Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 11:44, курсовая работа
Многие хозяйственные зоны, в которых работают предприятия, характеризуются повышенным риском, т.к. нет достаточного знания о поведении потребителей, позиции конкурентов, о правильном выборе партнеров, нет надежных источников получения коммерческой и иной информации. В сбытовой деятельности предприятий России существует множество проблем. Руководители предприятий, производящих конечную или промежуточную продукцию, чувствуют ограничения со стороны платежеспособного спроса населения и предприятий-потребителей. Вопрос сбыта вошел в сферу непосредственного контроля руководства предприятий. Как правило, госпредприятия не имели и не имеют квалифицированных работников службы сбыта. Сейчас почти все предприятия осознали важность сбытовой программы. Большинству из них приходится решать тактические вопросы, т.к. многие уже столкнулись с проблемой затоваривания складов своей продукцией и резкого падения спроса на нее. Осталась неясна стратегия сбыта та продукции на рынке.
Введение 2
Глава I. Теоретические основы стратегического планирования 5
1.1 Понятие стратегического планирования 5
1.2 Методики планирования 6
Глава 2. Анализ отрасли молочного козоводства и обоснование перспектив его развития 8
2.1 Личные подсобные хозяйства 10
2.2 Фермерские хозяйства. 12
2.3 Сельскохозяйственные предприятия. 14
Глава 3. Сценарии развития отрасли молочного козоводства в России 17
3.1 Оптимистический сценарий 19
3.2 Средний сценарий 23
3.3 Пессимистический сценарий. 25
3.4 Вероятный сценарий развития 28
Выводы и предложения 31
Список литературы. 35
Оглавление
Введение 2
Глава I. Теоретические основы стратегического планирования 5
1.1 Понятие стратегического планирования 5
1.2 Методики планирования 6
Глава 2. Анализ отрасли молочного козоводства и обоснование перспектив его развития 8
2.1 Личные подсобные хозяйства 10
2.2 Фермерские хозяйства. 12
2.3 Сельскохозяйственные предприятия. 14
Глава 3. Сценарии развития отрасли молочного козоводства в России 17
3.1 Оптимистический сценарий 19
3.2 Средний сценарий 23
3.3 Пессимистический сценарий. 25
3.4 Вероятный сценарий развития 28
Выводы и предложения 31
Список литературы. 35
В настоящий момент в предпринимательских структурах отсутствует система прогнозирования, что оказывает негативное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов. Период перехода страны к рыночным отношениям закончен, Россия переживает процесс интеграции в мировую экономику. Сегодня большинство субъектов Российской Федерации стабильно развиваются, растет благосостояние населения, социально-демографические и экономические характеристики общества. Стабилизация экономики страны отражается на состоянии федерального и региональных рынков, а также всех отраслей и сфер деятельности хозяйствующих субъектов, что, в свою очередь, приводит к упрочению положения и повышению конкурентоспособности самих хозяйствующих субъектов. Подобные тенденции являются предпосылкой к использованию в полном объеме таких инструментов менеджмента, как стратегическое планирование и прогнозирование развития. Интеграция в международный рынок является не только предпосылкой применения хозяйствующими субъектами методик прогнозирования, но и настоятельно требует развития подобного подхода к управлению.
Стратегическое планирование играет значительную роль в управлении хозяйственной деятельностью. Практика показывает, что лишь 5% существующих фирм разрабатывают стратегию, но именно они получают прибыль выше среднеотраслевой.
Характерная черта современного
менеджмента организации – это
усиление внимания к стратегическим
аспектам управления, связанным с
решением проблемы постоянного развития
организации в соответствии с
динамично меняющимися
Многие хозяйственные
зоны, в которых работают предприятия,
характеризуются повышенным риском,
т.к. нет достаточного знания о поведении
потребителей, позиции конкурентов,
о правильном выборе партнеров, нет
надежных источников получения коммерческой
и иной информации. В сбытовой деятельности
предприятий России существует множество
проблем. Руководители предприятий, производящих
конечную или промежуточную продукцию,
чувствуют ограничения со стороны
платежеспособного спроса населения
и предприятий-потребителей. Вопрос
сбыта вошел в сферу
Руководители при выборе потребителей учитывают: непосредственный контакт, связь с конечным потребителем, платежеспособность заказчика. Весьма актуальным для предприятия стал поиск новых потребителей, освоение новых рынков (часть руководителей ищет новых потребителей самостоятельно).
Актуальность стратегического планирования состоит в том, что никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться в своей деятельности.
Актуальность данной темы состоит в том, что молочное козоводство привлекательная, но малоизученная отрасль, которая только начинает развиваться в России. И поэтому довольно интересным для меня было проанализировать данную отрасль, найти ее преимущества и проблемы которые в ней существуют и попытаться наметить перспективы развития данной отрасли.
Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности бухгалтерских расчетов прошлого. Любое планирование предприятия базируется на неполных данных. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетентных сотрудников, менеджеров. Все планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, а сами планы взаимосвязанны с имеющимися условиями. Поэтому планы содержат в себе так называемые резервы, иначе именуемые “надбавками безопасности”, однако слишком большие резервы делают планы неточными, а небольшие влекут за собой частые изменения плана. В основу составления плана по конкретным направлениям производственных участков предприятия кладутся отдельные задачи, которые определяются как в денежных, так и в количественных показателях. При этом планирование должно отталкиваться от так называемых узких мест: в последнее время это сбыт, финансы или рабочая сила.
Стратегическое планирование не может дать полной, исчерпывающей картины будущего. Формируемая им картина будущего - это не детальное описание внешнего и внутреннего положения организации, а, скорее, его сценарное описание, носящее вероятностный характер. Очевидно, что даже несовершенное описание будущего несравненно лучше, чем его отсутствие.
В планировании используют общие и конкретные методы. Первые определяют общую методологическую направленность процесса планирования, вторые представляют собой непосредственный инструментарий планирования.
Конкретные методы можно разделить на 2 группы:
Методы получения и анализа исходной плановой информации используют на предварительном этапе планирования: методы прогнозирования, прямого счета, соотношений, структуризации и др.
По принципу действия и
способу получения информации все
методы прогнозирования можно
Среди интуитивных методов
широкое распространение
К формализованным методам относятся методы прогнозной экстраполяции и методы моделирования. Они базируются на математической теории.
Среди методов экстраполяции широкое распространение получил метод подбора функций, основанный на методе наименьших квадратов.
Методы моделирования
Для реализации экономико-математических
моделей применяются экономико-
В практике прогнозирования и планирования широко используются - также метод экономического (системного) анализа, нормативный, балансовый, расчетно-конструктивный методы. Для разработки целевых комплексных программ используется программно-целевой метод в сочетании с другими методами. Следует отметить, что представленный перечень методов и их групп не является исчерпывающим.
В России молочное козоводство никогда не было поставлено на промышленную основу, обычно ограничиваясь содержанием нескольких животных в условиях домашнего подворья. При этом для получения шерсти и пуха козы разводятся в большом количестве. За рубежом молочные козоводческие фермы с размером поголовья 300-400 животных и больше - совсем не редкость.
Для России козье молоко -
продукт редкий. Молочное направление
в козоводстве в советские
времена не получило должного развития.
У нас развивались такие
Зона молочного козоводства- Се
Практически половина всего козьего поголовья в советский период была сосредоточена в РСФСР, около 20% - в среднеазиатских республиках. В регионах наиболее развитого козоводства имелись совхозные и колхозные козоводческие фермы, а также племенные хозяйства, проводившие работу по совершенствованию продуктивных качеств коз.
Коз в России осталось немногим более 2 миллионов. Из них свыше 55 процентов - шерстяные, 39 процентов - пуховые и только 1 процент - молочные. Хотя козье молоко действительно один из самых ценных продуктов. По составу оно близко к молоку кормящей матери, подходит даже для грудных детей. Да и вообще гораздо лучше усваивается организмом, чем коровье - в нем больше витаминов, кальция, фосфора. Козье молоко почти не содержит аллергенов, полезно ослабленным детям и людям, страдающим желудочнокишечными заболеваниями и заболеваниями связанными с нарушением обмена веществ. Так по научным данным 30% населения России не могут потреблять коровье молоко из-за его непереносимости.
Проанализируем состояние отрасли молочного козоводства, для чего рассмотрим динамику поголовья молочных коз, продуктивности по категориям хозяйств.
Как было сказано выше, большая часть поголовья молочных коз как и раньше сосредоточена в личных подсобных хозяйствах (68,9%). Видна тенденция увеличения поголовья коз, что может быть обусловлено возрастанием потребности в козьем молоке как лечебного продукта, в связи с ухудшением экологической обстановки в стране, увеличением доли пожилых и больных людей, которые не могут по тем или иным причинам потреблять коровье молоко (из-за его непереносимости, аллергии и др.)
Личные подсобные хозяйства населения, в которых содержат молочных коз можно охарактеризовать так: обычно это семья в сельской местности, имеющая небольшой земельный участок, поголовье молочных коз обычно 1-2 козы для удовлетворения личных потребностей и может продающие 1-3 литрами молока в неделю односельчанам, чаще же всего в хозяйствах преобладают овцы и козы шерстных пород, используемых также на мясо. Обычно содержится не племенное поголовье, дающие низкие удои, зачастую со специфическим запахом и привкусом. Улучшать породность животных в частном секторе сложно, тем более что большинство владельцев- пожилые люди с невысокими доходами, многие из которых не в состоянии позволить приобрести породистую козочку, стоимостью около 15000 руб., вместо обычной за 3000-4000 руб.
Разница же в молочной продуктивности высокоудойных коз молочной породы, например, зааненской, и беспородных коз весьма значительна: 1000 литров против 200. В 2010 году средняя продуктивность в личных подсобных хозяйствах составила 360 л. Личные хозяйства не заинтересованы в увеличении собственного поголовья коз, прежде всего из-за того что в этом нет необходимости так как при помощи 1-2 козы они покрывают свои потребности в молоке. Конечно, могут найтись энтузиасты, решившие всерьез заняться молочным козоводством, но для этого понадобиться приложить много усилий как финансовых , так и трудовых. Так что особого увеличения поголовья коз в данной категории хозяйств ожидать не стоит.
Проанализируем фермерские хозяйства. В фермерских хозяйствах хоть и ведется племенная работа, но она не сравнится с возможностями крупных сельхоз организаций, которые могут увеличить продуктивность поголовья за год в 2 раза. Увеличение поголовья молочных коз в фермерских хозяйствах связано с увеличением интереса к молочному козоводству, более рентабельной отрасли. В средствах массовой информации можно найти все больше и больше статей про успешных фермеров-козоводов, начавших с десятка коз и вышедших на рынки со своей продукцией.
Но здесь есть одна проблема, сдерживающая развитие молочного козоводства среди фермеров- проблема сбыта, т.к. спрос на данный продукт ограниченный. Практически отсутствует промышленная переработка молока.
Во многих странах, например,
Испании, Франции, Голландии, основные
объемы козьего молока используются
для производства сыров. В нашей
стране это производство было и остается
полукустарным ремеслом. Отсутствуют
традиции и опыт производства данного
продукта. Не менее важен тот факт,
что козьи сыры не пользуются особым
спросом у отечественных
Большинство фермеров жалуется на то, что не может реализовать свою продукцию.
Это подводит нас к третьей
большой проблеме. А именно, необходимости
формирования спроса у населения
на продукцию из козьего молока,
которая для большинства
Формирование спроса - весьма затратное мероприятие. Реклама и другие мероприятия по продвижению требуют значительных материальных ресурсов, которыми сегодня на рынке не обладают и самые крупные игроки.
Информация о работе Сценарии развития отрасли молочного козоводства в России