие производством, управляющие службой финансов, бухгалтеры [8, с.200]. 
 
^^

1.3. Изучение рынка

 
         Рынок создается вокруг различных  объектов представляющих какую-нибудь ценность. В этом плане говорят о рынке потребительских товаров, рынке труда и т.д. Существуют следующие типы рынков: потребительский рынок и рынок организаций или организационные рынки. Последние подразделяются на рынки продукции производственно-технического назначения, рынки перепродажи и рынки государственных учреждений. 
Существует рынок продавца и рынок покупателя. Он бывает потенциальный, доступный, квалифицированный доступный, целевой, косвенный. 
При проведении сегментации рынка надо принимать в расчет те или иные его особенности, учитывать своеобразие продуктов, реализуемых на различных рынках [12, с.235]. 
 
    В основе выбора целевых рынков лежит изучение такого базового показателя, как рыночный спрос. Рыночный спрос - общий объем продаж на определенном рынке (частом или совокупном) определенной марки товара или совокупности марок товаров за определенный период времени . 
      На величину спроса оказывают влияние, как неконтролируемые факторы внешней среды, так и факторы, представляющие собой совокупность усилий, прилагаемых на рынке конкурирующими фирмами. 
    Целью проведения исследования позиций организации в конкурентной  борьбе и конкурентоспособности её определенных продуктов является сбор и анализ информации, необходимой для выбора конкурентных стратегий. Выбор последних определяется результатами исследований следующих двух кругов проблем. 

   Во-первых, необходимо установить привлекательность данной отрасли в долгосрочной перспективе. Во-вторых, необходимо определить конкурентные позиции организации и ее продуктов по сравнению с другими организациями данной отрасли [19, с.458].

С точки зрения организации  деятельности организаций-конкурентов  на рынке и завоевание ими таких  сильных позиций можно выделить следующие основные факторы, требующие изучения: 

  • имидж фирмы;
  • концепция продукта, на которой базируется деятельность фирмы;
  • качество продуктов, уровень их соответствия мировому уровню (обычно определяется путем опросов, сравнительных тестов и расчетов);
  • уровень диверсификации производственно-хозяйственной деятельности (видов бизнеса), разнообразие номенклатуры продуктов;
  • суммарная рыночная доля главных видов бизнеса;
  • мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, характеризующей возможности по разработке новых продуктов (размер бюджета НИОКР, число сотрудников, оснащенность предметами и средствами труда, эффективность НИОКР);
  • мощность производственной базы, характеризующей возможности перестраиваться на выпуск новых продуктов и наращивать объемы выпуска основной продукции (число занятых, оснащенность основными фондами, их уровень и эффективность использования, структура издержек, в том числе использование фактора экономии в зависимости от объема и освоенности выпуска;
  • стабильность финансово-экономического положения. Финансы как собственные, так и привлеченные со стороны;
  • рыночная цена с учетом возможных скидок и наценок;
  • частота и глубина проводимых маркетинговых исследований, их бюджет;
  • предпродажная подготовка, которая свидетельствует о способности организации привлекать и удерживать потребителей за счет более глубокого удовлетворения их потребностей;
  • эффективность сбыта с точки зрения использования товароведения;
  • уровень стимулирования сбыта (работников сбытовых служб предприятия, торговых организаций и потребителей);
  • уровень рекламной деятельности;
  • уровень после продажного обслуживания.

   В данном вопроснике указаны только важнейшие исследования деятельности организаций-конкурентов, перечень вопросов модно детализировать и дополнять за счет за счет вопросов по изучению конкурентоспособности [8, с.320].  
 
  Остро стоит проблема сбора информации о конкурентах. Эта проблема для разных отраслей и видов деятельности решается с разной степенью сложности. Так, для предприятий, входящих в состав отраслей, тяготеющих к монополистическим или олигополистическим структурам, легче получать информацию из вторичных источников (объемы и ассортимент выпускаемой продукции, цены, объемы продаж на разных рынках, финансовое положение предприятий и т.д.), чем для предприятий, входящих в состав сильно дисперсных отраслей. В данном случае возрастает роль первичной информации, собираемой от потребителей, посредников и других источников. Особенно сложно это делать фирмам, представляющим не массовые услуги специфического характера [17, с.227]. 
 
  Велика роль неформальных методов сбора данных, осуществляемого, зачастую, путем проведения технической и коммерческой разведки. 
  Результаты исследования всех аспектов деятельности конкурентов используются для определения, с кем не стоит ввязываться в конкурентную борьбу, служат целям выбора эффективных стратегий рыночной деятельности. 
   Ещё одно важное понятие – сегментация рынка. Это классификация потребителей на группы, отличающиеся относительной однородностью спроса, вкусов и предпочтений. Сегментируют рынки потому, что понимают – нельзя делать продукт для всех. 
   Организация должна решать, какие из проанализированных рыночных сегментов она должна выбрать и рассматривать в качестве целевых рынков. 
    В ходе анализа конкретных сторон деятельности конкурентов часто возникают вопросы и проблемы общего характера, связанные с необходимостью объяснения мотивов тех или иных действий. Если ограничится при их анализе только внутренними особенностями и условиями деятельности предприятий, многие вопросы останутся без ответов [7, с.159]. 
   Конкурентная среда предприятия часто отождествляется с маркетинговой средой, включающей совокупность субъектов и факторов рынка, влияющих на отношение между производителями и потребителями продукции. Особенности конкурентной среды предприятия определяются типом конкуренции на рассматриваемом рынке [5, с.248]. 

1.4. Определение показателей по техническим и экономическим параметрам

   

Технические параметры: 
     1.Показатели назначения товара, характеризующие его отдачу, использование по назначению на конкретном рынке. 
   

    2.Надежность товара – сложное свойство качества, которое зависит от безотказности, ремонтопригодности, сохраняемости свойств и долговечности товара. 
   Безотказность – свойство надежности товара сохранять работоспособность в течение некоторой наработки в часах без вынужденных перерывов. К показателям безотказности относится вероятность безотказной работы, средняя наработка до первого отказа, наработка на отказ, интенсивность отказов, параметр потока отказов, гарантийная наработка. 
    Сохраняемость (стабильность) свойств качества объекта характеризует долю снижения важнейших показателей назначения, надежности, эргономичности, экологичности, эстетичности (дизайна), патентоспособности по мере использования объекта. Каждый показатель имеет свою функцию и, соответственно, долю снижения первоначальных показателей. 
     Ремонтопригодность – свойство объекта, заключающееся в приспособлении к предупреждению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов. 
      Долговечность – свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. К показателям долговечности объекта относят нормативный срок службы (срок хранения), срок службы до первого капитального ремонта и др. показатели. 

    3. Экологичность и безопасность применения товара 
     Показатели экологичности товара – одни из важнейших свойств, определяющих уровень его качества. К ним относятся показатели, оказывающие вредное воздействие объекта на воздушный бассейн, почву, воду, природу, здоровье человека и животного мира. 
 
     4. Показатели эргономичности товара 
    Эргономические показатели качества используются при определении соответствия объекта эргономическим требованиям, предъявляемым, например, к размерам, форме, цвету изделия и элементам его конкуренции.

     Эргономические  показатели качества охватывают  всю область факторов, влияющих  на работающего человека и  эксплуатируемые изделия. 
 
    5. Показатели технологичности товара 
     Технологичность – свойство, показывающее насколько близко конструкция учитывает требования существующей технологии и организации освоения, производства, транспортирования и технологического обслуживания объекта. Технологичная конструкция обеспечивает минимизацию продолжительности работ и затрат ресурсов на всех стадиях жизненного цикла объекта. 
    К основным показателям технологичности конструкции относятся следующие: коэффициент межпроектной унификации (заимствования) компонентов конструкции, коэффициент унификации (заимствования) технологических процессов, удельный вес деталей с механической обработкой, коэффициент прогрессивности технологических процессов. 

    6. Эстетичность товара 
   Эстетичность – комплексное свойство, оказывающее влияние на чувственное восприятие человеком всего изделия в целом с точки зрения его внешнего вида.  
   
   7. Показатели стандартизации и совместимости объекта 
    Стандартизация предусматривает рациональное сокращение количества типоразмеров составных частей в проектируемых и изготавливаемых объектах. 

    8. Патентно-правовые показатели объекта 
    Патентно-правовой уровень промышленного изделия оценивается при помощи двух безразмерных показателей: показателя патентной защиты (или патентоспособности) и показателя патентной чистоты. 
    Показатель патентной защиты характеризует количество и весомость новых отечественных изобретений, реализованных в данном изделии, то есть характеризует степень защиты изделия принадлежащими отечественным фирмам авторскими свидетельствами в стране и патентами за рубежом с учетом значимости отдельных технических решений. Показатель патентной чистоты характеризует возможность беспрепятственной реализации товара на внутреннем и внешних рынках [25, с.341]. 
 
     9. Показатели качества сервиса товара 
    Качество сервиса товара является одним из факторов конкурентного преимущества. Необходимо не только создать качественный товар с оптимальными затратами, но и обеспечить простоту, надежность и экономичность его испытаний, упаковки, транспортирования, монтажа, обслуживания и утилизации. Документы и персонал должны гарантировать достоверность информации, рекламы, маркировки товара. Перечень показателей качества сервиса определяется особенностями товара и конкретными требованиями потребителей. 
 
     10. Наличие сертификата соответствия и знака соответствия на товар.  
      Мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, мерилом результативности их хозяйственной деятельности, экономического благополучия страны. 
 

Информация о работе Проектирование мероприятий по поддержанию конкурентоспособности продукции ОАО АФ «Заречье»